Урок в 5 классе "Антонимы"
Оценка 4.7

Урок в 5 классе "Антонимы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
18.10.2017
Урок в 5 классе "Антонимы"
Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Антонимы". Данный урок - это сочетание четырех факторов: обучения, развития, воспитания, творчества - с приоритетом развивающих форм обучения, ибо развитая личность - условие самостоятельного добывания знаний, умения видеть в языковом явлении проблему.разработка урока в 5 классе
урок Антонимы.docx
МКОУ «Верхне­Ольшанская ООШ»  Пристенского района Курской области Урок русского языка  в 5 классе.   Тема «Антонимы»                              Подготовила:                                                       Судакова Любовь Викторовна учитель русского языка и литературы   2014 год Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Антонимы».   Цели урока:   Образовательные:   знать: ­ что такое антонимы;              ­ для чего нужны они в речи;  уметь: ­ подбирать антонимы;              ­ находить их в тексте;              ­ употреблять в речи.  Развивающие:   ­ вооружение общеучебными умениями:   ­ совершенствовать:   ­ умение учащихся внимательно слушать учителя;   ­ умение запоминать увиденный, услышанный, прочитанный материал;   ­ умение анализировать, сравнивать; исследовательские умения;   ­ умение точно, полно оформлять свои мысли при ответе;   ­ учебно­коммуникативные умения (развитие устной речи, обогащение  словарного запаса, словарная работа, выразительное чтение). Воспитательные:   ­ воспитание интереса у учащихся к русскому языку;   ­эстетическое, нравственное воспитание (чувство сопереживания, оказание  помощи в беде (при чтении сказки), работа с пословицами.  Повторение:   ­ понятий по синтаксису, пунктуации, лексики, орфографии, культуры речи  (с целью углубления и закрепления ранее изученного материала). Межпредметные связи: русский язык – литература – иностранный язык – ИЗО. Оборудование: доска, учебник, записи на доске, пословицы, тексты упражнений, три сундука  («Омонимы», «Синонимы», «Антонимы»), рисунки к теме «Антонимы»,  стенды­таблицы, таблички­карточки со словами для сундуков, плакат  «Советы учащимся», таблица по этимологии слова «антонимы», плакат со  словами (омонимы, синонимы, антонимы), слова для самостоятельной работы  по подбору антонимов. Тип урока: комбинированный.                                                   Ход урока: 1. Орг. момент.   Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, обращение внимания  на посадку детей за партами, создание психологического настроя.  Чтение советов (плакат на доске) по развитию внимания на уроке (читает  учитель). 2. Проверка домашнего задания. Опрос. Учитель: ­ Всему название дано –    И зверю, и предмету.   Вещей вокруг полным­полно,   А безымянных – нету!   И все, что может видеть глаз –    Над нами и под нами, ­   И все, что в памяти у нас, ­   Означено словами. ­ Ребята, вы начали увлекательное путешествие по стране Лексика. ­ Что такое лексика? ­ На предыдущих уроках вы узнали об омонимах и синонимах. ­ Какие слова называются омонимами? ­ Прослушайте стихотворения и скажите, есть ли здесь омонимы: 1. Ключ.  Много разных есть ключей:  Ключ­родник среди камней,  Ключ скрипичный, завитой  И обычный ключ дверной. ­ Обоснуйте свой ответ. 2. – Смотри, по воде барашки бегут.     ­ Ну, и люди …ну, и лгут!     ­ Полно вам, далеко до беды?       Барашки­то ведь тяжелее воды. ­ А какие слова называются синонимами? Продолжите синонимические ряды:              ­ смелый… ­ грустный… ­ большой… ­ А бывают ли слова с противоположным лексическим значением? 3. Психологическая подготовка учащихся к изучению нового материала.  Интрига: ­ Давайте вместе сочинять стихи. Вам нужно будет добавить только одно  слово, противоположное по смыслу, когда я остановлюсь… Посмотрим,  удастся ли нам это?  