УМК "Перспективная начальная школа". Автор учебника О.Н.Федотова. Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе. Карта урока включает в себя дидактическую цель, задачи урока, формы организации познавательной деятельности учащихся, ресурсы: основные и дополнительные, универсальные учебные действия и структуру урока.
Технологическая карта открытого урока.docx
Технологическая карта открытого урока
Образовательное учреждение
Учитель начальных классов
УМК
Предмет
Класс
Дата проведения
Тема
Тип урока
Форма проведения
Дидактическая цель урока
Задачи урока
Филиал «МБОУ СОШ с.Каменка Самойловского района Саратовской области» в селе Песчанка
Любовская Наталья Алексеевна
«Перспективная начальная школа»
Окружающий мир
4
2 марта 2018 г
«Как мы воспринимаем окружающий мир. Язык орган вкуса»
Открытие новых знаний
Урок исследование
Создание условий для изучения своего организма
Обучающие:
Создать условия для раскрытия учащимися основных функций органа вкуса.
Развивающие:
Создать условия для развития умений поиска информации /путём проведения опытов и из других источников/
Создать условия для работы в группе и парах.
Способствовать развитию познавательной активности учащихся.
Способствовать развитию логического мышления, сообразительности, наблюдательности.
Способствовать формированию умения анализировать, обобщать, делать выводы, применять знания в нестандартных
ситуациях.
Способствовать формированию мотивационной сферы личности.
Создать условия для учебного сотрудничества ( учитель – ученик, ученик – ученик учитель)
Организовать самооценку учащимися своей работы на уроке.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию у учащихся чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности за свои поступки.
Работа фронтальная, в группе, в парах
Органы чувств, язык, вкусовые сосочки, вкусовые зоны языка, исследование
Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 4 класс (ч. 2)
Тетрадь для самостоятельной работы № 2
Печатный материал и набор продуктов для организации работы в группе, в парах
Коммуникативные
сотрудничества с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное
: вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов, планирование учебного
Формы
организации
познавательной деятельности
учащихся
Основные понятия
Ресурсы: основные
дополнительные
УУД сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и
позицию, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли, учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и
взаимную помощь, уважать другую точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности,
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, принимать участие в обсуждении и формулировании цели
конкретного задания, определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, оценка – оценивание
качества и уровня усвоения, коррекция, прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать
по критериям, находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления, фиксировать в
диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность или неудовлетворённость своей работой на уроке.
Личностные
: проявление познавательного интереса и учебных мотивов, понимать и оценивать свой вклад в решение
общих задач, учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи,
ориентация на моральные нормы и их выполнение, установка на здоровый образ жизни, не бояться собственных
ошибок и понимать, что ошибки – часть решения любой задачи, способность к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности.
Познавательные: умение структурировать знания, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, анализировать,
сравнивать, самостоятельно делать выводы, применять усвоенный способ действий к решению новой задачи, умение
структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.
№
п/п
1
Этап урока
Организационный
момент
Психологический
настрой
2
Актуализация знаний
Структура и ход урока:
Деятельность учителя
Сегодня на урок к нам пришли гости. Встаньте у парт красиво,
повернитесь к гостям, улыбнитесь.
– Ребята, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
Ребята, я хотела бы познакомить вас с одним необычным
человечком.
Что в нем странного?
Что общего у этих частей? Можем ли мы их назвать одним
словом?
Давайте сделаем нашего человечка похожим на нас.
Деятельность учащихся
/занимают свои места/
/отвечают на вопросы/
(дети рассматривают рисунок
человечка)
У этого человечка нет лица. У него
нет ушей, глаз, рта, носа, рук
Это органы чувств.
/наклеивают детали/
Орган обоняния 3
Постановка проблемы,
формулирование темы и
целей урока
Какой орган чувств мы обсуждали на прошлом уроке?
Вспомним основные понятия этой темы.
