Уроки 138-139 Изложение с изменением лица
Оценка 4.7

Уроки 138-139 Изложение с изменением лица

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
17.03.2017
Уроки 138-139 Изложение с изменением лица
Актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранять повторы Урок развития речи Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о возможности использования существительных-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Уроки 138-139 Изложение с изменением лица.doc

Уроки 138–139. ИЗЛОЖЕНИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЦА
(упр. 547)

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранять повторы

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о возможности использования существительных-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net              http://www.intergu.ru                                      http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                     http://festival.1september.ru/subjects               http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Художественный стиль речи

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

– Давайте определим настрой на работу, свое настроение:

•  отличное;

•  хорошее;

•  не совсем готовы.

– Сегодня мы продолжим работу с текстом, определим его тип, тему, главную мысль, будем учиться писать изложение с изменением лица

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные:
работают в парах
(обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Чтение текста и беседа по содержанию

Текст изложения (на слайде или в учебнике, с. 72).

1) Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал*.
<…> В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех стран мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках по российским избам. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, темные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. <…> И пальмы, пальмы. Низкие, высокие, разлапистые, с шевелюрами современных молодых парней.

2) Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…

Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа…

В. П. Астафьев

– От чьего лица идет рассказ? (От лица автора.)

– Почему главному герою дали путевку? (Он заболел.)

– Что такое путевка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

– В каком словаре мы можем узнать значение слов? (В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова.)

Учитель открывает слайд 2 со словарной статьей из «Словаря русского языка» и предлагает сравнить значение слова путевка, данное учениками и С. И. Ожеговым.

Путевка, -и, ж.

1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь.

2. Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания (спец.).

– Каково лексическое значение слова санаторий?

Учитель открывает слайд 3 со словарной статьей из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова.

Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха.

– Где находится санаторий? (На юге страны.)

– Бывал ли там раньше автор? (Нет, он там
впервые.)

– Куда пошел гулять главный герой? (В парк.)

– Почему парк называется приморским?

– Чем поразил автора этот парк? (Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира.)

– Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы.)

Учитель открывает слайды 8–12 с изображением названных растений.

– Как характеризует автор все эти растения? (Деревья с африканским отливом в широких листьях.) Как вы понимаете это выражение?

– Что поразило главного героя при виде фикусов?
(Они росли не в кадках, а на улице.)

– Автор пишет, что платаны и чинары «воспеты в восточных одах». Давайте посмотрим значение
слова ода.

Учитель открывает слайд 4 со словарной статьей из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова.

Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь событию, герою, реже предмету.

– На что похожи семена чинар? (На мохнатые шарики с ниточками.)

– Какие пальмы увидел главный герой? (Низкие, высокие, разлапистые.)

– С чем сравнивает В. П. Астафьев листья пальм?
(С шевелюрами современных молодых людей.)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, выделяют трудные для написания и понимания слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают толкование слова путевка, выясняют, что это многозначное слово.

Определяют,

что в тексте слово употреблено в первом значении.

 

 

 

Отвечают
на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают фотографии и отве-
чают на воп-росы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа

Определение главной мысли текста и подбор к нему заголовка.

– Сделаем вывод о содержании 1-й части текста.
(В 1-й части В. П. Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями.)

– Почему, на ваш взгляд, текст разделен на две части? (В 1-й части говорится об экзотических растениях, а во 2-й части – о русских березках.)

– Такой прием называется противопоставлением.

– Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы.)

– Как вы понимаете значение слова куща?

Учитель сообщает, что в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное «кущение», которое значит «то, что кустится».

– Почему главный герой «глазам своим… не поверил»? (Березы здесь не растут.)

– Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом.)

– Посмотрим значение оборота в «Новом фразеологическом словаре русского языка» А. Д. Куриловой.

Учитель открывает слайд, содержащий словарную статью с толкованием фразеологизма.

Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т. п. чему-либо увиденному.

– Почему автор называет березы сиротами? (Они одиноки среди заморских растений.)

– Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез?

– Запишите эти глаголы в тетрадь.

– Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности.

