Уроки 113–114. БУКВЫ О–А В КОРНЯХ -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС(Л)-*
Цель деятельности учителя |
Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных О–А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; формировать навык правописания корней с чередованием |
Тип урока |
Урок объяснения нового материала |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв О–А в корне -PACТ-, -РОС-; слова-исключения; правило: нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): освоение способов учебного проектирования через решение проектных задач как прообразов будущей проектной деятельности старших подростков. Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека |
методы и формы обучения |
Исследовательский метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Чередование, орфограмма-буква |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и развивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения (универсальные |
Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное
слово (составляется
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: понимают
познавательную Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
Листы обратной |
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обучающая игра |
– Сегодня мы продолжим знакомство с самой главной морфемой слова – корнем. – Какие орфограммы корня нам известны? (Корни с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; корни с чередованием.) Игра «Третий лишний» (на слайде). – Определите «третий лишний». 1) Прилагать, ловить, помирить; 2) усложнить, положить, изложение; 3) произрастать, потрясти, излагать. – Объясните свой выбор. (В первом ряду есть одно слово с чередующейся гласной в корне слова, во втором ряду – лишнее слово с проверяемой безударной гласной.) – А как мы объясним слова третьего ряда? – Верно, лишним будет слово потрясти, ведь кроме слова излагать в этом ряду есть еще один корень с чередованием – в слове произрастать. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы |
Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обуча- ющей игре, участвуют с учителем, понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу, осознают Коммуникативные: |
Устные ответы |
Физкультминутка |
Мы играем целый день, Целый день играть не лень. Ты, смотри, не отставай, Все за нами повторяй. Мы поднимем руки вверх, Сразу станем выше всех. Опускаем руки вниз. Ниже, ниже наклонись |
Выполняют движения в соответствии с текстом |
Фронтальная |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания |
Выполняют упраж- нения |
|
4. Целеполагание и постро- ение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных о–а. Давайте вместе попробуем определить тему урока. Организует и сопровождает деятельность учащихся |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, опре-деляют тему урока |
Фронтальная |
Задают вопросы для уточнения информации |
|
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности уча-щихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися |
– Мы подготовили
исследовательский проект «Правописание корней с чередованием гласных О–А
в корне»**. Цель нашего проекта – – Первым делом мы выдвинули предположение, гипотезу. • Если правописанием командуют
согласные • Если в корне согласные СТ и Щ отсутствуют, то пишется О |
Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Групповая, индивидуальная |
Познавательные: читают и слушают,
извлекая нужную информацию, Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
Устные сообщения, ответы |
6. Первичное закрепление с комментирова- нием во внешней речи.
7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону |
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа
|
Доклады групп: 1-я группа проводила исследование: отобрали тексты, определили круг слов, с которыми будут работать, и проследили за их написанием. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикс а, ни ударение, ни смысл не играют роли. Оставалось обратить внимание на согласные в корне. 2-я группа доказывала, что в данных корнях присутствует чередование. – Мы знаем о таком языковом явлении, как чередование согласных. Сочетание СТ чередуется со Щ. Доказательство этого положения представлено на экране: блестеть – блещет свистеть – свищет чистить – очищенный растить – выращенный Значит, в корне -РАЩ-, как и в корне -РАСТ-, пишется А. 3-я группа проводила опрос среди одноклассников и анализировала результаты. – Чтобы выяснить, все ли наши
одноклассники могут отличить корень -РАСТ- от приставки • Не выполнили задание – 15 % • Выполнили задание с одной ошибкой – 42 % • Выполнили задание без ошибок – 53 % 4-я группа выясняла, где же можно встретить слова с корнями -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-? – На природе, в лесу, с жизнью человека эти слова тоже связаны. Корнями жизни называют корни -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, жизнью, развитием. 5-я группа обобщила результаты исследования и создала схему-помощницу для каждого из присутствующих на уроке. – Давайте проверим,
насколько внимательно вы слушали выступление и вспомнили ли вы, когда в
корнях пишется А, а когда О. Перед вами кроссворд. Вставьте в
слова кроссворда
– Пользуясь своими записями
или дидакти- Организует и сопровождает
деятельность |
Строят понятные для партнера высказывания, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, разгадывают крос-сворд |
Групповая, индивидуальная |
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Задают вопросы для уточнения информации. Письмен-ная ра- бота |
8. Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, словарный диктант, взаимо-проверка |
– А сейчас мы проведем между вами орфографическую дуэль. Словарный диктант (предварительно повторить орфограммы). Водоросли, растение, выращенный, подрос, предложение, изложение, предлагать, росток, отрасль, Ростислав, слагать, прилагательное, полагаться, расположение. – Обменяемся тетрадями и подведем итоги. Контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке |
Отвечают на вопросы. Пишут словарный диктант, оценива- ют работы одноклас- |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оцени- Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Письмен-ная ра- бота. Оценивание работы учащихся на уроке |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.