Подробный сценарий необычного урока по технологии в 7 классе. Это урок в стихах, урок-экскурсия по виртуальной выставке. Тема урока: "История русского костюма".
В качестве опережающего домашнего задания, учащиеся должны были найти значения новых для них слов – историзмов, чтобы во время изложения нового материала принимать активное участие в своеобразной "экскурсии по выставке".Сценарий урока в стихах, который проходит в форме виртуальной экскурсии по выставке исторических русских костюмов.
Урок в стихах.docx
Тема урока: ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА.
Ход урока:
Ещё раз, здравствуйте! Все готовы к уроку, и мы начинаем работать.
Сегодня у нас необычный урок сегодня у нас гости. И все вместе мы
отправимся на выставку, на которой будет представлена:
ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА.
Слайд 1
Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
Откройте тетради и запишите: ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА.
Перед началом экскурсии вспомним о том опережающем домашнем
задании, которое вы готовили (суть его заключалась в том, что нужно было
найти значения новых для нас слов – историзмов).
Теперь будьте внимательны, я приглашаю вас на экскурсию!
XI–XIII века
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша.
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое.
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенной внизу.
На голове – убрус над шапкой чинной,
Или повойник – оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носили и запоны, и поневы –
Детали поясним вам в двух словах. Скажите, какие знакомые вам историзмы вы услышали в этом
отрывке?
Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин,
внеся изменения.
Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна,
стянутая веревкой.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – полотняный платок, сложенный треугольником и заколотый под
подбородком, носили поверх головного убора.
Повойник – головной убор, тип чепца.
Запишем в тетрадь.
XV–XVII века
Что ж, в Киевской Руси мы побывали,
В Московскую войдем не впопыхах.
Что женщины, посмотрим, надевали
В пятнадцатомсемнадцатом веках?
Поверх рубахи – красочной, нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной –
Красавице не нужен был корсет!
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме – распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.
Расшитый шелком, жемчугом и златом,
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата,
Он заявлял и сам – к чему слова?
Убрус и здесь остался для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носили золотые украшенья –
В виде серег, браслетов и колец.
Был красочным и живописным очень
Руси Московской выходной наряд!
Давайте наши знания упрочим,
Еще раз, на костюмы, бросив взгляд. В какие наряды одевались русские женщины 1517 веков?
Душегрея – теплая женская одежда на лямках, как сарафан, но короткая.
Летник – женская верхняя одежда, сильно расширенная к низу с очень
широкими внизу рукавами.
Кокошник – нарядный головной убор с высокой передней частью.
Венец – лента украшенная узором.
Запишем в тетрадь.
XVIII век
Неся культуру русскому народу,
Царь Петр I ввёл в своей стране,
Как всем известно, западную моду.
Здесь юбку дамы – в пышной ширине,
Панье – в каркасе небывалом –
Вы можете отметить как типаж.
И декольте, что плечи открывало,
И плотно облегающий корсаж.
Знать в париках, на каблуках ходила,
В заморском понимала толк –
Носила газ, и кружева, и шелк,
Узнала и румяна, и белила.
Вообще, костюм менялся год от году –
Чепцы и шляпы пышные пошли,
И за панье здесь очень скоро в моду
Турнюры, как на западе, вошли.
И силуэт костюма изменили.
Как видите – такой стал моден впредь!
Наряды дамы разные носили,
Но русское в них трудно рассмотреть. Запад, действительно, внёс очень много не только в облик костюма, но
и прилично пополнил словарный запас россиян. Попробуем объяснить
значения иностранных слов.
Панье –каркас из ивовых или стальных прутьев, или из пластин китового
уса для придания пышности женской юбке.
Турнюр – приспособление в виде подушечки, которое подкладывалось
сзади под платье, для придания особого объёма.
Запишем в тетрадь.
Продолжим путешествие!
Так лишь в семействах знатных одевались.
А женщины в домах, что поскромней,
Не столь с влиянием запада считались.
Вот молодая барышня, на ней
Мы русскую заметим душегрею,
И русскую рубаху – на другой.
Однако запад с модою своею,
Как видно повлиял на их покрой!
Рубахи декольтированней стали,
А душегрея больше прилегать,
Добавились и модные детали,
Каблук высокий стал преобладать.
Чалма у женщин модною считалась,
Обычно пестр и ярок стал наряд,
В нем русское с "заморским" сочеталось,
Он был и живописен, и богат...
Здесь мы услышали уже привычные: душегрея, рубаха. И совершенно
неожиданно – чалма. Она пришла не с запада, а необычно – с востока.
Чалма – головной убор из полотна, закрученного на голове.
Запишем в тетрадь. XIX век
И вот век девятнадцатый на сцене....
Как на картинку эту бросим взгляд –
Онегин вспоминается Евгений.
Или Печорин – знать, в такой наряд
Одеты были Ларина Татьяна
С княжною Мери...стройный силуэт,
На пышной юбке – кружева, воланы,
А талия затянута в корсет. Предельно дама плечи открывала,
Повсюду – как в Париже, так в Москве,
Ведь Франция для всей Европы стала
Законодательницей мод. И не внове
Для барышень московских шляпки были
С бантами иль вуалью. Редингот
Они, как платье верхнее, носили,
Дружа с законодательницей мод .
