МОУ Заворовская средняя общеобразовательная школа
«Отдел Моховидные.
Особенности строения мха сфагнума»
План урока
по биологии в 7 классе
Учитель: Нестерова Л.А.,
высшая квалификационная
категория. Заворово, 2013 г.
Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности
мха сфагнума
7 класс
Цели урока:
Образовательная:
Сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха
сфагнума;
Обобщить представление о месте обитания мха сфагнума;
Развивать умение устанавливать причинноследственные связи;
Распознавать и описывать на гербарных объектах мох сфагнум, выявлять приспособление
моховидных к среде обитания;
Сравнивать кукушкин лен с водорослями и делать выводы на основе сравнения;
Воспитательная:
Активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и
бережное отношение к природным объектам.
Оборудование:
Видеопроектор, презентация, гербарий «Мох сфагнум», микроскопы, предметные стекла,
стаканы с водой, таблица «Мох сфагнум», «Зеленый мох кукушкин лен», коллекция «торф и
его использование».
Опережающее задание: подготовить сообщение об использовании торфа.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Деятельность учителя / Вопросы
Деятельность
учащихся/Ожидаемые ответы
№
слайд
а
I. Повторение изученного материала.
Устно:
1.Какую тему мы изучали прошлом уроке?
2.Почему мхи называют высшими
споровыми растениями?
Отдел Моховидные. Зеленый мох
кукушкин лен.
Мхи имеют органы: стебель,
листья. 3.Чем строение мхов отличается от
строения водорослей?
4.Докажите, что мхи являются более
высокоорганизованными растениями, что
произошли от водорослей.
Биологическая задача:
1. Мох кукушкин лен – двудомное
растение. На многих особях этого мха на
длинных ножках развиваются коробочки
со спорами. На каких особях – мужских
или женских – развиваются такие
коробочки? Почему так считаете?
Мхи имеют органы, половое и
бесполое размножение.
Размножаются половым путем и
бесполым, при прорастании споры
развивается зеленая многоклеточная
водоросль.
1.На женских, так как
сперматозоиды с капелькой воды
перемещаются в женский организм,
а яйцеклетки передвигаться
самостоятельно не могут.
2. Мох выдерживает большие морозы и
сильную жару, растет при сравнительно
небольшом количестве света, однако он
сильно нуждается в воде. Почему?
2.Мох всасывает воду ризоидами, а
при недостатке воды развитие мха
задерживается или растение
погибает.
Выполнение на листочках. (5 мин)
Настрой на работу.
Слушают стихотворение.
1
2
Письменно.
Самостоятельная работа
На листочках задание «Вставь
недостающие слова». Прочитайте текст
и вставьте слова из предложенных.
II. Изучение нового материала
Ребята, давайте позитивно настроимся на
работу, поднимем настроение себе и
присутствующим. Посмотрите на меня,
теперь друг на друга и подарите улыбку.
Искренняя улыбка – успех в любой работе.
Итак, начинаем работу.
1.Введение в тему урока.
Чтение стихотворения.
Меж клюквы и морошки
Среди лесных болот
На кочках мох без ножки
Куда не глядь – растет.
Он снизу – беловатый,
Повыше – зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
На кустиках поляны;
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Р. Рождественский «Мох»
2.Сообщение темы урока. Запись ее в
тетрадь.
В каждом четверостишие есть
Запись темы урока в тетрадь. подчеркнутые слова.
3.Закладка лабораторного опыта.
В чашку с водой положить немного
мха. Оставить на несколько минут.
4.Создание проблемной ситуации:
Как вы считаете: выражение «без ножки»,
«снизу беловатый», «лечил» и другие – это
выдумка поэта, подбор слов для рифмы
или эти строки имеют биологический
смысл и научное объяснение?
3.Знакомство со строением мха
сфагнум.
? Рассказ учителя о среде и месте
обитания, строении мха.
? Назовите среду обитания мхов?
