Урок внеклассного чтения. Литераткрные жанры. Притча. 4 класс.
Оценка 4.8

Урок внеклассного чтения. Литераткрные жанры. Притча. 4 класс.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
09.04.2018
Урок внеклассного чтения. Литераткрные жанры. Притча. 4 класс.
Урок внеклассного чтения из серии "Литературные жанры" знакомит учащихся с новым для них жанром притчей. На уроке учащиеся сравнивают поучительные жанры басни и притчу, находят сходства и отличия, знакомятся с притчами разного уровня понимания : "Веник" и притча "О сеятеле". С притчей "Веник" большинство детей уже знакомы и эти знания помогают понять и более сложную философскую притчу "О сеятеле".
Притча.Урок..doc
Урок внеклассного чтения. 4 класс. Тема: Литературные жанры. Притча. Цели: Формировать и расширять представления учащихся о литературных жанрах.  Формировать  вдумчивого читателя. Учить обосновывать собственную точку зрения на  поставленную проблему. Через  осмысление текстов учится выделять нравственную  проблему и давать оценку собственным поступкам. Оборудование: Тексты притч: « О Сеятеле», «Веник», тексты народных сказок, которые  можно отнести к жанру притчи. Словарные статьи из словаря Ожегова. 1. Оргмомент. Психологический настрой. Ход урока. 2. Работа по материалу предыдущего урока и домашнему заданию.                  Учитель. – На предыдущем уроке мы  более подробно знакомились с жанром басни.  Вспомните, что характерно для басни? Дети. Мораль или поучение, повествование или история, главные герои чаще всего  животные, иносказание, иронический характер. У.­ У вас было задание придумать продолжение басни. Кто готов? ( Ответы детей). 3. Работа по теме урока. 1) Работа с пословицей. Учение – свет, а неученее – тьма. У. – Как вы понимаете смысл этой пословицы? Найдите однокоренные слова в пословице. Д. – Учение и неученее. У. – Подберите еще несколько  слов с этим корнем. Появляется запись на доске: учиться, учитель, учёный, ученик и т.д. У. – Я предлагаю внести в эту цепочку уже встречавшееся нам слово – поучение. У. – Уместно ли на ваш взгляд это слово в данной цепочке? Почему? Д. (Дети объясняют смысл слова «поучение») У. – В каких случаях вас поучают родители, старшие товарищи, учителя? И как они вас  поучают? Д.­ Воспитывают, ругают, читают мораль, выговаривают. У. – Как вы думаете, зачем взрослые вас поучают? Д. ­  Они хотят нам добра, чтобы мы стали лучше, не совершали ошибок. У. – Действительно, взрослые хотят преподать вам урок, но только особенный, жизненный. У. – Как вы думаете, а нужно ли вообще поучать других людей и как это лучше делать?  Почему? У. – Почему, когда человека поучают, ругая и наказывая – это малоэффективно? Д. (Ответы и предположения детей) У. – Действительно, люди с древних времен понимали, что прямое поучение для человека  может быть не просто малоэффективно, но и иногда даже оскорбительно. Поэтому баснописцы  выбирают своими героями не людей, а животных. Считается, что впервые  такой литературный прием был использован древнегреческим баснописцем Эзопом.  Отсюда возникает вопрос – Что означает выражение «эзопов язык?» Д. (Ответы и предположения детей) У. – сегодня на уроке мы познакомимся  с новым литературным жанром, содержащим  иносказательное поучение – притчей. Как и басня, притча содержит поучение, но только  скрытое, не видное на первый взгляд, которое человек должен  понять, размышляя над  притчей. Обратимся к словарной статье. Найдите в словаре точное определение понятию  «притча».                 2) Работа со словарной статьей. (Учащиеся читают словарную статью и дают точное определение жанру « притча») У. – В Библии можно встретить много притч. При помощи притч Иисус Христос поучал  людей. Почему? Д. (Ответы и предположения детей). У. –Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из самых известных таких притч – это  «Притча о Сеятеле». Чтение притчи учителем. У. – Чтобы разгадать скрытый смысл этой притчи необходимо еще раз внимательно  прочитать ее. Читая притчу, подчеркните слова, которые вам непонятны. На доске слова: (смысл слов определяется  в результате совместной работы дедей и  учителя) Семя ­  слово Учителя. Сеятель – человек говорящий поучение, в данном случае ­ Иисус Христос. сеять – говорить поучать. У. – Какие непонятные слова вам встретились в тексте?  Терние – колючее сорное растение;  в переносном смысле это – трудность, препятствие.  Есть такое выражение: «Через терние – к звездам». У. – Как вы думаете, кто такой Сеятель?   ­ Что  он сеял? Что такое семя? (запись на доске после обсуждения) ­ Назовите все виды «земли», куда попадало семя Сеятеля. Д. ­ «Земля при дороге», «земля каменистая», «терние», «добрая земля». У. – Что подразумевал Иисус Христос под «землей у дороги», «землей каменистой»,  «терние» и «доброй землей»? Я думаю очень сложно понять это сразу, я вам помогу,  «земля» ­ это то, куда доходит или не доходит слово учителя, т.