«Уроки французского – уроки доброты»
Оценка 4.7

«Уроки французского – уроки доброты»

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
русская литература
11 кл +1
29.01.2024
«Уроки французского – уроки доброты»
Цель: понять, в чём заключаются уроки доброты, которые получил герой рассказа «Уроки французского» Задачи: - учить понимать смысл поступков, духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои художественного произведения, понимать людей и самих себя, видеть взаимосвязь событий и характеров; - создать условия для формирования умения анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики; - развивать коммуникативные навыки сопоставления различных точек зрения, в том числе и авторской, и аргументации собственного суждения. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Технология: развитие критического мышления, технология проблемного обучения. Форма урока: урок-размышление.
уроки Французского (конкурс).doc

      «Уроки французского – уроки доброты»

Истинное добро со стороны того,

кто творит его, имеет меньшую память,

чем со стороны того, кто его принимает.

В.Распутин

 

 

Цель: понять, в чём заключаются  уроки доброты, которые получил герой рассказа «Уроки французского»

Задачи:

- учить понимать смысл поступков, духовные ценности, нравственные законы, по которым живут  герои художественного произведения, понимать людей и самих себя, видеть взаимосвязь событий и характеров;

- создать условия для формирования  умения  анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики;

- развивать коммуникативные навыки сопоставления различных точек зрения, в том числе и авторской, и аргументации собственного суждения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технология: развитие критического мышления, технология проблемного обучения.

Форма урока: урок-размышление.

Ресурсы: учебник литературы для 6 класса, компьютерная презентация, дидактические карточки

Оформление: портрет В. Г. Распутина, эпиграф - высказывание В. Г. Распутина

Планируемые результаты обучения.

Личностные:

иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

формировать познавательную и социальную мотивацию;

оценка действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

уровень развития моральных суждений;

стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

 

Регулятивные УУД:

планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

прогнозировать и оценивать поступки героев  художественного произведения в соответствии с ситуацией;

устанавливать последовательность событий в тексте;

осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).

Познавательные УУД:

выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;

формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их  решения;

классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

умение участвовать в продуктивном  диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;

адекватно воспринимать  предложения и оценку учителя, одноклассников;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

сотрудничать в совместном решении проблемы.

 

 

 

Ход урока

Организационный момент:

Сегодня мы вновь обратимся к рассказу В.Распутина «Уроки французского»

Целеполагание,  мотивация:

Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? (школа, уроки, учитель, герои рассказа, урок, который извлек главный герой)

Хорошо. Мы выслушали ваши предположения. Я предлагаю вам продолжить фразу:  уроки  французского – это уроки….

(варианты: жизни, нравственности, доброты, мужества).

Спасибо. А Валентин Распутин назвал уроки  французского – уроками доброты.

Это и будет тема нашего урока. Запишите тему урока.

Опираясь на тему, сформулируйте цель (обучающиеся делают предположения)

Цель: понять, в чём заключаются  уроки доброты, которые получил герой рассказа «Уроки французского»

Сегодня мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в рассказе "Уроки французского", выявить авторскую позицию и ваше мнение по теме урока

Актуализация знаний:

Как вы понимаете выражение нравственный закон? Какие ваши предположения? (ответы).

 Это система правил поведения, основанная на понятии добра и зла (напечатано заранее, учитель вывешивает лист  на доску)

Работа с  карточкой  №1. Задание: внимательно прочитайте, выберите и запишите те ценности,  по которым живут главные герои произведения Распутина (Дети выписывают в тетрадь нравственные ценности)

Проверка:  поочерёдно дети зачитывают то, что выписали, комментируют). Заранее подготовленные с напечатанными ценностями карточки  вывешивают на доску. Может  это сделать сам учитель, могут обучающиеся). Ребята могут что-то добавить из предложенного списка.

Зависть

Моральный долг

Трудолюбие

Ложь

Отзывчивость

Грубость

Доброта

Честность

Внимание к людям

Трусость

Сопереживание

Добросовестность          

 

Сегодня ребята подготовили инсценировку отрывка из рассказа. Давайте посмотрим. Удалось ли героям передать настроение,  характеры главных героев?

Обучающиеся отвечают на вопросы. Формулируя ответы, пользуются  качествами, которые  находятся на доске, добавляют что-то своё. ( Если ребёнок добавил какое-то качество, учитель или сам может дописать его на доске, могут записать и дети)

Построение проекта действий.    (Осмысление дальнейшего содержания)

Обращение к учащимся: Прочитай, пожалуйста,  высказывание, которое стало эпиграфом к уроку. Скажите, кого из героев рассказа можно охарактеризовать  данным высказыванием (учителя).

