"Уроки подготовительного периода" (Развитие речи)

  • docx
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УРОКИ.docx

УРОКИ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО  ПЕРИОДА

      На вводных занятиях подготовительного этапа учитель познакомит детей с их первым школьным учебником, объяснит его название. Учитель скажет, что и у нас в стране, и в других странах живет много разных народов и каждый говорит на своем языке. Писать и читать учатся дети везде по специально составленному для этого учебнику, который почти везде называют букварем или азбукой. С самых далеких времен в алфавите многих языков каждая буква имела свое название. Так было и в нашем славянском алфавите. Вот как назывались в нем буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро и т. д. Когда-то не было печатных станков, книги переписывались от руки специальными людьми — переписчиками. Каждая книга представляла собой особую ценность не только из-за своего содержания, но и из-за затрат на ее изготовление. Переписчик старался сделать книгу привлекательной, красивой. Особое внимание он уделял той букве, с которой начиналось первое слово каждой новой части текста: главы, параграфа, абзаца. Вот и в вашем учебнике изображены такие две буквы, заглавные, большие. Они и являются первыми буквами древнерусского алфавита. Попробуйте громко прочитать, назвать одну букву за другой. Что у вас получилось? Не напомнило ли это звучание какое-то хорошо всем известное слово? Правильно, азбука. Так в старину называли учебники по обучению грамоте. Была в те времена и пословица сочинена: «Сперва аз да буки, а там и науки». В чем ее смысл?

      Одновременно с названием «азбука» у первых школьных учебников появилось и другое название — «букварь». Слышите ли вы в этом названии что-то знакомое? Правильно, слово «буква». Всего в современном русском алфавите 33 буквы. Алфавит — это все буквы сразу. Кстати, само слово «алфавит» произошло от древнегреческого, где первая буква называлась «альфа», а вторая — «бета». Эту вторую букву произносили как «вита», вот и получилось — алфавит. Напоминает ли вам это наше русское слово? (Азбука.)

      Итак, первый школьный учебник грамоты, по которому учатся хорошо и правильно читать и писать, называется или «Азбука», или «Букварь». Ваш учебник назван «Русская азбука», т. е. такой учебник, по которому обучают именно русской грамоте.

      Учитель предложит детям перелистать учебник и рассмотреть его, потом расскажет первоклассникам об основных правилах поведения в классе, о том, что 1 сентября во всех школах страны начинаются занятия. Этот день отмечается как всенародный праздник, который назван «День знаний».

      Учитель спросит у детей, какие они знают буквы, стихотворения; выслушает вместе с классом несколько учеников, пожелавших прочитать наизусть то, что было заучено ими до школы; наконец, может предложить всем вместе выучить одно из стихотворений, посвященных 1 сентября. (Какое-то из них, разумеется, есть в запасе у каждого учителя-профессионала.)

      Завершит этот самый первый, вводный урок беседа о том, что надо делать каждому ученику, чтобы хорошо учиться. Учитель расскажет и покажет, как надо размещать учебные вещи и принадлежности, как ими пользоваться (доставать, убирать, аккуратно брать и т. д.).

      Следующий урок можно провести уже непосредственно по материалам учебника, конкретно по с. 6 и 7, которые напомнят детям о содержании первого урока. Детям предлагается выполнить задание на развитие логического мышления. Внизу страницы даны рисунки. Просим детей назвать каждый предмет отдельно, указать, для чего он предназначен, а затем вспомнить, каким одним словом можно назвать их все, — игрушки, школьные принадлежности (или вещи). Привлекаем внимание детей к большому вопросительному знаку, помещенному среди рисунков. Этот знак как бы задает ученикам вопрос: «А какой еще другой предмет можно отнести к разделу «игрушки» и «учебные вещи»?» Например, автомобильчики, домики, дудочка, юла, ручка, линейка, ластик и др.

      Основную часть урока желательно посвятить уточнению общего представления о речи. Учитель объяснит: «Все, что говорят люди, — это устная речь. Она служит для выражения мыслей и чувств». Дает задание внимательно слушать своих товарищей и запоминать, о чем они рассказывают. По вызову учителя ученики говорят, о чем сообщалось в прослушанных рассказах, и таким образом подчеркивается содержательная сторона речи. Будут заслушаны рассказы детей о своих любимых занятиях, животных, о помощи маме и папе в домашних делах и т. д.

