Урок "Творчество Микеланджело"
Оценка 4.6

Урок "Творчество Микеланджело"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история +2
6 кл
29.04.2017
Урок "Творчество Микеланджело"
С творчеством Микеланджело учащиеся знакомятся на уроках истории, посвященных Мастеру, на уроках МХК. Был разработан и проведен совместно учителями истории, литературы и МХК урок, к концу которого ребята создали газеты и постеры о творчестве гения Возрождения, сочинили свои сонеты, презентовали их
микеланджело.docx
j Сценарий урока, посвященного Микеланджело Цель: дать представление о творчестве величайшего деятеля эпохи Возрождения, о его влиянии на наших современников. Оборудование: стенды с творческими работами учащихся; презентация с иллюстрациями. Форма: театрализованное представление. Ход мероприятия На сцене сидит группа учащихся, звучит музыка. Вбегает 1 ученик Ученик 1. «Ребята! Я только что был в библиотеке! Представляете, я там видел учебник «Итальянское Возрождение». Это - нечто! Там такие иллюстрации! В диалог вступает еще ученик(2) Ученик 2. Нынче век на дворе двадцать первый, Это вовсе не век Возрожденья. Но в восторге мы все от Мадонн Рафаэля, Перед Микеланджело голову готовы склонить. Ученица исполняет на мотив «Город золотой» Искусство – это сад волшебной красоты, Здесь души раскрываются, как дивные цветы. Поэзии ручьи прекрасные звучат, Они зовут нас в сей, сей дивный, чудный сад. Чтец 1. В ваянии мир постиг, Что смерть, что время Здесь не побеждает … Чтец 2. j Лишь многих лет и многих проб итогом Взыскательный свой замысел мудрец Живым ваяет, наконец, Почти у гроба, в камне первобытном Нам новизна в творенье строгом Дается в час, когда недолго жить нам, В осуществленье ненасытном Природа так, лепя за ликом лик, В тебе пришла к божественной вершине … Учитель. Сегодня мы будем говорить о творчестве Микеланджело Буонарроти, чьи стихи вы только что слышали. Ему выпала удивительная судьба – воспеть героическое начало в человеке, тему героического выбора, подвига во имя родины и свободы, тему противоборства судьбе. Чтец 3. Порыв – кипуч, желание - без меры; Ум – слеп и хром, и полн ребячьей веры, Хоть мир – капкан и стережет бедой, Но может, встретясь с искоркой простой, Вдруг молнией сверкнуть с небесной сферы. Так и в искусстве, свыше вдохновлен, Над естеством художник торжествуй. Учитель. Подобно творениям любимых Микеланджело мыслителей и поэтов – Платона, Данте, Петрарки, подобно созданиям гениев последующих столетий – Шекспира и Гете, Баха и Бетховена, Брюллова и Иванова, Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого – содержание произведений великого мастера Возрождения бесконечно, бездонно, глубоко. Каждый век, каждое новое поколение прочитывает их по-своему, находит в них ответы на свои вопросы, отклик своим устремлениям, черпает в них вдохновение. Искусство Микеланджело обращено к каждому человеку и ко всему человечеству. В этом его непреходящий смысл и значение. Исполненные трагедийного пафоса, бесстрашной жажды истины, совершенные пластически, образы Микеланджело говорят и сегодня о высших человеческих идеалах, о величии борьбы за них. j Искусствовед Мы сегодня хотим показать единство потоков времени: 1. Век Микеланджело – это почти девять десятилетий на рубеже XV - XVI столетий – время его жизни. В этом году, 06 марта, отмечается 540 – летие со дня его рождения. Это сам художник (на сцену выходит ученик, исполняющий его роль). 2. Голоса его современников: Друга и ученика Антония Кондиви –художника и автора воспоминаний; Джоржа Вазари – автора « Жизнеописаний наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих» 3. Муза истории. Ее мы введем запечатленную в размышлениях над образами и легендами, питавшими воображение художника, определявшими его внутренний мир 4. Голоса людей, живших в XIX – XX веках и размышлявших о Микеланджело Все уходят, кроме Кондиви и Вазари. Антоний Кондиви С того часа, как Господь счел меня достойным лицезреть великого мастера, я стал записывать все, что мне покажется достойным похвалы и изумления, что могло бы послужить на пользу людям. Джордж Вазари И