Урок биологии 5 класс
Автор: Ядрышникова Любовь Геннадьевна
учитель биологии первой квалификационной категории
Тема урока: Жизнедеятельность клетки.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цели:
Задачи:
Закрепить первичные сведения о клетке.
Раскрыть представление о клетке как структурной и функциональной единице живого.
Показать практическое применение полученных знаний.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: видео урок, раздаточный материал (карточки с заданием), маршрутный лист (опорный конспект для заполнения), оборудование для демонстрации опыта.
Ход урока
«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Организация работы |
Ход урока |
|||
1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности |
Погладьте себя по голове, похвалите «Какой я умный» Настройте себя на хорошую и интересную работу. «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (фрагмент видео урока) Из чего состоят все растения? Что мы знаем о клетке? Расчертите листок на 3 части подпишите графы
|
|||
Обобщение |
Давайте вместе заполним таблицу на доске. (Учитель записывает все мнения в таблицу, учащиеся дополняют свои таблицы записями, которые они считают правильными. Сегодня мы свами совершим путешествие в мир растительной клетки. Для любого путешественника необходим маршрутный лист, который лежит у вас на столе. Планируемые результаты Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. |
|||
2.Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.
|
Сказка о житие – бытие растительной клетки Загляните на
часок Как вы думаете какая у нас будет тема урока (ученики формулируют тему урока) Задание 2. Учитель просит ответить на вопросы. · Какие процессы жизнедеятельности происходят в живой клетке? · Какие процессы жизнедеятельности клетки можно наблюдать под микроскопом? · Почему обмен веществ – главное проявление жизнедеятельности клетки?
Планируемые результаты Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: Умение выполнять задания данные учителем. Коммуникативные: Умение слушать и отвечать на вопросы учителя
|
|||
3.Постановка учебной задачи.
|
Исходя из темы урока сформулируйте главную цель. Что сегодня нам предстоит выяснить? Учитель подводит к постановке цели—используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма). Планируемые результаты Регулятивные: Самостоятельное формулирование цели и задач, планирование ,прогнозирование. |
|||
Повторение |
Закончите предложения: «С поверхности клетка покрыта ……………Большая часть клетки заполнена полужидким веществом……………., в котором есть полости ………………., заполненные клеточным соком, и плотное тельце ………….. Зелёный цвет растений обусловлен наличием………..
Исправить ошибки в тексте: “Большая часть клетки заполнена клеточным соком. Иногда в клетке может содержаться цитоплазма с клеточным соком. Ядро клетки бесцветное, и его роль в клетке незначительна”. |
|||
4. Изучение нового материала
Вопрос классу.
Вопрос классу.
Вопрос к классу.
Решение практической задачи
Вопрос к классу
5.Физкультминутка «Весёлые глазки»
6.Закрепление
Самостоятельная работа
7. Рефлексия
Выставление оценок
8.Информация о домашнем задании. |
Сегодня мы погрузимся с вами в тайну жизни клети. Как вы понимаете термин жизнь? (Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах) (фрагмент видео урока)
Давайте вспомним процессы характеризующие жизнь? (карточки вывешиваются на доске: питание, размножение, рост, развитие, дыхание). Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки -движение цитоплазмы -избирательная проницаемость мембраны клетки
Что ещё необходимо для нормальной жизнедеятельности? (Питание) Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку? Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются ненужные, при помощи цитоплазмы. Этот процесс называют? (Обмен веществ) Просмотрите фидео фрагмент и зарисуйте схему процесса дыхания Какой газ при этом поступает в клетку, а какой удаляется из неё?
Рис. 25 учебник с.44 самостоятельная работа. Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – Хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определённое количество хромосом. Решение практической задачи У томата их 24, у картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой.
Составьте схему деления клеток на доске.
Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели. Конечно. (Рост) А для этого вы самостоятельно проанализируите рисунок 26 на странице 45 учебника. Как отличить молодую клетку от старой? Планируемые результаты Личностные: Умения соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: Умение работать с учебником находить в нем необходимый материал.
Повторяйте движения глазами за бегающей стрелкой
А сейчас, мы ещё раз мы заглянем к нашей таинственной клетке. И вспомним какие процессы в ней происходят? (ученики перечисляют)
Р.Т. с.23 №32 в рабочей тетради на печатной основе, один ученик работает с такой же схемой
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Давайте заполним последнюю колонку своей первой таблицы. Что вы узнали. Всё ли было понятно в течение урока? Какая часть урока вам показалась самой интересной? Какая часть урока вызвала затруднение? Какое у вас настроение после урока?
Планируемые результаты Личностные: Самооценка на основании успешности. Адекватное восприятие причин успеха и неудач в учебной деятельности. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли. Познавательные: Рефлексия. Результаты деятельности. Учитель просит проанализировать учеников продвижение по лесенке успеха на уроке, поставив человечка на лесенке.
Параграф 9 подготовить вопросы п.9 Р.Т.№31 с. 23 аппликация схемы деления, зарисовать рост клетки,
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.