Уроки 151–152. ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО. ИЗЛОЖЕНИЕ (А. И. КУПРИН «Ю-Ю») (упр. 585)
Цель деятельности учителя |
Подготовить учащихся к написанию сочинения, учить описывать животное, ознакомить учащихся с дополнительной литературой по теме, уяснить жанровые особенности сочинения-описания, учить отбирать материал к сочинению |
Тип урока |
Урок развития речи |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о структуре текста типа описание; особенностях описания животного в художественном стиле; задачах художественного описания животного; использовании образно-выразительных средств в художественном описании); уметь писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
методы и формы |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Художественный стиль речи, описание |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и развивающие компоненты, |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы |
Формируемые умения (универсальные |
Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово (составляется учителем) |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: понимают
познавательную Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: |
Листы обратной |
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа |
– В мире изобразительного искусства
наряду На слайде: 1) Заяц – небольшой зверек из
отряда грызунов с длинными задними ноги, длинными ушами – Какие из этих предложений представляют собой деловое описание животного (птицы), а какие – художественное? – Запишите в тетрадь по одному деловому и художественному описанию. – Выпишите из 3-го и 4-го предложения прилагательные-эпитеты, с помощью которых создается художественное описание |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические тер-мины. Обдумывают ответы на вопросы и
понимают, что знаний |
Групповая |
Познавательные: Коммуникативные: зрения |
Устные ответы. Письменная ра-бота |
3. Выявление места и причины затруднения |
Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие |
Организует и сопровождает
совместную Художественное описание обычно подчиняется определенной мысли и раскрывает ее с помощью использования различных выразительных средств. Анализ текста И. С. Соколова-Микитова. Похож(?) удод на сказоч(?)ную
птицу, 1) Какова тема этого текста? Какое это описание: деловое или художественное? Укажите ту часть текста, в которой писатель выражает главную мысль художественного описания. 2) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы. 3) Подчеркните в тексте словосочетания, с помощью которых автор выразительно описывает удода |
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей |
Групповая |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Устные ответы. Письменная ра- бота |
Физкультминутка |
У медведя дом большой, (Руки поднять вверх, встать на носочки.) А у зайца – маленький. (Присесть, руки на пояс.) Наш медведь пошел домой, (Переступать с ноги на ногу.) А за ним и заинька. (Прыжки на месте.) Мы зверяток провожаем (Помахать правой рукой (попрощаться).) И урок наш продолжаем. (Сесть за парты) |
Выполняют элементарные физические упраж- нения |
Фронтальная |
|
Выполняют упражнения |
|
4. Целеполагание и постро- ение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, обсуждение результатов наблюдения |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Анализ схемы сочинения-описания
живот- Чтение текста-образца. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ Свою первую любовь я встретил на улице. Это был маленький котенок, похожий на гадкого утенка. Слипшаяся грязная шерсть торчала в разные стороны, как иголки у ежика. Смотрел только один глазик, второй опух и полностью затек. Котенок, по-видимому, долго звал о помощи, и из его горлышка вырывался только хрип. Увидев меня, он испуганно забился под ветку. Котенок, как воробушек, уместился на моей ладошке, слабо пискнул и посмотрел на меня жалостливым взглядом. Я, не раздумывая, сунул его за пазуху. Ю. Куклачев – Как описывает котенка известный российский клоун Ю. Куклачев? Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Задают вопросы для уточнения информации |
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфогра-фической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля |
Беседа-анализ построения текста: – указание на то, что котенок не похож ни на какое другое животное; – его размеры и общий вид; – цвет; – подробное описание; – глаза. Составление плана и запись его в тетрадь. Устное (подробное) изложение текста
|
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
Фронтальная |
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
Устные ответы. Письменная ра- бота |
6. Первичное закрепление с комментирова- нием во внешней речи. 7. Само-стоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повто- рение |
Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстриру- ющих природу изучаемого языкового
явления, чтения |
– А теперь попробуем сами описать животное, пользуясь материалом упражнения 585. Чтение текста рассказа А. И. Куприна «Ю-ю». Определение темы и основной мысли отрывка. Выяснение значений отдельных слов
и выра- Определение стиля и типа текста. Подбор заголовка к изложению, анализ составных частей текста и составление плана. Образец плана. 1) Описание кошки (котенок, красавица). 2) Характер, привычки. 3) Судьба. Написание изложения по второй и третьей частям текста |
Анализируют текст, отвечают
Пишут изложение |
Индивидуальная, груп- повая.
Индивидуальная |
Познавательные: выполняют
учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Листы обратной
Письменная ра- бота |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.