Урок в 5 классе "Что такое текст"
Оценка 4.9

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
19.02.2018
Урок в 5 классе "Что такое текст"
Что такое текст. Тема текста. Цель деятельности учителя Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию. Развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению. Тип урока Урок развития речи Планируемые образовательные результаты Предметные: научиться выявлять композиционные и языковые признаки текста, научиться определять тему текстов разных типов речи по алгоритму решения лингвистической задачи. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Что такое текст.doc
Что такое текст. Тема текста. Цель деятельности учителя Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и  узкой темах текста Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию. Развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению. Тип урока Урок развития речи Планируемые образовательные результаты Предметные: научиться выявлять композиционные и языковые признаки текста, научиться определять тему текстов разных типов речи по  алгоритму решения лингвистической задачи. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания  текста. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Основная мысль текста. Предметные: научиться определять основную мысль текста, зависимость заголовка, темы от основной мысли текста; научиться  проектировать индивидуальный маршрут преодоления проблемных зон в изучении материала. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); проявлять речевые  действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей и иных  составляющих внутреннего мира. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознавать самого себя как  движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания  текста. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе; к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Ход урока Этап Деятельность учителя  Мотивация к  деятельности Цель этапа:  включение учащихся  в деятельность. Речевая разминка Звенит звонок, зовет звонок, Пора нам начинать урок. Усердно будем мы трудиться,  чтобы чему­то научиться. Правила общения на уроке 3 мин При разговоре не перебивай собеседника. Того, кто говорит, нужно поддерживать добрым взглядом. Если говорящий ошибся или о чем­то не сказал, дадим ему договорить, а  Деятельность  учащихся  Планируемые  результаты УУД  Подготовка  класса  к  работе. Личностные  результаты Самоопределение (Л) Метапредметные  результаты Планирование учебного  сотрудничества с  учителем и сверстниками (К) потом исправим или дополним. Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не  обижая. Говорим всегда четко, ясно и неторопливо. Приветствует обучающихся Готовятся к уроку. Настраиваются на работу. Речевую разминку проговаривают вслух обучающиеся. Правила общения называют обучающиеся Наблюдение 2)Проверка домашнего задания Словосочетания: Кленовый листок, громко кричит (1 вариант); Богатство народа, пригласить ее (2вариант) Найди ошибки: из­за леса, дружные ребята, послышалось пение, красный  и синий, команда победила. Следит за комментариями обучающихся. Исправляет ошибки. Предлагает таблицу с правильными ответами разбора словосочетаний 1 обучающийся напоминает, каким было домашнее задание 3 обучающихся проверяют по рядам наличие выполненного домашнего  задания 3 обучающихся комментируют выполнение домашнего задания Взаимопроверочное оценивание выполненного задания Взаимопроверка в парах Основные единицы языка: звук­слово­словосочетание­предложение – текст Наибольшая единица синтаксиса – текст Актуализация знаний Цель этапа:  подготовка мышления  учащихся 10 мин  Любой текст можно озаглавить Восстанавливают  запись. Отвечают на вопросы Шестнадцатое –шесть (непроизносимая согласная в корне слова), октября –октябрь( словарное слово)­октябрь (безударная гласная в корне слова),  классная (словарное слово ) работа (словарное слово ) Самостоятельно  определяют тему  урока. ­Ребята, давайте попробуем восстановить утерянные слова.  «… словосочетание …»  «…слово­словосочетание­предложение …» ­Назовите наибольшую единицу синтаксиса Что чаще всего располагается перед текстом? Запись даты, классной работы, темы урока Орфографическая  работа записи на  доске Устные ответы Метапредметные  результаты Планирование учебного  сотрудничества, умение  выражать свои  мысли  (К) Предметные  результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П  – логические) Постановка учебной  задачи  Цель этапа:  обсуждение  затруднений (почему  возникли затруднения,  чего мы ещё не знаем). 