ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока
литературного чтения для 2 класса
по теме: «Уроки этики в авторском произведении.
К. Д. Ушинский «Играющие собаки»».
Выполнила:
Студентка группы Ш – 37
Свирепова Ольга Денисовна
Проверили: Учитель 2 «А» класса
Кичигина Татьяна Петровна
___________________
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2021
Структура технологической карты урока
Тема урока |
«Уроки этики в авторском произведении. К. Д. Ушинский «Играющие собаки»».
|
УМК |
Развивающее обучение |
Цели деятельности педагога |
-знакомство с произведением К.Д. Ушинского «Играющие собаки» и его этической стороной. -способствовать формированию читательской наблюдательности, умению анализировать и делать выводы по прочитанному. -показать правила этики через урок в авторском произведении К.Д. Ушинского «Играющие собаки».
|
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: -формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать во всем разнообразии. - развитие любознательность и интереса к приобретению новых знаний и умений; -ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Предметные: - Уметь выполнять упражнения для развития речевого и дыхательного аппаратов. - Анализировать произведения с этической точки зрения - Владеть смысловым чтением. - Познакомиться и проанализировать другие произведения К.Д. Ушинского. Метапредметные: · Познавательные -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; -анализировать объекты с целью выделения признаков; · Регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; - научиться высказывать своё предположение, описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; - научиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - и др. · Коммуникативные - совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Методы и формы обучения |
Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация и раздаточный материал. |
Оборудование |
Автоматическое рабочее место педагога. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей- ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
Оргмомент |
Приветствие учителя с учениками, проверка готовности учащихся к уроку. |
– Здравствуйте ребята. Меня зовут Ольга Денисовна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. |
Приветствуют и слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя |
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места |
Зрительный контакт |
СТИЦ
|
Учитель проговаривает учащимся тему и цели урока. |
Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте, о чём оно.
Что такое этикет? Это можно…(студент 1) Это нет…(студент 2) Этикет, как этикетка(студент 3) И хорошая отметка,(студент 4) Но не только в дневнике. У людей на языке…(студент 5) Очень просто жить культурно. Всё прекрасно, Что не дурно.
О чём это стихотворение?
-Ребята сегодня мы с вами будем говаривать о этике и этикете.
Как вы думаете, что такое этика? Как вы понимаете это слово?
Этика-наука, которая определяет правила хорошего тона и поведения, для тех, кто желает быть воспитанным. Этика поможет вам осознать, что такое дружба и научит быть искренним другом. Она подскажет, как избежать ссор, как приобрести уважение одноклассников и т.п. Всё перечисленное можно обобщить так: этика учит как быть хорошим человеком.
Ребята, а какие правила этики вы знаете?
Давайте поговорим как поступать в тех или иных ситуациях, чтобы не нарушать правила этики. Правило 1. - Ребята, а если ваш товарищ отвечает, а вам очень хочется что-то сказать, то как быть в этой ситуации? Можно ли перебивать говорящего?
Правило 2 - Ученик дает не правильный ответ на вопрос. Ребята в классе начали смеяться. Какое правило они нарушили?
И это конечно же не все правила, которые нужно соблюдать, их очень много.
Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К.Д. Ушинского «Играющие собаки» Прочтите ещё раз на слайде название нашего сегодняшнего рассказа.
-Что вас удивило в названии рассказа? -Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?
Молодцы, я услышала все ваши предположения, но прежде чем знакомится с произведением, давайте познакомимся с автором.
|
О этике и этикете.
Справедливое отношение к своему собеседнику и любой ситуации. Не делай другим того, чего не хотел бы для себя.
Никогда не перебивай говорящего.
Нельзя смеяться над ответами других, даже если они не совсем правильные. Ошибку нужно исправить, но в корректной форме. Ошибиться может каждый.
Я думаю, что в рассказе будет говорится о собаках, которые играют друг с другом, но так как мы сегодня говорим о этике, то скорее всего правила этики будут присутствовать в данном произведении.
|
Фронтальная
|
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. Личностные: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа |
Зрительный контакт |
Подготовка к восприятию стихотворения
|
Учитель настраивает детей на тему урока. |
Краткая биографическая справка. Константин Дмитриевич Ушинский по образованию был юристом. Но всю свою жизнь он посвятил воспитанию детей. Он считал, что дети хорошо должны освоить родной язык, чувствовать и понимать народную мудрость, переданную через сказки, пословицы, загадки. Ушинский был невероятно талантливым педагогом-воспитателем. Выставка книг. Ребята, у вас на слайде представлены некоторые книги К.Д.Ушинского: «Бишка», «Васька», «Бодливая корова», «Ворона и рак», «Гуси», «Гадюка» Ребята, если вы знакомы уже с этими книгами, то замечательно, а если нет, то ребята, советую вам сходить в нашу школьную или городскую библиотеку, и взять там книги К.Д.Ушинского. Словарная работа А теперь давайте посмотрим, какие слова в тексте нам непонятны, которые нам не известны. (На доске будут распечатки терминов и их определения, вместе с детьми будем соотносить) У меня на доске представлены слова и их обозначения, но обозначения перепутаны, давайте же соотнесём слова с их верными определениями. (По очереди будут выходить к доске несколько человек.) «большая»-(Взрослая). «угрюмая»? -(В плохом настроении, грустная, печальная). «благосклонно»? (Относящийся доброжелательно, снисходительно, расположенный в чью-нибудь пользу).
