Урок теме "Правоотношения"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения". Разработан применительно к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова. Содержит практические задания-ситуации, которые позволяют более подробно рассмотреть тему урока. Ученикам предлагается самостоятельная работа с отдельными частями параграфа и заполнение рабочего листа. В качестве закрепления изученного материала предлагаются тесты.
Иконка файла материала Урок Обществознания в 9 классе Правоотношения.doc
Цель урока:  познакомить с сущностью правоотношений,  понятиями субъекта,  объекта, содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью. Задачи урока: образовательные:   дать   понятие   о   том,   что   правоотношения   имеют   общие   признаки   с другими   видами   отношений,   регулируются   нормами   права,   субъекты   правоотношений должны обладать  правоспособностью и дееспособностью  развивающие:  развивать умение работать  в парах, логически мыслить. воспитательные:   воспитывать   культуру   общения,   формировать   коммуникативные, ценностно­этические компетентности. Оборудование:  учебник   Обществознание   9   класс/под   ред.   Боголюбова   Л.Н.,   2012   г., Рабочие листы, тест «Правоотношения и субъекты права». Ход урока I. Орг. момент II. Формулировка темы и определение целей урока. 1) Разбор ситуаций. У вас на партах лежат листы. Обсудите в парах ситуации, которые предложены в карточке и назовите номера тех ситуаций, которые связаны с социальными отношениями. Приведите аргументы.  1. Михаил регулярно смотрит новости по Интернету. 2. Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться мобильным телефоном. 3.   Поссорившись   с   соседом,   Леонид   стал   ежедневно   вынимать   из   почтового   ящика корреспонденцию. 4. Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой. 5. Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам. Ответы: 2, 3, 5 ­ Что такое социальные отношения?  (ученики дают ответ). Социальные   отношения   –   это   определенные   устойчивые   связи   между   людьми   как представителями социальных групп. Они возникают независимо от воли и сознания людей в процессе   их   взаимодействия   друг   с   другом   в   условиях   данного   общества.   Они   могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта. Люди,   взаимодействуя   друг   с   другом,   вступают   в   различного   рода   общественные отношения: личные, религиозные, этические и др.  Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении.    Однако   существует   особая   область   человеческих   отношений,   которые   могут   быть урегулированы должным образом только при помощи правовых норм. ­ Обратите внимание на ситуации под № 3 и 5.  Прочитайте их еще раз. В этих ситуациях показаны   правовые   отношения     между   людьми.   Как   же   можно   сформулировать   тему нашего урока? Формулируется тема урока: Правоотношения и субъекты права. Какие цели мы сегодня перед собой должны поставить? 1. СУЩНОСТЬ И  ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЯ.  2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЯ.  Итак, приступаем к раскрытию первой цели. III. Изучение нового материала.  1. СУЩНОСТЬ И  ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЯ.А) Так что такое «Правоотношения»? Попробуйте   самостоятельно   сформулировать   определение   правоотношения. (выслушиваются мнения нескольких учеников).  А сейчас проверьте правильность своих высказываний по словарю. На стр. 220 учебника дано определение. Прочитайте его внимательно и  запишите в Рабочий лист.  Правоотношение   –   социальное   отношение,   регулируемое   нормами   права,   участники которого имеют юридические права и обязанности, обеспечиваемые силой государства. Б) Характерные признаки правоотношений. Выявить характерные признаки правоотношений нам поможет это же определение.   Признаки правоотношений  1. Общественные отношения 2. Возникают на основе норм права и регулируются ими  3. Взаимное наделение субъектов правами и обязанностями 4. Носят сознательно­волевой характер 5. Гарантируются государством и подкрепляются его принудительной силой В) Элементы правоотношений. Положите перед собой Рабочий лист. В ходе нашей беседы лист должен быть заполнен. Элементы   правоотношения     (работа   с   текстом   учебника   на   с.79,   беседа   с   учащимися, запись в рабочем листе) ­ Кто может быть субъектом правоотношений?  (участники правоотношений) ­ Что является объектом правоотношений? ­  Для   того,  чтобы   регулировать   отношения   между   субъектом   и  объектом,   необходимо учитывать   соответствующие   правовые   нормы,   то   есть   права   и   обязанности   участников правоотношений. Это и является их содержанием.   Поработаем с ситуациями на с.83 зад.2. Объясните, какие права и обязанности возникают у участников правоотношения в следующих ситуациях. Как   вы   думаете,   каковы   различия   между   юридическими   правами   и   обязанностями? (Обсуждение, запись в Рабочем листе) Я предлагаю вновь вернуться к ситуациям № 3 и 5 в карточке № 1.  Найдите  элементы правоотношений в данных ситуациях.  1.   Поссорившись   с   соседом,   Леонид   стал   ежедневно   вынимать   из   почтового   ящика корреспонденцию. Субъекты  правоотношений – Леонид и его сосед, объектом правоотношений – это ссора. Содержанием   же   правоотношений   будет   юридическое   право     соседа   на   получение корреспонденции и юридическая обязанность  исполнение права на тайну переписки. 2. Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам. Субъекты   правоотношений – Валентина и магазин, объект правоотношений стиральная машина. Содержание – право Валентины на независимую экспертизу, обязанность магазина удовлетворить  данное право. Работа с зад.3 на с.84.                                                             2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЯ.  Самостоятельная работа с текстом на с.82. Выполнить зад.6 в рабочем листе (Заполните пробелы в схеме. Соотнесите приведенные ниже примеры с субъектами правоотношений (запишите   номер   примера   в   соответствующий   столбец).   Обсуждение   выполненного задания.Однако,   для   того   чтобы   стать   участником   правоотношения,   необходимо   обладать правоспособностью   и   дееспособностью,   которые   у   физических   и   юридических   лиц возникают по­разному. Вернемся на   страницу 82. Опираясь на материал,   изложенный в параграфе, постарайтесь ответить на вопросы. ­ что такое правоспособность?  ­ что такое дееспособность? ­ когда наступает правоспособность для физических лиц? ­ а дееспособность? ­ когда наступает правоспособность и дееспособность у юридических лиц? ­ Объясните, какой  дееспособностью обладаете вы? V. Закрепление изученного на уроке. Выполнение тестовых заданий. VI. Рефлексия.  ­ Что нового вы сегодня узнали на уроке?  Где может пригодиться вам материал, который  мы изучили сегодня? VII. Домашнее задание. §9, с.83, задания в классе и дома (не рассмотренные на уроке).Правоотношения и субъекты права 1. Обсудите в парах ситуации, которые предложены в карточке и назовите номера тех ситуаций, которые связаны с социальными отношениями. Приведите аргументы.  1. Михаил регулярно смотрит новости по Интернету. 2. Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться мобильным телефоном. 3.   Поссорившись   с   соседом,   Леонид   стал   ежедневно   вынимать   из   почтового   ящика корреспонденцию. 4. Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой. 5. Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам. 2. Раскройте смысл понятия. Правоотношение ­ __________________________________________________________          _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Напишите признаки правоотношения. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. Заполните пропуски в схеме.5. Объясните различия между юридическими правами и обязанностями. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6. Заполните пробелы в схеме. Соотнесите приведенные ниже примеры с субъектами  правоотношений (запишите номер примера в соответствующий столбец). Примеры: 1) гражданин Иванов; 2) общеобразовательная школа;  3) контора по продаже  недвижимости; 4) иностранный турист;  5) фонд помощи бездомным животным;  6) адвокат 7. Раскройте смысл понятия. Правоспособность ­____________________________________________________________­ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Дееспособность­ _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________Правоотношения и субъекты права Вариант 1 А1. К правовой обязанности граждан относится: 1) оплата коммунальных услуг 2) выполнение контрольной работы  3) помощь в хозяйственных домашних делах  4) переезд в другой город А2. Полная дееспособность физических лиц наступает:  1) с рождения                         3) с 16 лет 2) с 14 лет                               4) с 18 лет А3. Верно ли, что: а) право зародилось в древности; б) право не  безгранично, оно ограничено мерой дозволенного? 1)верно только а                        3) верны оба суждения 2) верно только 6                       4) оба суждения неверны А4. Верно ли, что: а) субъектами правоотношений могут быть  физические и юридические лица; б) чтобы стать субъектом  правоотношений, необходимо обладать правоспособностью и  дееспособностью? 1) верно только а                       3) верны оба суждения 2) верно только 6                       4) оба суждения неверны В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного,  характеризуют понятие «право». Укажите термин, относящийся к  другому понятию. 1) закон 2) дееспособность 3) нормативно­правовой акт 4) кодекс 5) социальная норма 6) обычай Правоотношения и субъекты права Вариант 2 А1. Субъектом правоотношения является: 1) гражданин, сдавший квартиру в аренду  2) арендная плата за квартиру  3) право гражданина сдать квартиру в аренду  4) сосед, живущий в квартире напротив А2. Под понятием «юридическое лицо» имеют в виду: 1) директора фирмы                       3) коммерческий банк 2) коллектив предприятия             4) владельца автомобиля А3. Верно ли, что: а) юридическая обязанность связана с должным  поведением, предписанным нормами права участника  правоотношения; б) юридическая обязанность предписывает  действовать в интересах носителя права?  1) верно только а                       3) верны оба суждения 2) верно только 6                       4) оба суждения неверны А4. Верно ли, что: а) правоспособность у физического лица  наступает с совершеннолетием; б) правоспособность юридического  лица наступает одновременно с дееспособностью? 1) верно только а                       3) верны оба суждения 2) верно только 6                       4) оба суждения неверны В1. Что является элементами правоотношения? 1) субъект 2) объект 3) мотив 4) цель 5) содержание 6) действие