Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Антонимы". Данный урок - это сочетание четырех факторов: обучения, развития, воспитания, творчества - с приоритетом развивающих форм обучения, ибо развитая личность - условие самостоятельного добывания знаний, умения видеть в языковом явлении проблему.разработка урока в 5 классе
урок Антонимы.docx
МКОУ «ВерхнеОльшанская ООШ»
Пристенского района Курской области
Урок русского языка
в 5 классе.
Тема «Антонимы»
Подготовила:
Судакова Любовь Викторовна
учитель русского языка и литературы
2014 год Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Антонимы».
Цели урока:
Образовательные:
знать: что такое антонимы;
для чего нужны они в речи;
уметь: подбирать антонимы;
находить их в тексте;
употреблять в речи.
Развивающие:
вооружение общеучебными умениями:
совершенствовать:
умение учащихся внимательно слушать учителя;
умение запоминать увиденный, услышанный, прочитанный материал;
умение анализировать, сравнивать; исследовательские умения;
умение точно, полно оформлять свои мысли при ответе;
учебнокоммуникативные умения (развитие устной речи, обогащение
словарного запаса, словарная работа, выразительное чтение).
Воспитательные:
воспитание интереса у учащихся к русскому языку;
эстетическое, нравственное воспитание (чувство сопереживания, оказание
помощи в беде (при чтении сказки), работа с пословицами.
Повторение:
понятий по синтаксису, пунктуации, лексики, орфографии, культуры речи
(с целью углубления и закрепления ранее изученного материала).
Межпредметные связи: русский язык – литература – иностранный язык – ИЗО.
Оборудование:
доска, учебник, записи на доске, пословицы, тексты упражнений, три сундука
(«Омонимы», «Синонимы», «Антонимы»), рисунки к теме «Антонимы»,
стендытаблицы, табличкикарточки со словами для сундуков, плакат
«Советы учащимся», таблица по этимологии слова «антонимы», плакат со
словами (омонимы, синонимы, антонимы), слова для самостоятельной работы
по подбору антонимов.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, обращение внимания
на посадку детей за партами, создание психологического настроя.
Чтение советов (плакат на доске) по развитию внимания на уроке (читает
учитель).
2. Проверка домашнего задания. Опрос.
Учитель:
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полнымполно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Ребята, вы начали увлекательное путешествие по стране Лексика.
Что такое лексика? На предыдущих уроках вы узнали об омонимах и синонимах.
Какие слова называются омонимами?
Прослушайте стихотворения и скажите, есть ли здесь омонимы:
1. Ключ.
Много разных есть ключей:
Ключродник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной.
Обоснуйте свой ответ.
2. – Смотри, по воде барашки бегут.
Ну, и люди …ну, и лгут!
Полно вам, далеко до беды?
Барашкито ведь тяжелее воды.
А какие слова называются синонимами?
Продолжите синонимические ряды:
смелый…
грустный…
большой…
А бывают ли слова с противоположным лексическим значением?
3. Психологическая подготовка учащихся к изучению нового материала.
Интрига:
Давайте вместе сочинять стихи. Вам нужно будет добавить только одно
слово, противоположное по смыслу, когда я остановлюсь… Посмотрим,
удастся ли нам это?
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: (низко),
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь: (пол),
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты: (нашел).
Вот какая игра! Но это не просто игра в умение сочинять стихи, но
вступление в новую грамматическую тему, без которой мы не сможем узнать о
том, какие же еще слова есть в русском языке, кроме омонимов и синонимов
(обращение к плакату).
Выпишите из стихотворения пары слов (на доску):
высоко – низко, далеко – близко, пол – потолок, потерял – нашел.
Постановка проблемного вопроса.
Скажите, каково лексическое значение у этих слов по отношению друг к
другу?
Как же называются такие слова?
4. Изучение нового материала.
Формулировка правила учителем.
Этимология слова «антоним»:
Антоним – греческое слово.
(Работа с таблицей).
Орфоэпическая работа.
Орфографическая работа.
Запись темы в тетрадь. Откройте учебники (с. 141), прочитайте вслух правило, а затем про себя 23
раза.
Но каждый любознательный человек обязательно задаст вопрос: « Для чего,
зачем нужны антонимы?»
5. Первичная проверка понимания нового материла. Попутное повторение.
«Синтаксическая пятиминутка» (ученик у доски):
Улетают птицы за море,
Миновало время жатв,
На холодном сером мраморе
Листья желтые лежат.
Задания:
Прочитать выразительно.
Найти грамматические основы, составить схему предложения, дать
характеристику. Объяснить знаки препинания.
Выписать в столбик сказуемые двух первых предложений и определение
«холодный». Рядом записать слова с противоположным значением.
Как называются такие слова?
Указать, какой частью речи они выражены. (Обратить внимание, что
антонимами могут быть только слова одной и той же части речи).
6. Закрепление материала.
№1. Самостоятельная работа по подбору антонимов (слова на доске).
Учащиеся выполняют задание по рядам.
Какое значение у данных слов? Как они называются?
Релаксационная пауза (под музыку).
А какие действия вы выполняли, пока отдыхали? (Дети называют антонимы).
№2. Чтение учителем сказки (ученики добавляют антонимы). В некотором царстве, в некотором государстве жилбыл царь. (Учитель
показывает рисунки героев). Он был не злой, а …, не бедный, а…, не молодой,
а …
Выросла у него дочь Василиса Премудрая, не уродливая, а …, не глупая, а…
Все достоинства женщины у нее были.
Пришло время замуж ей выходить. Все женихи не смогли справиться с
заданиями царя, остался лишь один Ивандурак. Он один смог выполнить не
легкие, а… задания. Вот стали они свадьбу играть. Вдруг налетел смерч (это
был кто?) Правильно, Кощей. Схватил он царевну и унес ее не в светлое, а в…
царство. Иван пошел искать свою невесту. Пришел к Кощею и требует вернуть
ему Василису. Но Кощейто ведь хитрый, он говорит:
Иди ко мне в подземелье, помоги навести порядок в моем хозяйстве.
Увидишь три сундука. В них надо отдельно сложить слова:
синонимы; омонимы; антонимы.
А Иван заплакал: «Ой, я безграмотный. Я же в школе не учился».
Ребята, поможем Ивану, разберем слова, разложим их по сундукам.
( Учащиеся по одному подходят, раскладывают слова по сундукам, объясняя
свой выбор).
Чем же заканчивается сказка? (Ученики заканчивают сказку).
8. Обобщение и систематизация знаний.
Где же встречаются антонимы? (В произведениях фольклора, в рассказах).
Запишите пословицу (ученик пишет на доске):
Учение – свет, а неученье – тьма.
Сколько в ней антонимических пар?
Работа с пословицами (устно).
Делается вывод об употреблении антонимов.
Для чего же нужны антонимы? Где они используются? 9. Рефлексия. Подведение итогов урока (беседа по вопросам). Выставление
оценок за урок.
10. Объяснение домашнего задания (оно дифференцированное):
п. 68; упр.№361;
сочинить небольшую сказку, используя антонимы;
Урок в 5 классе "Антонимы"
Урок в 5 классе "Антонимы"
Урок в 5 классе "Антонимы"
Урок в 5 классе "Антонимы"
Урок в 5 классе "Антонимы"
Урок в 5 классе "Антонимы"
Урок в 5 классе "Антонимы"
Урок в 5 классе "Антонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.