Молодцы, теперь мы с вами готовы к чтению произведения.
|
Слушают биографию писателя.
|
Фронтальная Индивидуальная |
Коммуникативные: - уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы; - уметь слушать и услышать других; - уметь излагать свои мысли Регулятивные: - уметь понимать и принимать учебную задачу урока;
|
Зрительный Правильный устный ответ |
Первичное чтение стихотворения |
Проверка готовности учащихся к первичному чтению (прослушивание) рассказа. |
Давайте приступим к чтению рассказа «Играющие собаки». Для этого нужно открыть учебник на стр. 71 Первичное восприятие текста (чтение учителем грамотно и выразительно) - Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом. - Слушаем внимательно! При прочтении учитель делает небольшую паузу, чтобы учащиеся пережили непосредственное эмоциональное настроение от только что услышанного. |
Открывают учебники Слушают учителя и внимательно следят.
|
Фронтальная Словесная Наглядная |
Регулятивные УУД отвечают и задают вопросы; принимают и понимают учебную задачу. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт |
Проверка первичного восприятия |
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
- Какие чувства, вы испытали, слушая этот рассказ? -Какие эмоции у вас вызвало данное произведение? |
Возможные ответы детей |
Фронтальная Словесная |
Коммуникативные: - уметь слушать и услышать других. |
Зрительный контакт |
Повторное чтение |
|
Сейчас я вам предлагаю еще раз прочитать данный рассказ. Начинаем читать жужжащим чтением, на это у вас 3 минуты. Кто закончил, сели правильно, чтобы я видела, что вы закончили. Теперь мы с вами будем читать вслух. Читать мы его будем по цепочке начиная с последних парт. Уважительно относимся к тому, кто читает, слушаем и следим внимательно.
-Закончили, молодцы. Мне очень понравилось, как читали … |
Читают произведение.
|
Фронтальная Словесная |
Коммуникативные: - уметь слушать и услышать других. |
Зрительный контакт |
Беседа по содержанию |
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
– А теперь, ребята, давайте обсудим содержание этого произведения, его героев, их поступки.
-О ком этот рассказ?
-Как повёл себя маленький Мопс, когда подбежал к Полкану? (из текста)
-Чего ожидал Володя?(докажи словами текста)
-Как Полкан отнёсся к маленькому Мопсу?(Докажите словами текста)
- Найдите главные слова в последнем абзаце. Прочитайте.
-Ребята, а как вы думаете, почему Полкан так себя повел?
-Чему Володя может научиться у Полкана?
Каждый из нас, ребята, стремится познать смысл своих поступков, увидеть цель, к которой он идет ежедневно, ежечасно. Желать добра и делать его всем, и прежде всего тем, кто испытывает в этом потребность, - вот что отличает настоящего человека. -А только ли собак касаются эти главные слова? Люди должны запомнить их и следовать им?
-Чему нас учит данный рассказ? -Верно ребята, Рассказ учит нас тому, что нельзя обижать тех, кто нас моложе или слабее. И в этом случае Полкан был сильнее и умнее мопса.
|
О двух собаках и мальчике Володе.
Стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
-Погоди-ка, вот он тебе задаст, -сказал Володя, - проучит тебя.
А Полкан смотрел на него очень благосклонно.
Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
Ответы детей
Терпению, дружелюбию, спокойствию. |
Фронтальная Словесная Наглядная Практическая |
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт Правильный устный ответ |
Физ. минутка |
|
Ребята, я предлагаю нам немного отдохнуть. Сначала я вам показываю, вы смотрите, потом я показываю – вы повторяете без слов, в третий раз я показываю, вы повторяете со словами. «Вежливый Зайка» Дайте капусты кочанчик другой! (махать двумя руками к себе) Разве так просят? Подумай, косой. (повороты в сторону) Дайте, пожалуйста, - вспомнил Зайчишка,- (наклоны вперед руки вперед) И, если можно, с большой кочерыжкой. (показать большой круг) Вот, молодец, ему лапу пожали (пожать ладошки) И самых вкусных кочанчиков дали… (погладить живот)
|
Повторяют за учителем движения |
Фронтальная |
Регулятивные УУД: организация своей деятельности |
Правильное выполнение упражнений.
|
Обобщающая беседа |
|
-Ребята, а что хотел донести нам автор этим рассказом? -Ребята, какие вы можете привести примеры пословиц, подходящие к нашему рассказу?
Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этика.
Выводы по рассказу: -Большому и сильному, должно быть стыдно обижать маленьких и слабых.
|
Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому. Люблю того, кто не обидит никого.
|
|
|
|
Итог урока. |
|
-что нового вы сегодня узнали на уроке? -Вам пригодятся эти знания в будущем? |
|
|
|
|
д\з |
|
Дома прочитать выразительно произведение «Играющие собаки» |
|
|
|
|
Рефлексия |
|
Ребята, у меня на доске цветок с различными лепестками. Зелёный цвет означает, что вы усвоили материал на уроке и вам было комфортно со мной работать. Жёлтый цвет - вы не совсем усвоили материал урока, у вас возникли небольшие трудности. Красный цвет – сегодняшняя тема урока вам была совсем непонятна. У вас на партах белые круги, давайте будем подходить по очереди и клеить, начиная с первых парт. Спасибо за урок!
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.