      По рисункам учебника (с. 7) дети вспомнят содержание народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». Можно задать детям вопросы: что изображено на рисунке? Что находится на переднем плане (впереди)? Что изображено на заднем плане (позади)? Что можно увидеть справа, слева, внизу, наверху?

      Подведя итоги урока, учитель скажет примерно так:

      — Вы отвечали на вопросы — это речь, рассказывали, используя иллюстрации, — это тоже речь.

      Любой рассказ, выступление, разговор — все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильной и грамотной устной речи. Учитель предлагает ученикам еще раз пролистать «Русскую азбуку» и ответить, что можно увидеть на страницах учебника, кроме рисунков.

      Ученикам объясняется:

      — В азбуке, кроме рисунков, страницы заполнены значками (буквами). Этими значками записаны рассказы, стихи, сказки, вопросы, загадки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо научиться читать. На уроках чтения и письма вы будете учиться читать и писать.

      Дети, которые до школы научились читать, прочитывают для всего класса слова, написанные крупными печатными буквами на доске: МАМА, МОСКВА, МИР, РОССИЯ.

      — Скоро вы все, — говорит учитель, — научитесь читать. В этом вам поможет первый школьный учебник — «Русская азбука».

      Представление о предложении.

      Учитель говорит, что речь состоит из предложений, что в каждом предложении выражается какая-либо мысль, и приводит, скажем, такой пример: Ученик рисует на доске домик.

      Ученики делают вывод о том, что они узнали на уроке: речь состоит из предложений; в каждом предложении выражается определенная мысль; между предложениями делается остановка (пауза).

      Обозначение предложения схемой.

      Объясняется, что каждое предложение, даже если дети не знают букв, можно записать, обозначить его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений. Учитель показывает, как можно обозначить предложение.

      На доске учитель изображает такую схему:

http://www.school-russia.prosv.ru/ebooks/goreckii_gramota_i_pismo/images/1.jpg

      Пояснит, что начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской или линией слева, а конец предложения обозначен точкой справа от полосы или линии.

      Дети должны найти и показать схематическое изображение предложения в учебнике.

      Проводится упражнение по определению количества предложений в тексте — на слух. Примерный текст рассказа может быть таким:

      Дети пришли в школу. Они сидят в классе. Начался урок. Одного ученика вызвали к доске.

      Учитель повторяет рассказ, делая паузы между предложениями, а вызванный к доске ученик должен обозначить количество услышанных предложений заранее заготовленными карточками со схемами, последовательно выставляя их на классном наборном полотне. Учащиеся определяют, что в этом рассказе четыре предложения. Соответственно на наборном полотне выставлены четыре карточки.

      Одновременно все ученики выполняют аналогичную работу на индивидуальных наборных полотнах или «записывают», вычерчивают линии в тетрадях.

      С этого урока целесообразно начать задавать детям домашние задания по чтению. Первое из них: придумайте рассказ из 4—5 предложений и запишите его линиями.

      Попутно заметим, что бытующее мнение о вредности домашнего задания в начальной школе глубоко ошибочно. Домашнее задание может принести вред только в одном случае: когда учитель перекладывает на плечи учеников то, что он должен был объяснить, растолковать на уроке. Но, когда домашнее задание способствует повторению и закреплению изученного, развивает мыслительные способности ученика, формирует внутреннюю дисциплинированность, оно крайне необходимо и полезно.

      Новый урок можно начать с краткого повторения ранее пройденного и проверки выполнения домашнего задания.

      Основную часть урока дети самостоятельно составляют и говорят предложения об учебных вещах, указывая их назначение и некоторые другие признаки, например: Карандашами мы рисуем. Карандаши хранят в коробке (в пенале). Карандаши бывают разных цветов и т. п.

      Обобщение1.

      Ученики делают вывод о том, что они узнали на уроке: речь состоит из предложений; в каждом предложении выражается определенная мысль; между предложениями делается остановка (пауза). Кроме того, дети учились делить речь на предложения.

      Повторение сведений о схематическом изображении предложений.

      Учащиеся вспоминают, как можно схематически «записать» сказанное предложение, показывают небольшие индивидуальные карточки с изображением схем предложений — полосок или на доске чертят линии.

