Урок внеклассного чтения по теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)
Оценка 4.9

Урок внеклассного чтения по теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
русская литература
7 кл
12.04.2017
Урок внеклассного чтения   по  теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)
Предложенный материал помогает действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека; учит не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других; приобщает к гуманистическим ценностям; воспитывает уважение к Отечеству, истории, культуре; позволяет сформировать потребность в идеале; указывает образец, достойный подражания; даёт возможность ученикам школы определить своё место в жизни, подготовиться к службе в армии, к защите своей страны.
Внеклассное чтение по повести В.doc
МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа Урок внеклассного чтения в 7 классе   по  теме: «Человек есть то, что он помнит»                                        Учитель русского языка Вайс Светлана Владимировна МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа Тема: «Человек есть то, что он помнит» Цель урока: ознакомить учащихся с повестью Богомолова «Иван», ввести в атмосферу  описываемых событий, обменяться опытом прочтения; подвести учеников к осознанию того, что война ­ тяжёлое испытание для всех, особенно  для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и  дети – понятие несовместимое, противоестественное;  воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу. развивать навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию.  Вид урока: урок внеклассного чтения Тип урока: беседа Оборудование: портрет В.О. Богомолова, работы учащихся, словарь Ожегова. Эпиграф:«Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого  пользы мало». В.О. Богомолов «Иван»                                                                     Ход урока I. Организация начала урока.  II. Актуализация опорных знаний. Сценка. Ученики:  ­ Ну вот и кончилась школьная жизнь, прошёл выпускной бал; ­ Интересно, что с нами будет лет через 20? ­ Смотрите, самолёт летит, как красиво; ­ Ой, да наш Славка скоро так же летать будет, в лётное поступает. ­ А ты, Василий, куда думаешь? Учитель. Ребята, вот так примерно говорили десятиклассники, прощаясь с родной школой,  вступая в новую жизнь, 22 июня 1941. Но! Грозный сорок первый. Он изменил судьбы не  только взрослых людей, но и обагрил кровью и слезами детства, сделал короткими жизни  мальчишек и девчонок, разрушил их светлые мечты.    Пусть наш урок сегодня будет посвящен светлой памяти тех, кто прошел испытание  войной, с честью, не уронив своего человеческого достоинства, в какое бы сложное время  они не жили. Пусть наше размышление на тему: «Человек есть то, что он помнит», станет  выражением нашей благодарности всем им, когда то воевавшими и воюющими сегодня  защитникам нашего отечества.  «Дети и война». ………………………….. Что такое «война» и каково было детям во время войны.  На эту тему в нашей литературе много замечательных произведений.  А теперь давайте обратим свое внимание на эпиграф к уроку, (зачитать вслух).  Попробуйте объяснить, как вы поняли смысл этих высказываний? (вопрос к учащимся) МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы  мало». В.О. Богомолов «Иван»      Война ушла в историю, но не ушла из истории. И мы, читатели, благодаря прекрасным  произведениям Б. Полевого, Б. Васильева, В. Богомолова и многих других писателей  имеем возможность приобщиться к этой истории, пережить её в своих сердцах. III. Работа по теме.  Учитель.  В центре нашего внимания повесть В.О. Богомолова «Иван». 1. Начнём наш урок со слова о писателе – фронтовике Богомолове. Ученик. В.О. Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми  дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась,  воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. Его перу принадлежат многие  произведения, среди них роман «В августе 44­го», повести «Иван», «Зося». Книги  Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках. Главное в творчестве В.Богомолова ­ изображение духовного мира людей, тех сложных  и тонких отношений, которые складываются во фронтовой обстановке. Человек, который написал повесть, считает своим долгом рассказать о войне так,  чтобы те, кто не вернулся, не могли бы его упрекать в неправде. Он не дает воли вымыслу,  и если о чем­то говорит, то знает это твердо.  «Дети», «война» ­ понятия взаимоисключающие друг друга. Дети жизнь радость счастье надежда Война   ужас горе разрушение смерть (запись в тетради слов ­ ассоциаций)  «Детство».   ­    Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Детство Солнце Мама Игрушки Цветы... (Детство, каким бы оно ни было, ­ это время, к которому не раз мысленно возвращается человек. А как быть, если детство пришлось на военные годы? Что довелось пережить? Какой след оставила война в душах? Можно ли было облегчить страдания?) Беседа по содержанию. ­ О чем рассказывается в повести В.Богомолова «Иван»? МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа (Передается краткая сюжетная линия произведения. Повесть о войне, о мальчике  двенадцати лет, который выполняет свой боевой долг. Он разведчик, солдат; повесть о  том, как жестокая разрушающая сила убивает детство). ­ Назовите главных героев повести. (Мальчик ­ разведчик Иван, офицеры, его боевые соратники, рассказчик, от лица которого  ведется повествование). ­ От лица кого ведется повествование? (Повествование ведется от первого лица, это боевой офицер, его волнует судьба  мальчика, он чувствует свою ответственность за его жизнь).  ­ В какой период мы знакомимся с героями повести?                                                   В повести Иван, о которой мы начинаем нашу беседу, нет ни стремительных атак, ни  затяжных боев, ни прорывов. Мы знакомимся с героями в момент относительного  затишья. Дивизия готовится к форсированию Днепра. Нужно время подготовить  операцию, провести глубокую разведку, «языка» свежего взять, И хотя Гальцев,  исполняющий обязанности командира батальона, не дает себе расслабиться:  проверяет посты, оружие, готовит заранее лодки для переправы, с бойцами беседует,  — это все же дни почти покоя.  Прислушиваясь к непривычной на фронте тишине, Холин, офицер разведотряда штаба армии, удивляется:   «На войне, а вроде ее и нет совсем. Тишь да гладь — Божья благодать..»  ­Как коротка, как хрупка и призрачна тишина на войне. Война есть война. Даже  в состоянии покоя….  ­ Как показывает это Богомолов? Дает ли на почувствовать её смертельную,  убийственную сущность?  — На песчаной полоске того берега пять трупов уже вторую неделю, два  усаженных рядом, спиной к уступу напротив нашего наблюдательного  пункта: «в назидание» Оба раздеты и разуты. Это сержанты Ляхов и Мороз  из разведроты. Они прикрывали отход товарищей с «языком».  — «Так тихо, что можно, кажется, забыть о войне, — думает Гальцев. — Но  она вот впереди: вдоль опушки свежеотрытые окопы, а слева спуск в ход  сообщения — траншея полного профиля... Ее длина более ста метров.  Обобщение учителя   точки зрения исторической правды.  . Повествование от первого лица имеет большое значение с  Учитель. Мы с вами прочитали повесть. Кто может объяснить значения данных слов? Словесное рисование. а) Словарная работа:  плащ – палатка ­ гильза ­ полевая почта ­ ординарец ­ штаб армии ­ дивизия ­ разведотдел ­ землянка ­ ­ Давайте представим картину, нарисованную автором в начале повести. МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа  Землянка, в ней товарищ старший лейтенант; ему доложили, что задержан мальчик.  Парнишка ничего не говорит и требует доставить его в штаб армии. ­ Мы познакомились с героем повести – мальчиком. Найдите в тексте и зачитайте  описание внешности юного героя. Гильза разгорелась, осветив просторную землянку. У самых дверей я увидел худенького  мальчишку лет одиннадцати (далее см. по тексту).  Лицо у него было скуластое, темновато­серое от въевшейся в кожу грязи (далее см. по  тексту).  Грязная рубашка до бёдер и узкие короткие порты (далее см. по тексту).   Он был совсем ещё ребёнок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более 10­ 11 лет (далее см. по тексту). ­ В народе говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». Первое впечатление  порой бывает очень важным. ­ Какое же впечатление оставила у вас первая встреча с мальчиком? ­ Как он держится? Мы понимаем, что мальчик очень замёрз, но он не хнычет, держится с достоинством.  ­ Как вы думаете, случайно ли автор представляет главного героя маленьким щуплым  мальчиком? (не случайно, таким образом, Богомолов, пользуясь приемом контраста, хотел  подчеркнуть его сильный характер)  ­  Почему люди, знавшие Ивана, говорили, что характер у него непростой – «парень с  норовом». (Иван держался очень уверенно, даже вызывающе для своего возраста: «Вид у  него был жалкий, измученный, однако держался он независимо, говорил же со мной  уверенно и даже властно: он не просил, а требовал. Угрюмый, не по­детски  сосредоточенный и настороженный, он производил весьма странное впечатление; его  утверждение, будто он с того берега, казалось мне явной ложью»)  ­  С чем связано такое поведение? (он служил в разведке, возвратился с «другой стороны»,  переплыв Днепр, выполнив опасное задание; он не считал нужным объяснять свое  появление – был недоверчив и осторожен).  ­  Мы с вами не раз говорили, что о человеке можно составить представление по его глазам. Не случайно, есть такое выражение: «Глаза – зеркало души». Давайте по тексту найдем с  вами описание Ивана, его взгляда, его глаз, подчеркивающее его внутреннее состояние:  ­ знакомство: «в его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими  губами лица чувствовалось какое­то внутреннее напряжение и, как мне показалось,  недоверие и неприязнь»;  ­ «поглядывая исподлобья настороженно и отчужденно»;  ­ «зверовато сверкнув зелеными, как у кошки, глазами»;  ­ «взглянул холодно и отчужденно»;  ­ спустя несколько дней после знакомства с Гальцевым: «сегодня он неузнаваем:  разговорчив, то и дело улыбается, смотрит на меня приветливо и обращается ко мне на  «ты»  ­ Почему «никак не верилось» старшему лейтенанту Гальцеву и бойцам из охранения,  «что маленький Бондарев с того берега»? МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа  Потому что берег, на котором находились сёла Диковка и Сосновка, где были немцы, и  противоположный берег, на котором закрепилась наша дивизия, разделял Днепр. ­ Накануне Гальцев получил инструкцию, в которой говорилось, если температура воды  ниже +15, то переправа вплавь исключительно трудна, а через широкие реки просто  невозможна для здоровых мужчин. ­ Как мы знаем, на дворе был октябрь, а температура воды была +5. Поэтому и  терялся в догадках старший лейтенант Гальцев: как же оказался мальчик на этом  берегу. ­ Как сам мальчик объясняет, почему он оказался не в Диковке, где с лодкой ждал  Катасоныч, а здесь. Ученик. (зачитывает) В Диковке немцев ­ к берегу не подойдёшь­, сказал мальчик,  виновато улыбаясь.­ Я плыл от Сосновки (далее см. по тексту). ­ Ребята, в повести несколько важных эпизодов. В одной из рецензий я прочитала, что это первый подвиг Ивана. ­ А что такое подвиг?  Подвиг ­ это… ­ Давайте посмотрим, что говорится в словаре Ожегова о подвиге. Подвиг – героический, самоотверженный поступок. ( словарь Ожегова). ­ Как вы считаете, можно ли считать подвигом то, что сделал Иван? Я думаю, что можно. Мальчик мог погибнуть, но он не побоялся плыть. И мы знаем, что  пришлось ему плыть 3 км. Ему необходимо было доплыть, потому что он ходил в разведку, и у него были ценные сведения о немцах. ­ Я тоже думаю, что это подвиг. Мальчик совершил то, что и не всякому взрослому  под силу. Итак, это была наша первая встреча с маленьким разведчиком, которая,  уверена, осталась в памяти не только у Гальцева, но и у нас вами. Мы ещё раз  встретимся с Иваном. Он выполняет «взрослое» дело, но ведь по сути он ещё со всем  ребёнок. ­Почему мальчик оказался в самом центре очага военных действий? Ответить на этот вопрос помогут слова героя повести Хорина: «У него на уме одно: мстить до последнего!... Я никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть!» ­Почему Иван на войне? («То   что   он   делает,   и   взрослым   редко   удается.   Он   один   делает  больше,   чем   ваша разведрота»).Он   чувствует   себя   нужным,   необходимым;   каждый   раз  отправляясь   на операцию, мальчик знает, что от него зависят  жизни многих людей, выполнение боевой задачи. ­ Что чувствуют офицеры, находящиеся рядом с Иваном, отправляющие его в  разведку? (Чувство двойственное: «понимаю, что по законам военного времени деятельность  Ивана просто необходима», с другой ­чувство вины, «необычайно теплое чувство». МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа ­ Вспомним эпизоды, в которых он просто мальчишка, ваш ровесник. грызёт леденцы, читает журналы (см. текст). мечтает о ноже (см. текст) играет в землянке (см. текст). Война ­ состояние перевернутой нравственности. Она своим черным крылом задела  Ивана, коренным образом изменила его жизнь, превратила ребенка в солдата, который,  уходя на задание, каждый раз рискует собственной жизнью. Война лишила Ивана семьи, Дома. Землянка стала его Домом, а офицеры, бойцы ­ его самыми   близкими   людьми.   (Хотя   в  произведении   открыто   об   этом   не   говорится,   мы можем предложить и такой вариант). Практически на протяжении всей повести автор показывает  Ивана как солдата, лишь однажды, когда никого нет, Иван играет в землянке, как все мальчишки на свете во все времена.   «В   землянке  беспорядок,   мальчик   разгорячен,   в   руке   нож,   на   груди   нож...» Похоже, даже играя, он продолжает рассчитываться с врагом. А во что же ему еще играть, на войне? ­Какие новые штрихи добавляет это произведение к   общей картине под  названием «Им в детство выпала война»? (Нет! Не приключения храброго юного разведчика, неуловимого мстителя в тылу врага написал Владимир Богомолов. Он исходил из того, что детям на войне делать нечего, а если и там для них нашлось дело ­ это несчастье, беда, трагедия, и повода для восхищения и подражания тут нет. Об Иване сказано с любовью и нежностью. Этот мальчик заставляет и наши сердца сжиматься от горя и любви, от смешанного чувства жалости, гордости и ... вины. ­ Писатель Андрей Жариков говорил: «Мы никогда не привлекали  несовершеннолетних для выполнения боевых задач. Не разрешали брать ребят на  фронт и строго наказывали командиров, которые нарушали этот запрет, а если уж  оказывался парнишка в полку, то оберегали его, по возможности устраивали  подальше от опасности». ­ А Ивана взрослые оберегали?  