Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС (дидактические требования построения урока)
Оценка 4.8
Лекции
docx
русский язык
3 кл
25.11.2018
Мое выступление на педагогическом совете. Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
(дидактические требования построения современного урока). Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Может кого-то этот материал заинтересует..
Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.docx
Урок в начальной школе в
соответствии с требованиями ФГОС
(дидактические требования
построения урока)
Учитель: Пономаренко Людмила Михайловна
МБОУ СОШ №15 им.А.З.Потапова
ст.Лысогорской Георгиевского городского округ
Ставропольского края
2018 год Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС (дидактические
требования построения урока)
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный
педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок поновому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при
этом новые требования ФГОС?
Попробую разложить урок по этапам.
Структура урока
I этап. Организационная часть
II этап. Подготовка к работе на основном этапе.
III этап. Изучение нового материала.
IV этап. Закрепление новых знаний и способов действий
V этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.
VI этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VII этап. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
VIII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).
1.Организационная часть
Раньше:
Цель: создать рабочую атмосферу.
Действия: приветствие, проверка готовности учащихся и оборудования, выявить
отсутствующих.
Сейчас:
Цель: создать комфортную психологическую атмосферу.
Действия: осуществить эмоциональный настрой, настроить детей на веру в себя, в
получение знаний.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Мобилизующее начало урока
(«исходная мотивация»). Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им
быстро включиться в работу, способствует экономии времени.
Каким оно может быть?
Лучший способ мотивации к познанию, конечно, удивление.
Начать урок можно с эпиграфа к уроку, пословицы, поговорки, загадки, относящейся к
теме урока, показа фрагмента видеофильма или опыта, разгадывания кроссворда
учащимися и т.д.
Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча,
необычный предмет, звук, явление, миниспектакль.
Даже способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и
обучает.Это может прозвучать по разному. А я говорю вам: «Добрый день! Здравствуйте!»
Это значит, что я желаю вам здоровья и хорошего настроения на весь день.
А еще удивлять можно молча. Войти в класс и, ни слова не говоря, жестами (кивок головы) приветствует учеников,
«просит» их присесть за парты (жест руками) и быть внимательными во время урока
(указав пальцами на свои глаза, уши).
Ребята, всё ли вам было понятно? (Нет, не всегда)
Почему? Чего не хватило для точного понимания учителя? (Слова. Вы ничего не
говорили, не объясняли.)
Фрагмент урока русского языка 3 класс
С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Начинаем урок.
Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
2. Подготовка к работе на основном этапе урока
Раньше
Цель: сообщить тему и цель урока в готовом виде.
Действия: тема записывается на доске или озвучивается вместе с целью.
Сейчас
Цель: нацелить каждого ученика на решение учебной задачи урока;
определить вместе с учеником тему и цель; составить план урока;
Приёмы: проблемная ситуация; групповая, парная, фронтальная работа.
Далее следует подготовка учся к работе на основном этапе т.е. определение темы и ее
формулировка.
Современные методисты настоятельно рекомендуют, чтобы тему называли дети сами.
«Спрятать» тему или ее ключевые понятия можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде
букв знаков, символов. Здесь же уместны игры «Доскажи словечко», «Исключи лишнее»,
«Продолжи логическую цепь». Показываем детям запись на экране, бумаге или доске и
просим предложить какое задание можно с этим выполнить. Развитие умения выражать
свои мысли в виде устных высказываний и есть ни что иное, как формирование
коммуникативных УУД,
Фрагмент урока русского языка 3 класс
Какое время года у нас на улице сейчас?
Правильно, осень. (на доске записано слово «осень»
Сейчас вы должны узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Внимательно слушайте её характеристику. Эта буква обозначает звонкий непарный,
Правильно. Посмотрите на цепочку букв, определите, в какой последовательности
мягкий, согласный звук.
мы будем записывать буквы.(на доске записано Нна Ннб Ннв….)
Какую следующую цепочку мы должны записать?
Пропишите цепочки букв до конца строки.
Осень.
Мы будем писать букву Н.
Первая буква заглавная Н, вторая строчная н, третья буквы чередуется в
последовательности букв алфавита.
Ннг
Словарно – орфографическая работа.
3. Здесь зашифрованы слова, с которыми мы будем работать. (на доске
зашифрованные слова)
С о к е т н я т б р ь я б р ь
Что обозначают эти слова?
А какой месяц здесь не прописан?
Эти слова относятся к словарным словам.
Давайте запишем эти слова и поработаем с ними.
Составьте предложение с одним из этих слов.
Мы будем работать со словами сентябрь, октябрь.
Эти слова обозначают названия осенних месяцев.
Здесь не прописан ноябрь.
Записывают слова в тетрадь, указывают ударение, опасные места.
Составляют и проговаривают предложение.
Подготовка к изучению нового материала.
Фрагмент урока русского языка 3 класс
А вот я предлагаю вам такое предложение.
(В) октябре листья (на) деревьях (по)желтели.
Давайте раскроем скобки и определим, где слова пишутся слитно, а где нужно
писать раздельно.
Почему вы так думаете?
