Уроки 110-111 Буквы З и С на конце приставок

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить учащихся с орфограммой «Правописание З–С на конце приставок»; формировать умение определять условия выбора букв З, С на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв З и С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Уроки 110-111 Буквы З и С на конце приставок.doc

Уроки 110–111. БУКВЫ З–С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с орфограммой «Правописание З–С на конце приставок»; формировать умение определять условия выбора букв З, С на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв З и С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                                    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Чередование звуков

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово (составляется
учителем)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные:
работают в парах

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Инсценирование, эвристическая беседа по теме урока

Лингвистическая сказка.

В некотором королевстве жила королева Грам-
матика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала
жаловаться:

– Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие-нибудь обязанности. А то что ей делать? Слушай да говори!

Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на -З и -С. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка РАЗ- к глаголу «править» и стала приставкой РАС-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой РАЗ-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Начнем урок, тема которого… Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке?

Выслушивает варианты ответов учащихся

Воспринимают на слух информацию.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что

знаний у них

недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обо-сновывают свою точку

зрения

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения.

 

4. Целеполагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации по теме урока, ответы на вопросы, наблюдение и анализ языковых
единиц,
составление алгоритма

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

1. Понаблюдаем и исследуем (задание
на слайде).

– Почему слова записаны в два столбика?

расчертить      раздать

вспомнить       взлететь

– От каких условий зависит написание приставок на -З, -С?

2. Работаем с алгоритмом.

– Перед вами алгоритм (на слайде). Расставьте его шаги в нужном порядке.

•  Выдели в слове приставку.

•  Посмотри на букву согласного звука после приставки.

•  Если оканчивается на глухой согласный С.

•  Если оканчивается на звонкий согласный З.

3. Проверим себя.

– Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы.

и_полнить              и_дать

бе_порядок            бе_брежный

На слайде: ключ.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают

и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют шаги алгоритма, делают
вывод.

Выполняют элементарные физические упраж-

нения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные:
работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную
от своей)

Устные ответы, памятка

Физкульт-

минутка

А теперь поднимите руки как можно выше.
Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на -З-, -С-.

Чтение отрывков из стихотворений.

Листья, листья листопад,

Не расчистить школьный сад.

У солнышка есть правило: оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.

Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи.

Разбираюсь правильно, как пинать мячи».

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой,

Раздаются три звонка.

Нет, в жизни мне не повезло:

Однажды я разбил стекло.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

 

Фронтальная

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Выполняют физические упражнения

5. твор-ческая практическая деятельность

по реали-

зации
построенного проекта.

 

 

 

6. Первичное закрепление

с комментирова-

нием

во внешней речи

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений

на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, взаимопроверка

Продолжим нашу работу. На слайде вам представлены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму.

1. Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на -З-, -С-. Обозначьте графически орфограмму.

Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга!

2. От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму.

без заботы –

без края –

без цели –

3. Найдите в словах приставки, оканчивающиеся на -З, -С.

Обозначьте графически орфограмму.

Неисчерпаемый, происшествие, водоразборный

(ключи к заданиям на слайдах)

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Работают с заданием. Подсчитывают баллы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые
знания, умения, совершенствовать имею-
щиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах
с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы

Устные ответы.

Письмен-ная ра-

бота

7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону

Обобщение,

систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Эвристическая беседа, частичный анализ текста, письменная работа

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.

– Я надеюсь, что с орфограммой «Правописание З, С на конце приставок» вы подружились,
подружились так же, как и герои этого отрывка
(на слайде).

1. Он сразу узнавал его шаги.

2. «Здравствуй, малыш», – слышалось в кори-
доре.

3. Генка бежал открывать отцу дверь.

4. Отец поднимался всегда не спеша, словно раздумывал, идти ему или нет.

5. Ему многое хотелось рассказать…

6. Вечером Генка с нетерпением ждал возвращения отца.

– Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? У вас на столах лежат полоски бумаги с напечатанными в них предложениями.

– Составьте предложения так, чтобы получился текст.

– Каковы отношения отца и сына?

– Найдите ключевые слова в тексте, которые говорят о том, что отец и сын были друзьями.

– Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание -з, -с на конце приставок».

– Вы согласны, что человеку нужны друзья? А зачем нужны друзья? Запишите ваши мысли по этому поводу

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют творческую работу

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют
желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Мини-сочинения

8. Включение в систему знаний и повторение

Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Контролирует правильность выполнения заданий, дополняет ответы учащихся. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Оценивание работы учащихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уро-ке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою
деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят монологические высказывания

Листы обратной
связи

 


Посмотрите также