вот у почтенной и благородной четы Буонарроти, происходившей из рода графов Каноссы, в году 1475, в 6-ой день марта, родился мальчик. Без особых причин дали ему имя Микеланджело. Семья Буонарроти поселилась во Флоренции на полученной от предков вилле. Выходит Микеланджело Все хорошее в моем таланте получено мною от мягкого климата, а из молока своей кормилицы я извлек резец и молот, которыми создаю свои статуи. Антоний Кондиви Подросшего Микеланджело отдали на обучение грамоте учителю Франческо из Урбино, однако по своей природной одаренности, стремился он к рисованию, на которое тратил все свободное время, бегал в церкви, копировал картины, смотрел, как работают живописцы. j Джордж Вазари В это время он подружился с Франческо Граначчи, который учился у живописца Доменико Герландайо. Франческо и привел его к мастеру, который согласился обучать способного мальчика. Микеланджело было 14 лет. Антоний Кондиви По мере того, как рос Микеланджело, росли и его способности. Однажды он даже исправил работу своего учителя. Джордж Вазари В те времена правитель Флоренции Лоренцо Медичи Великолепный собрал многочисленные древности и стал создавать школу живописцев и скульпторов. Туда- то и направили Микеланджело и Граначчи. Микеланджело через несколько дней так скопировал в мраморе античную голову Фабия, что Медичи изумился. Он приказал дать мальчику хорошую комнату, предоставил все удобства, во всем обращался с ним, как с сыном. Антоний Кондиви В садах Лоренцо мальчика окружают коллекции антики, он слушает поэтические произведения, присутствует при философских диспутах, которые похожи на дружеские беседы. Флорентийская мысль рождалась в художественной оболочке, и к познанию мира она знала только один путь – через искусство. И вполне понятно, что Микеланджело, видя обращение с собой, как с равным ,со стороны лучших людей эпохи, рано утвердился в римской гордости, которая не склонит головы ни перед никакой низостью. Джордж Вазари И вот Микеланджело задумывается высечь из мрамора, подаренного ему синьором Лоренцо «Мадонну у лестницы» Микеланджело Какую именно мысль выразить в Марии и ее Младенце? Хочется(садится, рисует) достичь в изваянии свежести и жизненной силы. На экране рельеф «Богоматери с младенцем» Я возьму то мгновение, когда она, держа у груди дитя и зная все наперед, должна предрешить будущее для себя, для младенца, для мира. Мария – центр композиции, у нее должно быть сильное тело героини. Дитя займет второстепенное место, его надо представить живо, полнокровно, притом, чтобы он не отвлекал внимания от главного. Посажу его на колени Марии – лицо у груди, а спина обращена к зрителю, еще никто не изображал Христи спиной. Для ребенка – это самая естественная поза, кроме этого, Младенец, прижавшись к груди матери, создает впечатление, что наступила пора для Марии сделать выбор, решиться: защитить свое дитя или подчиниться воле Бога. Посажу Марию направо от лестницы. Левую j руку, прижимающую ноги младенца Иисуса, подвину чуть вперед, тогда она будет держать и доску балюстрады, превратившуюся в вертикальный брус. Тогда Мария держит не только сына, но и решившись послужить Богу, она бы приняла на себя и тяжесть креста, на котором ее сыну суждено было быть распятым. Чтобы дополнить композицию горизонтальными линиями, помещу мальчика Иоанна, положу его ручку на балюстраду, она напомнит как бы живую крестовину. Так и должно быть, ведь Иоанну предстояло крестить Иисуса и занять свое бесспорное место в страстях Господних. Вот теперь, когда зритель взглянет на лицо Марии, он почувствует, что она переживает. Муза истории вводит друзей Микеланджело 1-й друг Когда я смотрю на твое изваяние, Микеланджело, мне кажется, что в твоей Мадонне и героизм, и непостижимая возвышенность творений древних греков. 2-й друг Верно, в рельефе есть то спокойствие, красота и высокая отрешенность, которые можно рассматривать как плод гуманизма. 3-й друг Надо иметь смелость, чтобы посадить Христа спиной, а барельеф – несомненное достижение в объемных формах. 