Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)
Оценка 4.8

Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература +1
11 кл +1
01.12.2017
Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)
Презентация из 13 слайдов, заключительный слайд представляет подборку-блок: список произведений (от фольклора и до книг XX века), где наиболее ярко представлены русские героини в свете православной морали.
урок русская литература в праввославном осмыслении.doc
Тема: Русская литература в православном осмыслении (На примере женских образов в русской литературе) Цель: 1. Помочь учащимся  осознать  важнейшую роль женского  образа как выразителя лучших граней русского национального характера. 2. Отметить милосердие, сострадательную любовь и самопожертвование в концепции идеала русской женщины 3. Подчеркнуть    важнейшую    роль    литературных    произведений     в формировании   жизненных   ориентиров   выпускников   в  дальнейшей жизни. Наглядность: презентация, высказывания, выставка книг Ход урока. I. Организационный момент. Сегодня нельзя быть грамотным специалистом без знания обширного арсенала образовательных технологий. В настоящее время Россия входит в мировое образовательное пространство. В нашем   образовании   провозглашены   принципы  вариативности,   поэтому   возможен   диалог различных педсистем и  технологий. Из технологий личностно­ ориентированного характера использую   элементы   педагогики   сотрудничества   и   сотворчества   Ш.  Амонашвили,   элементы опережающего   обучения.   Идея   блоковой   подачи  материала   не   нова   (В.Ф.Шаталов, С.Ю.Меженко). В технологии Виктора Федоровича Шаталова материал вводится крупными дозами через опорный конспект. Вместе с этими хорошо зарекомендовавшими себя приемами использую открытый   учет   знаний.   Для   повышения   мотивации   к   учению  предоставляю ученикам дополнительные шансы на улучшение оценки на более высокий балл и применяю свои собственные находки. В технологии Меженко Ю. С.предлагаются интересные приемы  подачи материала   в   форме   блоков   на   уроках   русского   языка.   И   все­таки  литература   ­   предмет искусства, его нужно преподносить крайне  осторожно, помня о глубоком воспитывающем потенциале.   Давно   мое  внимание   привлекли   интересные   идеи   преподавания   литературы   в технологии Евгения Николаевича Ильина. Часто словесник Ильин использует уроки сквозных жизненно ярких тем: темы любви и долга, тему матери и.д.р. Нам необходимо помогать осознавать ученику себя человеком и воспитывать в себе качества гражданина, учить любить Родину. Отсюда постоянно формирую  умения найти и поставить в любом   изучаемом   произведении   значимую   и  остро   востребованную   проблему.   Часто словесник Ильин использует уроки сквозных жизненно ярких тем: темы любви и долга, тему матери и.д.р. И   мы   будем   сегодня   изучать   тему   женского   идеала   в   литературе   11   класса   на   одном   из заключительных   уроков.  Постараемся   проследить   истоки  национального   характера   русской женщины в лучшем ее воплощении в фольклоре, древнерусской литературе, в литературе I и П половины 19 в., в 20 веке.  П.  Лекция с элементами беседы. 1 слайд. Высказывание В.Г.Распутина. 2 слайд. Какой облик имела женщина в фольклоре и древнерусской литературе. Из множества   сказок   остановимся   на   варианте   одной   особенной   «Финист,   Ясен Сокол». Сюжет традиционен: потеря чудесного жениха, 3 года поисков, 33 пары башмаков   изношено,   а   купеческая   дочь   обманом   женит   на   себе  Финиста, опоила его сонным зельем. Выкупила себе Марьюшка право на 3  ночи, чтобы разбудить   его.   Целует,   ласкает,   разбудить   не   может.   Только  заплакав,   слезой сумеет   разбудить.   Как  мудра   народная   сказка,   потому   что   не  бурная   страсть, которая   может   быть   мимолетной,   а   лишь   истинное   чувство  может   возродить любовь. Страсть сыграть можно, а вот горе никогда, и это знает сказка. 