Уроки 138–139. ИЗЛОЖЕНИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЦА
(упр. 547)
Цель деятельности учителя |
Актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранять повторы |
Тип урока |
Урок развития речи |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о возможности использования существительных-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
методы и
формы |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Художественный стиль речи |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и развивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы |
Формируемые умения (универсальные |
Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- ности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово: – Давайте определим настрой на работу, свое настроение: • отличное; • хорошее; • не совсем готовы. – Сегодня мы продолжим работу с текстом, определим его тип, тему, главную мысль, будем учиться писать изложение с изменением лица |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: |
Листы обратной |
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Чтение текста и беседа по содержанию |
Текст изложения (на слайде или в учебнике, с. 72). 1) Заболел я однажды,
и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал*.
2) Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже… Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа… В. П. Астафьев – От чьего лица идет рассказ? (От лица автора.) – Почему главному герою дали путевку? (Он заболел.) – Что такое путевка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? – В каком словаре мы можем узнать значение слов? (В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова.) Учитель открывает слайд 2 со словарной статьей из «Словаря русского языка» и предлагает сравнить значение слова путевка, данное учениками и С. И. Ожеговым. Путевка, -и, ж. 1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь. 2. Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания (спец.). – Каково лексическое значение слова санаторий? Учитель открывает слайд 3 со словарной статьей из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха. – Где находится санаторий? (На юге страны.) – Бывал ли там раньше
автор? (Нет, он там – Куда пошел гулять главный герой? (В парк.) – Почему парк называется приморским? – Чем поразил автора этот парк? (Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира.) – Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы.) Учитель открывает слайды 8–12 с изображением названных растений. – Как характеризует автор все эти растения? (Деревья с африканским отливом в широких листьях.) Как вы понимаете это выражение? – Что поразило
главного героя при виде фикусов? – Автор пишет, что
платаны и чинары «воспеты в восточных одах». Давайте посмотрим значение Учитель открывает слайд 4 со словарной статьей из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь событию, герою, реже предмету. – На что похожи семена чинар? (На мохнатые шарики с ниточками.) – Какие пальмы увидел главный герой? (Низкие, высокие, разлапистые.) – С чем сравнивает В.
П. Астафьев листья пальм? |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, выделяют трудные для написания и понимания слова.
Дают толкование слова путевка, выясняют, что это многозначное слово. Определяют, что в тексте слово употреблено в первом значении.
Отвечают
Рассматривают
фотографии и отве- |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации |
3. Выявление места и причины затруднения |
Эвристическая беседа |
Определение главной мысли текста и подбор к нему заголовка. – Сделаем вывод о
содержании 1-й части текста. – Почему, на ваш взгляд, текст разделен на две части? (В 1-й части говорится об экзотических растениях, а во 2-й части – о русских березках.) – Такой прием называется противопоставлением. – Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы.) – Как вы понимаете значение слова куща? Учитель сообщает, что в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное «кущение», которое значит «то, что кустится». – Почему главный герой «глазам своим… не поверил»? (Березы здесь не растут.) – Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом.) – Посмотрим значение оборота в «Новом фразеологическом словаре русского языка» А. Д. Куриловой. Учитель открывает слайд, содержащий словарную статью с толкованием фразеологизма. Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т. п. чему-либо увиденному. – Почему автор называет березы сиротами? (Они одиноки среди заморских растений.) – Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? – Запишите эти глаголы в тетрадь. – Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности. – Как появились березки в парке? (Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…) – В чем была особенность их роста? Запишите свой ответ. (…листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…) – Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину.) – О чем вспомнил автор, глядя на березки? Ответ запишите. (Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.) – Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон? Учитель поясняет, что «козырьком» ворот является небольшой навес над ними, а «наличником» – накладная планка на оконном проеме. – Как вы понимаете выражение «зеленая пена березового листа»? – Как можно озаглавить 2-ю часть текста? («Березки в приморском парке», «Нет дерева сердцу милей», «Береза – символ Родины».) Выделение трудных для написания слов, составление плана изложения. Примерный план 1. Три березки среди заморских кущ. – Глазам своим он не поверил. – Березы стояли, опустив долу ветви. – От них нельзя было оторвать глаз. – Было так хорошо, покойно взгляду. 2. Листья берез и
вершины были повернуты 3. Он глядел на березки и видел... Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся |
Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, записывают определения, выделяют трудные для написания и понимания слова, составляют план изложения. Выполняют элементарные физические упражнения. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Отвечают на вопросы, выполняют задания.
Пишут изложение (черновой вариант) |
Фронтальная |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Задают вопросы для уточнения информации, устные ответы |
Физкультминутка |
Мы ладонь
к глазам приставим, И налево
надо тоже |
Выполняют упражнения |
Фронтальная |
|
|
|
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам |
– Вспомним автора текста. (В. П. Астафьев.) – Кто он? (Писатель.) – Какую задачу ставит перед собой В. П. Астафьев? (Автор написал текст для читателей. В нем он передает свое отношение к березкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение.) – Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь? (Тема и идея продуманы в художественной форме. В. П. Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства.) – Ваша задача – написать изложение 2-й части текста от 3-го лица. Помимо местоимения «он» можете употреблять контекстные синонимы «главный герой», «В. П. Астафьев», «рассказчик». Возможные
варианты дальнейшей 1) запись по памяти изложения по вопросам; 2) выборочное списывание по вопросам; 3) запись ответа на один из вопросов. Выбор варианта работы по уровням сложности |
|
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Листы обратной |
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Составление связных |
Написание изложения (или выбранный вариант задания для более слабых детей). Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке |
|
Индивидуальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы |
Письменная работа |
6. Первичное закрепление с комментирова- нием во внешней речи |
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка черновых вариантов |
контролирует правильность работы детей |
Работа с черновиками. Отвечают на вопросы, под руководством педагога осуществляют проверку |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) |
Задают вопросы для уточнения информации |
7. Включение в систему знаний и повто- рение |
Работа учащихся в парах, составление диалога. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
– Что нового, интересного узнали сегодня на уроке? – Что понравилось, запомнилось, удивило? – Что полезного для вас было сегодня на уроке? – Что пригодится в будущем? – Над чем заставил задуматься материал урока? |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Выполняют |
Груп- повая |
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.