К ним Франция, как будто ближе стала,
Открыв в России магазинов сеть.
Распространяя модные журналы,
Им оставалось лишь свой вкус иметь!
Действительно, в 19 веке знатные люди носили корсет и редингот.
Редингот – верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая
юбка).
Корсет – деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии,
торса.
Запишем в тетрадь.
А вот костюмы женщин из народа.
Париж влиял по своему на них.
Была уже "купеческая" мода.
Хоть одеянья пышные купчих
Нередко в модных лавках покупались,
Или в самом Париже, например –
Они богачкам скромными казались
И "украшались" свыше всяких мер.
Банты и перья пришивались лихо –
Наряд изящным назовешь едва ль!
Поверх же этой роскоши купчиха
Богатую набрасывала шаль.
Столичные купчихи обгоняли
Провинциалок в моде лет на пять.
Мещанки тоже в моде отставали,
Хотя её стремились перенять.
Костюм крестьянки – он традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещенный
Его своеобразной красоты! Всё те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
И всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей!
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста.
Из крашенины, шерсти домотканой.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала.
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала:
Для свадьбы, сельских праздников труда...
Крестьянки юга – те предпочитали
Поверх рубах понёвы надевать.
Узором по подолу украшали,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским. Девушки носили
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвыюбки, вот бывало как!
На севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.
А фартук иль передник повсеместно
Стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным
Умели шёлком, бисером расшить.
Нет живописней всё ж, отметить надо
Национально русского наряда!
Какие новые для вас, необычные слова из 19 века вы услышали в этом
отрывке?
Кика – головной убор с рогами.
Армяк – верхняя одежда без застёжки из грубого полотна.
Запишем в тетрадь.
XX век Палитра моды красочна, богата,
Как видите, в любые времена.
В историю вошёл уж век двадцатый,
Там катаклизмов, перемен пора.
Россия наша много испытала,
И мода изменялась всё скорей.
Она разнообразной, гибкой стала,
Всё стало в ней и проще и сложней.
С годами юбки делались короче,
А женский гардероб всё богател.
Все силуэты будто, между прочим,
Двадцатый век переменить сумел.
Какие только платья не носили,
Каких деталей не изобрели!
Давайте вспомним основные стили,
И всё, что на уроках мы прошли.
Действительно, за несколько столетий истории костюма, сформировались
три основных стиля в одежде
классический, романтический и спортивный.
Но всё новое – это хорошо забытое старое!
Классический стиль является продолжателем такой одежды как,
например, редингот.
Романтический – это всё те же оборки и воланы из 19 века.
Спортивный – это стиль, который берёт своё начало в 20 веке.
Теперь подведём итог нашей экскурсии. Попробуйте по иллюстрациям
определить детали русского костюма.
(Фронтальный опрос)
Вы показали прекрасные теоретические знания истории костюма. Тем
легче вам будет выполнять практическую работу.
Ведь цель нашего урока не только познакомиться с костюмами и посмотреть
на них. Наша главная цель окунуться в эту историю и почувствовать её.
Для этого мы открываем нашу арт – мастерскую по истории костюма.
Ваша задача: воссоздать исторический костюм.
Попробуйте по данным силуэтам определить эпоху или сословие этих
прекрасных женщин.
Да! 18 век – панье
19 век – турнюр Купчиха
Крестьянка
Теперь повернитесь друг к другу лицом. Мы будем работать в группах
– 4 группы по 3 человека. Тяните жребий.
В работе арт – мастерской нам поможет волшебный сундучок, в
котором хранится множество различных лоскутков, кружев, тесьмы и других
драгоценностей. Выберите те материалы, которые, по вашему мнению,
подходят к вашей героине.
На практической работе мы будем работать муляжным способом – это
значит, что костюм формируется сразу на фигуре. Соединять детали вы
можете при помощи иголки и ниток, клея, двустороннего скотча и т.д.
Вот вам ваши прекрасные незнакомки.
вдохновляясь
Попробуйте воссоздать исторический
иллюстрациями, ведь для каждого из них были характерны свои
определённые черты.
костюм,
Оденьте свою героиню, а потом немного расскажите нам о ней.
Чтобы во время работы вам было, откуда черпать вдохновение, я запущу
слайд – шоу с иллюстрациями по истории костюма.
Выполнение творческой практической работы.
Физминутка (на втором уроке)
Пришло время подвести итоги. Расскажите о своих героинях.
(Защита минипроектов. Каждая группа представляет свою работу.)
Подведение итогов урока.
Если вас заинтересовала и увлекла подобная деятельность, то вы
можете продолжить эти занятия, приобретая специальные журналы для хобби.
И тогда вы сможете создать свою собственную коллекцию исторических
кукол.
Я желаю вам творческих свершений и спасибо за урок.
Урок в стихах. Технология. 7 класс
Урок в стихах. Технология. 7 класс
Урок в стихах. Технология. 7 класс
Урок в стихах. Технология. 7 класс
Урок в стихах. Технология. 7 класс
Урок в стихах. Технология. 7 класс
Урок в стихах. Технология. 7 класс
Урок в стихах. Технология. 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.