Представленное мероприятие способствеут формированию общих представлений о перелётных птицах. На основе наглядно-практического материала у детей развиваются познавательные процессы, формируется речь, расширяется и активизируется словарь по теме. Ребята имеют возможность анализировать внешний облик птиц, их поведение в природе, дифференцировать понятия «зимующие» - «перелётные» птицы, правильно проговаривать данные понятия.
Весенние птицы грач, ласточка, скворец.docx
Департамент общего образования томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школаинтернат для обучающихся с нарушениями слуха»
«Весенние птицы: грач, ласточка,
скворец»
Сценарий экологического
мероприятия
Время реализации: 40 минут
Возраст: обучающиеся 810 лет
Отделение слабослышащих детей
Автор:
Раиса Ивановна Моисеева учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
. ru
rimoiseeva
@ list
Томск2016 г.
Цель: формирование общих представлений о перелётных птицах.
Задачи:
1. учебная – дать детям понятия о местах обитания птиц весенних птиц, их
пище, строении тела, повадках, расширять и активизировать словарь детей по
теме;
2. воспитательная – воспитывать бережное отношение к перелётным
птицам, желание узнавать о жизни птиц в природе, формировать нравственно
экологическое сознание детей, учить дифференцировать понятия «зимующие»
«перелётные» птицы;
3. развивающая – на нагляднопрактическом материале развивать
формировать речь как средство мыслительной,
познавательные процессы,
коммуникативной деятельности, расширять и активизировать словарь по теме,
учить анализу внешнего облика птиц, их поведения;
4. коррекционная – предупреждение и преодоление вторичных проявлений
– следствий первичного дефекта, через активизацию слухового внимания,
восприятия, памяти, речи в сочетании с эмоциональной отзывчивостью.
Оборудование и материал:
красивый конверт, предметная картинкаласточка, картинкаграч, картинка
скворец, летний и зимний пейзажи, сюжетная картинка «Птицы прилетели»; на
каждого ребёнка лист цветной бумаги А4 с контуром скворца, ласточки и грача,
конверты с разрезными картинками птиц, клей ПВА, кисточки, аудиокассета с
голосами птиц, речевые карточки, экран, предметные картинки зимующих и
перелётных птиц, диск с голосами птиц средней полосы России.
Слуховой словарь:
весенние птицы, гнездо под крышей, клюёт хлебные крошки, «птицы весну
принесли», птицам голодно весной, мы сделали кормушки для птиц, собирают
корм на земле, перелётные, зимующие.
Предшествующая работа:
целевые прогулки в сад им. А.С. Пушкина, экскурсия на станцию юннатов,
наблюдения за птицами в парке, на пришкольном участке в процессе прогулки,
изготовление кормушек из пластиковых бутылок, игры: «Угадай, какая птица
поёт?», «День и ночь», «Цапля и воробьи», работа над слуховым словарём по теме.
Таблица 1
№
п/п
Структурные элементы
Время
Результат
1. Организационный момент
2 минуты
Дети слушают учителя,
выполняют данные им 2. Целевая установка на тему
урока. Игра «Угадай, кого не
стало?»
3. Установка на речевую
деятельность, на неречевые
звучания
4 минуты
20 минут
4.
Динамическая пауза
5. Предъявление
нового
материала о весенних птицах,
описанных в загадках
2 минуты
5 минут
6.
Занимательная минутка
4 минуты
7. Итог
2 минуты
8.
Задание на дом
1 минута
со
инструкции
Воспринимают
информацию на уровне
различения
Работают
звукоусиливающей
аппаратурой, слушают
речевой материал, дают
ответы на поставленные
вопросы
Организация
«Весенние птицы»
игры:
Информацию
воспринимают
слухозрительно
Собирают из частей
картинку,
целую
наклеивают
данные
части не выходя за
границы
контура,
подписывают название
птицы
свою
Оценивают
деятельность
с
помощью наводящих
вопросов
Фиксируют задание в
дневнике
1. Организационный момент (2мин.)