3 слайд. Образ женщины, способной на самопожертвование и страдание, рождает удивительное   по   поэтической   силе  сказание   о   Евфросинье   Рязанской. Характерно,   что   возникло   оно   в   страшные   времена   в   истории   России:   страна покорена монголами, терпит унижения, князья вынуждены опускаться на колени перед ханами. Возникает яркий по силе образ молодой красавицы,  юной жены, узнавшей, что муж пал в бою, а Батый намерен взять ее в жены.   Поднимается на колокольню и, прижав новорожденного ребенка к груди, бросается вниз. Здесь и сила любви и готовность принять страдание ­ те черты, которые выделил народ в женском идеале. 4 слайд. Рядом еще один убедительный по цельности поступка образ не княгини, а рязанской бабы в  «  Сказании об Авдотье ­ рязаночке».  Сюжет типичен: всю деревню угнали в полон, чудом уцелела лишь Авдотья и поняла, что это Божий промысел, он не случаен. Собрав все серебро, что смогла, сама явилась в Орду к   хану   выкупить   пленников.   Хан   смеялся   жалкой   горстке   серебра,   потому   и сказал, срывая цветок у копыт коня: « Иди и, пока цветок не завял, всех своих выкупай без выкупа». А орда на десятки верст  пораскинулась! И слезы самые горькие и искренние (за других) растрогали ангела, и дунул он на цветок. И стал тот неувядающим бессмертником. Всех  смогла собрать Авдотья, потому и хан отпустил, героиня кланяется ему, забирая освобожденных на Русь. Не силой, саблей или обманом, а состраданием и любовью спасла она родных своих. 5   слайд.  Эти   же   качества   христианской   добродетели   прославляются   в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских». ­ Какие главные добродетели прославляются в древнерусской повести? (Добродетельных,   любящих   и   верных   супругов   не   дано   было   разлучить людям   ни   на   земле   при   их   жизни,   ни   после   их   кончины   во   гробе.   За   то   и причислены к святым, отмечены Богом при жизни). 6   слайд.    В   народных   традициях   лучшие   и   верные   представления   о   любви, долге,  чести  связаны  с верою  в Бога. Сын своего времени, Пушкин  сумел талантливо,   подчеркивая   близость   Татьяны   к   народной   среде   и   морали, отразить в любимом и милом идеале женщины всю красоту и прелесть глубокой и чистой души. Близкая к народной среде, воспитанная русской няней, Татьяна в юном возрасте писала Онегину:           По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать. Но я другому отдана  И буду век ему верна. Безвозвратно  далекое  прошлое,   нет   уже  и   няни.  Татьяна,   величавая   княгиня   и законодательница мод, скажет Онегину: В   народных   представлениях   о   счастье,   в   сказаниях   и   песнях   нашла   героиня Пушкина идеал нравственного долга и нерушимой супружеской верности. Можно представить, как поступит она в любой жизненной или героической ситуации. ­ В каком женском образе произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ярко отображены   способности   не   только   и   искренне   любить,   но   и  ради   спасения любимого совершить мужественный поступок?  (Мария   Миронова   из   «Капитанской   дочки»   в   творчестве   зрелого   уже Пушкина   сможет   ради   спасения   супруга,   Петра   Гринева,   добраться   до Петербурга, встретиться с императрицей, объяснить ход всех удивительных и трагический   событий.   Именно   благодаря   своей   верности   и   чести   Мария Ивановна спасет Петра Андреевича от казни?)      XIX  Непонимание   православных   традиций,   христианских   истоков творчества   русских   писателей          в.   искажало   долгое   время   (да   еще зачастую и сегодня) духовную основу и понимание произведений         русских писателей.  А   порой   и   просто   уничтожало   первоначальный   замысел,  основную авторскую идею. 7 слайд.  