Уроки 125-126 Имена существительные собственные и нарицательные

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках) Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основание деления существительных на собственные и нарицательные; правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п.; уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать собственные имена; заглавия книг, газет и т. п. с большой буквы и заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных написаний. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Уроки 125-126 Имена существительные собственные и нарицательные.doc

Уроки 125–126. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ
И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ
*

Цель деятельности учителя

Формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках)

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основание деления существительных на собственные и нарицательные; правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п.; уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать собственные имена; заглавия книг, газет и т. п. с большой буквы и заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных написаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net              http://www.intergu.ru                                        http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                     http://festival.1september.ru/subjects                 http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Грамматические категории, собственные и нарицательные имена существительные

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово (составляется учителем)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:
планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают
в парах

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное дей-ствие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа с элементами игры

– Какую часть речи вы сейчас изучаете?

– Что такое существительное?

– А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: именами существительными собственными и нарицательными.

На слайде записаны слова: стихи, Пушкин, Дон, река, Алма-Аты, Россия, город, страна.

– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?

– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний
у них недостаточно для полных
ответов

Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные
связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

– По какому принципу вы распределяли данные слова?

– Давайте дополним каждую колонку своими приме-
рами.

(2 ученика у доски.)

Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы, эти слова имена нарицательные. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы, слова эти имена собственные.

– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

ПРОПИСНАЯ БУКВА

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следствен-ные связи, делают
выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих
знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

Физкультминутка

В воздухе над лужицей

Стрекозы быстро кружатся,

Взлетают и садятся,

На солнышке резвятся.

Вот ползет сороконожка

По тропинке на дорожку.

Спинка изгибается,

Ползет-переливается

Выполняют движения в соответствии с текстом

Фронтальная

 

Выполняют упражнения

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

 

– Какие важные дела у большой буквы?

 

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы.

 

– Составим, пользуясь материалами учебника, перечень существительных, которые будут писаться с большой буквы

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явле-
ниями

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, опе-рации, работают по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Задают вопросы для уточнения информации

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля

Работа по составлению памятки (материалы § 91).

 

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы.

 

Образец памятки (на слайде).

 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о том, что существуют собственные и нарицательные имена существительные

Фронтальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы

6. Первичное закрепление с комментирова-

нием

во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

– Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие – с маленькой.

– Итак, на какие две группы делятся имена существительные?

– Давайте обратимся к памятке и посмотрим, какие существительные относятся к именам собственным, какие – к нарицательным. Приведите примеры.

– Прочитайте в «Памятке» о том, как называются такие существительные и что они обозначают.

– Какова особенность написания имен существительных собственных?

– Выполним упр. 489.

– Выпишите из текста 4 примера имен существительных собственных и имен существительных нарицательных. Измените их по числам.

– Какой вывод можно сделать? (Имена существительные собственные не изменяются по числам.)

Выполняют

упражнения,

отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения

Устные ответы.

Листы обратной
связи. Письменная работа

7. Само-стоятельная работа с самопроверкой

по эта-лону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса

Выполняют

упражнения 490, 491, 495, 497, 499, 500, 501

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа

8. Включение

в систему знаний

и повторение

Выполнение проверочного теста. Знакомство с работами учащихся.

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание

Тест. Проверка усвоения материала, изученного
на уроке.

 

1. Имена существительные собственные называют:

    а) однородные предметы;

    б) единичные предметы.

 

2. Нарицательные существительные пишутся:

    а) с большой буквы;

    б) с маленькой буквы.

 

3. Укажите строку, в которой все слова написаны верно:

    а) дом, мама, миша;

    б) кузнец, комар, Комаров.

 

4. Укажите строку, в которой допущена ошибка:

    а) кузнец, Кузьма, кузов;

    б) Кузнецов, Петров, Мухин.

 

Взаимопроверка: 1. б; 2. б; 3. б; 4. А

Выполняют тест, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные:
оценивают свою
работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся на уроке. Письменная работа

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные:
оценивают свою
работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной
связи

 


Посмотрите также