      Самостоятельная работа.

      Учитель произносит два предложения: У девочки в руках мяч; Мальчик перевозит на машине песок, а ученики должны на индивидуальном наборном полотне показать с помощью карточек со схемами, сколько предложений они услышали.

      Составление рассказа по заранее заданным схемам.

      Учитель предлагает детям рассказать, как они провели лето, что увидели нового и что узнали интересного, где побывали. При этом оговаривается, что в рассказе должно быть столько предложений, сколько обозначено схемами на доске. (Например: Летом мы гостили у бабушки в деревне. Там мы ловили рыбу. Или: Летом наша семья ездила отдыхать к морю. Мне очень понравилось купаться в теплом море.)

      Логическое упражнение.

      Учитель может его провести по специально подобранным предметным рисункам, расположив их на классном наборном полотне, или по материалу учебника. Дети называют каждый предмет в отдельности, а потом общим словом — «инструменты». По образцу предыдущего урока проводится игра «Замени знак вопроса картинкой» (топор, клещи, лом, вилы и т. д.).

      Составление предложений.

      Дети самостоятельно составляют и произносят предложения об игрушках и играх (о мяче, кукле и т. п.).

      Упражнение можно провести в форме игры «Скажем как можно больше». Об одной из игрушек дети говорят предложения, одновременно фиксируя каждое карточками со схемами, которые выставляются на классном наборном полотне. Вариант: за каждое сказанное предложение ученик получает от учителя карточку со схемой. В конце игры подсчитывается, сколько всего предложений придумал класс (например, о мяче: Мяч круглый. Мой мяч разноцветный. Мяч высоко подскакивает. У моего брата есть футбольный мяч и т. п.).

      Даем общую схему построения в целом урока обучения грамоте на подготовительном этапе (безбуквенная ступень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Повторение и проверка домашнего задания.

      Учитель открывает запись на доске, сделанную печатным шрифтом:

      Кругла, а не луна,
      Желта, а не масло,
      С хвостиком, а не мышь.

      Он говорит, что здесь записана загадка, это — письменная речь. Дети пытаются прочитать написанное на доске. С этим могут справиться лишь отдельные ученики. Тогда учитель сам читает загадку, а дети ее отгадывают. (Репа.) Дается новое задание: кто сможет записать отгадку на доске? Выясняется, что письменной речью все или почти все ученики еще не владеют. Делается вывод, что дети постепенно научатся не только читать, но и писать. Для этого надо уметь выполнять много разных упражнений. Одно из них доступно уже всем — обозначить слово-отгадку в индивидуальном наборном полотне схемой. Ученики выставляют на своих полотнах по одной полоске и, глядя на нее, произносят слово репа.

      Составление рассказа по сюжетному рисунку (с. 12).

      Ученики составляют рассказ по вопросам учителя: куда пришли дети? Что они там делают? Кто с ними был? Кто их встретил? Как?

      Составление предложений по схемам.

      Учитель предлагает детям составить предложение из трех слов о мальчике (Мальчик принес машину), о девочке (Девочка несла куклу), придумать предложение из 2 слов о папе (Папа открыл багажник). Составленные предложения соотносятся со схемами и анализируются: сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое второе? Какое третье?

      Логическое упражнение.

      По рисункам (на с. 10—11) детям предлагается назвать отдельно диких и домашних животных. (Корова, собака — домашние животные; за ними ухаживает человек. Медведь, ежик — дикие животные. Дикие животные живут в лесу, в поле, сами добывают себе еду.)

      Составление предложений.

      Помещаем на доске какой-либо предметный рисунок, а на нем полоску (схему). Дети должны догадаться, что так обозначаются отдельные слова — названия изображенных предметов.

      Детям предлагается придумать предложение из двух слов о бабушке. Предложение анализируется и соотносится со схемой (Бабушка рада).

http://www.school-russia.prosv.ru/ebooks/goreckii_gramota_i_pismo/images/5.jpg

      Составляется предложение про дедушку из трех слов (Дедушка встречает внука).

http://www.school-russia.prosv.ru/ebooks/goreckii_gramota_i_pismo/images/6.jpg

      Составленное предложение анализируется: сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое третье?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru