Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)
Оценка 5

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Оценка 5
Мероприятия +1
docx
окружающий мир +1
1 кл—4 кл
02.08.2019
Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)
Представленное мероприятие способствеут формированию общих представлений о перелётных птицах. На основе наглядно-практического материала у детей развиваются познавательные процессы, формируется речь, расширяется и активизируется словарь по теме. Ребята имеют возможность анализировать внешний облик птиц, их поведение в природе, дифференцировать понятия «зимующие» - «перелётные» птицы, правильно проговаривать данные понятия.
Весенние птицы грач, ласточка, скворец.docx
Департамент общего образования томской области Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат для обучающихся с нарушениями слуха» «Весенние птицы: грач, ласточка, скворец» Сценарий экологического мероприятия Время реализации: 40 минут Возраст: обучающиеся  8­10 лет Отделение слабослышащих детей Автор:  Раиса Ивановна Моисеева учитель начальных классов высшей квалификационной категории  .  ru  rimoiseeva    @   list   Томск­2016 г. Цель: формирование общих представлений о перелётных птицах. Задачи: 1. учебная – дать детям понятия о местах обитания птиц весенних птиц, их пище,   строении   тела,   повадках,   расширять   и   активизировать   словарь   детей   по теме; 2. воспитательная   –   воспитывать   бережное   отношение   к   перелётным птицам,   желание   узнавать   о   жизни   птиц   в   природе,   формировать   нравственно­ экологическое сознание детей, учить дифференцировать понятия «зимующие» ­ «перелётные» птицы; 3. развивающая  –   на   наглядно­практическом   материале   развивать   формировать   речь   как   средство   мыслительной, познавательные   процессы,   коммуникативной    деятельности, расширять и активизировать  словарь по теме, учить анализу внешнего облика птиц, их поведения; 4. коррекционная – предупреждение и преодоление вторичных проявлений –   следствий   первичного   дефекта,   через   активизацию   слухового   внимания, восприятия, памяти, речи  в сочетании с эмоциональной  отзывчивостью.  Оборудование и материал:  красивый конверт, предметная картинка­ласточка, картинка­грач, картинка­ скворец, летний и зимний пейзажи, сюжетная картинка «Птицы прилетели»; на каждого ребёнка лист цветной бумаги А4 с контуром скворца, ласточки и грача, конверты  с разрезными   картинками птиц, клей  ПВА,  кисточки, аудиокассета  с голосами   птиц,   речевые   карточки,   экран,   предметные   картинки   зимующих   и перелётных птиц, диск с голосами птиц средней полосы России. Слуховой словарь: весенние птицы, гнездо под крышей, клюёт хлебные крошки, «птицы весну принесли», птицам   голодно весной, мы сделали кормушки для птиц, собирают корм на земле, перелётные, зимующие.  Предшествующая работа: целевые прогулки в сад им. А.С. Пушкина, экскурсия на станцию юннатов, наблюдения за птицами в парке, на пришкольном участке в процессе прогулки, изготовление   кормушек   из   пластиковых   бутылок,  игры:   «Угадай,    какая   птица поёт?», «День и ночь», «Цапля и воробьи», работа над слуховым словарём по теме. Таблица 1 № п/п Структурные элементы Время Результат 1. Организационный момент 2 минуты Дети   слушают   учителя, выполняют   данные   им 2. Целевая   установка   на   тему урока. Игра «Угадай, кого не стало?»  3. Установка   на   речевую деятельность,   на   неречевые звучания 4 минуты 20 минут 4. Динамическая пауза 5. Предъявление нового материала  о весенних  птицах, описанных в загадках    2 минуты 5 минут 6. Занимательная минутка 4 минуты 7. Итог 2 минуты 8. Задание на дом 1 минута   со инструкции Воспринимают информацию   на   уровне различения Работают звукоусиливающей аппаратурой,   слушают речевой материал, дают ответы на поставленные вопросы Организация «Весенние птицы» игры:   Информацию воспринимают слухозрительно   Собирают   из   частей картинку, целую   наклеивают   данные части   не   выходя   за границы контура, подписывают   название птицы свою Оценивают деятельность с помощью   наводящих вопросов Фиксируют   задание   в дневнике     1. Организационный момент (2мин.)  ­Доброе утро, ребята. ­ Птицы клюют корм. (хоровое проговаривание)  ­ Ребята, какое время года?  ­ Время года – весна.  ­ Весной птицы весело поют?  ­ Да, весной птицы весело поют. ­ Ребята, посмотрите, какой у меня  красивый конверт.   ­ Какой конверт?  ­ Красивый конверт. ­ Подойдите к партам, сядьте красиво, снимите аппараты, наденьте наушники. Регулирую режим усиления, определяю, как слышат дети? 2. Целевая установка (4 мин.) Показываю детям сюжетную картинку «Птицы прилетели».   ­ Кто изображён на этой картинке?  ­ Каких птиц вы узнали?   ­ Тема нашего урока «Весенние птицы: грач, скворец, ласточка». Сегодня мы будем говорить о весенних птицах: граче, скворце, ласточке. Посмотрите, какой красивый конверт (показываю детям большой конверт). Этот конверт передал для вас Лесовичок. Сейчас мы с вами поиграем (достаю из конверта картинки грача, скворца, ласточки).   ­ Это грач. Грач – весенняя птица (дети повторяют).  ­ Это скворец. Скворец – весенняя птица (дети повторяют).  ­ Это ласточка. Ласточка – весенняя птица (дети повторяют).   ­   Давайте   поиграем:   вы   закройте   глаза,   а   я   уберу   одну   из   картинок.   Вы должны сказать, кого я спрятала? Игру провожу несколько раз, при этом в случае необходимости   подсказываю   названия   птиц,   добиваюсь   полного   ответа:   «Вы спрятали птицу грача».   ­   Все   эти   птицы   –   перелётные.   Почему   их   так   называют?   (произвольные ответы детей, мои дополнения)   ­ Эти птицы улетают от нас осенью, когда становится холодно и голодно, они не могут найти корм, и возвращаются к нам обратно тёплой весной. 3. Установка на речевую деятельность, на неречевые звучания (20 мин.) Работа   по   слуховому   словарю   за   экраном.   Дети   воспринимают   речевой материал через опознавание: весенние   птицы,   гнездо   под   крышей,   гнездо­ чаша,   клюёт   хлебные   крошки,   «птицы   весну принесли»,   птицам     голодно   весной,   мы   сделали кормушки для птиц, собирают корм на земле.  Грачи   –   перелётные   птицы.   Если   прилетят грачи, значит, наступила весна. Строят гнёзда они на   деревьях   с   крепкими   ветками   так:     самец приносит   ветки,   а   самка   их   укладывает   и получается хорошее гнездо. На одном дереве таких гнёзд может быть 12. В каждом гнезде бывает от 3­ёх  до 6­ти яиц. Птенцов грачи кормят насекомыми. Поздней осенью грачи улетают в Крым. Грачей считают полезными птицами, так как они уничтожают насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур. Послушайте, как поёт грач. (дети   слушают   пение   грача   и   рассматривают иллюстрацию) Обыкновенный скворец – птица перелётная, но если зима   тёплая,   эта   птица   остаётся   зимовать   в   местах гнездования. По земле скворец передвигается шагами, а не   прыгает.   Скворец   –   лесная   птица,   хотя   часто гнездится   на   окраине   города.   Его   считают   одним   из первых вестников весны. Гнездо строит из сухой травы, соломы,   самка откладывает от 4­рёх до 7­им яиц. Птенцы появляются голые и слепые. Родители кормят их насекомыми. Этим они   приносят   большую   пользу   сельскому   хозяйству   и лесу,   потому     что   она   уничтожают   вредителей   леса: жуков, гусениц, других насекомых. Послушайте, как поёт скворец.   Когда   гнездо   построено,   мха. (дети слушают пение грача и рассматривают иллюстрацию) Ласточка поселяется около жилья человека. Это перелётная птица. Весной, когда на деревьях появляются зелёные листочки, она прилетает в родные места и приступает   к   строительству   гнезда.   Гнездо   сооружается   из   мокрой   земли,   к которой примешиваются соломинки, былинки, конский волос. Размещается гнездо под крышей, где­либо на балках. Гнездо похоже на чашу,   широкая   часть   которой   прикрепляется   к стене здания. Птенцы появляются голые, слепые, беспомощные. Самка первое время обогревает их, а самец кормит и птенцов и самку. Когда птенцы подрастают, они собираются в стаи, перелетают с одного места на другое, а затем внезапно исчезают – улетают на зимовку в Африку. Послушайте, как поёт ласточка. (дети   слушают   пение   грача   и рассматривают иллюстрацию) Ребята, какое время года на этих картинках (показываю на зимний и летний пейзажи)?   