Урок в 7 классе по теме "Земноводные".
Оценка 4.9

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
07.04.2017
Урок в 7 классе по теме "Земноводные".
Цель данного открытого урока -организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями строения бесхвостых земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой. Данная разработка формирует познавательный интерес к предмету биология, через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
урок по теме Земноводные.docx
Разработка урока биологии в 7­м классе на тему: “Класс Земноводные» Цель   урока.  Организовать   деятельность   учащихся   по   ознакомлению   с   особенностями строения бесхвостых земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно  не порвавших с водной средой. Задачи:  Образовательные:   Изучить внешнее строение тела лягушки, выявить черты приспособленности к среде обитания   Провести исследование процессов жизнедеятельности лягушки  Доказать, что Земноводные нуждаются в охране Развивающие:   организовать деятельность учащихся по развитию учебно­интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию,  способность  её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания  прогноза, устанавливать причинно­следственные связи, обобщать и делать выводы;  продолжить развитие учебно­познавательных умений: составлять тезисы,  пользоваться предметным языком.  Воспитательные:  Воспитывать   бережное   отношение   к   животным   ­   “Защита   незаслуженно   гонимых амфибий”  На конкретных примерах показать, что в природе нет животных вредных или  полезных, каждый вид занимает определённое место в сообществе живых  организмов, всё в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность  продолжить формирование познавательного интереса к предмету через  использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха   Тип урока: урок усвоения новых знаний. Методы и приёмы:       стратегия «Горячий стул»; составление списка “известной” информации:  рассказ ­ предположение по ключевым словам;  систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;  верные и неверные утверждения;  методы активного чтения: маркировка с использованием значков,   ведение различных записей, поиск ответов на поставленные в первой части урока  вопросы заполнение кластеров, таблиц,  установление причинно ­ следственных связей между блоками информации,  дисскусия, написание творческих работ, исследование.   Ход урока. 1.Орг.момент. 2.Опрос домашнего задания. Стратегия «Горячий стул» (учащиеся предварительно готовят вопросы, по ранее изученной теме). Вступительное слово учителя.  Сообщение темы и цели урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока.  Раздать   учащимся  заранее подготовленную маркировочную таблицу.  Знаю ­ V Хочу узнать ­ ? Узнал  новое ­ +  Сегодняшний урок мы посвящаем лягушке. Это животное знакомо нам с детства. Казалось бы: “Чем может удивить обычная лягушка”?  “Какие у неё могут быть тайны”? Обратите  внимание на эпиграф урока:   “Не только над лягушкой, но и над крошечной инфузорией склоняются поколения  людей и не могут открыть всех её тайн”.                                 Французский зоолог Жан  Ростан. Сегодня мы постараемся разгадать некоторые секреты этих амфибий. 1.Этап урока “Вызов”.  1. Попытайтесь, используя трафарет,  нарисовать лягушку. Изображая лягушку, ребята  обычно испытывают ряд затруднений, не знают, как нарисовать конечности, голову  глаза, сколько пальцев на ногах. Все, возникающие в ходе работы вопросы, предлагаю  записывать в тетрадь. (Хочу узнать).  2. Производится представление групповых рисунков. Здесь и выясняется несовершенство знаний каждого о лягушке.   3. Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается  тест. Определите правильные суждения (если согласны, ставьте ­ (+), если нет ­ (­) )  №       Знак 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.   9.                 Суждения (вопросы)       Лягушки не могут жить без воды         Лягушки никогда не пьют воду       Лягушки меняют кожу       Лягушки дышат жабрами и лёгкими       Питаются лягушки только водорослями       Весной лягушки возвращаются в пруд,       где они родились        Из оплодотворённой икринки сразу         развивается лягушонок Лягушек надо уничтожать, так как они приносят        вред  Для учёных обыкновенная лягушка не представляет  никакого интереса 1. Запишите в первой колонке всё, что вы знаете о лягушках. Записи должны быть  ёмкими и краткими. Обсудите в парах свои списки, помогите друг другу вспомнить.   Информацию с которой согласны оба   ­ оставляйте, информацию с которой кто­то не  согласен, помечайте вопросительным знаком.  Записываю на доске. Учащиеся  могут вспомнить, что лягушка мокрая, холодная,  пучеглазая, скользкая.  Скользкая, так как имеет слизь на коже.  Холодная, так как температура её тела непостоянна, она холоднокровная. Квакушка оттого, что весной, во время размножения самцы громко квакают в  водоёмах”.  ­ Какое происхождение имеет слово “лягушка”?  Это связано с русским глаголом “лягать”, то есть сильно толкать, пинать, а так же со  способом передвижения этого животного, как на земле, так и в воде. Также учащиеся  высказывают предположение, что лягушки питаются насекомыми, размножаются в воде (из икринок появляются головастики). Но о значении и охране этих земноводных почти  ничего не знают.  