Урок:"Химический состав клетки" 5 класс
Оценка 5

Урок:"Химический состав клетки" 5 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
16.01.2017
Урок:"Химический состав клетки" 5 класс
схема
Публикация является частью публикации:
урок 3.doc
«Химический состав клетки». 5 класс учитель биологии МАОУ «СОШ № 124» г. Перми Перевалова Светлана Викторовна Тема урока: Химический состав клетки. Тип урока: Урок открытия новых знаний.   Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие  технологии. Цель:  изучить химический состав клетки, выявить роль органических и  неорганических веществ.  Задачи:  ­ образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических  веществ в жизнедеятельности клетки. ­ развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать  причинно­следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с  помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. ­ воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать  положительное отношение к совместному труду. Планируемые  результаты учебного занятия:  Предметные:   ­ знать  химический состав клетки; ­ рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке; ­ уметь отличать  органические вещества от неорганических.  Метапредметные: ­ регулятивные: ­ самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; ­ участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением,  высказывать свое;  ­ коммуникативные: ­ обсуждать в рабочей группе  информацию;  ­ слушать товарища и обосновывать свое мнение; ­ выражать свои мысли и идеи. ­ познавательные: ­ работать  с учебником; ­ находить отличия; ­ составлять схемы­опоры; ­ работать с информационными текстами; ­ объяснять значения новых слов; ­ сравнивать и выделять признаки; ­ уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для  структурирования информации. Личностные:   ­ осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; ­ устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; ­ оценивать собственный вклад в работу группы. Формирование УУД: Познавательные УУД 1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы­опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,   сравнивать и выделять признаки.   3. Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы,  символы, схемы для структурирования информации.             Коммуникативные УУД 1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие при работе в группе (паре). 2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое  мнение. Регулятивные УУД 3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. 1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и  формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности  (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. 2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении  проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. 3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического  состава клетки. 4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать  самостоятельно выработанные критерии оценки. 5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с  целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Личностные УУД 1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации  к обучению и самопознанию. 2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию 3. 4. Оценивать собственный вклад в работу группы.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: частично­поисковый. Информационно­технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь,  плакат  «Строение клетки», уксус, семена огурца и подсолнечника,  листья капусты, клубень  картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория. Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и  органические. Минеральные соли.  Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Ход урока I. Мотивация Ребята, добрый день!  Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй  души».  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это  значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не  сомневаюсь.  Внимание! 1. Раствор марганцовки с уксусом  раствору добавляем соду    зелёное окрашивание. → →  красное окрашивание; к полученному  2. В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р­р  гидроперита)  обесцвечивание раствора. → Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение) Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же  превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их  превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете! (На слайде слово химия.) Ребята, я попрошу сейчас Женю прочитать, что написано на коробке… Что это?  (Это состав продукта). (На слайде появляется слово состав). На прошлом уроке мы с вами работали с микроскопами, что мы наблюдали?  (Клетки).Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно. (На слайде слово  клетка). Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. Тема урока «Химический состав клетки». Как вы думаете  цель нашего урока? (узнать какие вещества входят в состав  клетки?) II. Актуализация нового материала. Я вам предлагаю сыграть со мной в игру верю, не верю. Возьмите  таблички и  первой строчке будите ставить плюс или минус. Верите ли вы, что в состав клетки входят вещества, которые  производятся живыми организмами? Верите ли вы, что в состав клетки входит сахар? Верите ли вы, что между химическим составом живой клетки и не  живой природой существует принципиальное единство? Верите ли вы, что клетка способна накапливать минеральные вещества? Верите ли вы, что вода составляет основу клеточного сока?  