Что такое предлоги?
А приставка – это часть речи?
Кто мне сообщит тему нашего урока?
Раскрывают скобки.
В октябре листья на деревьях пожелтели.
В и на – это предлоги, а по – это приставка.
Нет, приставка – это часть слова.
Тема нашего урока – приставка.
3. Изучение нового материала
Раньше
Цель: формирование новых знаний и умений.
Действия: объяснения учителя; самостоятельное изучение по учебнику;
фронтальная беседа.
Сейчас
Цель: формирование новых способов решения поставленных учебных задач.
Действия: создание проблемной ситуации; организация обмена мнениями; открытие нового
знания путём поиска решения поставленной задачи; использование видео аудио
материалов, Интернет ресурсов; дидактические игры.
Важнейший элемент этого этапа усвоение новых знаний и способов действий.
Усвоение нового начинается с восприятия, происходит процесс осознания, осмысления
значения нового знания, обобщение и систематизация приводят к собственно усвоению.
Именно на этапе усвоения используются основные приемы мыслительной деятельности
учащихся и развиваются познавательные умения.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования,
проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая
формулировка новых алгоритмов действий.
Фрагмент урока русского языка 3 класс
Кто мне сообщит тему нашего урока?
Молодцы. Теперь вы знаете, что есть такая часть слова – приставка. В толковом
словаре даётся такое определение слову «приставка» это : часть слова
котораяприставляется к слову.
А где она пишется?
Поставьте цель. Чтобы вы хотели узнать о приставке?
Это первый наш вопрос.
Чтобы ответить на него придётся поработать.
Посмотрите на экран. Образуйте слова, обозначающие действие предмета при
помощи приставок.
Что можно сказать об этих словах?
Выделите корень. Выделите приставку. Она обозначается вот таким уголком.
Что произошло со словом ходит , когда вы добавили приставку?
Вот вы и ответили на ваш вопрос. Так для чего же служит приставка? Сделайте
вывод.
Прочитайте стихотворение на экране.
Тема нашего урока – приставка
Приставка пишется перед корнем.
Хотелось бы узнать, для чего нужны приставки?
Один ученик выполняет работу у доски, остальные записывают слова в тетрадь.
Эти слова однокоренные.
Выделяют корень и приставку.
Образовались новые слова.
Приставка служит для образования новых слов.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова
4. Этап закрепления новых знаний
Раньше
Цель: закрепить новый материал
Формы:
опросзакрепление;
самостоятельная работа
Сейчас
Цель: подтверждение выдвинутых гипотез; убеждение в правильности вариантов решения
поставленных учебных задач.
Формы: корректировка своих знаний; высказывание и обоснование своей точки зрения;
выполнение практической работы в группах или парах; организация диалога. Фрагмент урока русского языка 3 класс
Закрепим наши знания. Выполните упражнение №81. Прочитайте задание.
Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте, всё ли правильно выполнил сосед.
Сейчас давайте решим тест на доске. В один столбик вынесем слова с приставками,
а в другой с предлогами.
Следующее задание выполняем в парах. У каждой пары под столом прикреплён
конверт. В нём карточки со словами и отдельно карточки с приставками. Образуйте новые
слова при помощи приставок.
Читают задание
Работаем в парах.
Взаимопроверка.
Решают тест на интерактивной доске.
Работа в парах
5. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания
Заключительными, но не менее важными этапами современного урока являются
домашнее задание и рефлексия.
1. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка.
2. Задание должно проходить при полном понимании класса.
Домашние задания лучше предложить разно уровневые.
Фрагмент урока русского языка 3 класс
Три уровня домашнего задания:
• Стандартный минимум упр. с учебника
• Повышенный вставить приставки в слова, выделить приставки
• Творческий—минисочинение «Осень»
6. Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока.
Рефлексия — ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь
обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности учся и деятельности
одноклассников.
Оцениваем вместе с детьми урок, рассматриваем его с точки зрения практической
направленности, выполнения цели и задач.
Методисты, считают, что начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в
школе.
Рефлексия, в упрощённом определении, это «разговор с самим собой».
Время проведения. В зависимости от вида рефлексии, проводят ее на разных этапах урока.
Это можно сделать при повторении домашнего задания, для закрепления нового материала,
для проверки отдельных элементов темы.
Что можно применять?
• Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания? Самым эффективенны я считаю приём незаконченного предложения: я не знал… теперь я
знаю…)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Это: карточки с изображением лица – смайлики; пантомима или жесты различных
чувств,показ большого пальца вверх или вниз;
«солнышко» мне всё удалось, «солнышко и тучка» мне не всё удалось, «тучка» у меня
ничего не получилось;
«радостный мишка» всё хорошо, «грустный мишка» плоховато;
«лесенка успеха» нижняя ступенька у меня ничего не получилось;
Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС (дидактические требования построения урока)
Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС (дидактические требования построения урока)
Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС (дидактические требования построения урока)
Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС (дидактические требования построения урока)
Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС (дидактические требования построения урока)
Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС (дидактические требования построения урока)
Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС (дидактические требования построения урока)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.