Помогите   мне   разложить   этих   птиц  (показываю   на   картинки   с изображениями   птиц,   лежащие   на   столе)  правильно.   На   них   перелётные   и зимующие птицы. Всех зимующих птиц вы положите около зимней картинки, а перелётных   –   около   летней   картинки.   Предметных   картинок   много,   каждый ребёнок   имеет   возможность   взять   в   руки     3­4   картинки   и   соотнести   их   с определённым временем года.   ­   Теперь   проверим,  правильно   ли   вы   выполнили   задание.   Давайте   вместе назовём птиц.   ­ Ласточка – перелётная птица.  ­ Ворона – зимующая птица.  ­ Грач – перелётная птица.  ­ Сорока – зимующая птица и т.д. 4. Динамическая пауза «Весенние птицы» (2 мин.) ­ «Как  называются  птицы,  которые   весной  возвращаются  к  нам  из  тёплых стран?» ­ «Перелётные». – Правильно. Предлагаю   отхлопать   количество   слогов  в   названиях   птиц:   грач,  скво­рец, лас­точ­ка.   ­ Я буду хлопать, а вы считайте, сколько раз я хлопну, и определите по количеству слогов, какую птицу я загадаю».  Динамика движений повторяется три­четыре раза.  5 . Предъявление нового речевого материала о птицах через РНТ (5 мин.)  ­ Я буду загадывать загадки о перелётных птицах, внимательно слушайте.   Предъявление   нового   речевого   материала   сопровождается   показом иллюстративных   картинок,   объяснением   непонятных   слов:   избёнка,   пахарем, проворный, пашню, на шесте, сени.  ­ Без рук, без топорёнка Построена избёнка. (гнездо)  ­ Что с земли легко поднимешь, А далеко не закинешь? (пух, перо)  ­ Летом за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит. (грач)  ­ Чёрный, проворный,  Кричит «крак», червякам  враг. (грач)  ­ Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. (грач)  ­ На шесте – дворец, Во дворце – певец, А зовут его… (скворец)  ­ Травка зеленеет, солнышко блестит,  Эта птичка в сени к нам с весной летит. (ласточка) 6. Занимательная минутка (4 мин.)   ­   В   этих   конвертах   лежат   маленькие   части   одной   целой   картинки.   Эти маленькие   детали   надо   собрать   в   одну   целую   картинку,   наклеить,   определить, какая птица на картинке, написать названии птицы.   В процессе работы провожу слуховую работу, подхожу к детям, задаю вопросы:   ­ Что ты делаешь? (собираю части)  ­ Что у тебя в руке? (картинка)  ­ Как называется твоя птица? ­  Какой формы голова у птицы?  ­ Какой формы хвост у твоей птицы? и т.д.  ­ Ребята, чем вы занимались на уроке?  ­ О каких птицах мы сегодня говорили? 7. Итог (2 мин.) ­ Что вы нового узнали сегодня о весенних птицах? (произвольные ответы детей)  (предлагаю  детям ещё раз прослушать голоса весенних птиц и определить, чей голос они слышат: грача, скворца или ласточки)   ­   Молодцы!   сегодня   вы   хорошо   работали,   старались   правильно   говорить, отвечать на вопросы. Все работали активно, молодцы! А какие красивые птицы получились.   После   урока   мы   отнесём   ваши   работы   в   библиотеку   школы,   на выставку «Птицы вокруг нас», а потом, ваши работы украсят альбом   «Птицы – наши друзья». 8. Здание на дом (1 мин.)   ­ Ребята, на следующий урок пригласите своих родителей. Мы организуем «Весеннюю музыкальную гостиную». Подберите песни, в которых поётся о птицах, стихи,   в   которых   говорится   о   птицах.   Можно   пригласить   своих   друзей   и товарищей. На следующем уроке мы будем говорить о птицах всё, что знаем.  1. Раз, два, три, четыре, пять, мы с тобой идём играть: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с. Литература 2. 3. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд.,2005. –  Энциклопедия для детей.  Птицы и звери / Глав. ред. В.А. Володин, вед ред. Г.Е. Вильчик.  ­   М.: ­ Аванта+, 2002. – 448 с.: ил. 4. Лукина Н.А.. Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003. – 112 с. 5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.:

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)

Урок "Весенние птицы: грач, ласточка, скворец" (Начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2019