Конспект урока по литературе на тему "Владимир Маяковский: поэт и человек" (7 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
17.12.2018
Данный урок является первым по творчеству Маяковского. На втором уроке учащиеся ещё раз обратят внимание на особенности стихотворения «Необычайное приключение…», познакомятся со стихотворением в жанре сатиры.
С творчеством В. Маяковского учащиеся знакомы только по детским стихотворениям, в 5 и 6 классах этот автор не изучается. Литература 7 класса уделяет большое внимание родам и жанрам литературы.
Тип урока – комбинированный (объяснение нового материала с использованием результатов поисковой работы учащихся).
В качестве индивидуальной формы обучения используются сообщения учащихся. После выступления групп (нескольких) учащихся учитель переходит к фронтальной работе, в беседу включается весь класс.
Основной метод, который даётся на уроке, - объяснительно-иллюстративный. Учитель и учащиеся представляют материал, подтверждают его примерами. Используется поисковый метод. По вопросам, данным учителем заранее, ребята подбирали нужный материал. Работая со всем классом над анализом стихотворения, учитель ставит проблемные вопросы после прочтения каждой части, включает учащихся в беседу.
Владимир Маяковский поэт и человек.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33
План урока
Тема «Владимир Маяковский: поэт и человек»
Учитель: Кухаренко Валерия Валерьевна
Класс: 7в
Профиль обучения: непрофильный
Учебник: Т.Ф.Курдюмова
(базовый уровень)
1 г. Таганрог 2014 г.
Тема урока: Владимир Маяковский: поэт и человек
Цель урока: представление о неординарной, трагической личности поэта, его раннем творчестве, которое носило новаторский характер
Задачи урока:
Обучающие: познакомить кратко учащихся с личностью поэта, поэтикой его творчества
Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умения выделять главное, сопоставлять и делать выводы
Воспитательные: воспитывать стремления к творческой самореализации
Тип урока: изучение нового материала
Методические приемы: презентация, лекция учителя с элементами беседы (дискуссии), комментированное чтение и анализ стихотворения
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, тетрадь, учебник.
№п/п
Название этапа
Содержание
урока
Формы работы,
режимы
Использование
электронных
материалов
Примерное
время
Ход урока
I.
II.
Организационный
момент
Проверка
домашнего задания
Сопоставить автора и произведение
В.Я. Брюсов «Бог создал мир из
ничего…»
тест
К.Д. Бальмонт Старуха Изергиль. Старый год.
И.Северянин Труд. Хвала Человеку
М.Горький Ревизор с вышибанием
1 минута
3 минуты
2 III.
Объяснение нового
материала
с
постановкой
проблемного
вопроса
М.А. Булгаков Не завидуй другу
Кто из вас может назвать себя знатоками в современном мире
моды, шоубизнеса, политики?
А как называют публичных людей, которые стремятся быть
необычными, не как все, желают выделиться из толпы?
(Экстравагантными, чудливыми, странными, неординарными)
Обратите внимание на эпиграф
Поэзия
вся!
езда в незнаемое. (В.В. Маяковский)
А можно назвать автора этих строк неординарным,
экстравагантным?
Беседа
(дискуссия)
1 слайд
IV.
Вступительное
слово учителя.
Вот мы сегодня и узнаем об этом человеке много
нового и познакомимся с его произведениями
(презентация, слайды читают дети).
лекция
25 слайды
Поэзия
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
(В. Маяковский «Разговор с финиспектором»)
Приведите синонимы к слову незнаемое (незнакомое,
3 неизвестное). С чем Маяковский сравнивает поэзию? (С
путешествием по просторам таинственной страны, имя
которой поэзия). Лёгкий ли труд поэта? С каким трудом
сравнивается он?
Возьмите на заметку!
Сведения из энциклопедии: РАДИЙ — радиоактивный
химический элемент Чистый радий — блестящий серебристо
белый металл, быстро тускнеющий на воздухе. Плавится радий
при 969° С, кипит при 1507° С. Любые физические и
химические свойства радия изучать трудно изза его очень
высокой радиоактивности. Радий непрерывно выделяет
теплоту, металл быстро нагревается и может даже
расплавиться. Изза высокой радиоактивности радий и его
соединения светятся в темноте, его бесцветные соли быстро
желтеют, а затем приобретают коричневую, вплоть до черной,
окраску; их водные растворы разлагают воду, выделяя из нее
водород и кислород. Под действием его излучения светились
алмазы, а бумага и хлопчатобумажная ткань разрушались, на
коже появлялись ожоги, а потом язвы.
Работа по выделению радия из руды огромная, содержание
радия в руде: 34 миллионные доли процента. Ученым
приходилось перерабатывать тонны руды.
Маяковский говорил, что его предназначение – воздействие
на читателя. Именно поэтому Марина Цветаева назвала его
«первым в мире поэтом масс», а Андрей Платонов –
«мастером большой всеобщей жизни». Будучи «горланом и
4 главарём» поэзии 20 годов, Маяковский оставался очень
милым, ранимым человеком.
(Чтение статьи из учебника).
Послушайте!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают
значит это комунибудь нужно?
Значит ктото хочет, чтобы они были?
