Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
Оценка 4.6

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
19.02.2018
Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
Тема: В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. Краткий рассказ о писателе. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Автобиографический характер рассказа. Развитие представлений о герое-повествователе. Цель: 1. Углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева. 2. Выявить художественную идею главы, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем; особенностей образов героев рассказа, авторской позиции. 3.Формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного. 4.Развивать нравственно-эстетические представления учащихся о роли учителя и о проблемах, связанных с отношением к профессии учителя в современном обществе. Оборудование: компьютер, презентация, наглядный материал: фотографии, портрет писателя, кластеры, карточки, листы самооценки Домашнее задание: 1.Прочитать рассказ, принести фотографии
Урок литературы в 8 классе.doc
Урок литературы в 8 классе Тема: В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. Краткий рассказ о писателе.  Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Автобиографический характер рассказа. Развитие представлений о герое­повествователе.  Цель: 1. Углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева. 2. Выявить  художественную  идею главы, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в  будущем; особенностей образов героев рассказа, авторской позиции. 3.Формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного. 4.Развивать нравственно­эстетические представления учащихся о роли учителя и о проблемах, связанных с отношением к профессии учителя  в современном обществе. Оборудование: компьютер, презентация, наглядный материал: фотографии, портрет писателя, кластеры, карточки, листы самооценки Домашнее задание: 1.Прочитать рассказ, принести фотографии Этап урока Деятельность учителя Деятельность  учащихся УУД 1. Самоопределение к  деятельности Цель: включение учащихся  в деятельность на  личностно­значимом уровне 2 минуты ­ Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.  Здравствуйте те, кто любит литературу.  Слайд 1. ­ Ребята, я просила вас принести фотографии. Скажите, что  они для вас значат?                                                                          А какие ассоциации вызывает у вас слово «фотография»?  (память, воспоминание и др.) Как прекрасно устроен человек!  Какой великий дар ему дан ­ Память. Самоопределение,  смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного  сотрудничества (К) Заполняют кластер                                                                              В.П.Астафьев –Эти слова принадлежат замечательному писателю ХХ века  В.П.Астафьеву. Широкую известность принесли ему книги  для взрослых. Начинал же он как детский писатель. Давайте вспомним его рассказы. Кто быстрее догадается, о каком произведении  идет речь, назвать героя и главное событие: 1) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» ­  вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал  припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов  рыбаков и охотников. Перво­наперво надо развести огонь.  Ладно, что спички захватил из дому».       («Васюткино  озеро», Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)   2) «Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что  левонтьевские ребятишки собираются на увал по  землянику, и велела сходить с ними.    ­ Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои  тоже продам и куплю тебе пряник».         («Конь с розовой  гривой», герой обманул бабушку – вместо ягод   набил  травы, но бабушка его простила и купила ему пряник  конем) Проверка. Оценивание. 2. Актуализация знаний.  Организация и  самоорганизация  учащихся Цель: повторение  изученного материала,  необходимого для  «открытия нового знания». 5 минут Стадия вызова:  ­ Писатель и время… Эти два понятия тесно переплетены.  Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить своё  время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит  читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем  является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Что  провозглашал? Что осуждал? Куда звал?     