Доброе утро, ребята.
Птицы клюют корм. (хоровое проговаривание)
Ребята, какое время года?
Время года – весна.
Весной птицы весело поют?
Да, весной птицы весело поют.
Ребята, посмотрите, какой у меня красивый конверт.
Какой конверт?
Красивый конверт.
Подойдите к партам, сядьте красиво, снимите аппараты, наденьте наушники.
Регулирую режим усиления, определяю, как слышат дети? 2. Целевая установка (4 мин.)
Показываю детям сюжетную картинку «Птицы прилетели».
Кто изображён на этой картинке?
Каких птиц вы узнали?
Тема нашего урока «Весенние птицы: грач, скворец, ласточка». Сегодня мы
будем говорить о весенних птицах: граче, скворце, ласточке. Посмотрите, какой
красивый конверт (показываю детям большой конверт). Этот конверт передал для
вас Лесовичок. Сейчас мы с вами поиграем (достаю из конверта картинки грача,
скворца, ласточки).
Это грач. Грач – весенняя птица (дети повторяют).
Это скворец. Скворец – весенняя птица (дети повторяют).
Это ласточка. Ласточка – весенняя птица (дети повторяют).
Давайте поиграем: вы закройте глаза, а я уберу одну из картинок. Вы
должны сказать, кого я спрятала? Игру провожу несколько раз, при этом в случае
необходимости подсказываю названия птиц, добиваюсь полного ответа: «Вы
спрятали птицу грача».
Все эти птицы – перелётные. Почему их так называют? (произвольные
ответы детей, мои дополнения)
Эти птицы улетают от нас осенью, когда становится холодно и голодно, они
не могут найти корм, и возвращаются к нам обратно тёплой весной.
3.
Установка на речевую деятельность, на неречевые звучания (20
мин.)
Работа по слуховому словарю за экраном. Дети воспринимают речевой
материал через опознавание:
весенние птицы, гнездо под крышей, гнездо
чаша, клюёт хлебные крошки, «птицы весну
принесли», птицам голодно весной, мы сделали
кормушки для птиц, собирают корм на земле.
Грачи – перелётные птицы. Если прилетят
грачи, значит, наступила весна. Строят гнёзда они
на деревьях с крепкими ветками так:
самец
приносит ветки, а самка их укладывает и
получается хорошее гнездо. На одном дереве таких гнёзд может быть 12. В каждом
гнезде бывает от 3ёх до 6ти яиц. Птенцов грачи кормят насекомыми. Поздней
осенью грачи улетают в Крым. Грачей считают полезными птицами, так как они
уничтожают насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур. Послушайте,
как поёт грач. (дети слушают пение грача и рассматривают
иллюстрацию)
Обыкновенный скворец – птица перелётная, но если
зима тёплая, эта птица остаётся зимовать в местах
гнездования. По земле скворец передвигается шагами, а
не прыгает. Скворец – лесная птица, хотя часто
гнездится на окраине города. Его считают одним из
первых вестников весны. Гнездо строит из сухой травы,
соломы,
самка
откладывает от 4рёх до 7им яиц. Птенцы появляются
голые и слепые. Родители кормят их насекомыми. Этим
они приносят большую пользу сельскому хозяйству и
лесу, потому что она уничтожают вредителей леса:
жуков, гусениц, других насекомых. Послушайте, как поёт скворец.
Когда гнездо построено,
мха.
(дети слушают пение грача и рассматривают иллюстрацию)
Ласточка поселяется около жилья человека. Это перелётная птица. Весной,
когда на деревьях появляются зелёные листочки, она прилетает в родные места и
приступает к строительству гнезда. Гнездо сооружается из мокрой земли, к
которой примешиваются соломинки, былинки, конский волос. Размещается гнездо
под крышей, гделибо на балках. Гнездо похоже на
чашу, широкая часть которой прикрепляется к
стене здания. Птенцы появляются голые, слепые,
беспомощные. Самка первое время обогревает их,
а самец кормит и птенцов и самку. Когда птенцы
подрастают, они собираются в стаи, перелетают с
одного места на другое, а затем внезапно исчезают
– улетают на зимовку в Африку. Послушайте, как
поёт ласточка.
