Уроки 113-114 Буквы А-О в корнях РАСТ-РОС
Оценка 4.7

Уроки 113-114 Буквы А-О в корнях РАСТ-РОС

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
01.03.2017
Уроки 113-114 Буквы А-О в корнях РАСТ-РОС
Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных О–А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; формировать навык правописания корней с чередованием Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв О–А в корне -PACТ-, -РОС-; слова-исключения; правило: нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): освоение способов учебного проектирования через решение проектных задач как прообразов будущей проектной деятельности старших подростков. Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человекаТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Уроки 113-114 Буквы А-О в корнях РАСТ-РОС.doc

Уроки 113–114. БУКВЫ О–А В КОРНЯХ -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС(Л)-*

Цель деятельности учителя

Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных О–А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; формировать навык правописания корней с чередованием

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв О–А в корне -PACТ-, -РОС-; слова-исключения; правило: нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): освоение способов учебного проектирования через решение проектных задач как прообразов будущей проектной деятельности старших подростков.

Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека

методы и формы обучения

Исследовательский метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                                    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Чередование, орфограмма-буква

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово (составляется
учителем)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную
задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие.

 

3. Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обучающая игра

– Сегодня мы продолжим знакомство с самой главной морфемой слова – корнем.

– Какие орфограммы корня нам известны? (Корни с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; корни с чередованием.)

Игра «Третий лишний» (на слайде).

– Определите «третий лишний».

1) Прилагать, ловить, помирить;

2) усложнить, положить, изложение;

3) произрастать, потрясти, излагать.

– Объясните свой выбор. (В первом ряду есть одно слово с чередующейся гласной в корне слова, во втором ряду – лишнее слово с проверяемой безударной гласной.)

– А как мы объясним слова третьего ряда?

– Верно, лишним будет слово потрясти, ведь кроме слова излагать в этом ряду есть еще один корень с чередованием – в слове произрастать.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы

Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обуча-

ющей игре, участвуют
в диалоге

с учителем, понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают
недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:
слушают, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

Физкультминутка

Мы играем целый день,

Целый день играть не лень.

Ты, смотри, не отставай,

Все за нами повторяй.

Мы поднимем руки вверх,

Сразу станем выше всех.

Опускаем руки вниз.

Ниже, ниже наклонись

Выполняют движения в соответствии с текстом

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Выполняют

упраж-

нения

4. Целеполагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных о–а. Давайте вместе попробуем определить тему урока.

Организует и сопровождает деятельность учащихся

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, опре-деляют тему урока

Фронтальная

Задают вопросы для уточнения информации

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности уча-щихся.

Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися

– Мы подготовили исследовательский проект «Правописание корней с чередованием гласных О–А в корне»**. Цель нашего проекта –
научиться правильно писать корни -РАСТ-,
-РАЩ-, -РОС-
, в которых чередуются гласные О–А.

– Первым делом мы выдвинули предположение, гипотезу.

•  Если правописанием командуют согласные
СТ и Щ, то в корне пишется А.

•  Если в корне согласные СТ и Щ отсутствуют, то пишется О

Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают

и обосновывают свою точку зрения

Групповая, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию,
а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих
тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Устные сообщения,

ответы

6. Первичное закрепление

с комментирова-

нием

во внешней речи.

 

7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа

 

Доклады групп:

1-я группа проводила исследование: отобрали тексты, определили круг слов, с которыми будут работать, и проследили за их написанием. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикс а, ни ударение, ни смысл не играют роли. Оставалось обратить внимание на согласные в корне.

2-я группа доказывала, что в данных корнях присутствует чередование.

– Мы знаем о таком языковом явлении, как чередование согласных. Сочетание СТ чередуется со Щ. Доказательство этого положения представлено на экране:

блестеть – блещет

свистеть – свищет

чистить – очищенный

растить – выращенный

Значит, в корне -РАЩ-, как и в корне -РАСТ-, пишется А.

3-я группа проводила опрос среди одноклассников и анализировала результаты.

– Чтобы выяснить, все ли наши одноклассники могут отличить корень -РАСТ- от приставки
-РАС- и корня, начинающегося с буквы т, мы подобрали примеры, записали их вперемешку,
распечатали карточки для каждого ученика и попросили распределить слова в два столбика.

•  Не выполнили задание – 15 %

•  Выполнили задание с одной ошибкой – 42 %

•  Выполнили задание без ошибок – 53 %

4-я группа выясняла, где же можно встретить слова с корнями -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-?

– На природе, в лесу, с жизнью человека эти слова тоже связаны. Корнями жизни называют корни -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, жизнью, развитием.

5-я группа обобщила результаты исследования и создала схему-помощницу для каждого из присутствующих на уроке.

– Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление и вспомнили ли вы, когда в корнях пишется А, а когда О. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда
недостающие буквы.

– Пользуясь своими записями или дидакти-
ческим материалом, приведите примеры слов
с корнями РАСТ, РАЩ, РОС и объясните их написание.

Организует и сопровождает деятельность
учащихся

Строят понятные для партнера высказывания, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, разгадывают крос-сворд

Групповая, индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточнения информации. Письмен-ная ра-

бота

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, словарный диктант, взаимо-проверка

– А сейчас мы проведем между вами орфографическую дуэль.

Словарный диктант (предварительно повторить орфограммы).

Водоросли, растение, выращенный, подрос, предложение, изложение, предлагать, росток, отрасль, Ростислав, слагать, прилагательное, полагаться, расположение.

– Обменяемся тетрадями и подведем итоги.

Контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Отвечают на вопросы.

Пишут словарный диктант, оценива-

ют работы одноклас-
сников

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания

и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оцени-
вают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письмен-ная ра-

бота. Оценивание работы учащихся на уроке

 


Уроки 113–114. БУКВЫ О–А В

Уроки 113–114. БУКВЫ О–А В

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности уча-щихся

Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности уча-щихся

Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталонуОбобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике

Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталонуОбобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике

Не выполнили задание – 15 % •

Не выполнили задание – 15 % •

Пользуясь своими записями или дидакти- ческим материалом, приведите примеры слов с корнями

Пользуясь своими записями или дидакти- ческим материалом, приведите примеры слов с корнями

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017