Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения". Разработан применительно к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова. Содержит практические задания-ситуации, которые позволяют более подробно рассмотреть тему урока. Ученикам предлагается самостоятельная работа с отдельными частями параграфа и заполнение рабочего листа. В качестве закрепления изученного материала предлагаются тесты.
Урок Обществознания в 9 классе Правоотношения.doc
Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта,
содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.
Задачи урока:
образовательные: дать понятие о том, что правоотношения имеют общие признаки с
другими видами отношений, регулируются нормами права, субъекты правоотношений
должны обладать правоспособностью и дееспособностью
развивающие: развивать умение работать в парах, логически мыслить.
воспитательные: воспитывать культуру общения, формировать коммуникативные,
ценностноэтические компетентности.
Оборудование: учебник Обществознание 9 класс/под ред. Боголюбова Л.Н., 2012 г.,
Рабочие листы, тест «Правоотношения и субъекты права».
Ход урока
I. Орг. момент
II. Формулировка темы и определение целей урока.
1) Разбор ситуаций.
У вас на партах лежат листы. Обсудите в парах ситуации, которые предложены в карточке
и назовите номера тех ситуаций, которые связаны с социальными отношениями. Приведите
аргументы.
1. Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.
2. Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей
воспользоваться мобильным телефоном.
3. Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика
корреспонденцию.
4. Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.
5. Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной
ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.
Ответы: 2, 3, 5
Что такое социальные отношения? (ученики дают ответ).
Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как
представителями социальных групп. Они возникают независимо от воли и сознания людей в
процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они могут
принимать характер сотрудничества или социального конфликта.
Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные
отношения: личные, религиозные, этические и др. Характер этих отношений определяют
правила, которыми люди руководствуются в своем поведении.
Однако существует особая область человеческих отношений, которые могут быть
урегулированы должным образом только при помощи правовых норм.
Обратите внимание на ситуации под № 3 и 5. Прочитайте их еще раз. В этих ситуациях
показаны правовые отношения между людьми. Как же можно сформулировать тему
нашего урока?
Формулируется тема урока: Правоотношения и субъекты права.
Какие цели мы сегодня перед собой должны поставить?
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
Итак, приступаем к раскрытию первой цели.
III. Изучение нового материала.
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЯ. А) Так что такое «Правоотношения»?
Попробуйте самостоятельно сформулировать определение правоотношения.
(выслушиваются мнения нескольких учеников).
А сейчас проверьте правильность своих высказываний по словарю. На стр. 220 учебника
дано определение. Прочитайте его внимательно и запишите в Рабочий лист.
Правоотношение – социальное отношение, регулируемое нормами права, участники
которого имеют юридические права и обязанности, обеспечиваемые силой государства.
Б) Характерные признаки правоотношений.
Выявить характерные признаки правоотношений нам поможет это же определение.
Признаки правоотношений
1. Общественные отношения
2. Возникают на основе норм права и регулируются ими
3. Взаимное наделение субъектов правами и обязанностями
4. Носят сознательноволевой характер
5. Гарантируются государством и подкрепляются его принудительной силой
В) Элементы правоотношений.
Положите перед собой Рабочий лист. В ходе нашей беседы лист должен быть заполнен.
Элементы правоотношения (работа с текстом учебника на с.79, беседа с учащимися,
запись в рабочем листе)
Кто может быть субъектом правоотношений? (участники правоотношений)
Что является объектом правоотношений?
Для того, чтобы регулировать отношения между субъектом и объектом, необходимо
учитывать соответствующие правовые нормы, то есть права и обязанности участников
правоотношений. Это и является их содержанием.
Поработаем с ситуациями на с.83 зад.2. Объясните, какие права и обязанности возникают у
участников правоотношения в следующих ситуациях.
Как вы думаете, каковы различия между юридическими правами и обязанностями?
(Обсуждение, запись в Рабочем листе)
Я предлагаю вновь вернуться к ситуациям № 3 и 5 в карточке № 1.
Найдите элементы правоотношений в данных ситуациях.
1. Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика
корреспонденцию.
Субъекты правоотношений – Леонид и его сосед, объектом правоотношений – это ссора.
Содержанием же правоотношений будет юридическое право соседа на получение
корреспонденции и юридическая обязанность исполнение права на тайну переписки.
2. Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной
ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.
Субъекты правоотношений – Валентина и магазин, объект правоотношений стиральная
машина. Содержание – право Валентины на независимую экспертизу, обязанность магазина
удовлетворить данное право.