Да, оберегали. Его уговаривали поехать учиться в суворовское училище. Сам командир  убеждал его: и по­ хорошему, и грозился. И Гальцев, и Холин, и Катасоныч заботятся о  нём. Они очень тщательно готовят отправку Ивана в тыл врага во второй раз: если  мальчика заметят, то Гальцев с Холиным должны отвлечь внимание немцев и любой ценой  прикрыть отход мальчика к лодке, а батареи с берега огнём должны ошеломить  противника, чтобы дать Ивану возможность уйти.  ­ Расскажите о друзьях Ивана. Кто они? Какими вы их себе представляете?  Рассказывает о капитане Холине.  Рассказывает о старшем лейтенанте Гальцеве. Рассказывает о командире взвода из разведроты дивизии Катасоныче. ­ Почему же Иван не слушает взрослых?  ­Как вы понимаете слова «Ненависть ему душу жгла» МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа  Иван Бондарев (Буслаев) из Гомеля, но перед войной жил с родителями на заставе где­то в Прибалтике. Его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестрёнка полутора  лет была убита на руках у мальчика во время отступления. Родственников у него нет. Одна мать, но где она сейчас – неизвестно. Он и в партизанах был, и в Тростянце – лагере  смерти. И вот он разведчик. Он не слушает взрослых, потому что хочет мстить. Ивану  столько пришлось пережить, что теперь в душе его лютая ненависть к фашистам. ­Как вы понимаете эти слова?  Иван приносит большую пользу. «Он один даёт больше, чем ваша разведка,» ­ говорит  Холин. ­ Иван имеет награды: медаль «За отвагу», Орден Отечественной войны. Справка. В указах Президиума Верховного Совета СССР об их (детей) награждении  никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени, отчеству. Не было  никаких скидок на возраст, награды давались именно за заслуги. ­Ребята, взрослые, понимая что смерть на войне ходит рядом, оберегают как могут  Ивана, пытаются отправить его учиться, но, к сожалению, не могут его убедить. И  Иван снова отправляется в тыл врага на разведку. ­Чем закончилась вторая отправка Ивана в тыл врага на разведку? Мы с радостью узнаём, что Иван с задания вернулся, его вновь пытались отправить в  училище. Он было согласился, утром должны были оформить документы, а ночью он ушёл. «Ненависть в нём не перекипела», ­ объясняют в разведгруппе. Учитель. Расскажите о ваших мыслях и чувствах при чтении последних страниц повести. О последних днях и часах юного разведчика мы узнаём из сухой официальной бумаги,  которую Гальцев находит в фашистском архиве. Как вы думаете, почему автор не сам  рассказывает о смерти Ивана, а предпочитает, чтобы об этом сказала сухая официальная  бумага. Что мы узнаём о последних днях и часах юного разведчика? (Ответы учащихся, с опорой на источник). Учитель. Да, ребята, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать  последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению,  война не щадит никого: ни взрослых, ни детей. В повести проницательный читатель «видит» двух мальчиков ­ двух Иванов ­  ребенка и солдата ­ разведчика. Исследовательская работа Найдите сходство и различие Ивана ребенка и Ивана солдата (разведчика).                   В результате исследования появляются следующие записи. Иван ребенок Портрет «Худенький мальчишка лет одиннадцати, весь  посиневший от холода и дрожавший; на нем были  Иван солдат (разведчик)                  Внешний облик «На нем была маленькая, сшитая, как видно  специально для него, шерстяная гимнастерка с МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны»,  «маленькие босые ноги по щиколотку были в  грязи». «Лицо у него было скуластое, темновато ­ серое от  въевшейся в кожу грязи. Мокрые, неопределенного  цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в  выражении измученного, с плотно сжатыми,  посиневшими губами лица чувствовалось какое­то  внутреннее напряжение и, как мне показалось,  недоверие и неприязнь». «Грязная рубашка до бедер и узкие короткие порты  на нем были старенькие холщовые, как я определил,  деревенского пошива и чуть ли не домотканые;  говорил же он правильно, заметно акая, как говорят  в основном москвичи и белорусы; судя по говору,  он был уроженцем города». «Он стянул рубашку,  обнажив худенькое с проступающими ребрами  тельце, темное от грязи». орденом Отечественной войны, новенькой медалью  «За отвагу» и белоснежным подворотничком, темно­ синие шаровары и аккуратные яловые сапожки». «На нарах лежал дубленый мальчиковый полушубок, новенький, очень нарядный, и офицерская шапка­ ушанка». «Из большого немецкого чемодана уже  извлечены порыжелый изодранный мальчиковый  пиджак на вате и темно­серые, с заплатами штаны,  потертая шапка­ушанка и невзрачные на вид  подростковые сапоги. На краю нар расположены  холщовое исподнее белье, старенькие ­ все  штопанные ­фуфайка и шерстяные носки,  маленькая засаленная заплечная котомка, портянки  и какие­то тряпки». Каким видит Ивана автор­рассказчик?