Урок в 7 классе по теме "Междометие"
Оценка 4.7

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
01.10.2017
Урок в 7 классе по теме "Междометие"
Проблемная ситуация на уроке помогает ученикам понять особенности междометия как части речи. Используются различные виды деятельности, работа с таблицей, с раздаточным материалом. В конце урока ученики заполняют текст с купюрами, давая характеристику междометия. Урок насыщен различными упражнениями. Повторяются особенности всех частей речи.
междометие в 7 классе.docx
МОУ Шолоховская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Конкурс «Мой лучший урок» Автор:  Дёмина Галина Владимировна,   учитель русского языка и литературы 2014 г. Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Междометие»  Цель урока: знакомство с междометием как частью речи, назначением его в  языке,  употреблением в роли других частей речи; знакомство со знаками  препинания при междометиях; формирование умения находить в тексте  междометия и выделять их знаками препинания. По   основной   образовательной   цели  урок   является   уроком  изучения   и первичного закрепления новых знаний. Форма проведения урока –  комбинированный урок. Педагогическая   инструментировка:   карточки­таблицы,   таблица,   рабочие тетради, Схемы, текст с купюрами. Ход урока: I.               Организационный момент. II.             Повторение. Постановка проблемы. На доске – таблица самостоятельные служебные         Учитель ­ Посмотрите на таблицу. Как бы вы её озаглавили? (Части речи) Задание: по цепочке называем части речи и приводим примеры. Учитель ­ Что должны мы записать в третьей графе? (междометие) ­ До сих пор мы мало говорили об этой части речи. Сформулируйте,  пожалуйста, тему урока. Какую цель перед собой мы должны поста­ вить ? Справимся? Приступаем. ­ Ещё раз обратимся к таблице. Скажите, а какой вопрос может возникнуть  при её анализе? (Почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни  к служебным частям речи?) ­ Какие шаги мы должны предпринять, чтобы ответить на этот вопрос? 1) Повторить особенности самостоятельных и  служебных частей  речи. 2) поближе познакомиться с междометием. Для этого вспомним, по какому  плану мы характеризуем часть речи. Часть речи характеризуют: 1)общее грамматическое значение; 2)морфологические и 3)синтаксические признаки. III.          Решение проблемного вопроса. 1)   Работа   в   парах.   Заполнить   схему:   охарактеризовать   самостоятельные части речи.  2) Давайте докажем на практике правильность нашей схемы. Один ученик  идёт к доске. Записываем предложение: Для вежливости открыты настежь все двери. Задание: Объясните смысл пословицы. Разберите предложение синтаксически и определите части речи. Объясните орфограммы. ­   Второй   ученик   производит   морфологический   разбор   существительного. Скажите, для чего мы делали эти разборы?  (чтобы доказать справедливость нашей схемы) Теперь расскажите мне о служебных частях речи. (Служебные части речи не имеют   предметного   лексического   значения   и   не   являются   членами предложения; не изменяются.) IV.          Новый   материал.   Работа   с   опорным   конспектом   (   заполняется   в процессе урока) 1.Мне, — сказало Междометье, Произносят слово ОХ! Интересно жить на свете. Кто встречается с бедой,  Выражаю поощренье, Произносит слово ОЙ! Похвалу, упрек, запрет, Кто отстанет от друзей, Благодарность, восхищенье, Произносит слово ЭЙ! Возмущение, привет... У кого захватит дух, Те, кого охватит страх, Произносит слово УХ! Произносят слово АХ! Интересно жить на свете, У кого тяжелый вздох,  Если знаешь междометья!     V.              Каждому ученику выданы распечатки стихотворение      Какие междометия нам встретились? Что же они выражают? А называют ли  они чувства? Запишем в тетради междометия – эмоции и междометия побуждения 1)Страха, сомнения, радости, удивления, грусти, восторга, тревоги, печали и  др. ( ах, ну, ох, браво, бис, боже мой, вот это да, ну и ну, ай­ай­ай, увы, ура 2)На, фас, апорт, тсс, алло, вира, майна, кис­кис, бай­бай, стоп, цып­цып, кыш, брысь и др. Составьте предложения, использовав междометия. ­ Можно ли к междометиям поставить вопрос?  А значит, они не являются  членами предложения. Можно ли их изменить?  Но зато их можно разделить на две группы. Обратите внимание на второе стихотворение и на знаки выделения междометий.  Прочитайте следующее стихотворение. Как выделяются междометия на  письме? 2.Сердце так и гложет страх. Если б кто­нибудь помог. Ах! Ох! Эх, не помню как назло! Ух, захватывает дух! Вот бы нынче повезло! Притворюсь­ка, что я глух! Я по списку дальше всех! Хоть бы в классе свет потух! Эх! Ох, беда уже близка! Так и ждет меня доска.     Ух! Ах! Эх! Ох! Ух... не вызвали! Запишем в таблицу. Определите, на какие же группы можно разделить  междометия? (Непроизводные и производные) Ау, я заблудился. Мамочки, Как страшно! Ужас! Ох, как страшно мне в лесу. Брось! Не переживай. Я тебя выручу.     ­ По всем признакам междометие – служебная часть речи. Исследуем дальше. Запишем предложения:   1.Ха­ха, всё просто в этом мире. 2.По классу разносилось звонкое ха­ха. Разберите предложения синтаксически. Вывод: в отличие от служебных частей речи междометия иногда могут  выступать в роли самостоятельных частей речи. Заполнить опорный конспект. VI.         Закрепление.  1)Записываем предложения. Находим междометия,  объясняем знаки препинания. 1.Ах,  яблочко, цвета милого! (С.Есенин.) 2.Увы,  невеста молодая своей  печали  неверна. (А.Пушкин.) 3. Эх, песня, песня! Есть ли что на свете  чудесней! (С.Есенин.) 4. Жизнь, увы, не вечный дар. (А.Пушкин.) 5. Тсс,   Егор Ильич спит… (А.Чехов.) 2) Составьте предложения со словами караул и прощай, чтобы в одном  предложении они выступали в роли самостоятельной части речи, а в другом –  междометием.     VI.    Итог урока. ­      Что нового мы сегодня узнали? ­      Насколько это важно и нужно нам (или нет)? ­     Какие   чувства   помогают   выразить   поэту   междометия. Надеюсь, что сегодня вы не испытывали таких чувств. ­      Хочу поблагодарить вас за активность, для этого использую хорошо знакомое вам междометие – спасибо.       Д/з: знать опорный конспект, задания на выбор: упр. 416 или составить  небольшой диалог, используя междометия. Приложение Опорный конспект    Междометие  как часть речи. Междометия – это ___________________ , которая  выражает  _______________, __________________, но не называет их.  Междометия не отвечает на ______________, не  ______________________,  не является ______________________ , хотя в некоторых случаях может  переходить в _______________________. Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На письме выделяются _____________________. К междометиям примыкают ______________________ слова.  Например,  _________ . Междометие – это очень ____________________ .

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Урок в 7 классе по теме "Междометие"

Урок в 7 классе по теме "Междометие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2017