4-й друг Друзья, Микеланджело добился синтеза: в его работе слились греческое и христианское начала. Он чудесно сочетал ту и другую философию в едином сплаве. Вы должны это видеть ясно: ведь вы всю жизнь стараетесь примирить Платона с Христом. 3-й друг Мы гордимся тобой, Микеланджело! Правильно ты сказал в своем сонете: Когда скалу мой жесткий молоток В обличия людей преображает,- Без мастера, который направляет Его удар, он делу б не помог, Но Божий молот из себя извлек Размах, что миру прелесть сообщает; Все молоты тот молот предвещает, j И в нем одном – им всем живой урок. Все уходят. Учитель Восхищенный «Мадонной у лестницы» Лоренцо подарил ее скульптору, а у того уже новые замыслы. Рассказ о заказе «Пьеты» Микеланджело Высеку из камня только мать и сына – только их наедине со Вселенной. Но когда же Мария могла держать свое мертвое дитя на коленях? Может быть, сразу после того, как солдаты положили его наземь, а Иосиф выпрашивал тело Христа у Понтия Пилата? Пусть в этом изваянии не будет спутников Марии, а зритель должен почувствовать, что с ней происходит, пусть в нем не будет никаких нимбов, никаких ангелов. Будет только 2 человека, избранных богом на страдания. На экране «Пьета» Учитель Он словно бы ощущал Марию рядом: так много думал он о ней раньше в начале ее рокового пути. Теперь она вся в нервном напряжении, в муках – ведь ее сын простерт перед ней мертвый. Если он и воскреснет впоследствии, сейчас он мертв, и лицо его говорит о том, что он испытал на кресте. И, значит, в изваянии нельзя показать какие-нибудь чувства Христа по отношению к матери. Можно лишь выразить чувства матери к сыну. Тело Иисуса безжизненно, инертно, глаза его закрыты. Всю тяжесть горя примет на себя перед зрителем Мария. Это, показалось Микеланджело, будет верным решением темы. Муза истории Устав от таких дум, Микеланджело обращался к технической стороне дела. Если Христос будет изваян в полный рост, а именно такой заказ он получил от кардинала Сан Диониджи, то, как добиться того, чтобы лежа на коленях матери, он не нарушал естественности. Ведь Мария – нежная, хрупкая женщина, а взрослый мужчина должен будет лечь на ее руки с такой убедительностью, как если бы это было малое дитя. Юный мастер набрасывал рисунок за рисунком, схему за схемой. Он наблюдал за монахинями, искал лицо Марии, убедительное расположение драпировки одежды, чтобы ни одна складка не упала случайно. Учитель Натурщик, когда Микеланджело объяснил ему, что нужно притвориться мертвым, чуть не сбежал от скульптора, посчитав его сумасшедшим. Муза истории Постепенно скульптура сложилась. Микеланджело вылепил ее в глине, правил фигуры, позы, лица, а затем - в воске, чтобы проверить j эластичность форм и в то же время выяснить, какие части скульптуры наиболее выступают из мрамора, с чего начать высекать фигуру. Когда замыслит дивный ум создать Невиданные облики - сначала Он лепит из простого матерьяла, Чтоб камню жизнь затем двойную дать. Микеланджело Теперь – за молоток и резец – и начинать рубить мрамор. Через несколько недель фигуры приобретут свою трепетную плоть, выступят из плоскости камня, приблизятся к зрителю. Тяжесть капюшона Мадонны заставит склонить ей голову вниз, к руке Христа, лежащей близ ее сердца, остановит внимание зрителя на мертвом теле сына. Плотная лента, бегущая по груди Девы, напомнит руку, крепко стиснувшую трепетное пульсирующее сердце. Линии складок на платье идут к руке Мадонны, которой она держит сына, надежно подхватив его за плечи, потом уводит взгляд к Христову телу, к его лицу, глазам, мирно закрытым в глубоком сне, к прямому носу, к чистой гладкой коже на щеках, к мягким усам и бородке, искаженному мукой рту. Склонив голову, Мадонна нежно смотрит на своего сына, а зритель пусть заглянет в лицо – в нем читается темная печаль, сострадание ко всем сыновьям человеческим, а мертвое тело сына лежит на ее коленях невыносимой тяжестью и тяжесть на ее сердце. Искусствовед Все это и многое другое надо было заставить мрамор высказать. Когда последний час овеян такой трагичность, пусть ему сопутствует красота. Приняв такую композицию, Мастер отодвинул все прежние представления об оплакивании, он стремился сочетать