Сколько споров звучало и звучит по поводу « Грозы» Островского. По сути все эти годы изучали не пьесу «Гроза», а  толкование ее революционером­ демократом Добролюбовым. Долгие годы в этой драме видели лишь обличение самодурной силы, борьбу за право личности быть свободным человеком, за право жить и любить того, с кем не венчана. Это много лет подкреплялось и ст. Писарева. Везде в литературе Катерина­ «луч света, борец с темным царством». Современник Островского,  Иван   Александрович   Гончаров,   уже   тогда   заметил,  что   в   пьесе идет  борьба,  но не с самодурной силой, а прежде всего со своим долгом жены борется Катерина. Бытовая драма перерастает в общечеловеческую трагедию: следовать   ли   вековым   традициям   или   лучше   отбросить?   Вот   и   Варвара советует жить обманом.       После революции 1917 г. страна очень многое отбросит за ненадобностью в поиске новой нравственности. И как жестоко  расплачивалась   потом   огромной бесприютностью   и   беспризорностью.  Сегодня,   когда   красота   женщины   часто изображается   как   красота   блудницы,  пренебрежение   нравственными   устоями приводит   еще   к   одному   витку   не  только   ужасающей   в   мирное   время безотцовщины   и   сиротства,   но   и   к  страшно привычному отказу от стариков­ родителей.          В пьесе «Гроза» Островский убедительно показал,  что душа живет по вечным   законам.  Церковь,   благославляя   брак,   на   жену   возлагает   большую ответственность: муж за жену не замолит, а жена за мужа всегда. Измена супругу­ это великий грех, а Катерина полюбила другого. Перед нею 2 пути: раскаяться или броситься в пропасть греха, т. е. любви телесной прежде всего. Сама Катерина сознает, что ее любовь­это измена долгу жены, а  вернуться в дом­это измена любви. И потому глубоко верующая женщина решается на самый непростительный грех­ самоубийство. Она уже бросилась в омут греха, уже душа погублена. А. Н. Островский убедительно показал, что из нравственной западни нет достойного выхода, нет для русских людей  иной, не библейской морали. Не случайно   не   было   у   нее   детей,   как   не   будет   у  героини   другого   писателя   — революционера   по   взглядам:   Веры   Павловны   в  романе   Чернышевского   «Что делать?».   Она   со   своими   новыми   принципами  морали   сообщит   мужу,   что полюбила   другого,  тот   признает   ее   право   на  любовь и уйдет, потом мы уже вспомним   мнимый   выстрел.   А   если   бы   он   выстрелил   в   себя?   Смогла   бы   она перешагнуть   через   тело   мужа   к   Кирсанову?  И   нужна   ли   бы   была   она   ему, доставшаяся   такой   ценой?   Автор   задает   не  простые   вопросы,   выдает   смелые ответы,   далекие   от   проверенных   временем  и   мудрой   жизнью   заветов. Чернышевский, сын священника, пропагандируя  новую мораль, ведь не случайно на 20 лет был судьбою лишен семейного  счастья, не познал радости отцовства: сыновья   выросли   без   него   и   были   по  сути   чужими   для   отца,  вернувшегося   с каторги. А героиня­революционерка  плохо   приживалась   в   русской   классике, что­то важное терялось в ее духовном облике. 8 слайд  . Если с этих позиций изучать роман Достоевского «Преступление и наказание»,  никогда   не   останется   у   учеников   скучного   впечатления   от философской   глубины   романа.   Постараемся   под   иным   углом рассмотреть   самый   интимный   эпизод   романа:   встречу   Дуни   со Свидригайловым,   уже   готовым   на   насилие.   Он   не   привык   уступать,   привык, чтобы   исполнялись   все   его   желания.   Но   деньги   Дуне   не   нужны,   она порядочный   человек.   Он   богат,   сгорает   от   любви   и   вседозволенности.   И какое же облегчение получит он от того, что увидит у нее в руке револьвер. Он осознавал,   что   он   подлец,   но   ему   самому   было   светло   находится   рядом   с   ее чистотой и порядочностью. А она­ то какова! С оружием! У него происходит свое   крушение   идеала,   поэтому   он   легко   станет   в   2­х   шагах   от   нее,   где промахнуться даже ей не возможно. И Дуня бросает оружие. Она победит его своей чистотой души.      