Урок в 7 классе "Сочинение на морально-этическую тему"
Оценка 5

Урок в 7 классе "Сочинение на морально-этическую тему"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
11.01.2017
Урок в 7 классе "Сочинение на морально-этическую тему"
Урок русского языка "Сочинение на морально-этическую тему" является подготовкой к сочинению. Позволяет настроить ребят на соответствующий лад, задает тон размышлению, предлагает богатый материал, который обучающиеся могут использовать в своих работах: высказывания известных людей, речевые клише, "подарки" - советы В. Сухомлинского...
Урок на морально-этическую тему.doc
Урок развития речи в 8 классе.                         Подготовка к сочинению на морально­этическую тему. Цель: научить писать сочинение­рассуждение на морально­этическую тему;   формировать умение излагать текст, осмысливая его содержание, создавать продолжение текста,  тематически и стилистически связанное с прочитанным, высказывая собственное мнение по  проблеме; воспитывать нравственные качества личности, любви и внимания к близким.         Оформление: Толковый словарь, эпиграф, схема рассуждения с опознавательными  признаками, статья  Сухомлинского. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Слово учителя. Сегодня у нас должен состояться  очень важный и серьезный разговор. А чтобы он состоялся, от нас с  вами потребуется немногое: искренность, мысль, слово. Искренность, мысль, слово... Эти понятия для всех нас не новы, Мы обращаемся к ним очень часто, Чтоб непонятное сделать ясным... Итак, обратите внимание, что записано на доске? А что значит «морально­этическая» тема? Чтобы не ошибиться, давайте посмотрим значения слов «мораль», «этичный» в толковом словаре. (работа со словарем) Мораль – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу,  нравственность. Этичный – соответствующий правилам этики. Беседа. ­ Ребята, а зачем нужны нормы поведения? ­ Не ущемляет ли нас соблюдение определенных правил? ­ Соблюдение этих нравственных норм – обязанность каждого человека? Цель: На сегодняшнем уроке мы должны подготовиться к написанию сочинение на морально­этическую  тему. ­ Как вы думаете, какой тип речи мы будем использовать при написании сочинения? (тип речи – рассуждение) ­ Напомните структуру сочинения­рассуждения. (тезис, доказательство, вывод) ­Что такое тезис? (мысль, которую следует доказать) ­Что такое доказательство? (факты, подтверждающие правильность тезиса) 1 ­Что такое вывод? (итог рассуждения) ­Каковы отличительные лексические признаки каждой части сочинения­рассуждения? ( учащиеся подбирают слова к каждой части сочинения­рассуждения, на доске выстраивается  схема сочинения со словами – связками Т­ Я считаю.., На мой взгляд.., По мнению многих.. Д – во­первых,..во­вторых,.. В – Таким образом,..итак,..Следовательно,..) Справка учителя: Части рассуждения могут связываться и без помощи специальных слов и предложений, только по  смыслу, в устной речи – еще при помощи интонации. Такие сочинения мы с вами уже писали. Но  сегодняшняя работа будет необычна тем, что строится она на основе высказывания известного педагога – В. Сухомлинского. Слова Сухомлинского лежат у вас на столах. (чтение стихотворения учителем) Ребята, в каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и песне, даже во фразе – Ты только вдумайся, только всмотрись – Кроется самая главная мысль. Она не всегда открывается сразу. Строчка за строчкой, фраза за фразой – Ты только вдумайся, только всмотрись Откроется самая главная мысль.                                            С. Бондаренко Прочтите, пожалуйста, слова Сухомлинского сначала про себя и приготовьтесь к выразительному  чтению, после которого нам предстоит определить, что является главной мыслью данного отрывка. «Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать, ­ это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А  что значит быть хорошим сыном или хорошей дочерью?» В. Сухомлинский. ­ Так что же является главной мыслью этого небольшого отрывка? (Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети) ­ именно эти слова и станут основной мыслью нашего будущего сочинения. А вот в качестве темы нашей  работы мы используем последнее предложение из этого текста. (Учитель открывает доску, на которой записана тема)  «Что значит быть хорошим сыном или хорошей дочерью?» ­Кстати, вы согласны с высказыванием Сухомлинского? ­А в качестве эпиграфа к нашей работе я предлагаю слова, которые взяла из поучения Владимира  Мономаха. Также эпиграфом и помощником в нашей работе станут слова известного философа Гегеля. ...Что умеете хорошего, того не забывайте,  а чего не умеете, тому учитесь... В Мономах Обязанности человека делятся на четыре рода: 2 1) на обязанности перед самим собой; 2) перед семьей; 3) перед государством и 4) перед другими людьми вообще.                                                                                                                                                                         