Предлагаю вам сейчас поработать с небольшим текстом: Вещества, из которых состоят клетки,  разнообразны.  Вы наверняка слышали,  что человек на 80% состоит из  воды. В клетках растений также есть вода в  среднем около 60%.  Роль воды в клетке: 1. Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.  2. Входит в состав цитоплазмы.  3. Составляет основу клеточного сока.  Минеральные  соли составляют  около 1% массы  клетки, но их значение  очень  велико. Чаще  всего в растительных  клетках встречаются  соединения азота,  фосфора, натрия, калия и других  элементов. Некоторые  растения способны  накапливать разные минеральные  вещества: ­ водоросли – йод, поэтому людям испытывающим  недостаток этого  элемента   рекомендуют  есть  морскую  капусту. Роль минеральных солей в клетке: 1. Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;  2. Входят в состав межклеточного вещества.  Вода и минеральные соли  входят и в состав неживой природы. О чём это может  говорить?   (между химическим составом живых организмов и неживой  природой существует принципиальное единство). В состав клеток входят вещества,  состоящие  из  углерода,  водорода,  кислорода и  азота. Эти вещества содержатся  или  производятся живыми организмами. К этим   веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы. Их  насчитывается около 10 миллионов. Роль углеводов в клетке: 1. Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения  энергией растения.  Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Придает прочность и упругость различным частям растений.  Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при  прорастании семян.  В состав клеток пшеницы, ржи и других злаков входит белок – клейковина.  Благодаря этому белку человек может из  муки получать тесто и печь хлеб и пироги. Что нового вы узнали из текста? Что вам было уже известно? Пожалуйста подойдите к столам и возьми каждый по картинке. Теперь сядьте в  группу, все с одинаковыми картинками. На листочках допишите недостающие понятия  и повесьте свою схему на доску. Вот моя схема. Химические  вещества клетки вода            минеральные соли      вещества, производимые живыми организмами                                                               белки         жиры     углеводы  Возьмите по кусочку яблока, что чувствуете во рту? (жидкость и сладость). Сок и  сахар.  Найдите в тексте, какое вещество входит в состав сока? (Вода).  К каким  веществам относится сахар? (Углеводы). Какие вещества еще относятся к углеводам?  (Целлюлоза). Из чего сделаны ваши тетради и учебники? (Дерево, целлюлоза).  Бережное отношение к учебникам. Возьмите кусочек теста. Какое оно? (Липкое).  Липкость тесту придает клейковина.  Найдите в тексте к каким веществам относится клейковина? (Белки). Итак,  это все были химические вещества, которые входят в состав растительных  клеток. Вы узнали, каков химический состав клетки? А кто у на с в классе самый смелый? Пожалуйста к доске. Решает тест. Я вам предлагаю сыграть со мной в игру верю, не верю. Возьмите  таблички и во  второй  строчке будите ставить плюс или минус. Верите ли вы, что в состав клетки входят вещества, которые  производятся живыми организмами? Верите ли вы, что в состав клетки входит сахар? Верите ли вы, что между химическим составом живой клетки и не  живой природой существует принципиальное единство? Верите ли вы, что клетка способна накапливать минеральные вещества? Верите ли вы, что вода составляет основу клеточного сока? V. Рефлексия.  Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: ­Все ли вам было понятно в течение урока? ­Какая часть урока показалась самой интересной?  ­Какая часть урока  вызвала затруднение?  ­Какое у вас настроение после урока?  Подведение итогов с помощью стихотворения: Из элементов химических состоят вещества. И в клетках различных творят чудеса. Кипит там работа.  Идут превращения, Названье таким превращеньям ­  явления. И создают вещества органические, Процессы те сложные, по сути химические. VI. Домашнее задание.   На выбор: 1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и  найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните,  какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. 2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите   3. 4. исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных  странах?  Используя Интернет или дополнительную литературу,  проведите   исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения  используют люди в разных  странах для производства сахара, кроме сахарного  тростника и сахарной свеклы?  Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте  сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные  вещества растительных клеток.

Урок:"Химический состав клетки" 5 класс

Урок:"Химический состав клетки" 5 класс

Урок:"Химический состав клетки" 5 класс

Урок:"Химический состав клетки" 5 класс

Урок:"Химический состав клетки" 5 класс

Урок:"Химический состав клетки" 5 класс

Урок:"Химический состав клетки" 5 класс

Урок:"Химический состав клетки" 5 класс

Урок:"Химический состав клетки" 5 класс

Урок:"Химический состав клетки" 5 класс

Урок:"Химический состав клетки" 5 класс

Урок:"Химический состав клетки" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017