2. А что бы вы хотели узнать? Во 2­ой колонке  запишите вопросы, на которые хотели  бы получить ответ, но  ваших знаний сейчас ещё не хватает. Обсудите в парах, в  группах. Записываю все вопросы на доске.  А, может ­ быть вы ещё что­то хотели бы узнать? Когда я готовилась к уроку, мне не  давал  покоя вопрос: “Почему люди так безжалостно относятся к лягушкам”? “ Как  защитить лягушек, незаслуженно преследуемых человеком?” Мы часто можем  наблюдать, как мальчишки ловят лягушек, мучают их, еще страшней — забивают  камнями или палками.  С чем связана такая жестокость, почему эти животные незаслуженно презираются  людьми?   (Приблизительные ответы учащихся: прежде всего с невежеством людей, мы  очень мало знаем о лягушках.) 3. Сделайте предположение, по каким смысловым блокам мы будем изучать эту тему. – По какому плану мы изучаем живой организм?  Учащиеся вспоминают план изучения и   составляют предварительные кластеры.   Давайте обсудим, что у вас получилось.  Среда обитания Внешнее  строение Питание Дыхание лягушки Размно­ жение Охрана Значение – Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее  дополнить.  2.Этап урока: “Осмысление содержания” Чтобы подтвердить или опровергнуть Ваши предположения, чтобы расширить знания по   Вам предлагается текст.       Начинайте работу с текстом, проставляя пометки  данной теме,  на полях:  “ +” – знакомая информация, “ !!! ” – новая информация,   “ ? ” – непонятная информация 4. Не забывайте продолжать работу с маркировочной таблицей. После чтения текста  заполняйте  3­ю колонку “Узнал новое”. (Это не простое переписывание текста, а  способность сформулировать мысль в 2­3 словах перевести её на свой язык, а,  следовательно, понять).  Напоминаю, записи должны быть ёмкими, но краткими.       Текст для учащихся “Не только над лягушкой, но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех её тайн”. Жан Ростан  Класс Земноводные. “Лягушачьи тайны”  Лягушки – это поистине удивительные создания. Активны лягушки в тёплое время года, в  конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек.  Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная  кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез.  Периодически происходит линька. Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают  влагу всей кожей. Прогуляются амфибии по траве, мокрой от росы, и наберут воды.  Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей.  Шеи у лягушки  нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее.  На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками. Впереди глаз ­ пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это  наружная часть органа слуха ­ барабанная перепонка.  Самцы некоторых видов лягушек  громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки ­ резонаторы, которые  раздуваются у самца по бокам головы.  У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами  (пятый палец у нее недоразвит), между пятью пальцами задних ног – плавательные  перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их,  лягушка совершает прыжок. Плавает лягушка брассом, подтягивая и выпрямляя задние  конечности.  Дыхание.   Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки  так    же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку  поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа её высыхает и животное может погибнуть.  Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание. Обмен веществ у  земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры  окружающей среды. Это холоднокровное животное.   Питание. Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая  движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к  которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает  глаза, глазные  яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку.  Взрослые лягушки нередко становятся добычей хищных птиц, во время зимнего сна в водоёме их могут поймать норки и выдры. Лягушками не прочь  полакомиться аисты,  цапли, журавли, филины, вороны, чайки.  Размножение. Травяная лягушка откладывает икру небольшим комком в неглубокие  водоёмы. Головастик появляется  через 7­9 дней. Внешне он напоминает маленькую рыбку  с большим хвостом. Дышит головастик наружными  жабрами, питается водорослями.  Сначала у него появляются задние ноги, затем передние, развиваются лёгкие. Развитие  головастика и превращение (метаморфоз) его в лягушонка длится 2 месяца.  Лягушата  появляются в конце июля. Хвост у них постепенно исчезает. Они могут размножаться с  третьего года жизни.  Охрана. Загрязнение водоёмов мазутом у населённых пунктов и  дорог, приводит к  сокращению численности лягушек. Наибольший вред популяциям травяных лягушек  приносит разрушение лесных экосистем (вырубка леса, пожары, кислотные дожди) и  осушение водоёмов и болот. Много лягушек гибнет весной на дорогах под колёсами  автомобилей, когда они направляются к местам икрометания. Тысячи травяных лягушек  ежегодно вылавливают для использования в научных целях.   