Уроки 110-111 Буквы З и С на конце приставок
Оценка 5

Уроки 110-111 Буквы З и С на конце приставок

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
01.03.2017
Уроки 110-111 Буквы З и С на конце приставок
Познакомить учащихся с орфограммой «Правописание З–С на конце приставок»; формировать умение определять условия выбора букв З, С на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв З и С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Уроки 110-111 Буквы З и С на конце приставок.doc

Уроки 110–111. БУКВЫ З–С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с орфограммой «Правописание З–С на конце приставок»; формировать умение определять условия выбора букв З, С на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв З и С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                                    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Чередование звуков

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово (составляется
учителем)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные:
работают в парах

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Инсценирование, эвристическая беседа по теме урока

Лингвистическая сказка.

В некотором королевстве жила королева Грам-
матика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала
жаловаться:

– Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие-нибудь обязанности. А то что ей делать? Слушай да говори!

Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на -З и -С. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка РАЗ- к глаголу «править» и стала приставкой РАС-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой РАЗ-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Начнем урок, тема которого… Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке?

Выслушивает варианты ответов учащихся

Воспринимают на слух информацию.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что

знаний у них

недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обо-сновывают свою точку

зрения

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения.

 

4. Целеполагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации по теме урока, ответы на вопросы, наблюдение и анализ языковых
единиц,
составление алгоритма

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

1. Понаблюдаем и исследуем (задание
на слайде).

– Почему слова записаны в два столбика?

расчертить      раздать

вспомнить       взлететь

– От каких условий зависит написание приставок на -З, -С?

2. Работаем с алгоритмом.

– Перед вами алгоритм (на слайде). Расставьте его шаги в нужном порядке.

•  Выдели в слове приставку.

•  Посмотри на букву согласного звука после приставки.

•  Если оканчивается на глухой согласный С.

•  Если оканчивается на звонкий согласный З.

3. Проверим себя.

– Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы.

и_полнить              и_дать

бе_порядок            бе_брежный

На слайде: ключ.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают

и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют шаги алгоритма, делают
вывод.

Выполняют элементарные физические упраж-

нения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные:
работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную
от своей)

Устные ответы, памятка

Физкульт-

минутка

А теперь поднимите руки как можно выше.
Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на -З-, -С-.

Чтение отрывков из стихотворений.

Листья, листья листопад,

Не расчистить школьный сад.

У солнышка есть правило: оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.

Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи.

Разбираюсь правильно, как пинать мячи».

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой,

Раздаются три звонка.

Нет, в жизни мне не повезло:

Однажды я разбил стекло.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

 

Фронтальная

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Выполняют физические упражнения

5. твор-ческая практическая деятельность

по реали-

зации
построенного проекта.

 

 

 

6. Первичное закрепление

с комментирова-

нием

во внешней речи

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений

на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, взаимопроверка

Продолжим нашу работу. На слайде вам представлены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму.

1. Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на -З-, -С-. Обозначьте графически орфограмму.

Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга!

2. От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму.

без заботы –

без края –

без цели –

3. Найдите в словах приставки, оканчивающиеся на -З, -С.

Обозначьте графически орфограмму.

Неисчерпаемый, происшествие, водоразборный

(ключи к заданиям на слайдах)

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Работают с заданием. Подсчитывают баллы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые
знания, умения, совершенствовать имею-
щиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах
с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы

Устные ответы.

Письмен-ная ра-

бота

7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону

Обобщение,

систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Эвристическая беседа, частичный анализ текста, письменная работа

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.

– Я надеюсь, что с орфограммой «Правописание З, С на конце приставок» вы подружились,
подружились так же, как и герои этого отрывка
(на слайде).

1. Он сразу узнавал его шаги.

2. «Здравствуй, малыш», – слышалось в кори-
доре.

3. Генка бежал открывать отцу дверь.

4. Отец поднимался всегда не спеша, словно раздумывал, идти ему или нет.

5. Ему многое хотелось рассказать…

6. Вечером Генка с нетерпением ждал возвращения отца.

– Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? У вас на столах лежат полоски бумаги с напечатанными в них предложениями.

– Составьте предложения так, чтобы получился текст.

– Каковы отношения отца и сына?

– Найдите ключевые слова в тексте, которые говорят о том, что отец и сын были друзьями.

– Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание -з, -с на конце приставок».

– Вы согласны, что человеку нужны друзья? А зачем нужны друзья? Запишите ваши мысли по этому поводу

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют творческую работу

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют
желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Мини-сочинения

8. Включение в систему знаний и повторение

Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Контролирует правильность выполнения заданий, дополняет ответы учащихся. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Оценивание работы учащихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уро-ке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою
деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят монологические высказывания

Листы обратной
связи

 


Уроки 110–111. БУКВЫ З–С НА

Уроки 110–111. БУКВЫ З–С НА

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Инсценирование, эвристическая беседа по теме урока

Инсценирование, эвристическая беседа по теме урока

Выслушивает варианты ответов учащихся

Выслушивает варианты ответов учащихся

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи…

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи…

Не расчистить школьный сад.

Не расчистить школьный сад.

Выполняют физические упражнения

Выполняют физические упражнения

Продолжим нашу работу. На слайде вам представлены три вида заданий

Продолжим нашу работу. На слайде вам представлены три вида заданий

Эвристическая беседа, частичный анализ текста, письменная работа

Эвристическая беседа, частичный анализ текста, письменная работа

мысли, высказывают и обосновывают свою точку зренияМини-сочинения

мысли, высказывают и обосновывают свою точку зренияМини-сочинения

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017