Есть   правда   жизни   и   правда   искусства.   Если   вы, спасаясь,   защищаясь,   обрушитесь   на   злодеев,   вас   не   осудит   ни   житейский опыт,   ни   закон,   ни   великая   русская   литература.   Но   воспевать   будет   другое. Вот   почему   у   Достоевского   героиня   может   даже   жертвой   стать,   а   палачом   ­ никогда. Только любовь и  Бог, Бог­ есть любовь. Да, мир совершенен, жесток.  Но это не отменяет вечные нравственные ценности. 9 слайд.  Это мы читаем у Льва Толстого. ­ Почему Анне Карениной очень доброй, способной всех понять и  помирить, внешне   очень   красивой   не   дано   быть   счастливой?   Вспомним,  как   страшно оборвалась ее жизнь. (Анне Карениной, столь привлекательной внешне, никогда не  суждено  быть  счастливой:   ее   красота   и   измена   супружеской   верности приведет к потере счастья общаться с сыном, и погибнуть). А Наташа Ростова   будет  счастливой, потому что она способна изменяться к лучшему и найдет смысл  жизни в единении в семье с Пьером, с детьми в отличие от Элен бездушной,  просто   красивой   внешне.   Толстой   поэтому   наделит   свою   героиню Наташу счастьем материнства. 10   слайд.   Советский   писатель   Шолохов   покажет   нравственный   фундамент духовных   ценностей   и   православных   традиций   на   образах   женщин   семьи Мелеховых:  матери   Ильиничны,   Натальи.   И   Аксиньи.   По   Шолохову   жена­ хранительница семьи, дома, а главное детей, именно благодаря ей устоит дом на   самом  крутом   переломе   истории,   когда   все   вокруг   будет   погибать.   Мать красива  своей душой и терпением, заботой о ближних. Она способна пожалеть даже  врага,  а это  глубоко   по­  христиански. Красота  Аксиньи  прежде   всего порочна.   Она   нарушает   долг   супружеской   верности.   Отсюда   терпит   много несчастий и нравственных потерь, принесет массу невзгод и страданий нежной и любящей Наталье, а затем своими поступками словно подтолкнет к беде  ту, не которая   любит   по   христианским   нормам:   венчались   в   церкви,   давали   обеты верности   друг   другу   перед   самим   господом.     Наталья,   проклиная   мужа, накличет беду на себя, погубит свою душу и осиротит собственных детей.  Шолохов   поставил     непростые   вопросы   перед   читателями   страны,   которых вынуждала  новая   власть   жить   без   православных   устоев,   нравственных заповедей. Побуждала порой ради великой цели семью на голод обрести, насильно в колхоз загнать и даже пожертвовать родными людьми. Отсюда   понимание   женского   спасительного   начала   в   творчестве Александра   Исаевича   Солженицына   и   Валентина   Григорьевича Распутина.        11 слайд.  Солженицын отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от нее внутренний свет. Она крайне скромна, нетребовательна, но достаточно   твердо   соблюдает   традиции   воцерковленного   человека,   всякое дело начиналась с имени Бога: «Может она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить». Причина скрытности Матрены в том, что в годы советской власти верующие приучены были таиться.   ­ Напомните, какова главная черта в характере и поступках Матрены? (Матрена стеснительна,  деликатна,   добра  и  приветлива,   всегда  в  труде.  По  первому приказу идет на колхозные работы, совестливая стыдиться плохой  работы. Но не только колхоз, а любая из тальновских баб могла прийти и пригласить безотказную и добрую женщину помочь выкопать морковь и сделать какую­ то   другую   работу).  Матрена   наделена   даром   искренней   радости   за   успехи других.   В   ней   совершенно   отсутствуют   зависть   или  корысть.   В   период послевоенных трудностей она почти не имеет денег,  некому похлопотать за ее пенсию, положенную за труд, все и не вспомнят ни разу, что она инвалид. Матрена ни   на   кого   не   держит   зла,   умеет   всех   понять,   пожалеть   и   простить.   