Уроки 125–126. ИМЕНА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ
И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ*
Цель деятельности учителя |
Формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках) |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основание деления существительных на собственные и нарицательные; правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п.; уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать собственные имена; заглавия книг, газет и т. п. с большой буквы и заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных написаний. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Грамматические категории, собственные и нарицательные имена существительные |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и развивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы |
Формируемые умения (универсальные |
Промежуточный контроль |
|
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово (составляется учителем) |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: Коммуникативные: работают |
Листы обратной |
|
2. Актуализация и пробное учебное дей-ствие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа с элементами игры |
– Какую часть речи вы сейчас изучаете? – Что такое существительное? – А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: именами существительными собственными и нарицательными. На слайде записаны слова: стихи, Пушкин, Дон, река, Алма-Аты, Россия, город, страна. – Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова? – Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради. |
Отвечают на вопросы. Строят
понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают
лингвистические термины. Выполняют задания в тетрадях с последующей
проверкой. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний |
Групповая |
Познавательные: выполняют
учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
|
3. Выявление места и причины затруднения |
Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся |
– По какому принципу вы распределяли данные слова? – Давайте дополним каждую колонку
своими приме- (2 ученика у доски.) – Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы, эти слова имена нарицательные. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы, слова эти имена собственные. – Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы? ПРОПИСНАЯ БУКВА (Веселые стихи) Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове не зря и не просто Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! |
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей |
Групповая |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают
причинно-следствен-ные связи, делают Регулятивные: осознают
недостаточность своих Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Устные ответы |
|
Физкультминутка |
|
Выполняют движения в соответствии с текстом |
Фронтальная |
|
Выполняют упражнения |
||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
– Какие важные дела у большой буквы?
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы.
– Составим, пользуясь материалами учебника, перечень существительных, которые будут писаться с большой буквы |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают
причинно-следственные связи между отдельными языковыми явле- |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, опе-рации, работают по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Задают вопросы для уточнения информации |
|
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля |
Работа по составлению памятки (материалы § 91).
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы.
Образец памятки (на слайде).
|
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о том, что существуют собственные и нарицательные имена существительные |
Фронтальная |
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Устные ответы |
|
6. Первичное закрепление с комментирова- нием во внешней речи |
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах |
– Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие – с маленькой. – Итак, на какие две группы делятся имена существительные? – Давайте обратимся к памятке и посмотрим, какие существительные относятся к именам собственным, какие – к нарицательным. Приведите примеры. – Прочитайте в «Памятке» о том, как называются такие существительные и что они обозначают. – Какова особенность написания имен существительных собственных? – Выполним упр. 489. – Выпишите из текста 4 примера имен существительных собственных и имен существительных нарицательных. Измените их по числам. – Какой вывод можно сделать? (Имена существительные собственные не изменяются по числам.) |
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения |
Устные ответы. Листы обратной |
|
7. Само-стоятельная работа с самопроверкой по эта-лону |
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения |
Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса |
Выполняют упражнения 490, 491, 495, 497, 499, 500, 501 |
Индивидуальная |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) |
Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа |
|
8. Включение в систему знаний и повторение |
Выполнение проверочного теста. Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
Тест. Проверка усвоения
материала, изученного
1. Имена существительные собственные называют: а) однородные предметы; б) единичные предметы.
2. Нарицательные существительные пишутся: а) с большой буквы; б) с маленькой буквы.
3. Укажите строку, в которой все слова написаны верно: а) дом, мама, миша; б) кузнец, комар, Комаров.
4. Укажите строку, в которой допущена ошибка: а) кузнец, Кузьма, кузов; б) Кузнецов, Петров, Мухин.
Взаимопроверка: 1. б; 2. б; 3. б; 4. А |
Выполняют тест, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Оценивание работы учащихся на уроке. Письменная работа |
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
– Что нового узнали на уроке? – Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений |
Индивидуальная |
Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.