(дети слушают пение
грача и
рассматривают иллюстрацию)
Ребята, какое время года на этих картинках (показываю на зимний и летний
пейзажи)? Помогите мне разложить этих птиц (показываю на картинки с
изображениями птиц, лежащие на столе) правильно. На них перелётные и
зимующие птицы. Всех зимующих птиц вы положите около зимней картинки, а
перелётных – около летней картинки. Предметных картинок много, каждый
ребёнок имеет возможность взять в руки 34 картинки и соотнести их с
определённым временем года.
Теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание. Давайте вместе
назовём птиц.
Ласточка – перелётная птица.
Ворона – зимующая птица.
Грач – перелётная птица.
Сорока – зимующая птица и т.д. 4. Динамическая пауза «Весенние птицы» (2 мин.)
«Как называются птицы, которые весной возвращаются к нам из тёплых
стран?» «Перелётные». – Правильно.
Предлагаю отхлопать количество слогов в названиях птиц: грач, скворец,
ласточка.
Я буду хлопать, а вы считайте, сколько раз я хлопну, и определите по
количеству слогов, какую птицу я загадаю».
Динамика движений повторяется тричетыре раза.
5
. Предъявление нового речевого материала о птицах через РНТ
(5 мин.)
Я буду загадывать загадки о перелётных птицах, внимательно слушайте.
Предъявление нового речевого материала сопровождается показом
иллюстративных картинок, объяснением непонятных слов: избёнка, пахарем,
проворный, пашню, на шесте, сени.
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (гнездо)
Что с земли легко поднимешь,
А далеко не закинешь? (пух, перо)
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (грач)
Чёрный, проворный,
Кричит «крак», червякам враг. (грач)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Эта птичка в сени к нам с весной летит. (ласточка)
6. Занимательная минутка (4 мин.)
В этих конвертах лежат маленькие части одной целой картинки. Эти
маленькие детали надо собрать в одну целую картинку, наклеить, определить,
какая птица на картинке, написать названии птицы. В процессе работы провожу
слуховую работу, подхожу к детям, задаю вопросы:
Что ты делаешь? (собираю части)
Что у тебя в руке? (картинка)
Как называется твоя птица?
Какой формы голова у птицы?
Какой формы хвост у твоей птицы? и т.д.
Ребята, чем вы занимались на уроке?
О каких птицах мы сегодня говорили?
7. Итог (2 мин.) Что вы нового узнали сегодня о весенних птицах? (произвольные ответы
детей)
(предлагаю детям ещё раз прослушать голоса весенних птиц и определить,
чей голос они слышат: грача, скворца или ласточки)
Молодцы! сегодня вы хорошо работали, старались правильно говорить,
отвечать на вопросы. Все работали активно, молодцы! А какие красивые птицы
получились. После урока мы отнесём ваши работы в библиотеку школы, на
выставку «Птицы вокруг нас», а потом, ваши работы украсят альбом «Птицы –
наши друзья».
8. Здание на дом (1 мин.)
Ребята, на следующий урок пригласите своих родителей. Мы организуем
«Весеннюю музыкальную гостиную». Подберите песни, в которых поётся о птицах,
стихи, в которых говорится о птицах. Можно пригласить своих друзей и
товарищей. На следующем уроке мы будем говорить о птицах всё, что знаем.
1.
Раз, два, три, четыре, пять, мы с тобой идём играть: Рус. дет. игровой
фольклор: Кн. для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. –
М.: Просвещение, 1995. – 224 с.
Литература
2.
3.
Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд.,2005. –
Энциклопедия для детей. Птицы и звери / Глав. ред. В.А. Володин, вед
ред. Г.Е. Вильчик. М.: Аванта+, 2002. – 448 с.: ил.
4.
Лукина Н.А.. Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового
восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003. – 112 с.
5.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ.
ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.