ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Светлана Попова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Урок в 10 классе Урок : «Павел I: неудавшийся реформатор или полусумасшедший тиран?»
Просмотр файла:

Выбор пути исторического развития Русских земель в XIV-XV вв..docx - Урок в 10 классе Урок : «Павел I: неудавшийся реформатор или полусумасшедший тиран?»


Все файлы публикации > Выбор пути исторического развития Рус....docx
Урок в 10 классе Урок : «Павел I: неудавшийся реформатор или полусумасшедший тиран?»

МОУ гимназия имени К. Орфа с Варны

Урок: «Проблема выбора пути
исторического развития русских
земель в 14­15 веках »

Урок в 10 классе Урок : «Павел I: неудавшийся реформатор или полусумасшедший тиран?»

Выполнила: Попова Светлана Викторовна
МОУ «Гимназия им К.Орфа» с. Варны
Проблема выбора пути исторического развития русских земель в 14­15
веках .
Цели:
 Выявить возможные альтернативы развития русских земель в XIV ­ XV вв. и
проследить процесс их возможной реализации;
 Способствовать развитию умения разрешения проблемных ситуаций;
 Способствовать развитию умения давать оценочные суждения, высказывать
собственную точку зрения.
Урок 1
Задача: Выявить, какой вариант развития русских земель утвердился в конце XIV века.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, доска, экран, проектор, ноутбук для
презентации, карта «Образование Российского централизованного государства», карта
«Собирание земель вокруг Москвы», учебник.
Продолжительность урока: 45 минут.
Опережающее задание: 2­3 учащихся готовят фактический материал о времени
княжения Ивана Калиты.
Ход урока
I . Организационный момент.
II . Основная часть.
• Постановка проблемного вопроса и перевод его в проблемную ситуацию.
Слово учителя.
Если считать началом российской цивилизации процесс зарождения нашего государства до
его раздробленности, то каковы его хронологические рамки?
Другие учёные считают временем возникновения российской цивилизации XV в.,
отождествляя его с образованием централизованного государства.
Мы не ставим сегодня задачу выявления верности или ошибочности названных точек
зрения (Презентация, слайд 1 ). Нас интересует другой вопрос.

Урок в 10 классе Урок : «Павел I: неудавшийся реформатор или полусумасшедший тиран?»

 Какие основания для подобного утверждения есть у сторонников второй точки
зрения?
Заслушав версии учащихся, учитель предлагает вернуться к этому вопросу после
обращения к карте русского государства на рубеже XIII – XIV веков. ( Презентация,
слайд 2).
Если мы посмотрим на карту, то увидим, что южные, юго­западные, а затем центральные и
западные земли Руси к середине XIV века вошли в состав Литвы, и на карте Восточной
Европы появилось новое государство – Великое княжество Литовское и Русское (
Презентация, слайд 3 ). По размерам и составу населения оно напоминало
Древнерусское государство. 9/10 его населения называли себя русскими. Православная
религия сосуществовала сначала с язычеством литовцев, затем с православием, а к концу
XIV века с католицизмом, который приняла Литва, объединившись в Речь Посполитую с
Польшей.
 Какие территории остались у русского государства? Что было особенного в их
положении? Учащиеся отвечают, что это были северо­западные и северо­восточные
земли Руси, которые находились в зависимости от Золотой Орды.
Итак, мы видим, что Русь оказалась разорванной между Литвой и Ордой. Вернёмся к
нашему вопросу.
 Какие основания есть у учёных, считающих началом русской цивилизации период
образования единого централизованного государства?
Учащиеся приходят к выводу, что перед русскими землями встала проблема выбора
дальнейшего пути развития (Презентация, слайд 4). Эту проблему мы будем решать в
течение нескольких уроков. Задача сегодняшнего урока – выявить, какой вариант развития
русских земель утвердился к концу XIV века.
 Учитель предлагает начать решение этой задачи с выявления возможных
альтернативных путей развития нашего государства.
Учащиеся приходят к выводу, что такими альтернативами были:
1. Объединиться вокруг Литвы и влиться в западный мир
2. Остаться под властью Орды и влиться в восточный мир
3. Выбрать самобытный путь
( Презентация, слайд 5).
Далее учитель вместе с учащимися выясняет, что необходимо было предпринять (Литве,
Орде, русским землям) для реализации той или иной альтернативы.
Вывод: русским землям предстояло определиться с центром, вокруг которого начнут
объединяться княжества. Такими центрами на рубеже XIII ­ XIV вв. были Тверь и Москва.
( Презентация, слайд 6)

Урок в 10 классе Урок : «Павел I: неудавшийся реформатор или полусумасшедший тиран?»