 Реализация построенного проекта

Многие из вас и добрые, и отзывчивые, и умные. А как вы думаете, эти качества у вас с рождения? (Нет)

А как они у вас появились? (родители, воспитатели, учителя)

1. Школа, уроки, учитель…А каким, по вашему мнению,  должен быть настоящий учитель?

Проверка домашнего задания. Чтение   сочинения-миниатюры: «Каким должен быть настоящий учитель».

Предлагаю желающим прочитать сочинения. Какие качества ….. считает  главными.  (Если качества повторяются, отмечаем на доске и ограничиваем, если нет-дописываем).

Решение проблемной ситуации

На доске записаны  мнения 6-а класса. Теперь обратимся к тексту и определим, какие качества учительницы отмечает В.Распутин.

Перед вами карточка №2. Прочитайте цитаты из текста в колонке 1, обсудите в паре и запишите в колонку 2 качества, о которых идёт речь.

Работа с прописанными качествами. Карточки с цитатами распределяются так, чтобы у какой-то пары повторялись.

 

Цитаты из текста

Черта характера

(авторская позиция)

1)."...Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно..."



2)."...Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания..."

 

 

Прочитайте цитаты  из текста в колонке №1, обсудите в паре и запишите в колонку № 2 качества учителя, о которых идёт речь

3)."...Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят..." "...Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал,

 до меня доходил запах духов от нее..."

 

4).«Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке - мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность..."

 

 

 

Прочитайте цитаты  из текста в колонке №1, обсудите в паре и запишите в колонку № 2 качества учителя, о которых идёт речь.

5)."...я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой..."

 

6)."...В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку..."

 

 

Прочитайте цитаты  из текста в колонке №1, обсудите в паре и запишите в колонку № 2 качества учителя, о которых идёт речь.

7)."...пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык мне тоже не давался»

 

8)."...Иной paз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому..."

 



Подведение  итога работы с цитатами. Мы с вами высказали своё мнение о том, каким должен быть настоящий учитель. Поработали с текстом, просмотрели инсценировку и определили, какими качествами автор наделил главную героиню рассказа. Совпадают ли точки зрения наши и автора. Учитель, обладающий набором таких качеств, способен преподать и уроки доброты (нравственности, жизни)

Включение в систему знаний и повторение

Какие же уроки доброты извлёк автор из уроков французского?  Составляется кластер «Уроки доброты»

Ответы детей (примерные)

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Зачитайте слова В.Распутина об этих уроках.

Рефлексия

Как вы думаете, совпали ли наши предположения в начале урока с нашими представлениями сейчас, после разговора? (да)

Цель достигнута? (да)

Какие выводы для себя  вы сделали?

Сформулировать собственное мнение вам помогут фразы, записанные на доске (я понял, узнал, убедился и т.д.)

Домашнее задание

Скоро для учеников  9, 11 классов прозвенит Последний звонок.  Вам предоставляется возможность применить знания, полученные на уроках, в реальной жизни. Предлагаю выполнить дома следующее задание: написать пожелания  выпускникам.  На следующем уроке мы подумаем, как их оформить.

Ребята предложили сконструировать корзину пожеланий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Уроки французского – уроки доброты»

Уроки французского – уроки доброты»

Регулятивные УУД: планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы; прогнозировать и оценивать поступки героев художественного произведения в соответствии с ситуацией; устанавливать последовательность событий в…

Регулятивные УУД: планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы; прогнозировать и оценивать поступки героев художественного произведения в соответствии с ситуацией; устанавливать последовательность событий в…

Ход урока Организационный момент:

Ход урока Организационный момент:

Проверка: поочерёдно дети зачитывают то, что выписали, комментируют)

Проверка: поочерёдно дети зачитывают то, что выписали, комментируют)

А как они у вас появились? (родители, воспитатели, учителя ) 1

А как они у вас появились? (родители, воспитатели, учителя ) 1

Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза

Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза

Прочитайте цитаты из текста в колонке №1, обсудите в паре и запишите в колонку № 2 качества учителя, о которых идёт речь

Прочитайте цитаты из текста в колонке №1, обсудите в паре и запишите в колонку № 2 качества учителя, о которых идёт речь

Как вы думаете, совпали ли наши предположения в начале урока с нашими представлениями сейчас, после разговора? (да)

Как вы думаете, совпали ли наши предположения в начале урока с нашими представлениями сейчас, после разговора? (да)

«Уроки французского – уроки доброты»

«Уроки французского – уроки доброты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2024