Кто для нас Виктор Петрович Астафьев? Это писатель.  Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком  наравне. Я предлагаю вам познакомиться с биографией писателя.  Ответы ребят Отвечают на вопросы  викторины  Оценивание  Формулируют тему  урока  Формулируют цель и  задачи, намечают  этапы работы Выражение своих  мыслей; аргументация  своего мнения; учёт  разных мнений (К) Отметьте факты, которые уже знали, и которые не знали. Назовите факты, которые важны для нашего урока. Проверка. Оценивание. Слайд 2­4. –Рассказы, вошедшие в первую книгу «Последнего поклона»,  автор назвал «страницами детства». Главный герой здесь  ребёнок, Витька Потылицын. Он открыт всему миру,  оглядывается вокруг себя. И мир поворачивается к нему  только доброй своей стороной. Слайд 5.А теперь составьте название рассказа писателя, о  котором пойдет речь на сегодняшнем уроке. «Фотография, на которой меня нет».  ­ Ребята, как наш герой относится к фотографии? (хранит её  всю жизнь) ­Объявляю главный вопрос нашего сегодняшнего урока: А  почему герой хранит фотографию, на которой его нет? А  чтобы мы могли ответить на него, нужно сначала разобраться,  а какие люди окружали нашего героя? Какую роль сыграли  они в его судьбе? ­ Кого мы с вами можем назвать в качестве главных героев  рассказа? (Витя, бабушка, учитель, Санька) Проверка. Оценивание. Определите цели урока. Работа в группах.  Каждая группа получит свое задание, проработает его и  представит результат своей работы. Помните, что время вашего выступления не должно  превышать 5 минут. Старший в каждой группе выделен в  списке, именно он отследит работу каждого и поможет мне с  оценками за урок.  Задание 1 группе. III. Практикум Цель этапа: обеспечение  восприятия, осмысления и  первичного закрепления  учащимися 25 минут Ответы ребят Умение работать в  группе, выражение своих мыслей Выражение своих  мыслей с полнотой и  точностью;  формулирование и  аргументация своего  Работа в группах,  Бабушка очень  добрая, ворчит, но  жалеет своего внука,  любит его. мнения; учёт разных  мнений (К) Оценивание усваемого  содержания (Л) Контроль, коррекция,  оценка (Р) Чтение отрывков:  1) стр. 191 от “Так я и знала!..” до с.192 “Посинели, будто на лёде…”;  2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”до слов с.193 «До полудня». Расскажите   о   бабушке   героя,  опираясь   на     цитаты,   свои наблюдения и выводы. Обратите внимание на следующие моменты. Как бабушка лечит нашего героя? Какие  речевые   особенности  (просторечия)   вы   заметили? Почему автор сохраняет их? Как относится к внуку? (ворчит, но жалеет) Запишите,   какие   качества   характера   бабушки   вы   можете выделить? Примерное начало: «Бабушку героя звали_____________. Это простая деревенская женщина.  В   конце   сделайте   вывод:   “Повесть,   в   которую   включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...” Слайд 6 выступление 1 группы .Задание 2 группе. Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, опираясь на  цитаты, свои наблюдения и выводы.  Обратите внимание на следующие моменты. В каких условиях жили учителя? Чтение: стр. 198  Внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности? Автор сохраняет  речевые особенности  бабушки, так как  даже они очень  дороги ему. Последний поклон –  дань признательности, любви и уважения  бабушке. Какие качества  характера бабушки вы можете выделить?  (доброта, ласка,  забота, любовь) Учителя жили в очень тяжелых условиях,  однако ни на что не  жаловались. не похож на местных  жителей,  интеллигентность Приносит  фотографию  мальчику, потому что Отношение к детям и деревенским жителям. Случай со змеей. Как вы думаете, какие качества характера учителя оставили след в душе рассказчика? Запишите их. Примерное начало: «Учитель в Овсянской школе был совсем молодой. Было ему___лет. Звали его и жену ___________ В   конце   сделайте   вывод:   “Благодарная   память   героя сохранила образ учителя, потому что...”. Чтение: стр. 204 «Прошли годы» до «как я и Санька». Слайд 7 выступление 2 группы Задание 3 группе. Расскажите  о школе   и школьниках той поры, опираясь  на цитаты, свои наблюдения и выводы.  Обратите внимание на следующие моменты. А   в   какой   школе   пришлось   учиться   ребятам   предвоенной поры? Как относятся к учительской семье в селе? Почему?                  