Анализ фактического материала, характеризующего борьбу этих двух центров.
а) Причины лидирующего положения Твери на рубеже XIII ­ XIV вв. (самостоятельная
работа по учебнику. Сахаров А.Н. История России. 10 класс. Москва. «Русское слово»,
2008).
б) Причины отставания Москвы к началу XIV в. выявляются на основе аудиоматериала (
Презентация, слайд 7 ). Одновременно учащиеся начинают заполнение таблицы
«Собирание земель вокруг Москвы» в раздаточном материале (Приложение 1 ) и делают
вывод о том, к какому итогу подошла Москва к началу XIV в.
в) Схватка Твери и Москвы – первая четверть XIV в. Учащиеся анализируют летописные
факты (Приложение 2), подводят итоги этому этапу борьбы.
г) Княжение Ивана Калиты. Анализируется оценка, данная этой личности К. Марксом (
Презентация, слайд 8 ), на основе материала, подготовленного учащимися. После
подведения итогов, выявляются задачи, которые предстояло решать следующему
правителю Московского княжества Дмитрию Донскому. Продолжается заполнение
таблицы в раздаточном материале.
д) Княжение Дмитрия Донского. На основе изложенных фактов (Презентация, слайд 9) в
раздаточном материале учащиеся делают вывод о том, какие задачи удалось решить, а
какие ещё предстояло решать.
III . Подведение итогов.
Сделать вывод, опираясь на карту (Презентация, слайд 10) и изученный материал, о том,
какой вариант развития русских земель утвердился к концу XIV в.
Д/з



I уровень §14
II уровень Чем завершилось противостояние Москвы, Твери и Литвы во второй
половине XIV в.? Почему это произошло?
III уровень Эссе на тему: «Возвышение Москвы – это благоприятное стечение
обстоятельств или закономерность?»
Приложение №1
Собирание земель вокруг Москвы
Московский князь
Присоединённые земли
Итог
Даниила Александрович
(1276 – 1303)
Иван Калита
(1325­1340)

Урок в 10 классе Урок : «Павел I: неудавшийся реформатор или полусумасшедший тиран?»

Семён Гордый
(1340 – 1353)
Иван Красный
(1353 – 1359)
Дмитрий Донской
(1359 – 1389)




Княжение Дмитрия Донского
 Присоединение к Москве Владимира, Дмитрова, Калуги, Мценска.





1370 г. – признание литовским князем за Дмитрием Ивановичем титула великого
князя;
1371 г. ­ объявление Дмитрием Великого княжения Владимирского своей вотчиной;
1375 г. ­ официальное признание тверским князем себя «младшим братом»
московского правителя;
1377 г. ­ разгром русских татарами на реке Пьяне;
1378 г. ­ разгром татар русскими на р. Вожже.
Приложение №2
Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол (летописные факты)
Тверской князь Михаил Александрович (1304­1319), представитель более старшей ветви –
получает ярлык на великое княжение.
В Москве княжит сын Даниила Александровича – Юрий (1303­1325)
Юрий Данилович Московский женится на сестре хана Узбека – Кончаке (Агафье). Обещает
увеличить дань с русских земель.
Хан отбирает ярлык у Михаила Александровича и отдает его Юрию Даниловичу.
1315 г . – Михаил начал войну с Юрием, разгромил его дружину, в плен попала ханская
сестра, вскоре умершая в Твери.
Юрий обвинил в смерти жены тверского князя.
Михаил вызван в Орду и казнен там.
1319 г . – Юрий Данилович Московский, первым из московских князей, получает ярлык на
великое княжение.

Урок в 10 классе Урок : «Павел I: неудавшийся реформатор или полусумасшедший тиран?»

1325 г . – Юрий Московский умерщвлен старшим сыном Михаила Тверского – Дмитрий
Грозные Очи.
Хан Узбек казнит Дмитрия, но передает ярлык на великое княжение брату казненного –
Александру Михайловичу (1325­1327)
Вопросы:
1. Чем закончилась борьба Москвы и Твери?
2. Какую тактику в этой борьбе выбрали соперники?
3. Как она повлияла на исход борьбы?

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл