Уроки 151-152 Описание животного Изложение
Оценка 4.8

Уроки 151-152 Описание животного Изложение

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
17.03.2017
Уроки 151-152 Описание животного Изложение
Подготовить учащихся к написанию сочинения, учить описывать животное, ознакомить учащихся с дополнительной литературой по теме, уяснить жанровые особенности сочинения-описания, учить отбирать материал к сочинению Урок развития речи Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о структуре текста типа описание; особенностях описания животного в художественном стиле; задачах художественного описания животного; использовании образно-выразительных средств в художественном описании); уметь писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Уроки 151-152 Описание животного Изложение.doc

Уроки 151–152. ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО. ИЗЛОЖЕНИЕ (А. И. КУПРИН «Ю-Ю») (упр. 585)

Цель деятельности учителя

Подготовить учащихся к написанию сочинения, учить описывать животное, ознакомить учащихся с дополнительной литературой по теме, уяснить жанровые особенности сочинения-описания, учить отбирать материал к сочинению

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о структуре текста типа описание; особенностях описания животного в художественном стиле; задачах художественного описания животного; использовании образно-выразительных средств в художественном описании); уметь писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                                    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Художественный стиль речи, описание

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово (составляется учителем)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную
задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные:
работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Эвристическая беседа

– В мире изобразительного искусства наряду
с пейзажем и другими жанрами есть особый жанр, который посвящен изображению
животных.

На слайде:

1) Заяц – небольшой зверек из отряда грызунов с длинными задними ноги, длинными ушами
и коротким хвостом. 2) Сова – хищная ночная птица с большой круглой головой, большими глазами и коротким загнутым клювом. 3) В траве лежал маленький желтенький олененок с красивой головкой и тоненькими ножками. 4) Голова оленя с умными карими глазами, с величавыми ветвистыми рогами гордо откинута назад.

– Какие из этих предложений представляют собой деловое описание животного (птицы), а какие – художественное?

– Запишите в тетрадь по одному деловому и художественному описанию.

– Выпишите из 3-го и 4-го предложения прилагательные-эпитеты, с помощью которых создается художественное описание

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Смотрят презентацию, осваивают лингвистические тер-мины.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний
у них недостаточно для полных
ответов

Групповая

Познавательные:
выполняют учебно-познавательные действия
в материализованной
и умственной форме;
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают
причинно-следственные связи.

Коммуникативные:
слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку

зрения

Устные ответы. Письменная ра-бота

3. Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

Раскрытие
сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Организует и сопровождает совместную
учебную деятельность. дополняет ответы,
помогает сделать вывод о том, что деловое описание животного строится как толкование лексического значения слова в толковом словаре (сначала указывается видовая принадлежность, затем перечисляются отличительные признаки).

Художественное описание обычно подчиняется определенной мысли и раскрывает ее с помощью использования различных выразительных средств.

Анализ текста И. С. Соколова-Микитова.

Похож(?) удод на сказоч(?)ную птицу,
с высок.. хохлом на голове, с песоч(?)н..
цвета оп..рением и крепк.. ч..рным клювом.
Сказоч(?)ная птица эта так и просит(?)ся
на к..ртинку.

1) Какова тема этого текста? Какое это описание: деловое или художественное? Укажите ту часть текста, в которой писатель выражает главную мысль художественного описания.

2) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

3) Подчеркните в тексте словосочетания, с помощью которых автор выразительно описывает удода

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы. Письменная ра-

бота

Физкультминутка

У медведя дом большой,

(Руки поднять вверх, встать на носочки.)

А у зайца – маленький.

(Присесть, руки на пояс.)

Наш медведь пошел домой,

(Переступать с ноги на ногу.)

А за ним и заинька.

(Прыжки на месте.)

Мы зверяток провожаем

(Помахать правой рукой (попрощаться).)

И урок наш продолжаем.

(Сесть за парты)

Выполняют элементарные физические упраж-

нения

Фронтальная

 

Выполняют упражнения

4. Целеполагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, обсуждение результатов наблюдения

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Анализ схемы сочинения-описания живот-
ного.

Чтение текста-образца.

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Свою первую любовь я встретил на улице. Это был маленький котенок, похожий на гадкого утенка. Слипшаяся грязная шерсть торчала в разные стороны, как иголки у ежика. Смотрел только один глазик, второй опух и полностью затек. Котенок, по-видимому, долго звал о помощи, и из его горлышка вырывался только хрип. Увидев меня, он испуганно забился под ветку.

Котенок, как воробушек, уместился на моей ладошке, слабо пискнул и посмотрел на меня жалостливым взглядом. Я, не раздумывая, сунул его за пазуху.

Ю. Куклачев

– Как описывает котенка известный российский клоун Ю. Куклачев?

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Задают вопросы для уточнения информации

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфогра-фической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля

Беседа-анализ построения текста:

– указание на то, что котенок не похож ни на какое другое животное;

– его размеры и общий вид;

– цвет;

– подробное описание;

– глаза.

Составление плана и запись его в тетрадь.

Устное (подробное) изложение текста

 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Фронтальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Устные ответы. Письменная ра-

бота

6. Первичное закрепление

с комментирова-

нием

во внешней речи.

7. Само-стоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повто-

рение

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстриру-

ющих природу изучаемого языкового явления,
составление связных рассказов об изученных нормах. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного

чтения

– А теперь попробуем сами описать животное, пользуясь материалом упражнения 585.

Чтение текста рассказа А. И. Куприна «Ю-ю».

Определение темы и основной мысли отрывка.

Выяснение значений отдельных слов и выра-
жений.

Определение стиля и типа текста.

Подбор заголовка к изложению, анализ составных частей текста и составление плана.

Образец плана.

1) Описание кошки (котенок, красавица).

2) Характер, привычки.

3) Судьба.

Написание изложения по второй и третьей частям текста

Анализируют текст, отвечают
на вопросы, составляют план изложения.

 

 

 

 

 

 

Пишут изложение

Индивидуальная, груп-

повая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения,
выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Листы обратной
связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменная ра-

бота

 


Уроки 151–152. ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО

Уроки 151–152. ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа

Подчеркните в тексте словосочетания, с помощью которых автор выразительно описывает удодаОбдумывают ответы на вопросы

Подчеркните в тексте словосочетания, с помощью которых автор выразительно описывает удодаОбдумывают ответы на вопросы

Беседа, обсуждение результатов наблюдения

Беседа, обсуждение результатов наблюдения

Задают вопросы для уточнения информации 5

Задают вопросы для уточнения информации 5

Беседа-анализ построения текста: – указание на то, что котенок не похож ни на какое другое животное; – его размеры и общий вид; – цвет; –…

Беседа-анализ построения текста: – указание на то, что котенок не похож ни на какое другое животное; – его размеры и общий вид; – цвет; –…

Первичное закрепление с комментирова- нием во внешней речи

Первичное закрепление с комментирова- нием во внешней речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2017