Урок - суд над теорией Раскольникова. (10 класс, литература)
Оценка 4.6

Урок - суд над теорией Раскольникова. (10 класс, литература)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
23.09.2019
Урок - суд над теорией Раскольникова. (10 класс, литература)
Как жить : для себя или для других? Что делать, чтобы не оказаться в жизненном тупике? На эти вопросы позволит ответить урок – суд над теорией Раскольникова. Ученики попытаются пригласить на заседание суда героев произведения Достоевского. Поразмышлять о судьбах детей на страницах романа. Создадут коллажи по предложенным темам.
урок -суд над теорие Раскольникова.docx
Методическая разработка урока литературы для 10 класса по теме : «Урок-суд над теорией Раскольникова». Цели урока: 1. Закрепить знания учащихся по творчеству Достоевского; подчеркнуть, что наказание преступник несёт в самом себе, помочь уч-ся разобраться в мыслях, впечатлениях, мнениях, оценках, которые накопились в работе над романом «Преступление и наказание». 2. Воспитание чувства сострадания, сопереживания унижением, осуждение человека, пытавшегося переступить предел дозволенного, нравственно возможного ради утверждения своей человеческой личности. 3. Формирование умений давать характеристику действующим лицам, оценивать их поступки, подтверждать свои слова материалом из текста, проводить аналогии с современностью, давать сравнения. Ход урока. 1.Чтение учителем отрывков из стихотворений. Задание : озаглавьте отрывки одним словом. 1.Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. (М.Цветаева) 2.Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь. О милая! Ни в гробовом сугробе, Ни в облачном с тобою не прощусь. (М.Цветаева) 3. В декабре на заре было счастье, Длилось - миг. Настоящее, первое счастье Не из книг! В январе на заре было горе, Длилось — час. Настоящее, горькое горе В первый раз! . (М.Цветаева) 4. Христос и бог! Я жажду чуда, Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня. Люблю и крест, и шелк, и каски, Моя душа мгновений след... Ты дал мне детство ­ лучше сказки И дай мне смерть ­ в семнадцать лет! (М.Цветаева) 5. Слово страшное –старуха! Смысл неясен, звук угрюм, Как для розового уха Темной раковины шум. В нем — непонятое всеми, Кто мгновения экран. В этом слове дышит время В раковине — океан. (М.Цветаева) 6. Неподражаемо лжёт жизнь Сверх ожидания, сверх лиц… Но по дрожанию всех жил Можешь узнать: жизнь! Учитель : Каким одним словом можно объединить всё, озаглавленное вами? Это жизнь. Жизнь – понятие философское. Её нельзя ограничить рождением и смертью. Рано или поздно  перед каждым человеком встаёт вопрос : как жить? Для себя или для других? Что делать,  чтобы не оказаться в тупике? У героя романа Ф. Достоевского « Преступление и наказание»  своя точка зрения на этот философский вопрос. Чтобы осмыслить её, обратимся к тексту  произведения. Вы помните, что роман начинается с убийства, жестокого, хладнокровного. 2.Достоевский не написал, о чём думали Лизавета и Алёна Ивановна в последние мгновения  своей жизни. Но дал нам возможность поразмышлять : почему Раскольников пошёл на  убийство. А ваше мнение : вы обвиняете или защищаете Раскольникова? (Обмен мнениями) Попробуем представить сцену суда. Кого мы пригласим на него в качестве свидетелей и  обвинителей?   (Мармеладов, Соня, Катерина Ивановна, Лужин, Свидригайлов) 3. Кого забыли пригласит на суд? Чей голос, чей крик, чья боль звучит на страницах романа?  ДЕТИ. На столах – игрушки, яркие картинки. Задание : создать либо свой текст, либо рисунок, либо  стихи , или вспомнить что – то о детстве, может, спеть песенку. Детство – это ..(Чтение работ и миниатюр). 4. А какова судьба детей в романе Достоевского? Задания по группам. 1группа. Часть1 глава 4 Сцена с пьяной девочкой. Написать предысторию, что толкнуло  девушку на панель. 2 группа. Свидригайлов помог детям Катерины Ивановны. А если бы это не произошло, то  каково их будущее? 3 группа. Часть 1 глава 5(сон Раскольникова).Перечитайте сон Раскольникова. Какие мысли  проносятся в голове у мальчика, когда он видит сцену избиения лошади? Пишите от имени  мальчика, от1 –го лица. 4 группа. Часть 6 глава 6 .Девочка с лицом камелии. Каково её будущее? Защита работ через 5 ­10 минут. Учитель. Ваши рассказы звучат как обвинение. Кому это обвинение? 5.Достоевский велик и талантлив. Он предвидел, куда может привести теория Раскольникова.  Один из критиков сказал о герое : «Он стремился выполнить гуманный долг к человечеству». ­ Что  значит гуманный, гуманизм? Так как же уживаются любовь к человеку и злодейство  против него! Вспомним Библию. Вначале было Слово, и это Слово было Бог. У Раскольникова  слово­ статья. Обратимся к теории Раскольникова. Задание. 1 группа.Объясните слова Раскольникова : «Я вошь убил…» 2 группа. Дать опровержение объяснению Раскольникова его убийства ­Зачем убили Алёну Ивановну? ­Ну да, чтобы ограбить. 3 группа. Дать опровержение словам Раскольникова: ­Ну…ну, вот я решил завладеть старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не  мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета и на новую независимую дорогу стать… 4группа. Доказать ложность фразы Раскольникова  ­ Вот что : я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… 5 группа. Объяснить слова Раскольникова ­ Я сам себя убил, а не старушонку. Учитель. От каких христианских заповедей отошёл Раскольников. (Не убий, не укради, не  создавай себе кумира, возлюби ближнего своего, как самого себя). ­Какими своими заповедями заменил их? ( Разрешение крови по совести, вседозволенность,  идея необыкновенного сверхчеловека, цель оправдывает средство, кумир –Наполеон). Задание.  Найдите примеры теории Раскольникова в XX –XXI веках. 6. А теперь вынесем свой приговор теории Раскольникова, учитывая всё, о чём мы говорили.  (Защита работ через 2­3 минуты) 7. Учитель. Раскольников понёс наказание. Он оказался на каторге. Но не сразу раскаялся.  Понадобилось время. А помогли ему в этом Соня и любовь. Достоевский пишет: «Их  воскресила любовь». 8.Творческая работа в группах. Создание коллажей и текстов к ним, используя темы: «Гимн  жизни, любви, красоте, детям», «Протест против смерти, убийства» .Защита работ через 5­10  минут. 9.Рефлексия. 10.Домашнее задание. Конкурс на лучшую тему сочинения по творчеству Достоевского.

Урок - суд над теорией Раскольникова. (10 класс, литература)

Урок - суд над теорией Раскольникова. (10 класс, литература)

Урок - суд над теорией Раскольникова. (10 класс, литература)

Урок - суд над теорией Раскольникова. (10 класс, литература)

Урок - суд над теорией Раскольникова. (10 класс, литература)

Урок - суд над теорией Раскольникова. (10 класс, литература)

Урок - суд над теорией Раскольникова. (10 класс, литература)

Урок - суд над теорией Раскольникова. (10 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2019