Урок в стихах. Технология. 7 класс
Оценка 5

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
7 кл—11 кл +1
10.10.2018
Урок в стихах. Технология. 7 класс
Подробный сценарий необычного урока по технологии в 7 классе. Это урок в стихах, урок-экскурсия по виртуальной выставке. Тема урока: "История русского костюма". В качестве опережающего домашнего задания, учащиеся должны были найти значения новых для них слов – историзмов, чтобы во время изложения нового материала принимать активное участие в своеобразной "экскурсии по выставке".Сценарий урока в стихах, который проходит в форме виртуальной экскурсии по выставке исторических русских костюмов.
Урок в стихах.docx
Тема урока: ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА. Ход урока:  ­ Ещё раз, здравствуйте! Все готовы к уроку, и мы начинаем работать. ­ Сегодня у нас необычный урок ­   сегодня у нас гости. И все вместе мы отправимся на выставку, на которой будет представлена: ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА. Слайд 1   Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.  Откройте тетради и запишите: ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА. Перед   началом   экскурсии   вспомним   о   том   опережающем   домашнем задании, которое вы готовили (суть его заключалась в том, что нужно было найти значения новых для нас слов – историзмов). Теперь будьте внимательны, я приглашаю вас на экскурсию! XI–XIII века Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежду, По выставке пройдемся не спеша. Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли проста и хороша? Наряды древних скифов послужили, Пожалуй, прототипом для нее. Итак, что прежде женщины носили? У всех деталей имя есть свое. Кафтан надет поверх рубахи длинной, Орнаментом украшенной внизу. На голове – убрус над шапкой чинной, Или повойник – оттенить красу. Ну, горожанки шли в сапожках новых, Крестьянки чаще бегали в лаптях.  Носили  и запоны, и поневы –  Детали поясним  вам в двух словах. ­ Скажите, какие знакомые вам историзмы вы услышали в этом  отрывке? Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин,  внеся изменения. Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна,  стянутая веревкой. Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста. Убрус – полотняный  платок, сложенный треугольником и заколотый под  подбородком, носили поверх головного убора. Повойник – головной убор, тип чепца. Запишем в тетрадь. XV–XVII века Что ж, в Киевской Руси мы побывали, В Московскую войдем не впопыхах. Что женщины, посмотрим, надевали В пятнадцатом­семнадцатом веках? Поверх рубахи – красочной, нарядной, Как видим, русский сарафан надет. Он облегает грудь фигуры ладной –  Красавице не нужен был корсет! Наряд на узких лямках не стареет! Вот, яркою украшена каймой, На даме – распашная душегрея, А вот и летник, ценный, расписной. Расшитый  шелком, жемчугом и златом, Бобровый ворот, плечи, рукава. Уж как хозяйка летника богата, Он заявлял и сам – к чему слова? Убрус и здесь остался для ношенья, К лицу кокошник, ленты и венец, Носили  золотые украшенья – В виде серег, браслетов и колец. Был красочным и живописным очень Руси Московской выходной наряд! Давайте наши знания упрочим, Еще раз, на костюмы, бросив взгляд. ­ В какие наряды одевались русские женщины 15­17 веков? Душегрея – теплая женская одежда на лямках, как сарафан, но короткая. Летник – женская верхняя одежда,  сильно расширенная к низу с очень  широкими внизу рукавами. Кокошник – нарядный головной убор с высокой передней частью. Венец – лента украшенная узором. Запишем в тетрадь. XVIII век Неся культуру русскому народу, Царь Петр I  ввёл в своей стране, Как всем известно, западную моду. Здесь юбку дамы – в пышной ширине, Панье  –  в  каркасе небывалом – Вы можете отметить как типаж. И декольте, что плечи открывало, И плотно облегающий корсаж. Знать в париках, на каблуках ходила, В заморском  понимала толк – Носила газ, и кружева, и шелк, Узнала и румяна, и белила. Вообще, костюм менялся год от году – Чепцы и шляпы пышные пошли, И за панье здесь очень скоро в моду Турнюры, как на западе, вошли. И силуэт костюма изменили. Как видите – такой стал моден впредь! Наряды дамы разные носили, Но русское в них трудно рассмотреть. ­ Запад, действительно, внёс очень много не только в облик костюма, но  и прилично пополнил словарный запас россиян. Попробуем объяснить  значения иностранных слов. Панье –каркас из ивовых или стальных прутьев,  или из пластин китового  уса для придания пышности женской юбке. Турнюр – приспособление в виде подушечки, которое подкладывалось  сзади под платье, для придания особого объёма. Запишем в тетрадь. ­ Продолжим путешествие! Так лишь в семействах знатных одевались. А женщины в домах, что поскромней, Не столь с влиянием запада считались. Вот молодая барышня, на ней  Мы русскую заметим душегрею, И русскую рубаху – на другой. Однако запад с модою своею, Как видно повлиял на их покрой! Рубахи декольтированней стали, А душегрея больше прилегать, Добавились и модные детали, Каблук высокий стал преобладать. Чалма у женщин модною считалась, Обычно пестр и ярок стал наряд, В нем русское с "заморским" сочеталось, Он был и живописен, и богат... ­ Здесь мы услышали уже привычные: душегрея, рубаха.  И  совершенно неожиданно – чалма. Она пришла не с запада, а необычно – с востока. Чалма – головной убор из полотна, закрученного  на голове. Запишем в тетрадь.                XIX век И вот век девятнадцатый на сцене.... Как на картинку эту бросим взгляд – Онегин вспоминается Евгений. Или Печорин – знать, в такой наряд Одеты были Ларина Татьяна С княжною Мери...