– Как появились березки в парке? (Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…)

– В чем была особенность их роста? Запишите свой ответ. (…листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…)

– Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину.)

– О чем вспомнил автор, глядя на березки? Ответ запишите. (Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.)

– Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?

Учитель поясняет, что «козырьком» ворот является небольшой навес над ними, а «наличником» – накладная планка на оконном проеме.

– Как вы понимаете выражение «зеленая пена березового листа»?

– Как можно озаглавить 2-ю часть текста? («Березки в приморском парке», «Нет дерева сердцу милей», «Береза – символ Родины».)

Выделение трудных для написания слов, составление плана изложения.

Примерный план

1. Три березки среди заморских кущ.

  – Глазам своим он не поверил.

  – Березы стояли, опустив долу ветви.

  – От них нельзя было оторвать глаз.

  – Было так хорошо, покойно взгляду.

2. Листья берез и вершины были повернуты
к северу.

3. Он глядел на березки и видел...

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что

знаний у них

недостаточно

для полных ответов, записывают определения, выделяют трудные для написания и понимания слова, составляют план изложения.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

 

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

 

Пишут изложение (черновой вариант)

Фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Задают вопросы для уточнения информации, устные ответы

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.

И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

Выполняют

упражнения

Фронтальная

 

 

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся.

Беседа по вопросам

– Вспомним автора текста. (В. П. Астафьев.)

– Кто он? (Писатель.)

– Какую задачу ставит перед собой В. П. Астафьев? (Автор написал текст для читателей. В нем он передает свое отношение к березкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение.)

– Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь? (Тема и идея продуманы в художественной форме.

В. П. Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства.)

– Ваша задача – написать изложение 2-й части текста от 3-го лица. Помимо местоимения «он» можете употреблять контекстные синонимы «главный герой», «В. П. Астафьев», «рассказчик».

Возможные варианты дальнейшей
работы
:

1) запись по памяти изложения по вопросам;

2) выборочное списывание по вопросам;

3) запись ответа на один из вопросов.

Выбор варианта работы по уровням сложности

 

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Листы обратной
связи

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся.

Составление связных
рассказов, письменная работа

Написание изложения (или выбранный вариант задания для более слабых детей).

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

 

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Письменная работа

6. Первичное закрепление с комментирова-

нием

во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка черновых вариантов

контролирует правильность работы детей

Работа с черновиками. Отвечают на вопросы, под руководством педагога осуществляют проверку

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению

в памяти)

Задают вопросы для уточнения информации

7. Включение

в систему знаний и повто-

рение

Работа учащихся в парах, составление диалога.

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание

– Что нового, интересного узнали сегодня на уроке?

– Что понравилось, запомнилось, удивило?

– Что полезного для вас было сегодня на уроке?

– Что пригодится в будущем?

– Над чем заставил задуматься материал урока?

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.

Выполняют
задание,
отвечают на вопросы

Груп-

повая

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

 


Уроки 138–139. ИЗЛОЖЕНИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ

Уроки 138–139. ИЗЛОЖЕНИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Чтение текста и беседа по содержанию

Чтение текста и беседа по содержанию

Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…

Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…

Каково лексическое значение слова санаторий?

Каково лексическое значение слова санаторий?

Что поразило главного героя при виде фикусов? (Они росли не в кадках, а на улице

Что поразило главного героя при виде фикусов? (Они росли не в кадках, а на улице

Эвристическая беседа Определение главной мысли текста и подбор к нему заголовка

Эвристическая беседа Определение главной мысли текста и подбор к нему заголовка

Они одиноки среди заморских растений

Они одиноки среди заморских растений

Как вы понимаете выражение «зеленая пена березового листа»? –

Как вы понимаете выражение «зеленая пена березового листа»? –

Поглядеть из под ладошек. И – направо!

Поглядеть из под ладошек. И – направо!

Выбор варианта работы по уровням сложности

Выбор варианта работы по уровням сложности

Написание изложения (или выбранный вариант задания для более слабых детей)

Написание изложения (или выбранный вариант задания для более слабых детей)

Включение в систему знаний и повто- рение

Включение в систему знаний и повто- рение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2017