е. сердце, душа человека. ­Итак, «земля у дороги», какое  сердце или душа у такого человека? Д. – Сердце невнимательного, поверхностного человека, непонимающего слово Учителя. У. – Что значит, когда семя попало в «каменистую землю, семя скоро взошло, но скоро  засохло»? Д. – Это сердце человека, который быстро и с радостью принимает слово, но не выполняет  его. У. – Что значит, когда семя упало в «терние»? Д. – Сердце человека, который слышит слово, но оно его не привлекает, а больше его  привлекает богатство, благополучие. У. – Что значит. Когда семя упало в «добрую землю»? Д. – Сердце человека, который внимательно слушает слово Учителя, понимает его и  старается выполнять советы Учителя. У. – Вот теперь можно сказать, что мы разгадали скрытый смысл «Притчи о Сеятеле». Теперь найдите в тексте поучительный вывод. Д. – Кто имеет уши слышать, да услышит. У. – Как вы понимаете эти слова? (Ответы и предположения детей) У. – Что нужно сделать, чтобы ваше сердце стало «доброй землей», приняло добрые слова  и дало добрые всходы? Д. – Стараться слушать добрые советы, понимать их. У. – А сейчас для вас мой добрый совет: отдохнуть, чтобы с новыми силами продолжить  дальнейшую работу. Физминутка. 3.Чтение притчи «Веник». У. ­ Сегодня мы познакомимся с еще одной историей, но не из библии, а народную  мудрость. (Чтение притчи учеником) У. ­ К какому жанру вы бы отнесли этот короткий рассказ? Почему? Д. ­ Притча, т.к. имеет поучительный смысл. У. ­ Поучение в этом рассказе явное или скрытое? Д. – Скрытое. У. – Давайте выделим основные признаки притчи: (Запись на доске)                    1.Короткий рассказ.                    2.Имеет скрытый поучительный смысл. У. – Какой скрытый поучительный смысл имеет притча «Веник»? (Что подразумевал  старик – отец под веником?)  У. – На доске несколько русских пословиц, выберите те пословицы. Которые на ваш взгляд больше подходят поучительному смыслу притчи «Веник».                       Дружно не грузно, а врозь хоть брось.                       Дружный табун волков не боится.                       Друг за друга держаться – ничего не бояться.                       Друга ищи, а найдешь – береги. 4.Притча и басня. Итог урока. У. – Итак, мы с вами выяснили путем рассуждений, что такое притча. А вот, что говорится  о притче в словаре русского языка: «Притча – это иносказательный рассказ с нравственным поучением, басня». У. – Как вы думаете, почему притча в определении связывается с басней? Возможно, у них  есть что­то общее, а что? (Поучение) У. – Чем басня отличается от притчи? Д. – Притча имеет скрытый поучительный смысл, а в басне поучение выражено чаще в  морали, то есть в прямом поучении. 5.Домашнее задание. Обосновать, чем притча отличается от сказки, и чем пословица отличается от притчи.                                                                                                                Приложения к уроку. Притча о Сеятеле    Вот вышел Сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и птицы  поклевали его. Иное же семя упало на места каменистые, где мало было земли, и скоро  взошло, но скоро и засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и  выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во  сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.     Кто имеет уши слышать, да слышит! Веник    Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.    Старик и думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем им будет  худо».    Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья  подали отцу веник.    Старик и говорит:    ­ Переломите веник.    Сыновья сказали:    ­ Разве можно веник переломить?    Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались. ­Ломайте прутья! ­ сказал старик.    Сыновья все прутья переломали.    Старик и говорит:    ­ Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будите вместе дружно жить,  никакая беда вас не одолеет. А как разойдетесь по одному, тогда все пропадете.

Урок внеклассного чтения. Литераткрные жанры. Притча. 4 класс.

Урок внеклассного чтения. Литераткрные жанры. Притча. 4 класс.

Урок внеклассного чтения. Литераткрные жанры. Притча. 4 класс.

Урок внеклассного чтения. Литераткрные жанры. Притча. 4 класс.

Урок внеклассного чтения. Литераткрные жанры. Притча. 4 класс.

Урок внеклассного чтения. Литераткрные жанры. Притча. 4 класс.

Урок внеклассного чтения. Литераткрные жанры. Притча. 4 класс.

Урок внеклассного чтения. Литераткрные жанры. Притча. 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018