Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"
Оценка 4.9

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
9 кл
04.03.2017
Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"
Данная тема раскрывает вопросы международного положения СССР в 20-е годы 20 века.Рассказывается о преодолении политической изоляции.Генуэзская конференция. Рапалльский договор."Полоса признания" СССР.Соглашения со странами Востока.Дипломатические конфликты со странами Запада. Создание и деятельность Коминтерна. Тема позволяет глубже заглянуть в далекие годы, даются вопросы рассуждения. используется текст документов.
конспект межд. положение в 20 г..docx
Конспект урока «Международное положение и внешняя политика в 1920е годы» Цели: Формировать представление об особенностях внешней политики СССР в 20е годы  Задачи: Определить причины  международных договоров,  Рассмотреть условия Генуэзской  конференции и Рапальского договора.  Определить основные направления политики Коминтерна.  Способствовать формированию чувства ответственности, патриотизма,  твердой  гражданской позиции в ходе определения позиции СССР на международной арене в  рассматриваемый период. Способствовать развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, критического  мышления; умения анализировать, делать выводы, аргументируя свою точку зрения.  Совершенствовать навык написания конспекта, работы с текстом учебника,   Тип урока­  комбинированный(изучение нового материала с элементами беседы и  самостоятельной работы обучающихся с текстом параграфа.) Ожидаемые  результаты: Предметные: знакомство с событиями международной политики 1920х годов. , причинами,  экономическими и политическими разногласиями, новыми дипломатическими  отношениями. Метапредметные: освоение основных форм познавательной и личной рефлексии.  Личностные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать  возможность различных точек зрения на оценку событий. План: 1.Преодоление дипломатической изоляции. 2.Генуэзская конференция. Рапалльский договор. 3.«Полоса признания». 4.Соглашения со странами Востока. 5.Дипломатические конфликты с западными странами. 6.Создание и деятельность Коминтерна. Понятия и термины, вводимые в активный словарь учащихся: Мировая революция, Коминтерн, мирное сосуществование, «полоса признания»Генуэзская  конференция, Рапалльский  договор. Межпредметные связи: продолжить работу над формированием у учащихся способности к  рефлексии и коммуникативной культуры для успешной социализации школьников. Оборудование: ноутбук, проектор, карта Международное положение СССР в 1920 х гг.,  учебник «История России 20­начало 21 века» раздаточный материал «ультиматум  Керзона»,» Рапалльский договор», высказывания участников Генуэзской конференции о  Чичерине. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока. Любое государство, существующее в мире, проводит  одновременно две политики.  ­Знаете ли вы, какие две политики осуществляет государство? (внутреннюю и внешнюю) Какую сторону  политики СССР мы уже начали изучать? ( внутреннюю)  Что мы уже изучили во внутренней политики? (приход к власти большевиков, политику  военного коммунизма, нэп, гражданскую войну.) Сегодня мы будем изучать международное положение и внешнюю политику СССР в  1920е годы. Слайд 1 Рассматривая эту тему, мы изучим следующие вопросы Слайд 2 Исходя из представленного плана, сформулируйте цели нашего урока (обучающиеся  формулируют цели урока) 3 Изучение нового С 1922 года карта Советского союза включала в себя: Слайд 3. Перечислите республики, входившие в состав СССР( показ детьми у карты) После 1917 года Россия оказалась в тяжелейших условиях экономической и политической  блокады, ибо досрочно вышла из войны и отказалась платить царские долги. Отсутствие  признания нашего государства на международной арене, ставило перед новым советским  руководством следующие основные внешнеполитические задачи: Слайд 4  1. добиться политического признания Советской России на международной арене и тем  самым создать благоприятные политические условия для социалистического  строительства; 2.претворить в жизнь идею мировой революции. 3. защитить интересы государства.(записать цели) Исходя из поставленных целей советское руководство определило Приоритетные  направления своей  внешней политики  в 20­е гг. XX в. Слайд 5 А. Прорыв дипломатической и экономической блокады страны Б.   Поиск политических и экономических партнеров на Западе и Востоке В.   