Школа ­ стр 201 В селе все уважают учителей.  Почему? (стр. 200) Какую роль в истории играет Санька? Охарактеризуйте его. Какое   решение   принимает   Санька?   Как   это   его характеризует? Примерное начало: «Школа той поры значительно отличалась от наших современных школ…» Переход к Саньке: « Из  всех школьников  явно выделяется Санька, потому что…» Запишите,   какие   качества   Саньки   и   простых   людей   умение   быть впечатлили   вас?   (умение   дружить, хочет, чтобы герой  хотя бы таким  образом приобщился,  утешает мальчика. Учится у своих  учеников тому, чего  не знает, не  стесняется этого. Готовность защищать  ребят. Главные качества  учителя:  интеллигентность,  преданность  профессии. Именно Санька  подбивает пойти на  увал. Но поступает  как настоящий друг ­  решает тоже не  фотографироваться) Какие качества  Саньки и простых  людей впечатлили  вас? ( умение  дружить, умение быть благодарными) Перед нами обычный  подросток: озорной, благодарными) Слайд 8 выступление 3 группы Вместе Расскажите   о   главном   герое,   опираясь   на     цитаты,   свои наблюдения и выводы.   Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа: а) приезд фотографа; б) болезнь; в) наблюдение за окошками и цветком; г) отношение к школьной фотографии. Подберите определения. Какой он, герой рассказа? Примерное   начало:   «   Главным   героем   рассказа   является обычный мальчик…» Как вы думаете, какие уроки из своей истории извлек наш герой? Отметьте это на листе. Чтение: стр. 205 “Смотрю, иногда улыбнусь…”до конца Словарная   работа:   яркость   и   красочность   языка Астафьева. Что характерно для языка рассказа? Как вы объясните это явление?   (используются   просторечные   слова,   народная   речь,   чтобы передать сибирский колорит). – Как и в других произведениях Астафьева, в этом рассказе у него «вкусный» язык. Он ярко и красочно описывает жизнь деревни,   употребляя   диалектные   и   устаревшие   слова,   и   от этого речь рассказчика и героев звучит более убедительно и выразительно. Дайте определение следующим словам, встретившимся вам в непослушный,  легкомысленный.  Помнит детали,  натура, понимающая  красоту.  Он переживает за  свой необдуманный  поступок, с теплотой  вспоминает людей,  которые окружали  его. Впитал в себя все  лучшие качества тех  людей, которые его  окружали. Дают толкование  терминам тексте рассказа: катанки – это...валенки куть – это... магарыч – это... прострел – это... сарана – это... талина – это... туес – это... увал – это... швырок – это... Проверка. Оценивание Слайд 10 4. Рефлексия. 5 минут 1. Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой  меня нет”? ­ о том, как быть добрым, ­ о человеческой памяти, ­ о способности хранить благодарность к нашему прошлому,  простым русским людям, ­ о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо  не говорит, но она присутствует в рассказе незримо, ­ о любви к родной земле. 2. Каков герой Астафьева? Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это  совестливый человек, который не прощает себе прошлых  Оценивают свою  работу на уроке Рефлексия способов и  условий действия;  контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности (П) Самооценка; адекватное  понимания причин  успеха или неуспеха в  УД; следование в  поведении моральным  нормам и этическим  требованиям (Л) Выражение своих  мыслей полно и точно;  формулирование и  аргументация своего  мнения, учёт разных  мнений (К) ошибок. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека.  Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли  сокровенный смысл, заключающийся в каждой  фотографии: “И близких всех душа не позабудет…” Слайд 11 Сегодня на уроке я открыл…                                   почувствовал…                                   узнал…                                   понял…                                   задумался…                                   испытал… ­ Оцените свою работу на уроке. Работу класса Слайд 12 На выбор: Нарисовать иллюстрацию Прочитайте 2­3 рассказа из книги «Последний поклон» (на  выбор). Написать сочинение  «По страницам семейного альбома». Домашнее задание 3 минуты

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

Урок в 8 классе В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018