Значение. Лягушки и жабы приносят колоссальную пользу, истребляя вредителей  растений. Добывают эти земноводные и медведок, перекусывающих корни огурцов и   помидоров. А ещё жабы истребляют ненавистного всем дачникам колорадского жука. Некоторые особенности лягушек давно заинтересовали ученых – биоников. На основе этих  особенностей была сконструирована электронная модель глаза для слежения за  движущими самолетами. А особенность строения задней конечности лягушки подсказала  конструкцию ласт для подводного плавания.  У лягушки есть ещё одно качество, которое может открыть перед человеком огромные  возможности по завоеванию Мирового океана. Это способность к кожному дыханию.  Возможно, когда­нибудь будут созданы костюмы из полупроницаемых мембран, которые,  как кожа лягушки, смогут извлекать кислород, растворенный в воде.  Существует довольно распространённое мнение, что “славу” лягушке создал учёный  Луиджи Гальвани. Он показал, по остроумному выражению французского зоолога  Жана  Ростана, что “лягушка – это гораздо больше, чем лягушка”. Именно на ней были впервые  проведены исследования мышц и нервов, потом выяснилось, что сердце лягушки –  прекрасный объект для исследования, и успехами в области изучения физиологии сердца  медицина во многом обязана лягушке.  Амфибии обладают удивительной способностью восстанавливать утраченные органы –  регенерацией. Учёные отрезали тритонам ноги и хвосты, удаляли глаза, и даже спинной  мозг – они восстанавливались. Люди рано или поздно откроют тайны амфибий, ведь  искусственная регенерация ­–это тысячи спасённых жизней. Медицина и биология, физиология и генетика обязаны лягушкам своим развитием. И если  бы составить список открытий, сделанных благодаря опытам над лягушками, он занял бы  не одну страницу. Благодарное человечество поставило лягушкам два памятника: в  Париже и в Токио. Но лучшей наградой лягушкам за всё, что они сделали для человека,  было бы гуманное к ним отношение.  3 этап урока:  “Рефлексия”. 1. Вернитесь к тому, что Вы знали до прочтения текста. Какие знания подтвердились?  Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные   вычеркните списки,        неправильную, ошибочную информацию. 2. Обращаю внимание детей на вопросы, записанные при выполнении рисунка лягушки:  остались ли на данном этапе неясные моменты? Используется групповое обсуждение, некоторые, наиболее сложные вопросы могут  быть оставлены для домашнего решения. Например: вопрос: “Пьют ли лягушки воду”?  Пусть учащиеся сами отыщут ответ. На следующем уроке все неясные пока вопросы  должны быть разрешены. 3. Посмотрите на список “Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить  ответы на все  вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? Вы можете вновь обратиться к тексту и  посмотреть на свои пометки. Какие вопросы у вас появились по ходу чтения? Есть ли в  классе люди, которые могут дать ответ на этот вопрос? Записываю на доске вопросы,  оставшиеся без ответа. (Остались вопросы)  4. Обсудите: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшее  впечатление.  5. Попробуйте   сгруппировать   эти   новые   знания   и   составить   структурно­логическую схему. (Окончательные кластеры). Проверяем схему у доски.  К концу беседы ученики должны сформулировать вывод: Земноводные – необычные  животные, так как являются первыми наземными позвоночными, и, выйдя на сушу, не  “сумели окончательно порвать связь с водой”. В воде проходит их размножение и  личиночное развитие, они должны постоянно пополнять запас воды в организме.  В качестве заключения ученикам предлагается подумать над ответом на следующий  проблемный вопрос. Что имеют в виду экологи, когда говорят: “Если посадить лягушку в  таз с горячей водой, она мигом оттуда выпрыгнет. Но если посадить в холодную воду и  медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого”? Ученики приходят к выводу, что экологи предупреждают нас об опасности незаметного  накопления отрицательных последствий в результате постепенного отравления  окружающей среды.  Итоги урока: “Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько  разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли  человека, но и самой жизни”. И как призыв к охране, бережному отношению ко всему живому на планете, на доску  вывешивается плакат с изображением рук человека, охраняющих планету и все живое на  ней, в том числе и Земноводных. Подведение итогов.   Рефлексия. Закончите предложения:   Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...   Для меня этот учебный материал важен потому что...  Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)  Домашнее задание   1. Составить более полную структурно­логическую схему (кластеры), подготовить устный  развёрнутый ответ. 2. Написать мини­сочинение на тему: “ Царевна­лягушка”. 3. Составить репродуктивные и проблемные вопросы по теме “Земноводные”. (Задание  “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)  для консультантов) 4. Подготовить сообщения об охране Земноводных (“Защита незаслуженно гонимых  амфибий)  или электронную презентацию. 5. Продумайте и предложите небольшую исследовательскую работу (Составить план   эксперимента).

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".

Урок в 7 классе по теме "Земноводные".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017