Значит ктото называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит
чтоб обязательно была звезда!
клянется
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит комуто:
5 "Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают
значит это комунибудь нужно?
Значит это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
V.
Анализ
стихотворения
Коллективная
работа
6 слайд
Стихотворение "Послушайте!" написано в 1914 году.
Попытайтесь определить основную тему стихотворения.
Какова форма этого стихотворения? Что это? Диалог?
Конечно же, обращение, монолог.
Стихотворение строится как взволнованный монолог
лирического героя, ищущего ответа на философский вопрос о
смысле существования этого мира:
А сейчас, подумайте над тем, как строится стихотворение, на
какие части его условно, конечно же, можно разделить.
Условно стихотворение можно разделить на 4 части: 1 —
обращение ко всем (первые 5 строчек), Пя — рассказ о ком
то, кто врывается к Богу; третья — его состояние после
встречи с богом; четвёртая — снова обращение ко всем.
6 Рифма и ритмика. Можно ли определить размер, которым
написано стихотворение?
Что такое тонический стих?
(учебник) Маяковский использует тонический стих, зачем?
Доверительность интонации создается тоническим стихом,
который приближает поэтическую речь к разговорной. Рифма
есть только в первом четверостишии — перекрёстная.
Какова общая тональность стихотворения, как она связана с
содержанием? Какое чувство лирического героя звучит в
стихотворении? (Ритмика стихотворения достаточно резка,
бодрая, но содержание, скорее, минорное — в стихотворении
звучит неуверенность лирического героя, мы чувствуем, что
он трагически одинок)
Так какова же основная мысль стихотворения? Что
утверждает поэт стихотворением? (В этом мире необходимы
красота и любовь, душевное тепло. Звёзды на небе зажигает
Господь. Звёзды в человеческой душе может зажечь другой
человек)
Как стихотворение связано с идеями футуризма? (Никак.
Оно, скорее, отрицает идеи футуризма, идеи разрушения
гармонии, идеи разрушения синтаксиса и грамматики)
Вопросы по теоретическому блоку:
Каким представляется вам поэт, исходя из некоторых
представленных вам биографических сведений и портретов?
Примерные ответы учеников:
(Сильным,
мужественным,
интересным, умным, непохожим на других)
Чем заинтересовало вас авангардистское движение начала
отчаянным,
смелым,
7 VI.
Подведение итогов
XX века Футуризм?
Примерные ответы учеников:
(Новая манера стихосложения,
словотворчество,
использование вульгарной лексики, необычные названия
стихотворений, поэм и др.
Впервые сталкиваясь с творчеством В.В. Маяковского,
каждый делает выбор, принимать ли его или нет. Я не могу вас
заставить полюбить его произведения, но в течение этого
урока я попыталась показать вам его не только как поэта, но и
как личность, как человека. Вне зависимости от тех чувств,
которые мы испытываем к его творчеству, оно продолжает
жить и находит отклик в душах людей. Яркий этому пример
песня группы «Сплин», на стихотворение «Лиличке»
Маяковского.(Лилия Юрьевна Брик, кольцо)
VII.
Домашнее задание
Чтение и анализ стихотворения «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» ст.6972
VIII.
РефлексияИ пока мы Подведём итоги урока с помощью сиквейна, я вам включу
песню, о которой упоминалось ранее.
СИНКВЕЙН.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные
идеи, чувства и представления в нескольких словах важное
умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на
богатом понятийном запасе.
Слово синквейн происходит от французского слова, которое
означает "пять". Таким образом, синквейн это стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.
При внешней простоте формы, синквейн быстрый, но
7 слайд
8 10 слайды
8 мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения
понятий и информации. Он учит осмысленно использовать
понятия и определять своё отношение к рассматриваемой
проблеме, используя всего 5 строк.
Интересно использование синквейнов и в качестве средства
творческой выразительности. Синквейн можно использовать на
уроках литературного чтения, русского языка, окружающего
мира, истории города, ПДД, ОБЖ.
Правила построения синквейна:
1 строка 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее
содержание (обычно существительным).
2 строка 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка 3 глагола, характеризующих действия, которые
производит существительное.
4 строка короткое предложение, фраза из 4 слов
показывающая Ваше отношение к темесуществительному.
5 строка синоним или Ваши ассоциации из одного слова,
которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Итак, напоминаю тема сиквейна В.В.Маяковский.
9
Конспект урока по литературе на тему "Владимир Маяковский: поэт и человек" (7 класс)
Конспект урока по литературе на тему "Владимир Маяковский: поэт и человек" (7 класс)
Конспект урока по литературе на тему "Владимир Маяковский: поэт и человек" (7 класс)
Конспект урока по литературе на тему "Владимир Маяковский: поэт и человек" (7 класс)
Конспект урока по литературе на тему "Владимир Маяковский: поэт и человек" (7 класс)
Конспект урока по литературе на тему "Владимир Маяковский: поэт и человек" (7 класс)
Конспект урока по литературе на тему "Владимир Маяковский: поэт и человек" (7 класс)
Конспект урока по литературе на тему "Владимир Маяковский: поэт и человек" (7 класс)
Конспект урока по литературе на тему "Владимир Маяковский: поэт и человек" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.