Все односельчане   и   родные   считают   вправе  пользоваться   ее   добротой, безотказностью, а сами обнаруживают бессердечие и корысть, даже считают ее глупой за то, что ничего не нажила и не стремиться нажить: только фикусы да колченогая кошка, а еще тараканы. Трагична жизнь женщины прекрасной души. Важный   штрих   в   ее   судьбе:  взяла   на   воспитание   дочку   Фаддея   Киру,   а   он погубит   неуемной   жадностью  и   Матрену,   и   родного   сына,   и   зятя,   и   дочь. Сестер Матрены автор сравнит с  вороньем,     а     их     плач     па     поминках­   с беспамятностью   Судьба   Матрены  связана   с   судьбой   русской   деревни,   она праведница.   Совсем   равнодушная   к  наживе.   Безразличная   к   материальным ценностям Гибель ее дома, двора это грозное предупреждение Солженицына о катастрофе, которая может  случиться, если общество утратит нравственные ориентиры. Все меньше Матрен, а без них не стоять ни селу, ни миру. 12   слайд.  Словно   о   младших   сестрах   Матрены   будет   писать   наш   замечательный земляк  В.Г.Распутин   в   повестях  «Последний   срок»,   «Прощание   с   Матерой». Старухи Анна, а затем Дарья живут не походя, наедине с природой и трудами. Они  всю   жизнь   при   истине   и   Боге,   не   растеряли   умение  радоваться  жизни, дорожить   опытом   своим   и   ушедших   уже   навсегда   родителей.   Они   не  угнетены жизнью, а словно украшены тайной глубинного ее знания. Эти старые женщины умеют ценить родной остров, свою землю, свои дома и могилы ушедших родных. Таких   героинь     невозможно   приучить   к   попустительству   и   скорому  бездумному переезду на все готовое. Они пытаются спасти родные могилы и дома от чьих­то скоропалительных планов, варварства и надругательства. Что будет, когда их не станет? « Мы с тобой, однако, две последние старинные старухи на свете остались. После   нас   и   старухи   другие   пойдут...»   И   вот   они   пришли,   новые   старухи,   не знающие  народных  песен,  обычаев, сказок, не ведающие старину,  уткнувшиеся в телевизор...  Говорит  писатель   не   в   осуждение,   больно   за   засыхание   поэзии   и узорчатости национальной жизни, Ш. Заключение.  Вот   и   подходит   к   концу   путешествие   по   сквозной   теме:   образы   лучших женских   характеров   на   страницах   замечательных   русских   писателей. Дом. задание: Повторить   блок   по   сквозной   теме   нашего   урока,   написать   в   виде   эссе   свои размышления о лучших духовных качествах женской души, привести примеры.  13 слайд. 1. Фольклор и русская литература Сказка «Финист­ ясный сокол» «Сказание о Евпраксии Рязанской» «Сказание об Авдотье ­ Рязаночке» 2. Из литературы I половины XIX века:  А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» 3. Из литературы II половины XX века: А.Н.Островский «Гроза» Н.Г.Чернышевский «Что делать?»     Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «Анна Каренина» 4. ХХ век начало XXI века:  М. А. Шолохов «Тихий Дон» А.И.Солженицын «Матренин двор» В.Г. Распутин «Последний срок», Прощание с Матерой» И.В. Холодяков. Духовные ценности русской классической литературы. // Литература: К. Кокшенева. Заметки о современной литературе. «Литература в школе» // 1. «Литература в школе»  №2, 2005 год 2. №1, 1996 год

Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)

Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)

Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)

Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)

Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)

Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)

Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)

Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)

Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)

Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)

Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)

Урок по литературе " Образ женщины в православном осмыслении" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2017