2 мин ­Ребята, тему мы с вами определили, а какова же цель нашего урока? На  какие вопросы нам сегодня необходимо ответить? (Что такое текст?  Каковы признаки текста? Как определить тему текста?) Разгадывают шарады,  отвечают на вопросы. ­Для чего это нам нужно знать? ­Где мы найдем применение данным знаниям? ­ На каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится  работать с текстом? ­Давайте определим лексическое значение слов «текст» и «тема». Где мы  можем найти эти сведения? Каждый человек, говорящий и пишущий на русском языке должен уметь  выражать свои мысли грамотно, т.е. правильно создавать текст своих  рассуждений, высказываний. А чтобы это сделать, нужно знать основные  признаки текста. Метапредметные  результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные  результваты Самостоятельное  формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование  проблемы (П – лог. Построение проекта  выхода из  затруднения Цель этапа:  составить план  достижения целей 5 мин Отвечают на вопросы Вывод об актуальности знаний Научиться самим создавать тексты Работают с материалом толкового словаря. Находят значение слов «тема», «текст» Устные ответы 5)Первичное усвоение новых знаний Задание1:Можно ли данные предложения назвать текстом? Свой ответ  обоснуйте. Выполняют  упражнения, отвечают на вопросы Планирование,  прогнозирование (Р),  Моделирование,  выдвижение гипотез (П),  инициативное  сотрудничество в  поисках информации (К) 1.Стоял жаркий июльский день. 2.На мерзлую землю упал первый снег. 3.На территории лагеря находился клуб Задание 2: Чем отличается данный набор предложений от предыдущего? Чудес?ное осенн… утро в лесу. Бере…ки стоят в з…л…тых сарафанах.  Сосны встречают нас ласковым ш…рохом. Клены роняют резные листья. Задание3: Эти предложения связаны по смыслу? Текст ли перед вами?  Почему? 1.Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.  2.Листья падали дни и ночи. 3.Начался листопад. 4.Этот дождь шел  неделями. 5.Леса моросили дождем облетевшей листвы. ­ Ребята, анализируя две записи, какой можно сделать вывод? ­Где это нам пригодится? ­Выполним орфографическую работу ­Где эти знания можно применить? ­Где данные знания можно применить? Читает задание и  данные предложения Читает задание и  данный набор  предложений В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что данные  предложения назвать текстом нельзя, т.к. нет смысловой связи. В каждом  предложении говорится о разном (о лете, о зиме, о лагере)  В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что данные  Работают в парах Устные ответы предложения назвать текстом можно, они связаны смысловым единством. Записывают в тетрадь первый признак текста: предложения в тексте  связаны по смыслу В парах сменного состава выполняют орфографическую работу:чудесное­ чудесен(непроизносимая согласная в корне), осеннее (какое?), березки­ березонька(проверяемая согласная в корне слова), золотых­золото­ позолота (безударная гласная в корне слова), шорохом (слово­ исключение) Оценивание работы пары сменного состава ­ На экзаменах, грамотно писать В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что данные  предложения назвать текстом нельзя, т.к. нет последовательности в  построении предложений. Нарушен порядок предложений. Записывают в тетрадь второй признак текста: предложения в тексте  расположены в определенном порядке ­В общении, чтобы нас понимали Карточки: зарядка для глаз Видеоролик: физкультминутка Показывает физкультминутку Как можно озаглавить текст?  Назови ключевые слова. Что хотел донести до нас автор, написав этот текст? Начался листопад.  Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно  ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Этот дождь шел неделями.  ­ Где данные знания можно применить? Озаглавливают текст. (Листопад) Называют ключевые слова.