представления о красоте человеческого тела с христианским идеалом бессмертия человеческой души. Установили статую в храме святого Петра. Грустный и опустошенный смотрел скульптор на свое творение. Когда уходил из капеллы, он повернулся, посмотрел на статую последний раз и почувствовал, как печальна и одинока Пресвятая Дева – самое одинокое существо из всех, каких Господь только создавал на земле. Микеланджело так любил это свое детище, что нарисовал на перевязи свое имя, чего никогда больше не делал. В этом творении он достиг такого совершенства, что глядя на статую, кажется, что она живая, и вспоминаются слова поэта: «Достоинство, и красота, и скорбь …» Искусствовед 2 j Время неумолимо движется вперед. Художнику – 25 лет, он чувствует в себе силы, у него много планов, замыслов. Друзья Кондиви во Флоренции подыскали подходящий заказ, здесь можно получить глыбу мрамора, лежащую уже много лет без употребления, так как она была испорчена неумелым скульптором. Микеланджело измерил всю статую заново, что можно из нее высечь, а затем обратился с просьбой к попечителям собора разрешить ему изваять статую «Гигант» вышиной в 9 рук; через 2 года работа была завершена. Но какие это были годы? Учитель И опять начался мучительный процесс поиска образа и композиции скульптуры. Художник обращается к Библии, внимательно читает ее и поражается словами, произнесенными самим Давидом: «Раб твой пас овец у отца своего, и когда приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним, нападал на него, отнимал из пасти его, и если он бросался на него, то брал я его за космы и умерщвлял его». Разве есть еще в Библии подвиг более величественный? Юноша без оружия преследует самых могучих зверей. Хватает и душит их голыми руками. Искусствовед Микеланджело специально ходил по Флоренции и внимательно изучал все статуи и изображения Давида. В голове – полная сумятица. Все Давиды просто хрупкие, нежные мальчики. Разве они способны убить льва? А уж Голиафа и тем более! Неужели художники кроме слов: «Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом больше ничего не читали?» Микеланджело Нет, Давид был мужчиной! Он совершал эти подвиги еще до того, как его избрали на битву с Голиафом. Все, чего он достиг, он достиг один, обязанный только своему великому сердцу и могучим рукам. Такой человек мог без колебаний пойти на Голиафа. Что этому юноше Голиаф, если он смотрел в глаза медведям и львам, побеждал их в честном поединке. Нет, Давид должен олицетворять человеческую отвагу в любой сфере жизни: это – мыслитель, ученый, поэт, художник, исследователь, государственный муж – гигант, чей разум и ум был равен его телесной силе. Он должен стоять один, как стоял он на поле битвы. Искусствовед Какие чувства владели Давидом в минуту победы? Волновала ли его слава? Думал ли он о почестях, наградах? Ощущал ли себя самым великим и сильным человеком на свете? Испытывал ли он хоть малейшее презрение к Голиафу? Пьянила ли его гордость, когда он увидел, как бегут враги, и j повернулся лицом к израильтянам, чтобы услышать рукоплескания? Пустые, никчемные чувства! Ведь сразив противника, Давид уже не чувствовал напряжения, его высокий миг был позади. В какой же момент он был поистине великим? Когда он стал Гигантом? После того, как убил Голиафа, или когда решился на бой? Разве решение принять бой не было важнее, чем акт убийства, разве характер не важнее поступка, действия? Давид после битвы – это всего лишь библейский персонаж. А Микеланджело хотел показать человека, в котором совместилось бы множество людей, все те, что от начала времен отважились сражаться за свободу. Микеланджело Вот такого Давида надо изваять, Давида в решительную минуту, когда он готовится ринуться в битву, еще храня на лице противоречивые чувства – страх, неуверенность, отвращение, сомнения. Надо показать человека, который замыслил продолжить собственный путь, человека, который не заботится ни о победном блеске оружия, ни о наградах за подвиг. В то же время надо показать, что он с сожалением расстается с независимостью и уединением. Искусствовед Действовать – значит