Прикреплены 2 файла: по русскому языку и литературе. Уроки были тщательно подготовлены. Занятия были проведены мной во время педагогической практике. Хорошо подобран материал, согласован с несколькими преподавателями. Будет актуален тем, кто работает преподавателем в русской школе по УМК Сухих, Ладыженской.
2 урок по Некрасову (Мороз,Красный нос).docx
Выполнила: Пухтинская София (4 курс, 2 группа)
Предмет: литература
Дата: 21.11.2018
Тема: Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Образ русской женщины в поэме
Класс: 7Б
Тип урока: урок открытия нового знания, урок рефлексии
Цель урока: познакомить класс с поэмой
Задачи: познакомиться с историей написания произведения, охарактеризовать главных
героев, разобрать, какие темы затрагивает автор в поэме
Ход урока:
План:
1. Рефлексия
2. Разбор поэмы (композиция, характеристика главных героев, темы поэмы)
3. Рефлексия
Рефлексия
Сегодня мы продолжим с Вами изучать творчество Некрасова. Как вы могли догадаться,
речь пойдет о поэме «Мороз, Красный нос». Прежде, чем мы перейдем к работе с текстом, скажите
мне, пожалуйста:
Какое впечатление произвела на вас поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?
Что вам понравилось в этой поэме? Легко ли Вам далось чтение?
Что вызвало непонимание? Почему?
На какие особенности этого произведения вы обратили внимание?
Николай Алексеевич Некрасов написал поэму «Мороз, Красный нос» в 1864 году. В это
время он был в расцвете творческих сил, возглавлял журнал «Современник», считался первым
поэтом России. Работа над поэмой шла долгие два года. Она началась в 1862 году, сразу после
отмены крепостного права. Прошло слишком мало времени для того, чтобы государственная
реформа привела к заметным положительным результатам.
Русские интеллигенты были разочарованы тем, что она не соответствует их ожиданиям, а
народ не возмущается и не отстаивает свои права. В журналах появлялись статьи с обвинением
народа в невежестве и привычке к повиновению. В эти годы поэт остался верен своей теме,
сохранил уважение к народу и уверенность в его огромных возможностях. Некрасов говорил, что,
работая над поэмой, он не ставил сложных задач, ему хотелось написать несколько картинок
русской сельской жизни, рассказать о судьбе крестьянки.
Для поэта одной из основных тем в его творчестве является сфера жизни простого
народа, крестьян, их счастья и несчастий, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но более всего
интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине –
такой, какой видел ее поэт. А какая в вашем понимании русская крестьянка? Нарисуйте
словесно ее портрет. А русской женщины? Какие качества ей присущи на ваш взгляд?
(самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие) «Мороз, Красный Нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с
природой и в противостоянии ей. Произведение основано на детальном знании крестьянского быта.
В центре поэмы – женщина во всей ее сущности.
Композиция поэмы
ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ СТР.132 (Образ русской женщины всегда вдохновлял… + стр. 133
Образ музы)
Сначала Н. Некрасов обращается к сестре, которой и посвящено произведение. Это
несюжетная часть поэмы, но она многое может рассказать об отношении автора к своему
творчеству и к народу. После такого вступления Н. Некрасов приступает к рассказу о событиях из
жизни крестьян. Этот текст поделен на две части. Первая из них посвящена Проклу, в ней автор
детально раскрывает тему русской женщины. Вторая часть рассказывает о судьбе главной героини
Дарьи.
Характеристика героев
Как зовут главных героев поэмы? Кем они являются друг другу? Что можете о них сказать?
В центре произведения Дарья и Прокл. Это крестьяне, которые привыкли зарабатывать на
жизнь честным, хоть и тяжелым трудом. В этих героях воплотились идеальные, по мнению
Н. Некрасова, черты русских людей. Дарья и Прокл духовно и физически сильные, наивысшей
ценностью для супругов является семья. Второстепенные персонажи – старик и старуха
(родители Прокла), Гриша и Маша (их дети). При помощи этих персонажей автору удается
как можно полнее описать крестьянский быт.
Найдите отрывок в тексте, в котором изображается портрет настоящей русской красавицы
(Дарьи) по мнению автора: 4 часть стр. 137 (однако же речь о крестьянке…Всегда у них теплая
хата). Что такое крупные перлы? Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет – что это
значит? О чем хочет сказать автор? Этими словами автор рисует идеальную женщину, которая
сделает все, что в ее силах
Т.е. как описывается русскую девушку (Дарью) в этом отрывке?