Обеспечение внешнеполитических условий для социалистического строительства в  СССР Г. Продолжение борьбы за победу «мировой революции» (записать направления) Решению поставленных задач в огромной степени способствовали разгром белогвардейских армий и неудачи интервентов. Слайд 6 16 января 1920 г. Верховный совет союзников принял резолюцию, согласно которой  разрешался обмен товарами между Россией, союзными и нейтральными странами. Это было формальное снятие экономической блокады. Уже 31 марта 1920 г. был подписан советско­ эстонский торговый договор — первый торговый договор Советской России с европейским государством. Также в 20 году подписаны мирные договоры с Литвой, Латвией, Финляндией. Мировые державы не принимали идеологию большевизма, но  из­за экономических  интересов были вынуждены вступить в контакт с Советским государством. ­ Что это за экономические интересы?  В марте 1921 г. было заключено советско­английское торговое соглашение, которое  означало, прежде всего, что Великобритания признала Советское государство. Кроме того,  это был первый договор, заключенный с великой капиталистической державой. Советский  Союз настоял на включении в договор пункта о неприменении враждебных действий друг  против друга. В мае 1921 г. было подписано торговое соглашение с Германией, которая признала  представительство РСФСР единственным законным представительством России в  Германии и предоставила ему дипломатические права и привилегии. Слайд 7 Аналогичные соглашения вскоре были подписаны с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией. В 1921 г. Были подписаны мирный договоры между Советской Россией и Польшей. Заключение этих договоров расценивалось большевиками как строительства своеобразного мостика между рабочим движением на западе и национально­освободительным движением  на Востоке. к лету 1921 года были подписаны 11договоров с иностранными государствами, которые  носили дипломатический или торговый характер. Первые успехи Советской России заставили даже самых свирепых противников Советской  власти отказаться от планов немедленного военного вмешательства в дела молодой  советской республики и, признавая ее, сесть за стол переговоров. Ярким показателем  произошедших изменений стало участие России в международных конференциях и  дипломатическое признание ее со стороны основных капиталистических держав. Первая международная конференция с участием России проходила в апреле­мае 1922 г. В.  Генуе Слайд 8 Наряду с Россией в ней приняли участие 29 стран (США — в качестве «наблюдателя»).  Советскую делегацию возглавлял народный комиссар иностранных дел выдающийся  человек ­ Георгий Васильевич  Чичерин. Советским правительством было решено  использовать конференцию для формирования положительного образа пролетарского  государства­борца за мир и всеобщее разоружение. Слайд 9 Однако руководители стран Антанты потребовали от советского правительства выплаты  всех государственных долгов царского правительства., возвращения иностранцам их  собственности, или возмещение нанесенного ущерба. В ответ на это советская делегация  выдвинула встречные претензии ­возмещение ущерба после интервенции и экономической  блокады. Единства среди участников конференции не наблюдалось, существовало две  группы: англо­итальянская, готовая пойти на некоторые уступки (частичный отказ от военных  долгов прежних правительств); франко­бельгийско­японская, занявшая непримиримую позицию (выплата всех долгов,  возвращение национализированного имущества и т.д.). Слайд 10 Огромное значение для укрепления позиций советской делегации на конференции имело  подписание двустороннего Рапальского договора России и Германии (16 апреля 1922 г.)  Который предусматривал восстановление дипломатических отношений, взаимный отказ от  возмещения военных расходов и убытков, а также отказ Германии от претензий в связи с  аннулированием старых долгов и национализацией иностранной собственности в России. ­Предположите, почему именно Германия первой из европейских стран пошла на  подобное  соглашение?(и Германия и Россия были в униженном положении после  Веймарской республики Германия нуждалась в надежном союзнике.) На Генуэзской конференции Советская делегация поставила также вопрос о всеобщем  разоружении, однако участники конференции обсуждать его отказались. В течение 22­23 гг. проходили ещё конференции, но к существенным результатам они не  привели. Успехи Советской внутренней и внешней политики начала 20­х гг. подготовили почву для  дипломатического признания Советского государства ведущими капиталистическими  странами Европы. Международное положение России значительно окрепло. Рапалльский  договор с Германией нанес сокрушительный удар по политике изоляции Советского  государства. В результате 1924 год стал годом признания СССР ведущими  капиталистическими державами.  Начинается так называемая «полоса признания» Слайд 11 В течение 1924­1925 гг. СССР установил дипломатические отношения с 13 буржуазными  странами, заключил ряд торговых договоров. В феврале 1924 г. Установлении дипломатических отношений с Великобританией; В  течение 1924 года СССР установил дипломатические отношения Норвегией, Австрией,  Швецией, Грецией, Данией, Францией, Мексикой. С Китаем в мае 1924 г. были  установлены равноправные дипломатические отношения. Советская сторона объявляла  утратившими силу все договоры между царской Россией и другими странами, в которых  ущемлялись права Китая. СССР обязывался вывести с территории Монголии свои войска.  Китайско­Восточная железная дорога была передана под совместное управление советской и китайской администрации и предназначалась только для коммерческих перевозок,; В  1925 г — с Японией (японские войска выводились с Северного Сахалина). Россия бурно сотрудничает с Германией и США (хотя США официально не признавали  Советскую Россию). СССР умело пользовалась ожесточенной конкуренцией между иностранными фирмами,  создавая для некоторых из них режим наибольшего благоприятствования. . Например  некоторым молодым предпринимателям из США как Арманду Хаммеру  покровительствовал сам Ленин . Хаммер получил в концессию Алапаевские рудники,  развернул производство карандашей, скупал в России произведения искусства. Его  примеру последовал и автомобильный магнат Генри Форд. Но крупных государственных кредитов СССР так и не предоставляли. ­Как вы думаете почему? (ответы детей) Слайд 12 Непросто складывались отношения СССР и стран Востока, где большую роль играли  национальные правительства. Сейчас, вы выполните небольшую самостоятельную работу с текстом учебника, по  окончании которой вы представите результат своей деятельности в виде устного  сообщения. Вам необходимо заполнить таблицу по странам востока на с 142­143.(чтение  детьми заполненной таблицы.) В конце 20­х годов международное положение СССР резко ухудшилось. Активность  советской внешней политики на Востоке вызвала недовольство западных стран. ­Как вы считаете почему ?(потому, что эти страны сами недавно хозяйничали на этой  территории) Слайд 13 8 мая 1923 г. министр иностранных дел Великобритании Д. Керзон предъявил СССР  обвинения в проведении антибританской политики на Востоке и в ультимативной форме  потребовал в 10­дневный срок выполнения следующих условий (Ультиматум Керзона)  1. прекратить подрывную деятельность в Иране и Афганистане;  2. прекратить религиозные преследования в Советском Союзе;  3. освободить английские рыболовные траулеры (арестованные, по утверждению Москвы,  за ловлю рыбы в советских территориальных водах).  Конфликт усугубился убийством в Лозанне (Швейцария) советского дипломата В. В.  Воровского. Советское правительство расценило «ультиматум Керзона» как грубую попытку  вмешательства в дела СССР и развернуло мощную антианглийскую пропагандистскую  кампанию. По всей стране проходили многолюдные митинги и демонстрации. Начался сбор средств на постройку воздушной эскадрильи. Но в то же время, опасаясь дальнейшего  нагнетания международной напряженности, СССР удовлетворил основные требования  английской стороны. Слайд 14, 15,16 Особенно осложнилось международное положение СССР в 1927 год. Между СССР и  Великобританией разгорелся конфликт по поводу оказания советскими профсоюзами  значительной финансовой и материальной помощи английским горнякам, объявившим в  1926 г. всеобщую забастовку. Английское правительство обвинило Москву во  вмешательстве во внутренние дела Великобритании и объявило о разрыве  дипломатических и торговых отношений с СССР. Франция потребовала отзыва советского посла X. Раковского, который в одном из писем  заявил, что в случае войны будет призывать солдат «империалистических держав» к  дезертирству. В  Варшаве был убит советский полпред в Польше П. Л. Войков.  