Урок знакомство по литературному чтению 2 класс, тема - Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок знакомство по литературному чтению 2 класс, тема - Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел». Этапы урока и физкультминутка соблюдены. В уроке присутствуют знакомство с материалом, чтение. Удобный и полезный урок для лучшего усвоения материала. Конспект может быть необходим учителям начальных классов.Урок знакомство по литературному чтению 2 класс, тема - Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел». Этапы урока и физкультминутка соблюдены. В уроке присутствуют знакомство с материалом, чтение. Удобный и полезный урок для лучшего усвоения материала. Конспект может быть необходим учителям начальных классов.
Иконка файла материала благинина и мошков.doc
Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел». Цели и задачи: ­ познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской,  её произведением «Я маму мою обидел»; ­ работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать  вдумчивое чтение. Ход урока: 1. Организационный момент. 2.Введение в тему урока. ­ Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма­моч­ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма­моч­ка», только  дружно и громко! Кто пришел ко мне с утра? – Ма­моч­ка!  Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма­моч­ка!  Кашу кто успел сварить? – Ма­моч­ка!  Чаю в чашку кто налил? – Ма­моч­ка!  Кто косички мне заплел? – Ма­моч­ка!  Целый дом один подмел? – Ма­моч­ка!  Кто меня поцеловал? – Ма­моч­ка!  Кто ребячий любит смех? – Ма­моч­ка!  Кто на свете лучше всех? – Ма­моч­ка! ­ Правильно – это наши мамы. ­ Ребята, а вот какое стихотворение, посвященное мамам написала Елена Александровна Благинина, оно называется  «Посидим в тишине».  (портрет на доске) Елена Александровна Благинина  (1903­1989).    Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет  назад. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали».  Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» ребята, а для чего нам  нужны считалки? (они нам нужны в играх, когда мы выбираем водящего), так же Елена Александровна  Благинина писала и «скороговорки» а для чего нам нужны скороговорки? (чтобы развивать нашу речь) Ребята давайте мы с вами вместе проговорим и запомним скороговорку про маму и посмотрим кто же у нас  самый быстрый и внимательный! Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. ­ С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится кто? (мама). Мама всегда  рядом, всегда придет на помощь. А вы, ребята, умеете заботиться о маме? Как вы о ней заботитесь?  ­ Вы на прошлом уроке слушали стихотворение «Посидим в тишине». ­ Давайте вспомним – как надо правильно читать это стихотворение, каким голосом? (Тихим, спокойным) (Дети  читают стихотворение)   ­ Попробуем прочитать стихотворение по ролям. Выберем действующих лиц.                       ­ Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось) ­ А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму) ­ Словарная работа: ­ синонимы к словам: крадётся, метнулся, скользнул, шепнул. (на доске) ­ Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать) ­ Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу) ­ Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама). ­ Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да) ­ Почему? (Потому что  вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть) ­ Ребята, а какие звуки передают тишину? (Дети читают звуки [с], [ш], [ч]) ­ Как вы думаете, это сказка? А что это?  ­ Что бы вы сделали на месте девочки?  ­ Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил) ­ Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.  ­ Отгадайте, какая она будет? ( Плавная, медленная) ­ Она должна быть похожа на колыбельную? 4. Физминутка ­ А сейчас пришло время отдохнуть…(Звучит мелодия к песне «Песенка мамонтёнка», дети выполняют движения под  музыку)…….5.  Проблемные учебные действия. а) На доске записано: “Я маму мою обидел” – Прочитайте слова, записанные на доске.– Что вы подумал, когда прочитали эти слова? б) Проблемный вопрос – Как можно обидеть человека?­ Послушайте рассказы: 1)Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал.  Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно. думаете, почему Славе было обидно? 2)Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и  плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя  побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно. – Опишите состояние мальчика.– Так что значит обидеть кого­то? ­ Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически. – Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили? Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится. – Как вы  )   6. Целеполагание и построение выхода из затруднения. а) Знакомство с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».(на доске) ­ Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет) ­ Знакомство с биографией Э. Мошковской: Эмма Эфраимовна Мошковская (1926­1981)     Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама  писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь,  чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер»,  «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы –  малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою  ответственность к окружающему. – Ребята, давайте обратимся к учебнику.– Прочитайте название стихотворения. – Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Какой у вас возник вопрос? б) Просмотр мультфильма. ­ А теперь мы с вами заочно отправляемся в кинотеатр на просмотр мультфильма. Сначала вспомним правила  поведения в кинотеатре, с которыми мы познакомились на уроке окружающего мира…(не шуметь, не разговаривать,  отключить телефон, нельзя что­то есть, пить..) ­ Садимся поудобнее и  посмотрим мультфильм, в котором рассказывают это стихотворение… – Понравилось ли вам стихотворение? – Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.) в) Чтение стихотворения учениками. – Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте. – Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?­ Кем он себя представлял? – Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым? – Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? – Какой  совет вы бы дали мальчику? ­ Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди  тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слов г) Игра «Волшебный цветок..» ­ А сейчас, закройте глазки, представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она  улыбнулась…Передаём цветок друг другу и называем слова… ( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная,  трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная) д) Как звучит слово МАМА на других языках народов (Историческая справка). ­ Мы сейчас много раз произносили слово «мама». Оно практически одинаково звучит на разных языках. (карточки) Бенгальский – майера;   Каталонский – мааре;   Чешский – маминка;   Датский – моа; Эстонский – эма;   Французский ­ маман (мамА);   Гаитянский креольский – манма;  Иврит – има;   Хинди ­  мА;   Исландский,  Итальянский – мама;   Корейский – омма;  Латынь – мАтрем;   Словацкий – мамичка;   Испания, Италия – мадрэ;   Персидский ­ маман, аннэ;   Нидерланды – мА;   Литва – мамитэ;  Турция ­ ана        Болгария ­ мамо, майка;   Швеция –мур;   Украинский – мати, мамо;  Греческий – митэра, мана. 7. Рефлексия.  ­ Что вы узнали на уроке? ­ За что вы похвалили бы себя? ­ Что у вас особенно получилось?­ Мы много сегодня говорили о маме. А кто ещё живёт с вами в семье и помогает вам? ­ Выберите себе цветок, который подойдёт вашему настроению и вашей работе на сегодняшнем уроке: жёлтый –  отлично, красный – хорошо, синий – удовлетворительно. 8. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок. ­ Понравился ли вам урок? ­ Что вы узнали на уроке? ­ За что можете похвалить себя? – Почему важно в семье любить друг друга?  – Как выразить свою любовь к маме?