(это портрет­впечатление) «Он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками,  на вид не более десяти ­ одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по­детски сосредоточенному, с морщинами на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать». «Вид у него был жалкий, измученный, однако держался он независимо, говорил же со мной уверенно и даже властно: он не просил, а требовал. Угрюмый, не по­детски сосредоточенный и настороженный, он производил весьма странное впечатление...». «Вымывшись, он оказался светловолосым и белокожим;  только лицо и кисти рук были потемней от ветра или же от загара. Уши у него были маленькие, розовые, нежные и, как   я   заметил,   асимметричные:   правое   ухо   было   прижато,   левое   же   топырилось. Примечательным   в   его   скуластом   лице   были  глаза,   большие,   зеленоватые,   удивительно хорошо расставленные». «Он выглядит посвежевшим и поздоровевшим, щеки румянятся». Вывод:  таким образом, автор очень скрупулезно работает над  портретом мальчика. Он просматривается в трех позициях: портрет мальчика; портрет солдата­разведчика; портрет­впечатление (со стороны рассказчика). Читатель  может  понять  весь  трагизм  положения:   ребенок на  войне;   мальчик, играющий в очень серьезные мужские игры. IV. Обобщение.  Работа с литературоведческими терминами.  ­ Какова тема и основная мысль произведения?  – Тема – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма. ­  Война ­ это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые ­ Сколько бы сейчас лет было Ивану, если бы он остался жив? ­Как мы называем людей, которые прошли войну? Рядом с нами живут ветераны, Что прошли по дорогам войны. Пусть болят у них старые раны, Но по­прежнему духом сильны. МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа Учитель.  Почему же спустя годы после войны писатели обращаются к данной теме? Какими мыслями хотел поделиться с нами писатель? Ребята против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой  природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в  мире, оберегаемом взрослыми. Вам я желаю совершать подвиги, но только в мирное время  – трудовые. Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить словами Альберта Лиханова: «Детям  прошлой войны немало досталось горьких уроков. Мы ненавидели врагов и страдали за  своих отцов. У нас были простые и важные ценности, о которых много не говорилось, но  которые мы в себя впитывали вместе с воздухом тех времен. Своя собственная и чужая  боль как бы распахивала крылья наших вовсе не маленьких душ и готовила к взрослой  жизни. Все это в полной мере относится и к детям нынешним. Так что, спотыкаясь, о них,  помните – не вы первые, не вы последние». VI. Домашнее задание.

Урок внеклассного чтения по теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения   по  теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения по теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения   по  теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения по теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения   по  теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения по теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения   по  теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения по теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения   по  теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения по теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения   по  теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения по теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения   по  теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения по теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения   по  теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения по теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения   по  теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения по теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)

Урок внеклассного чтения   по  теме: «Человек есть то, что он помнит»(7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2017