И нам с тобой пришел черед  Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко,  А ты ответишь: (низко),  Скажу я слово далеко,   А ты ответишь: (близко).  Скажу я слово потолок,  А ты ответишь: (пол),  Скажу я слово потерял,   И скажешь ты: (нашел).  ­ Вот какая игра! Но это не просто игра в умение сочинять стихи, но  вступление в новую грамматическую тему, без которой мы не сможем узнать о том, какие же еще слова есть в русском языке, кроме омонимов и синонимов  (обращение к плакату). ­ Выпишите из стихотворения пары слов (на доску): высоко – низко, далеко – близко, пол – потолок, потерял – нашел. Постановка проблемного вопроса. ­ Скажите, каково лексическое значение у этих слов по отношению друг к  другу?  ­ Как же называются такие слова? 4. Изучение нового материала. Формулировка правила учителем. Этимология слова «антоним»: Антоним – греческое слово. (Работа с таблицей). Орфоэпическая работа. Орфографическая работа. Запись темы в тетрадь. ­ Откройте учебники (с. 141), прочитайте вслух правило, а затем про себя 2­3  раза.  ­ Но каждый любознательный человек обязательно задаст вопрос: « Для чего,  зачем нужны антонимы?» 5. Первичная проверка понимания нового материла. Попутное повторение.    «Синтаксическая пятиминутка» (ученик у доски):  Улетают птицы за море,   Миновало время жатв,  На холодном сером мраморе  Листья желтые лежат. Задания: ­ Прочитать выразительно. ­ Найти грамматические основы, составить схему предложения, дать  характеристику. Объяснить знаки препинания. ­ Выписать в столбик сказуемые двух первых предложений и определение  «холодный». Рядом записать слова с противоположным значением. ­ Как называются такие слова? ­ Указать, какой частью речи они выражены. (Обратить внимание, что  антонимами могут быть только слова одной и той же части речи). 6. Закрепление материала.  №1. Самостоятельная работа по подбору антонимов (слова на доске).  Учащиеся выполняют задание по рядам. ­ Какое значение у данных слов? Как они называются? Релаксационная пауза (под музыку). ­ А какие действия вы выполняли, пока отдыхали? (Дети называют антонимы). №2. Чтение учителем сказки (ученики добавляют антонимы). ­ В некотором царстве, в некотором государстве жил­был царь. (Учитель  показывает рисунки героев). Он был не злой, а …, не бедный, а…, не молодой, а … Выросла у него дочь Василиса Премудрая, не уродливая, а …, не глупая, а…  Все достоинства женщины у нее были.  Пришло время замуж  ей  выходить. Все женихи не смогли справиться с  заданиями царя, остался лишь один Иван­дурак. Он один смог выполнить не  легкие, а… задания. Вот стали они свадьбу играть. Вдруг налетел смерч (это  был кто?) Правильно, Кощей. Схватил он царевну и унес ее не в светлое, а в… царство. Иван пошел искать свою невесту. Пришел к Кощею и требует вернуть ему Василису. Но Кощей­то ведь хитрый, он говорит:  ­ Иди ко мне в подземелье, помоги навести порядок в моем хозяйстве.  Увидишь три сундука. В них надо отдельно сложить слова:  синонимы;  омонимы;  антонимы.  А Иван заплакал: «Ой, я безграмотный. Я же в школе не учился».  ­ Ребята, поможем Ивану, разберем слова, разложим их по сундукам.  ( Учащиеся по одному подходят, раскладывают слова по сундукам, объясняя  свой выбор).  ­ Чем же заканчивается сказка? (Ученики заканчивают сказку). 8. Обобщение и систематизация знаний.  ­ Где же встречаются антонимы? (В произведениях фольклора, в рассказах).  ­ Запишите пословицу (ученик пишет на доске):  Учение – свет, а неученье – тьма.  ­ Сколько в ней антонимических пар? Работа с пословицами (устно). Делается вывод об употреблении антонимов. ­ Для чего же нужны антонимы? Где они используются? 9. Рефлексия. Подведение итогов урока (беседа по вопросам). Выставление  оценок за урок. 10. Объяснение домашнего задания (оно дифференцированное):        ­ п. 68; упр.№361;       ­ сочинить небольшую сказку, используя антонимы;

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"

Урок в 5 классе "Антонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2017