В 1930 г. США первыми ввели дискриминационные меры против советского экспорта;  французское правительство издало декрет, вводивший лицензионную систему для импорта  ряда советских товаров (леса, льна, хлеба, сахара, патоки, клея, желатина, стеарина, мяса и т.д.). Бойкотировали советские товары также Югославия, Венгрия, Румыния, Бельгия и др. Во второй половине 20­х гг. осложнились отношения СССР с Китаем. СССР оказывал  помощь революционной армии Китая, пекинское правительство расценило это как  вмешательство во внутренние дела Китая В середине ноября 1929 г. Правительственные войска Китая и белогвардейские войска  вторглись на советскую территорию в Приморье и Забайкалье. Особая Дальневосточная  армия под командованием В.К. Блюхера отбила налет и преследовала налетчиков уже на  китайской территории. Все эти разрозненные события советское руководство расценило как звенья единого  заговора «империалистических держав» против СССР, целью которого, в конечном счете  является война. Налаживание связей с другими странами было лишь одним из направлений советской  внешней политики. Другим, не менее значимым являлся контроль за мировым  революционным движением С этой целью была создана международная организация, объединившая коммунистические  партии разных стран ­Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Первый  (учредительный) конгресс Коминтерна состоялся в марте 1919 г. в Москве. На нем был  принят Манифест, обращенный к пролетариям всего мира. Документ призывал рабочих  объединиться на принципах пролетарского интернационализма в революционной борьбе за  свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата. Слайд 17 Что вы понимаете под словом «коминтерн»?(коммунистический интернационал) ­Сейчас давайте познакомимся с высказыванием Бухарина  о роли Коминтерна с 145  учебник .  Руководящим органом Коминтерна стал Исполнительный комитет. Его возглавил видный  большевистский деятель Г. Е. Зиновьев. II конгресс Коминтерна, работавший в Петрограде, а затем в Москве летом 1920 г.,  констатировал: «Коммунистический Интернационал есть партия революционного  восстания международного пролетариата... Дело Советской России Коминтерн объявил  своим делом». Красная Армия в это время рвалась к столице Польши. Как полагали  лидеры большевиков, затем она вступит в другие страны Европы. Коминтерн заявил о возможности объединения советской России и советской Германии как первого шага на  пути создания «федерации советских республик всего мира». Однако уже в июле 1921 г. на III конгрессе Коминтерна В. И. Ленин подверг резкой  критике сторонников «революционного наступления». И тем не менее, когда в 1923 г.  ситуация в Германии вновь обострилась, Коминтерн принял решение «подтолкнуть»  мировую революцию. В Германию была направлена бригада Коминтерна, выделены  значительные денежные средства. Однако революционная волна в Германии быстро пошла  на убыль. Попытки представителей Коминтерна стимулировать восстание в Руре,  Саксонии, Гамбурге потерпели провал. Неудачей закончились и попытки поддержать  сентябрьское восстание 1923 г. в Болгарии. Слайд 18 Отказаться от политики активного разжигания мировой революции Коминтерн решился в  конце 1926 г., когда стало очевидным, что подобные попытки — не более чем авантюра.  Зиновьев ушел в отставку. Его место занял Бухарин. Теперь во всех европейских странах  Коминтерн стал усиленно создавать коммунистические партии, оказывать им  материальную помощь, ставить во главе их послушных руководителей. Все  Коминтерновское структуры были переориентированы не на разжигание «пожара мировой  революции», а на формирование положительного образа СССР в общественном мнении  других стран. 4.Подведение итогов урока. Итак , мы рассмотрели положение советского государства на международной арене:  ­ Каковы были основные направления внешней политики СССР? ­Что считалось приоритетным во внешней политики? ­Перечислите основные торговые договора СССР со странами  во время полосы признания? ­Какие цели преследовало советское правительство, заключая эти договора? ­ Какие соглашения были подписаны со странами востока? ­Почему Керзон предъявил ультиматум,? какие причины вынудили его поступить  подобным образом? ­ Дайте свою оценку внешней политики СССР в данный период?. ­ Можно ли считать, что в начале 30 г.г. СССР стал полноправным членом мирового  сообщества.? (привести аргументы)

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"

Урок в 9 классе по теме: :Положение СССР в 20-е годы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017