1) Нос является органом обоняния? (да)
2) Обоняние помогает хорошо слышать? (нет)
3) Насморк мешает обонянию? (да)
4) Опасно ли подносить к носу средства бытовой химии? (да)
5) Курение вредит обонянию? (да)
6) У животных есть обоняние? (да)
Игра «Найди правильный ответ» /ИКТ/
Для продолжения работы нам нужно провести опыт. Перед вами
стакан с жидкостью. Вам нужно по цвету и запаху определить,
что в стакане. Посмотрите, понюхайте, послушайте.
Что за жидкость в стакане? (Затруднение в ответе определить,
что в стакане по цвету и запаху невозможно.)
Попробуйте жидкость на вкус. Что же в стакане?
Какой орган помог вам определить, что в стакане?
Дайте определение этому органу чувств и попробуйте назвать
тему урока.
Давайте определим цели нашего урока. Что бы вам хотелось
узнать о языке?
/дети отвечают с помощью круг
сигнала/
/находят правильные ответы/
Ученики пытаются определить, что в
стакане по цвету и запаху
В результате обсуждения делается
вывод о необходимости попробовать
жидкость на вкус.
Дети пробуют жидкость, называют, что
было в стакане
Язык
Язык орган вкуса
/дети отвечают/ 4
Открытие детьми новых
знаний
Чтобы ответить на эти вопросы нам необходимо стать
исследователями. Кто такие исследователи?
А чтобы исследование прошло успешно, нам надо работать
дружно, сообща и соблюдать правила работы в группе и в паре.
Повторим их.
Давайте разделимся на пары. Каждая пара выберет себе
капитана, который будет руководить исследованием. Капитаны
подойдите ко мне за заданиями.
«Лаборатория теоретических знаний»
Первая пара попытается найти ответ на вопрос «Что такое
язык»?
Вторая пара будет искать ответ на вопрос «Для чего нужен
язык?»
Отчет о работе в парах
Учитель подходит к каждой паре, убеждается в выполнении
работы и готовности к отчету. Капитаны объявляют об
окончании работы в парах, и учитель предоставляет им слово
для отчета.
«Лаборатория практических действий»
Ребята, путем опытов попытайтесь понять, как язык различает
Люди, которые путем исследования
получают, открывают новые знания
Дети проговаривают правила:
1.Умей выслушать собеседника, не
перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно,
вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг
другу.
/дети делятся на пары/
/капитаны получают задания/
/дети работают с информацией в учебнике
стр. 49/
/дети работают с информацией в учебнике
стр. 49 и ищут ответ на вопрос/
Первая пара выступает с кратким
теоретическим материалом.
Язык мышца. Вернее, язык состоит
из нескольких мышц. Эти мышцы
проходят в разных направлениях и
выполняют разные движения. Язык
может складываться пополам,
вращаться, заворачиваться трубочкой,
изгибаться поразному. В среднем язык
за 1 минуту может выполнить до 80
движений!
Вторая пара выступает с кратким
теоретическим материалом.
Язык нужен много для чего. Передняя
часть языка гибкая и подвижная и
помогает нам выговаривать разные вкус.
Отчет о работе в парах
Учитель подходит к каждой паре, убеждается в выполнении
работы и готовности к отчету. Капитаны объявляют об
окончании работы в парах, и учитель предоставляет им слово
для отчета.
звуки и слова. Еще эта часть языка
перемешивает пищу, когда мы её жуем
и помогает нам есть. Также язык
проталкивает пищу к коренным зубам,
которые перетирают её.
/дети первой пары с помощью зеркала
рассматривают свой язык, работают с
рисунком и информацией учебника
стр.5051/
/вторая пара проводит опыты, делает
выводы/
Первая пара выступает с отчетом.
Мы рассмотрели свой язык с
помощью зеркала и лупы и заметили,
что его поверхность покрыта
бугорками. Из текста мы узнали, что
эти бугоркиэто вкусовые сосочки,
которые позволяют определять вкус.
Каждый вкусовой сосочек состоит из
вкусовых клеток. Эти клетки по
нервам посылают сообщения мозгу.