вставать на чью-то сторону, с кем-то объединяться. В этом Давид не был уверен. И все же, отступать для него было невозможно, и лучше из схватки выйти победителем. Однако он чувствовал, на что идет, поэтому и колебался. Художник нашел образ Давида, поэтому ликовал, когда рука чертила на бумаге мощно и уверенно. Искусствовед 2 На экране – изображение рисунка Словно истинный инженер, Микеланджело создал прочную опору статуи по вертикали: она начиналась с правой ступени, шла через правую голень, укрепленную невысоким пнем, затем через бедро и торс – к широкой шее и голове Давида. Его Давид будет стоять надежно и никогда не рухнет от внутренней тяжести. Кисть правой руки, захватившая камень, - ключевая деталь композиции, ее красоты и равновесия. Она, с набухшими венами, создает ощущение широты и объемности, а правая рука и ее локоть должны будут обрести самые изящные очертания во всей фигуре. Микеланджело, работая, забывал о пище и воде, отдыхе и сне. Ночью он работал над своей статуей, надев на голову козырек с прикрепленной к нему свечой. Учитель Однажды к нему в мастерскую зашли его друзья-художники и были поражены, с каким необыкновенным вдохновением Микеланджело крошил мрамор. 1-й друг j Я не видел ничего подобного! Какую уйму щебенки он сбил с этого мрамора всего за 15 минут! Его друзьям –каменотесам ни за что не насыпать такой груды за целый час! 2-й друг Меня поражает не обилие щебенки, а его пыл. Я вот смотрел, как взлетают вверх эти осколки, и думал, что весь мрамор вот-вот рассыплется в прах. 1-й друг Микеланджело, ты обтачиваешь форму так смело, что врубись в камень на волос глубже – и все пойдет к черту. Микеланджело Мрамор, вынутый из каменоломни, больше не гора, а река. Он может течь, а может менять направление. Мое дело – помочь мраморной реке изменить свое русло. (можно включить танец) На экране – фрагмент «Лицо» В последние этапы работы я вложу всю свою любовь, нежность. Отделываю лицо Давида – сильное, благородное лицо юноши, полное печали, неуверенности: брови нахмурены, глаза вопрошают, на губах печаль ожидания. Черты лица должны быть в единстве с его телом. Лицо должно выражать, что зло уязвимо, его можно победить, всегда можно отыскать в нем уязвимое место. Если в человеке преобладает добро, он неминуемо отыщет это место и поразит врага. Лицо Гиганта должно символизировать борьбу добра со злом. Обтачивая голову, надо было добиться впечатления, что свет, озаряющий ее, исходит не только изнутри, но как бы сияет вокруг. Я хочу как можно выразительнее явить в этом мраморном теле кровь, мозг, мышцы, вены, кости, вдохнув в это изваяние жизнь со всей ее убедительностью и создать Давида так, чтобы в блеске камня сиял его разум, его дух, его сердце. Создать Давида в напряжении всех его чувств, с туго натянутыми сухожилиями шеи, с резко повернутой головой, обращенной к Голиафу, Давида, уже знающего, что жить – это действовать. Учитель Создавая статую, Микеланджело отталкивался от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий «Силы». Однако, как всегда, ему удалось переплавить все взятое со стороны в образ удивительной новизны, которому присуща такая мощь и такая энергия, что, кажется, нет такой силы в мире, которая могла бы противостоять этому юному герою. Чтец Не правда ли - примерам нет конца Тому, как образ, в камне воплощенный, Пленяет взор потомка восхищенный j И замыслом, и росчерком резца? Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца. Муза истории Давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Мне бы хотелось, чтобы вы высказали свое мнение о творчестве Микеланджело. Рефлексия – 2-3 высказывания Заключительное выступление учителя Великие художники многих веков оставили нам свои произведения, в которых выразили свои мысли, чувства, свои представления о борьбе со злом, любви и вере в прекрасное. Они доверили нам свои размышления в надежде, что их труд поможет нам лучше понимать мир, друг друга, уважать человека и любить его

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"

Урок "Творчество Микеланджело"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017