Уроки 138-139 Изложение с изменением лица

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранять повторы Урок развития речи Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о возможности использования существительных-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Уроки 138-139 Изложение с изменением лица.doc

Уроки 138–139. ИЗЛОЖЕНИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЦА
(упр. 547)

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранять повторы

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о возможности использования существительных-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net              http://www.intergu.ru                                      http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                     http://festival.1september.ru/subjects               http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Художественный стиль речи

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

– Давайте определим настрой на работу, свое настроение:

•  отличное;

•  хорошее;

•  не совсем готовы.

– Сегодня мы продолжим работу с текстом, определим его тип, тему, главную мысль, будем учиться писать изложение с изменением лица

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные:
работают в парах
(обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Чтение текста и беседа по содержанию

Текст изложения (на слайде или в учебнике, с. 72).

1) Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал*.
<…> В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех стран мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках по российским избам. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, темные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. <…> И пальмы, пальмы. Низкие, высокие, разлапистые, с шевелюрами современных молодых парней.

2) Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…

Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа…

В. П. Астафьев

– От чьего лица идет рассказ? (От лица автора.)

– Почему главному герою дали путевку? (Он заболел.)

– Что такое путевка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

– В каком словаре мы можем узнать значение слов? (В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова.)

Учитель открывает слайд 2 со словарной статьей из «Словаря русского языка» и предлагает сравнить значение слова путевка, данное учениками и С. И. Ожеговым.

Путевка, -и, ж.

1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь.

2. Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания (спец.).

– Каково лексическое значение слова санаторий?

Учитель открывает слайд 3 со словарной статьей из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова.

Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха.

– Где находится санаторий? (На юге страны.)

– Бывал ли там раньше автор? (Нет, он там
впервые.)

– Куда пошел гулять главный герой? (В парк.)

– Почему парк называется приморским?

– Чем поразил автора этот парк? (Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира.)

– Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы.)

Учитель открывает слайды 8–12 с изображением названных растений.

– Как характеризует автор все эти растения? (Деревья с африканским отливом в широких листьях.) Как вы понимаете это выражение?

– Что поразило главного героя при виде фикусов?
(Они росли не в кадках, а на улице.)

– Автор пишет, что платаны и чинары «воспеты в восточных одах». Давайте посмотрим значение
слова ода.

Учитель открывает слайд 4 со словарной статьей из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова.

Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь событию, герою, реже предмету.

– На что похожи семена чинар? (На мохнатые шарики с ниточками.)

– Какие пальмы увидел главный герой? (Низкие, высокие, разлапистые.)

– С чем сравнивает В. П. Астафьев листья пальм?
(С шевелюрами современных молодых людей.)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, выделяют трудные для написания и понимания слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают толкование слова путевка, выясняют, что это многозначное слово.

Определяют,

что в тексте слово употреблено в первом значении.

 

 

 

Отвечают
на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают фотографии и отве-
чают на воп-росы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа

Определение главной мысли текста и подбор к нему заголовка.

– Сделаем вывод о содержании 1-й части текста.
(В 1-й части В. П. Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями.)

– Почему, на ваш взгляд, текст разделен на две части? (В 1-й части говорится об экзотических растениях, а во 2-й части – о русских березках.)

– Такой прием называется противопоставлением.

– Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы.)

– Как вы понимаете значение слова куща?

Учитель сообщает, что в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное «кущение», которое значит «то, что кустится».

– Почему главный герой «глазам своим… не поверил»? (Березы здесь не растут.)

– Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом.)

– Посмотрим значение оборота в «Новом фразеологическом словаре русского языка» А. Д. Куриловой.

Учитель открывает слайд, содержащий словарную статью с толкованием фразеологизма.

Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т. п. чему-либо увиденному.

– Почему автор называет березы сиротами? (Они одиноки среди заморских растений.)

– Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез?

– Запишите эти глаголы в тетрадь.

– Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности.

– Как появились березки в парке? (Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…)

– В чем была особенность их роста? Запишите свой ответ. (…листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…)

– Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину.)

– О чем вспомнил автор, глядя на березки? Ответ запишите. (Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.)

– Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?

Учитель поясняет, что «козырьком» ворот является небольшой навес над ними, а «наличником» – накладная планка на оконном проеме.

– Как вы понимаете выражение «зеленая пена березового листа»?

– Как можно озаглавить 2-ю часть текста? («Березки в приморском парке», «Нет дерева сердцу милей», «Береза – символ Родины».)

Выделение трудных для написания слов, составление плана изложения.

Примерный план

1. Три березки среди заморских кущ.

  – Глазам своим он не поверил.

  – Березы стояли, опустив долу ветви.

  – От них нельзя было оторвать глаз.

  – Было так хорошо, покойно взгляду.

2. Листья берез и вершины были повернуты
к северу.

3. Он глядел на березки и видел...

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что

знаний у них

недостаточно

для полных ответов, записывают определения, выделяют трудные для написания и понимания слова, составляют план изложения.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

 

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

 

Пишут изложение (черновой вариант)

Фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Задают вопросы для уточнения информации, устные ответы

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.

И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

Выполняют

упражнения

Фронтальная

 

 

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся.

Беседа по вопросам

– Вспомним автора текста. (В. П. Астафьев.)

– Кто он? (Писатель.)

– Какую задачу ставит перед собой В. П. Астафьев? (Автор написал текст для читателей. В нем он передает свое отношение к березкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение.)

– Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь? (Тема и идея продуманы в художественной форме.

В. П. Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства.)

– Ваша задача – написать изложение 2-й части текста от 3-го лица. Помимо местоимения «он» можете употреблять контекстные синонимы «главный герой», «В. П. Астафьев», «рассказчик».

Возможные варианты дальнейшей
работы
:

1) запись по памяти изложения по вопросам;

2) выборочное списывание по вопросам;

3) запись ответа на один из вопросов.

Выбор варианта работы по уровням сложности

 

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Листы обратной
связи

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся.

Составление связных
рассказов, письменная работа

Написание изложения (или выбранный вариант задания для более слабых детей).

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

 

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Письменная работа

6. Первичное закрепление с комментирова-

нием

во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка черновых вариантов

контролирует правильность работы детей

Работа с черновиками. Отвечают на вопросы, под руководством педагога осуществляют проверку

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению

в памяти)

Задают вопросы для уточнения информации

7. Включение

в систему знаний и повто-

рение

Работа учащихся в парах, составление диалога.

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание

– Что нового, интересного узнали сегодня на уроке?

– Что понравилось, запомнилось, удивило?

– Что полезного для вас было сегодня на уроке?

– Что пригодится в будущем?

– Над чем заставил задуматься материал урока?

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.

Выполняют
задание,
отвечают на вопросы

Груп-

повая

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

 


Посмотрите также