Гегель. Я хочу сразу же задать вам вопрос: а что значит быть хорошим сыном, по­вашему?  (заслушиваются ответы учащихся) Соотносятся ли ваши рассуждения с высказыванием Гегеля? Если да, то объясните, как вы понимаете их? (заслушиваются ответы учащихся) Опираясь на слова Гегеля, попробуйте сформулировать тезис вашей работы. (Выслушиваются ответы учащихся. Пример: «Я считаю, что хороший сын – это человек,  стремящийся к самосовершенствованию, это человек добрый и внимательный к своей семье, это  человек, уважающий других людей, и, конечно же, это достойный гражданин»). Итак, мы сформулировали тезис нашей будущей работы. Следующая часть, доказательства, должна быть  значительно большей по объему. Сделать ее аргументированной, полной поможет нам создание  ассоциативного ряда к нескольким словосочетаниям. Что, по­вашему, скрывается под следующими  понятиями? Хороший сын в семье         Хороший человек в обществе         Гражданин своей страны Примеры: Хороший сын в семье    Готовность  помочь Чуткость Понимание Хороший человек в обществе Уважение к людям Честность Трудолюбие Обязательность Гражданин своей страны Патриот Умение дорожить традициями, культурой своей страны Поделитесь друг с другом наиболее удачными ассоциациями.  На доске вы видите части предложений, которые помогут вам правильно оформить вашу мысль. На доске: Мне кажется, хороший сын должен... Я убежден, что родители будут гордиться, если их сын или дочь... Немаловажным является и то, как... Используя ассоциативный ряд нравственных понятий, материал, записанный на доске, вы можете уже  сейчас попробовать сформулировать основную часть сочинения. (заслушиваются ответы учащихся) Последняя часть вашего сочинения – вывод. Используя слова – помощники, попробуйте сформулировать его. (следовательно, хороший сын – это человек, который с уважением и любовью относится к своим родным  и близким, это честный и порядочный человек, достойный гражданин своей страны). 3 Мне очень хочется, чтобы вы подарили своим родителям такой замечательный подарок – стали  хорошими людьми. Я прочитаю вам одно небольшое стихотворение Николая Рубцова, а вы постарайтесь  определить, что хотел автор сказать  нам этими строками. Аленький цветок. Домик моих родителей Часто лишал я сна. ­ Где он опять, не видели? Мать без того больна. – В зарослях сада нашего Прятался я как мог. Там я тайком выращивал Аленький свой цветок. Этот цветочек маленький Как я любил и прятал! Нежил его, ­ вот маменька Будет подарку рада! Кстати его, некстати ли, Вырастить все же смог... Нес я за гробом матери Аленький свой цветок! (основная мысль – делать приятное, проявлять любовь надо своевременно, иначе будет поздно)       Стать хорошим человеком вы должны стремиться уже сейчас. Это происходит в течение всей жизни.  Вы обязательно будете хорошими людьми, только придерживайтесь совета Владимира Мономаха: «...Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь...»        А вы знаете, у слов Сухомлинского есть продолжение. Богатый жизненный опыт, природная глубина  и мудрость этого замечательного педагога позволяли давать ценные советы подрастающему поколению, в счастливое будущее которого В. А. Сухомлинский верил. Вот ответ на вопрос «Что значит быть  хорошим сыном?»: «Будь добрым и чутким к  людям. Помогай слабым и беззащитным.  Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали  тебе жизнь, воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином,  человеком с добрым сердцем и чистой душой». (учащимся раздаются слова Сухомлинского) Скажите, насколько соотносятся данные советы В. Сухомлинского с тем, о чем говорили мы с вами? (заслушиваются советы учащихся) Дома вам предстоит написать сочинение – рассуждение на тему «Что значит быть хорошим сыном?»,  используя материал сегодняшнего урока. А продолжение слов В.Сухомлинского я хочу оставить вам в  подарок, пусть эти слова великого педагога станут домашним заданием на всю вашу жизнь. Использованная литература: Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи.8 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений.­5­е изд., испр.  и доп. – М.: Дрофа, 2000 4

Урок в 7 классе "Сочинение на морально-этическую тему"

Урок в 7 классе "Сочинение на морально-этическую тему"

Урок в 7 классе "Сочинение на морально-этическую тему"

Урок в 7 классе "Сочинение на морально-этическую тему"

Урок в 7 классе "Сочинение на морально-этическую тему"

Урок в 7 классе "Сочинение на морально-этическую тему"

Урок в 7 классе "Сочинение на морально-этическую тему"

Урок в 7 классе "Сочинение на морально-этическую тему"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017