Уроки 110–111. БУКВЫ З–С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК
Цель деятельности учителя |
Познакомить учащихся с орфограммой «Правописание З–С на конце приставок»; формировать умение определять условия выбора букв З, С на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв З и С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
методы и формы |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Чередование звуков |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и развивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы |
Формируемые умения (универсальные |
Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное
слово (составляется |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: |
Листы обратной |
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Инсценирование, эвристическая беседа по теме урока |
Лингвистическая сказка. В некотором королевстве жила королева
Грам- – Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие-нибудь обязанности. А то что ей делать? Слушай да говори! Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на -З и -С. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка РАЗ- к глаголу «править» и стала приставкой РАС-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой РАЗ-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. – Начнем урок, тема которого… Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке? Выслушивает варианты ответов учащихся |
Воспринимают на слух информацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов |
Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обо-сновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и постро- ение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, просмотр
мультимедийной презентации по теме урока, ответы на вопросы, наблюдение и
анализ языковых |
Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. 1. Понаблюдаем и
исследуем (задание – Почему слова записаны в два столбика? расчертить раздать вспомнить взлететь – От каких условий зависит написание приставок на -З, -С? 2. Работаем с алгоритмом. – Перед вами алгоритм (на слайде). Расставьте его шаги в нужном порядке. • Выдели в слове приставку. • Посмотри на букву согласного звука после приставки. • Если оканчивается на глухой согласный С. • Если оканчивается на звонкий согласный З. 3. Проверим себя. – Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы. и_полнить и_дать бе_порядок бе_брежный На слайде: ключ. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и
одноклассниками составляют шаги алгоритма, делают Выполняют элементарные физические упраж- нения |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: |
Устные ответы, памятка |
Физкульт- минутка |
– А теперь поднимите
руки как можно выше. Чтение отрывков из стихотворений. Листья, листья листопад, Не расчистить школьный сад. У солнышка есть правило: оно лучи расправило, Раскинуло с утра. И на земле жара. Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи. Разбираюсь правильно, как пинать мячи». Я Володины отметки узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой, Раздаются три звонка. Нет, в жизни мне не повезло: Однажды я разбил стекло. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий |
|
Фронтальная |
Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Выполняют физические упражнения |
|
5. твор-ческая практическая деятельность по реали- зации
6. Первичное закрепление с комментирова- нием во внешней речи |
Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, взаимопроверка |
– Продолжим нашу работу. На слайде вам представлены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму. 1. Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на -З-, -С-. Обозначьте графически орфограмму. Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга! 2. От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму. без заботы – без края – без цели – 3. Найдите в словах приставки, оканчивающиеся на -З, -С. Обозначьте графически орфограмму. Неисчерпаемый, происшествие, водоразборный (ключи к заданиям на слайдах) Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий |
Работают с заданием. Подсчитывают баллы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: желают приобретать
новые Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют
совместную деятельность в парах и рабочих группах |
Устные ответы. Письмен-ная ра- бота |
7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону |
Обобщение, систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, частичный анализ текста, письменная работа |
Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. – Я надеюсь, что с орфограммой
«Правописание З, С на конце приставок» вы подружились, 1. Он сразу узнавал его шаги. 2. «Здравствуй, малыш», –
слышалось в кори- 3. Генка бежал открывать отцу дверь. 4. Отец поднимался всегда не спеша, словно раздумывал, идти ему или нет. 5. Ему многое хотелось рассказать… 6. Вечером Генка с нетерпением ждал возвращения отца. – Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? У вас на столах лежат полоски бумаги с напечатанными в них предложениями. – Составьте предложения так, чтобы получился текст. – Каковы отношения отца и сына? – Найдите ключевые слова в тексте, которые говорят о том, что отец и сын были друзьями. – Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание -з, -с на конце приставок». – Вы согласны, что человеку нужны друзья? А зачем нужны друзья? Запишите ваши мысли по этому поводу |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют творческую работу |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: имеют Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Мини-сочинения |
8. Включение в систему знаний и повторение |
Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
Контролирует правильность выполнения заданий, дополняет ответы учащихся. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Фронтальная |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
Оценивание работы учащихся на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
– Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
|
Определяют свое эмоциональное состояние на уро-ке. Заполняют дневники достижений |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: устанавливают
взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и
операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных,
сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания |
Листы обратной |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.