(листопад, листья летели, облетевшей) Определяют основную мысль текста (Автор показал красоту листопада) Запись в тетрадь третьего признака текста: текст имеет тему, основную  мысль, его можно озаглавить. ­На экзамене при написании сжатого изложения. Первичное  закрепление Цель этапа: усвоение учащимися новых  знаний 8 мин Восстанови запись  Текст –это сочетание … , связанных по… и …, расположенных в  определенном….   Текст имеет… и…  Текст можно… Какой план соответствует данной теме: Приближение осени I Метапредметные  результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция  (Р) Управление поведением  партнера (К)  Выражение своих мыслей с достаточной полнотой  и точностью(К) Предметные  результаты Действие по аналогии  (П)    Умение структурировать знания , выбор наиболее  эффективных способов  решения задач (П –  общеуч.)        II  1.В роще осенью. 2.Неожиданная встреча с ежиком. 3.Еж в доме лесника. 4.Радость детей.  1.Частые дожди. 2.Прелые листья в лесу. 3.Смена зеленой окраски на золотую. 4.Редкие голоса птиц Свой ответ обоснуйте. Восстанови запись  Тема текста­ это то, …  Тема текста бывает… и … Работа с текстом Октябрь­первый х…лодный месяц осени. Дуют ре…кие ветры.  Участились и утренние морозы. Лужи стеклит тонкий хрустальный лед.  Раскисли (от)дождя доро…ки. Показалось робкое солнышко. Вот  набежал с севера ветер. Он нагнал холо… . Природа ждет зиму. Тексты для 6 группы: Октябрь приближается. Но светел день лесной. И осень улыбается Небес голубизной, Притихшими озерами, Что стелют синь свою, И розовыми зорями В березовом краю! Октябрь уж наступил ­ уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад ­ дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл… (А.С.Пушкин) Проверочный тест ДА ( +)/ НЕТ (­) 1. Текст состоит из предложений 2. К тексту нельзя придумать заглавие 3. Все предложения в тексте имеют границы Самостоятельная  работа  Цель этапа:  самооценка  учащимися  результатов своей учебной деятельности 5 мин 4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности 5. В тексте всегда о чем­то или о ком­то говорится 6. Текст можно разделить на части 7. Каждая часть текста записывается с красной строки Контролирует работу. Читает текст. Контролирует выполнение работы Выполняют зарядку  для глаз с  использованием  индивидуальных  карточек Выполняют  упражнения зарядки Метапредметные  результаты Контроль, коррекция,  выделение и осознание  усвоенного (Р) Волевая регуляция в  ситуации затруднения  (Р) Личностные  результаты Самоопределение (Л)  Письменная работа Устные ответы Составляют текст по теме. Читают текст. Оценивают отвечающего Отвечают на тестовые вопросы Проверяют ответы (работа в парах) 1.Текст состоит из предложен. +  2.К тексту нельзя придумать заглавие ­  3.Все предложения в тексте имеют границы +  4.Предложения в тексте не имеют определенной последовательности ­  5.В тексте всегда о чем­то или о ком­то говорится +  6.Текст можно разделить на части +  7.Каждая часть текста записыв. с красной строки +  Оценивают ответы пары  Читает текст. Контролирует выполнение работы Составляют текст по теме. Читают текст. Оценивают отвечающего Отвечают на тестовые вопросы Проверяют ответы (работа в парах) 1.Текст состоит из предложен. +  2.К тексту нельзя придумать заглавие ­  3.Все предложения в тексте имеют границы +  4.Предложения в тексте не имеют определенной последовательности ­  5.В тексте всегда о чем­то или о ком­то говорится +  6.Текст можно разделить на части +  7.Каждая часть текста записыв. с красной строки +  Рефлексия  деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей  учебной деятельности, самооценка  результатов  деятельности своей и  всего класса. 10 мин Продолжи предложение 1. Сегодня я узнал(а) … 2. Я выполнял (а) задания … 3. Я понял(а), что … 4. Теперь я могу … 5. Я приобрел … ­В завершении урока предлагаю вам на лучиках солнышка продолжить  Дописывают  предложения. Метапредметные  результаты Умение выражать свои  мысли (К) Предметные  результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности (П) Личностные  результаты Самооценка на основе  успешности  (Л) предложения Домашнее задание 2 мин 1. Творческое задание Мини­сочинение на тему  «Звуки осени» или «Краски осени» Кому трудно выполнить творческое задание 2. Учебник – упражнение № Адекватное понимание  причин успехе/неуспеха  в учебной деятельности  (Л)

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"

Урок в 5 классе "Что такое текст"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018