стройный силуэт, На пышной юбке – кружева, воланы, А талия затянута в корсет. Предельно дама плечи открывала,                          Повсюду – как в Париже, так в Москве,                          Ведь Франция для всей Европы стала                           Законодательницей мод. И не внове                          Для барышень московских шляпки были                          С бантами иль вуалью. Редингот ­                           Они, как платье верхнее, носили,                          Дружа с законодательницей мод . К ним Франция, как будто ближе стала, Открыв в России магазинов сеть. Распространяя модные журналы, Им оставалось лишь свой вкус иметь! ­ Действительно, в 19 веке знатные люди носили корсет и редингот. Редингот – верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая  юбка). Корсет – деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии,  торса. Запишем в тетрадь. А вот костюмы женщин из народа. Париж влиял по своему на них. Была уже "купеческая" мода.  Хоть одеянья пышные купчих Нередко в модных лавках покупались, Или в самом Париже, например – Они богачкам скромными казались И "украшались" свыше всяких мер. Банты и перья пришивались лихо – Наряд изящным назовешь едва ль! Поверх же этой роскоши купчиха Богатую набрасывала шаль. Столичные купчихи обгоняли Провинциалок в моде лет на пять. Мещанки тоже в моде отставали, Хотя её стремились перенять. Костюм крестьянки – он традиционно Носил национальные черты. И не касался Запад просвещенный Его своеобразной красоты! Всё те же сарафаны надевались, Понёвы и рубахи без затей. И всё ж наряды женщин различались Из северных и южных областей! На севере носили сарафаны ­  Из однотонной ткани, из холста. Из крашенины, шерсти домотканой. И лишь отделки яркой красота Нарядный вид костюму придавала. А на рубахах вышивка всегда Событиям особым отвечала: Для свадьбы, сельских праздников труда... Крестьянки юга – те предпочитали Поверх рубах понёвы надевать. Узором по подолу украшали, Но юбки было принято считать Нарядом женским. Девушки носили Поверх рубахи фартук иль армяк, На совершеннолетие им шили Понёвы­юбки, вот бывало как! На севере кокошник надевали, Расшитые узорами венцы,  На юге кики им предпочитали, А к юбкам пришивали бубенцы.                   А фартук иль передник повсеместно                   Стремились для нарядности носить,                   Узором украшали интересным                   Умели шёлком, бисером расшить.                   Нет живописней всё ж, отметить надо                   Национально русского наряда! ­ Какие новые для вас, необычные слова из 19 века вы услышали в этом  отрывке? Кика – головной убор с рогами. Армяк – верхняя одежда без застёжки из грубого полотна. Запишем в тетрадь. XX век Палитра моды красочна,  богата, Как видите, в любые времена. В историю вошёл уж век двадцатый, Там катаклизмов, перемен пора.                  Россия наша много испытала,                  И мода изменялась всё скорей.                  Она разнообразной, гибкой стала,                  Всё стало в ней и проще и сложней. С годами юбки делались короче, А женский гардероб всё богател. Все силуэты будто, между прочим, Двадцатый век переменить сумел.                Какие только платья не носили,                Каких деталей не изобрели!                Давайте вспомним основные стили,                И всё, что на уроках мы прошли. ­ Действительно, за несколько столетий истории костюма, сформировались три основных стиля в одежде ­  классический, романтический и спортивный. Но всё новое – это хорошо забытое старое! Классический  стиль   является     продолжателем   такой   одежды   как, например, редингот. Романтический – это всё те же оборки и воланы из 19 века. Спортивный – это стиль, который берёт своё начало в 20 веке. ­   Теперь   подведём   итог   нашей   экскурсии.   Попробуйте  по  иллюстрациям определить детали русского костюма. (Фронтальный опрос) ­ Вы показали прекрасные теоретические знания истории костюма. Тем легче вам будет выполнять практическую работу. Ведь цель нашего урока  не только познакомиться с костюмами и посмотреть на них. Наша главная цель окунуться в эту историю и почувствовать её. Для этого мы открываем нашу арт – мастерскую по истории костюма.  Ваша задача: воссоздать исторический костюм. Попробуйте по данным силуэтам определить эпоху или сословие этих  прекрасных женщин. ­ Да!  18 век – панье 19 век – турнюр Купчиха Крестьянка ­ Теперь повернитесь друг к другу лицом. Мы будем работать в группах – 4 группы по 3 человека.  Тяните жребий. ­   В   работе   арт   –  мастерской   нам   поможет  волшебный сундучок,   в котором  хранится множество различных лоскутков, кружев, тесьмы и других драгоценностей.   Выберите   те   материалы,   которые,   по   вашему   мнению, подходят к вашей героине. На практической работе мы будем работать муляжным способом – это значит,   что   костюм   формируется   сразу   на   фигуре.   Соединять   детали   вы можете при помощи иголки и ниток, клея, двустороннего скотча и т.д. ­ Вот вам ваши прекрасные незнакомки.   вдохновляясь Попробуйте   воссоздать   исторический   иллюстрациями,   ведь   для   каждого   из   них   были   характерны   свои определённые черты.   костюм, Оденьте свою героиню, а потом немного расскажите нам о ней. Чтобы во время работы вам было, откуда  черпать вдохновение, я запущу слайд – шоу с иллюстрациями по истории костюма. Выполнение творческой практической работы. Физ­минутка (на втором уроке) ­ Пришло время подвести итоги.   Расскажите о своих героинях. (Защита мини­проектов. Каждая группа представляет свою работу.) Подведение итогов урока.  ­   Если   вас   заинтересовала   и   увлекла   подобная   деятельность,   то   вы можете продолжить эти занятия, приобретая специальные журналы для хобби. И   тогда   вы   сможете   создать   свою   собственную   коллекцию   исторических кукол. ­ Я желаю вам творческих свершений и спасибо за урок.

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс

Урок в стихах. Технология. 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2018