Красота Дарья для Некрасова – «тип величавой славянки». Русская женщина у автора
обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких
нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов
изображает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.
Рисуют схему: в центре «Русская женщина» и две стрелки (внутренний мир и внешний вид)
А что нам известно о Прокле?
Прокл Севастьянович – муж Дарьи, только что ушедший из жизни. Он был прилежный
крестьянин, честный. Он хороший работник, приветливый и дружелюбный к людям, внимательный
к жене и детям с родителями, «кормилец и надежда семьи».
Прокл трудолюбивый – весной, летом и осенью он работал на земле, а зимой уезжал
заниматься извозом «лето жил работаючи, зиму не видел детей» (СТР. 158) . При выполнении
очередного поручения, стараясь в срок доставить товар, крестьянин простужается: «Случилось в
глубоком сугробе полсуток ему простоять, потом то в жару, то в ознобе три дня за подводой
шагать». Пытались ли его спасти? Что делали? СТР. 147
Какие темы автор затрагивает еще? В произведении раскрывается несколько тем:
русской женщины, крестьянской жизни и труда, смерти.
Тема смерти звучит в каждой строке произведения. Особенно четко звучит этот мотив в
первой части поэмы, где рассказывается о смерти Прокла. Этот эпизод призван показать читателю,
сколько горя и страданий приносит в крестьянскую семью смерть родителя. Описывая трагедию
одной семьи, Некрасов указал на тяжкую долю всего простого русского народа. Далее Некрасов рассказывает, как тяжело пришлось жене умершего, Дарье. На плечи
молодой вдовы легла вся тяжелая работа. Она не сетовала на жизнь, но воспоминания о счастливых
днях, проведенных с мужем, терзали ее сердце. Както Дарья поехала в лес за дровами, где попала
в «лапы» Морозу. С какой сказкой есть связь? Что именно в них схоже? В эпизоде,
описывающем встречу героини с Морозом отчетливо видна связь со сказкой «Морозко». Вот только
в сказке все заканчивается счастливо, Н. Некрасов же создает трагичную развязку, которая служит
для реализации идеи. Он погрузил женщину в сладкие грезы о прошлом и она с улыбкой на лице
уснула навеки. СТР. 164 глава 33(первое 4стишие), стр. 166 глава 34 (Чу, песня! Знакомые
звуки!)
Какое символическое значение приобретает образ Мороза в поэме? Чем он отличается
от героя русской народной сказки «Морозко»?
Образ Мороза у Некрасова существенно отличается от героя русской сказки «Морозко». Он
олицетворяет суровую природу, среди которой живет народ, таинственные, стихийные силы,
становится символом «русской всегубящей зимы» (сравним: картины счастья в сне Дарьи «жаркое
лето»).
Но в то же время Мороз чародей, волшебник. Он помогает Дарье отвлечься от
мучительного бытия, приглашая в сказочно прекрасный мир. Он даже обращается в Проклушку,
любимого мужа Дарьи, чтобы «зачаровать» ее.
Как показана смерть Дарьи?
Жалея свою героиню, автор дает ей успокоительную смерть посреди тихого, волшебно
прекрасного леса, освещенного ярким зимним солнцем. Измученная уходом за больным,
похоронами, убитая горем, Дарья все последние дни была на пределе сил, почти не спала,
крепилась перед родителями, детьми, односельчанами. И вот теперь одна в лесу, нарубив целый воз
дров, выплакавшись вволю, ослабевшая, она прислонилась к сосне, и ее сморил смертельный сон.
Одновременно и реальный, и сказочный образ в конце белка, роняющая на Дарью ком снега с
вершины сосны.
Проблем затронуто множеств: Автор пишет об отсутствии квалифицированной
медицинской помощи для крестьян (а это самая многочисленная социальная группа в стране), об
изматывающем труде, который убивает людей, об ужасных условиях работы. Простые люди
брошены на произвол судьбы: если в мороз никто не пойдет за дровами, то вся семья замерзнет до
смерти, и никто не поможет.
Рефлексия (подводим итоги)
Ребята, о чем заставил вас задуматься урок литературы? (О горе крестьянской семьи, о
том, что прошли века, прежде чем народ стал жить лучше, о счастье, о красоте русской природы…)
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок (есть женщины в рус. селеньях до что взмах,
то …)
Уроки по русскому и литературе 7 клас
Уроки по русскому и литературе 7 клас
Уроки по русскому и литературе 7 клас
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.