Урок "Творительный падеж имен существительных" (3 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка урока русского языка позволяет создать условия для знакомства с творительным падежом имен существительных. Обучающиеся учатся создавать творческий алгоритм нахождения слов в творительном падеже, упражняться в применении полученных знаний в практической групповой, парной, индивидуальной работе, оценивать получившийся результат.Во всех этапах урока прослеживается организация деятельности обучающихся по формированию универсальных учебных действий.
Иконка файла материала ФИЛИНОВА Т.Н.Русский язык.doc
МБОУ «Ивнянская СОШ №1» Филинова Тамара Николаевна Русский язык Тема: Творительный падеж имен существительных, 1­е  склонение. Цели:  1.Создать условия для знакомства с творительным падежом имен  существительных; упражняться в применении полученных знаний на практике. 2. Создать условия для применения алгоритма нахождения  слов в  творительном падеже. 3.  Организация деятельности обучающихся по формированию универсальных учебных действий вида: личностных УУД: ­ самоопределение; ­ смыслообразование и нравственно – этическая ориентация; регулятивных УУД: ­ контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности; познавательных УУД ( общеучебных): ­ анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; ­ умение пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; познавательных УУД (информационных): ­ обучение работе с разными видами информации познавательных УУД (логических): ­ подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения  существенных признаков; ­ формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и  различное; коммуникативных  УУД: ­ инициативное сотрудничество; ­  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  (распределение ролей в коллективной работе) Ход урока 1. Оргмомент Прозвенел звонок весёлый Вы начать урок готовы? Настроенье каково? (во!) 1МБОУ «Ивнянская СОШ №1» Филинова Тамара Николаевна Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Всем удачи и успеха! ­Что пригодится для успешной работы на уроке.   У –уметь, узнавать, удивлять, уважать Р – работать, размышлять О – отгадывать, осмысливать, объяснять К – копить, команда, комфорт  ­Девиз нашей работы: (на доске)«С малой удачи начинается  большой успех» ­А что нужно сделать, прежде чем открывать новое? ­Нужно вспомнить то, что мы уже знаем. Повторить известное. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в  деятельности. Работа в группах Отгадать загадки и по первым буквам составить новое слово: 1.Если все ты будешь знать,  То получишь в школе… (пять) 2.Буквы­значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит. И называется все…(алфавит) 3.У меня знакомых тьма. Не могу их счесть сама. Потому что кто пройдет. Тот и ручку мне пожмет. Людям рада я, поверь. Я­приветливая…(дверь) 4.Немытое в рот Ни за что не возьмет. И ты будь таким, 2МБОУ «Ивнянская СОШ №1» Филинова Тамара Николаевна Как чистюля …(енот) 5.Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын…(жираф) 6.Не колючий, Светло­синий, По кустам развешан…(иней) ­Какое слово получили? ­Сколько падежей вы знаете? Для чего  нужны они?  ­Чем мы занимались на предыдущих уроках? Записали число в тетрадь Проведем орфографическую разминку, которая поможет вам  определить тему сегодняшнего урока Пейза…, р…сунок, алма…, …льбом, доро…ка, б…рёза, обл…ко,  е…кий, т…пор, яг…да, жемчу…, г…рой, …прель. Какое задание можете предложить? Я предлагаю вам распределить данные слова на две группы,  учитывая орфограммы.(в первый столбик записать существительные с парной звонкой и глухой согласной, во второй­ с безударной  гласной) пейзаж         рисунок алмаз           альбом дорожка       береза едкий           облако жемчуг         топор                       ягода                       герой                       апрель ­Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. ­Какие  слова  получились? 3МБОУ «Ивнянская СОШ №1» Филинова Тамара Николаевна падеж – работяга 3. Постановка учебной задачи. - Интересное слово– работяга. С какими словами ассоциируется это слово? работяга труд работа Творить ­ Кто догадался о каком падеже мы будем сегодня говорить?  ­ Мы будем говорить о творительном падеже Я творительный падеж, Исполнен всяческих надежд, Творите! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам без проблем! Предлогам ПЕРЕД, ПОД и НАД, В любой момент я очень рад. 4. Построение проекта выхода из затруднения. ­Что будем наблюдать, исследовать, чему будем учиться сегодня на  уроке? ­ Какую цель мы поставим на уроке?   Наблюдать за окончаниями существительных в творительном  падеже, за предлогами, с которыми они употребляются. ­Научиться правильно писать окончания имён существительных в  творительном падеже. ­  Правописание безударных  окончаний     имен   существительных  1­го склонения  в  творительном падеже ­ Где сначала мы можем узнать о творительном падеже? ­В этом нам поможет учебник. Для этого нужно открыть  содержание. ­На стр. 40, где говорится о творительном падеже. Составим план работы. упр.82 (устно) ­ Найдем существительные в творительном падеже 4МБОУ «Ивнянская СОШ №1» Филинова Тамара Николаевна ­Какие вопросы помогут ? ­Кем? Чем? А вспомогательные слова? ­Доволен, горжусь ­Выделим окончания существительных в творительном падеже. ­Найдем предлоги, с которыми употребляются имена  существительные в творительном падеже ­ проверим ­ Какие предлоги имеет творительный падеж? (с, за, над, под)   ­­ Есть еще предлог перед.  ­ Какой вывод можно сделать? Сравним с выводом в учебнике. Что скажете? ­ Согласимся с учебником? Подвижная физкультминутка 5. Первичное закрепление внешней речи Работа в парах. Расскажите друг другу всё, что узнали о существительном в  творительном падеже. ­Выполните задание на карточке, справитесь с работой,  объединившись в пары. Вопросы Окончание Предлоги Вспомогател ьные слова доволен Кем? Чем? горжусь ­ой,­ом.­ей.­ Над.за. под,  ем перед, С, со. между ­ью ­Справились? Проверим. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой 5МБОУ «Ивнянская СОШ №1» Филинова Тамара Николаевна Самостоятельная работа.  Работа с учебником. Выполнение упражнения №83. Рефлексия усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы. ­ У кого возникли трудности? С чем они связаны?  ­ Что удалось?  ­ У кого все получилось? Молодцы! Физкультминутка .для глаз 7. Включение в систему знаний и повторение Работа  в  группах.  4­6 группа. Вы прочитали свои предложения? Какая проблема в  природе сейчас существует и как ее решать? (Помощь птицам!) Определите падеж имён существительных. 1­я ­3­я группа. Пословицы 1. Март с водой, апрель с травой 2. Не спеши языком, торопись делом 3. Пишут не пером, а умом 4. Мы сильны дружбой 2­я ­5­я группа Фразеологизмы 1. Не заманишь калачом 2. Кривить душой 3. Показать товар лицом 4. Не по зубам 4­я­6­я группа Предложения 1. Около изгороди раздаётся свист птички 2. С первым снегом птичка появляется у жилья человека Стайка снегирей обсыпала вершину дерева 8. Рефлексия деятельности.  ­Чему научились?  ­ Где эти знания можно применить?  6МБОУ «Ивнянская СОШ №1» Филинова Тамара Николаевна ­ Каким способом вы учились?  ­Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем  поблагодарить? Чтобы  подвести  итог  урока  и  оценить  свою  работу, нужно   ответить  на вопросы  теста. (напишите в тетради правильный  ответ буквой) 1.а) в  творительном  падеже  имена  существительные   отвечают  на вопрос  кому? чему?   Б)в  творительном  падеже  имена  существительные  отвечают на   вопросы  кем?чем?  2.а)имена  существительные  в творительном  падеже   бывают   только  второстепенными  членами    Б)имена  существительные  в  предложении  бывают  не  только   второстепенными  членами.   3.Укажите  существительные   в  творительном  падеже   А) по  дороге   Б) с  другом    В)над водой   4.Укажите   предлоги   творительного   падежа     А)с     Б)к     В)за ­проверка Если у вас запись       б а б в а в,          вы МОЛОДЦЫ! Игра «Светофор»(встали) ­ Урок понравился, я справился со всеми заданиями – руки вверх. ­ Задания были не такие уж лёгкие; мне было трудно, но я  справился – стоять смирно. ­ Задания на уроке оказались слишком трудные; мне нужна  помощь – сели за парту. 9. Задание на дом Теперь я думаю вы справитесь с домашним заданием 1) обязательная часть – 7МБОУ «Ивнянская СОШ №1» Филинова Тамара Николаевна Упр.84,стр.42 2) по желанию ­  Используя данные словосочетания написать мини – сочинение  « Зима »  Кружились в воздухе, ложились на крыши домов, озябшую землю,  покрылись белой чистой скатертью, побежали к горке.  Спасибо за урок! Учите русский год за годом С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом. 8