? Прослушайте загадку и ответьте, что
является местом обитания мха сфагнум?
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги.
Строение сфагнума.
Подчеркнуть, что у мха:
Нет корней («Без ножки»)
Нижние листья – мертвые и хлорофилл в
них разрушен («Снизу – беловатый»).
Верхние листья – молодые – зеленые
(«Повыше – зеленей»)
III. Лабораторная работа.
Выполнение работы в тетрадяхпрактикумах.
1.ИОТ
2.Знакомство с выполнением л/р.
3. Оформляют тетрадипрактикумы.
IV. Добыча и использование торфа.
Мох сфагнум называют еще торфяным мхом
Почему?
Рассказ учителя о добыче торфа.
Рассказ учащегося об использовании торфа.
Показ коллекции «использование торфа»
V. Экологические проблемы болот.
Вред болот
Нельзя жить человеку
Нельзя проложить дорогу
Нельзя засеять поля
Среда обитания болезнетворных
Наблюдают за закладкой опыта.
Отвечают на вопросы учителя,
пытаются дать правильный ответ.
Записывают конспект в тетрадь,
зарисовывают строение мха.
Наземновоздушная.
Болото.
Участвуют в беседе.
Записывают дату.
Рассказывают ИОТ
Выполняют л/р
Оформляют тетрадипрактикумы.
Образует торф.
Записывают в тетрадь
«использование торфа»
Записывают в тетрадь:
3
4
5
6
7, 8
9, 10
11
12 насекомых (малярийных комаров)
Польза болот
1. Болото – это биоценоз, который
насчитывает несколько сотен видов
растений и животных.
2. Болота оставляют в атмосферу
кислород, поглощают пыль (3 т/га)
3. Хранилище пресной воды
4. Влияют на водный режим соседних
территорий.
5. Их большая поверхность
способствует увеличению испарения,
что смягчает климат.
6. Определяют экологическое
равновесие среды.
7. Природные фильтры
8. Места образования торфа.
Во многих странах мира болота и
болотистые места находятся под охраной
государства. В нашей стране на Западно
Сибирской равнине находится самое
большое болото в мире – Васюгановское
болото.
VI. Закрепление изученного материала.
Биологическая задача:
1. Бывали случаи, когда в болотах
находили остатки бревенчатых дорог,
проложенных еще древними людьми,
останки доисторических людей,
средневековых рыцарей в доспехах.
Как можно объяснить сохранность
этих и других находок?
Подсказку на вопрос вы можете найти в
параграфе 14, с. 39 Пункт «Значение мхов
в образовании торфа»
2. У некоторых мхов в сухую погоду
наблюдается выделение на кончиках
листьев капелек воды (гуттация).
Этот процесс имеет важное
значение для нормального полового
размножения мхов. Почему?
3. Почему в сухую погоду коробочка у
мхов вскрывается, тогда как в
сырую погоду она всегда закрыта?
4. Какие особенности строения
листьев мхов позволяют быстро
впитывать воду?
VII. Домашнее задание.
Параграф 14, повторить 13
1.Среда обитания организмов.
2.Поставщик кислорода.
3.Хранилище пресной воды.
4. Влияют на водный режим
соседних территорий
5.Поддерживают микроклимат
территории.
6. Определяют экологическое
равновесие среды.
7.Природные фильтры.
8.Места образования торфа.
13
14
Решают задачу.
Работа с учебником.
Записывают в дневник.
15
Урок в 7 классе "Отдел Моховидные. Особенности строения мха сфагнум"
Урок в 7 классе "Отдел Моховидные. Особенности строения мха сфагнум"
Урок в 7 классе "Отдел Моховидные. Особенности строения мха сфагнум"
Урок в 7 классе "Отдел Моховидные. Особенности строения мха сфагнум"
Урок в 7 классе "Отдел Моховидные. Особенности строения мха сфагнум"
Урок в 7 классе "Отдел Моховидные. Особенности строения мха сфагнум"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.