Работа с зад.3 на с.84.
2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
Самостоятельная работа с текстом на с.82. Выполнить зад.6 в рабочем листе (Заполните
пробелы в схеме. Соотнесите приведенные ниже примеры с субъектами правоотношений
(запишите номер примера в соответствующий столбец). Обсуждение выполненного
задания. Однако, для того чтобы стать участником правоотношения, необходимо обладать
правоспособностью и дееспособностью, которые у физических и юридических лиц
возникают поразному. Вернемся на страницу 82. Опираясь на материал, изложенный в
параграфе, постарайтесь ответить на вопросы.
что такое правоспособность?
что такое дееспособность?
когда наступает правоспособность для физических лиц?
а дееспособность?
когда наступает правоспособность и дееспособность у юридических лиц?
Объясните, какой дееспособностью обладаете вы?
V. Закрепление изученного на уроке. Выполнение тестовых заданий.
VI. Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали на уроке? Где может пригодиться вам материал, который
мы изучили сегодня?
VII. Домашнее задание. §9, с.83, задания в классе и дома (не рассмотренные на уроке). Правоотношения и субъекты права
1. Обсудите в парах ситуации, которые предложены в карточке и назовите номера тех
ситуаций, которые связаны с социальными отношениями. Приведите аргументы.
1. Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.
2. Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей
воспользоваться мобильным телефоном.
3. Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика
корреспонденцию.
4. Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.
5. Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной
ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.
2. Раскройте смысл понятия.
Правоотношение __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Напишите признаки правоотношения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Заполните пропуски в схеме. 5. Объясните различия между юридическими правами и обязанностями.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Заполните пробелы в схеме. Соотнесите приведенные ниже примеры с субъектами
правоотношений (запишите номер примера в соответствующий столбец).
Примеры: 1) гражданин Иванов; 2) общеобразовательная школа; 3) контора по продаже
недвижимости; 4) иностранный турист; 5) фонд помощи бездомным животным;
6) адвокат
7. Раскройте смысл понятия.
Правоспособность ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дееспособность _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Правоотношения и субъекты права
Вариант 1
А1. К правовой обязанности граждан относится:
1) оплата коммунальных услуг
2) выполнение контрольной работы
3) помощь в хозяйственных домашних делах
4) переезд в другой город
А2. Полная дееспособность физических лиц наступает:
1) с рождения 3) с 16 лет
2) с 14 лет 4) с 18 лет
А3. Верно ли, что: а) право зародилось в древности; б) право не
безгранично, оно ограничено мерой дозволенного?
1)верно только а 3) верны оба суждения
2) верно только 6 4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что: а) субъектами правоотношений могут быть
физические и юридические лица; б) чтобы стать субъектом
правоотношений, необходимо обладать правоспособностью и
дееспособностью?
1) верно только а 3) верны оба суждения
2) верно только 6 4) оба суждения неверны
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного,
характеризуют понятие «право». Укажите термин, относящийся к
другому понятию.
1) закон
2) дееспособность
3) нормативноправовой акт
4) кодекс
5) социальная норма
6) обычай
Правоотношения и субъекты права
Вариант 2
А1. Субъектом правоотношения является:
1) гражданин, сдавший квартиру в аренду
2) арендная плата за квартиру
3) право гражданина сдать квартиру в аренду
4) сосед, живущий в квартире напротив
А2. Под понятием «юридическое лицо» имеют в виду:
1) директора фирмы 3) коммерческий банк
2) коллектив предприятия 4) владельца автомобиля
А3. Верно ли, что: а) юридическая обязанность связана с должным
поведением, предписанным нормами права участника
правоотношения; б) юридическая обязанность предписывает
действовать в интересах носителя права?
1) верно только а 3) верны оба суждения
2) верно только 6 4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что: а) правоспособность у физического лица
наступает с совершеннолетием; б) правоспособность юридического
лица наступает одновременно с дееспособностью?
1) верно только а 3) верны оба суждения
2) верно только 6 4) оба суждения неверны
В1. Что является элементами правоотношения?
1) субъект
2) объект
3) мотив
4) цель
5) содержание
6) действие
Урок теме "Правоотношения"
Урок теме "Правоотношения"
Урок теме "Правоотношения"
Урок теме "Правоотношения"
Урок теме "Правоотношения"
Урок теме "Правоотношения"
Урок теме "Правоотношения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.