Мозг обрабатывает сообщения и
распознает вкус. А из
дополнительного источника мы узнали, что сосочки языка реагируют
на прикосновение, боль, холодное,
горячее и значит язык является
органом осязания. На языке у
взрослого человека около 9000
сосочков. Работая с рисунком
учебника и проведя опыт, мы узнали,
что разные части языка различают
разный вкус. Кончик языка ощущает
сладкий вкус. Кислый и соленый вкус
мы ощущаем краями, а горький
корнем или основанием языка.
Вторая пара выступает с отчетом о
проделанных опытах.
Опыт №1. Потри язык салфеткой и
проведи быстро по нему кусочком
конфетой. Почувствовал ли вкус?
Вывод: «Сухой язык вкуса не
ощущает»?
Опыт №2. Подержи конфету во рту
чуть дольше на влажном языке.
Почувствовал вкус?
Вывод: Вкус ощущает влажный язык.
Слюна увлажняет язык и помогает
различать вкус.
Опыт №3. Съешь кусочек яблока в
необычных условиях, зажав нос
пальцами. Поделись своими
впечатлениями. Сделай вывод, что
помогает определить вкус?
Вывод: Определить вкус помогает
запах, а если у человека насморк —
пища кажется безвкусной.
/совместно отбирают материал и
Работа в группе.
Как много язык «умеет». Значит, язык – важный орган чувств?
Нужно ли беречь орган вкуса? Давайте объединимся в группу и
составим памятку по уходу за полостью рта. Молодцы, ребята. На поверхности языка образуется налет,
служащий убежищем для бактерий и других вредных
микроорганизмов. Именно они провоцируют возникновение
кариеса, неприятного запаха изо рта. Тщательный уход избавит
от «незваных гостей».
составляют памятку ухода за полостью
рта /
Не следует брать в рот острых и
колющих предметов, они могут
поранить язык или испортить эмаль
зубов. Не нужно торопиться, когда
чтото жуешь или с кемто
разговариваешь, чтобы не поранить
язык. Это больно, да и ранка медленно
заживает. Не нужно есть слишком
горячей или холодной пищи, потому
что она не только обжигает и
парализует вкусовые сосочки, но и
влияет на эмаль зубов. И, конечно,
надо следить за чистотой зубов и языка
и чистить их. После чистки рот надо
прополоскать водой.
5
Первичное закрепление
нового материала
6
Рефлексия
Помогите продолжить предложения:
Снаружи язык покрыт множеством вкусовых сосочков.
Каждый вкусовой сосочек состоит из вкусовых клеток. Эти
клетки посылают сообщения мозгу и мозг различает для нас
вкус. Кончик языка ощущает вкус сладкий. Края языка
ощущают вкусы кислый и солёный. Корень языка ощущает
для нас вкус горький. Сухой язык вкуса не ощущает.
Влажный язык вкус ощущает. Влажным язык делает слюна.
Помимо языка воспринимать вкус нам помогает орган
обоняния. С помощью языка мы не только распознаём вкус,
но и говорим, перемешиваем во рту пищу, проталкиваем её
к коренным зубам. Как орган осязания наш язык чувствует
боль, прикосновения, холодное, горячее.
А когда мы придём в столовую, какой орган чувств поможет
узнать, что мы будем кушать?
А какой орган чувств поможет понять ее вкус?
Какая была тема урока?
/дети дают ответы/
/орган обоняния/
/орган вкуса/ Какая была цель?
Достигли цели?
Как бы оценили своё настроение после урока?
Оцените свою работу на уроке и подарите нашему Боне
воздушные шарики.
Синий шарик – усвоил новые знания и смогу применять их на
практике.
Желтый шарик усвоил новые знания, но мне пока еще нужна
будет помощь.
Красный шарик – тема сегодняшнего урока осталась мне
непонятна.
Объяснение домашнего задания /Тетрадь задания 49, 50/
/дети отвечают/
/дети поднимают смайлики/
/дети оценивают свою деятельность/
/записывают задание на дом/
7
Домашнее задание
Урок - язык орган вкуса
Урок - язык орган вкуса
Урок - язык орган вкуса
Урок - язык орган вкуса
Урок - язык орган вкуса
Урок - язык орган вкуса
Урок - язык орган вкуса
Урок - язык орган вкуса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.