Урок,посвященный творчеству А.С.Пушкина "Свирель и лира" 5 класс
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
03.02.2019
Я провела урок,посвященный творчеству А.С. Пушкина. Так как сейчас у нас в школе проходят пушкинские дни. Хотелось бы узнать ,насколько хорошо учащиеся знают стихи,сказки ,биографию нашего великого поэта. Я использовала на уроке иллюстрации детей к сказкам . А также фоном урока были романсы ,положенные на стихи поэта. Надеюсь,дети после этого урока прочтут и большие произведения писателя и не только А.С. Пушкина.
Урок.docx
Урок,посвященный творчеству А.С.Пушкина в 5 классе.
«Свирель и лира»
Фоном звучит романс «Зимняя дорога» в исполнении марины Черкасовой
Образовательные цели:
Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5классники получили на уроках
литературы по творчеству А.С. Пушкина;
Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;
Учить детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуаций
общения;
Организовать работу так, чтобы способствовать поиску новых, ранее не замеченных
деталей, для того, чтобы в конечном итоге прийти к целостному восприятию и
осмыслению прочитанного;
Осуществить интегрированную связь уроков русского языка, этики, музыки
Развивающие цели:
Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;
Развивать навыки выразительного чтения;
Развивать память, связную монологическую речь учащихся;
Способствовать развитию творческого воображения и актерских способностей
детей;
Вдохновить коголибо начать писать собственные сказки или стихи.
Воспитательные цели:
Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно
возвращаться к пушкинским произведениям;
Прививать любовь к возвышенному, поэтическому миру сказки;
Заронить в детские души семена добра, справедливости, любви к ближнему, научить
радоваться своим успехам и успехам друзей;
Воспитывать чувство прекрасного; Укреплять на уроке дух соревнования;
Привлечь к работе на уроке всех учащихся.
Оборудование: магнитофон
Оформление класса:
Портрет А.С. Пушкина;
Рисунки учащихся
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма.
А.С. Пушкин
Более 200 лет назад в России произошло замечательное событие.
Родился великий русский поэт А.С. Пушкин .В радостные праздники и
суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И
«ветер по морю гуляет», и «Ученого кота» и «царя Салтана».
Идут и идут годы ,а пушкинские строки бегут ,как волны , сквозь
волны ,сквозь время ,радуют нас , дарят нам силу ,красоту и учат
любить жизнь-любить друзей ,свой народ и родную Землю.Горячо и
преданно ,как любил сам поэт .Всем сердцем.
«И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.»
Сегодня мы поговорим о творчестве А.С.Пушкина. Вспомним
стихи,сказки великого поэта.
1Ведущий. Зимний вечер. Маленький ветхий домик, затерянный в бескрайней снежной
пустыне. Теперь этот дом опустел навсегда.
2Ведущий. А когдато, давнымдавно, в этой комнатке горела свеча, потрескивали в печи
поленья…
1Ведущий. Старушка вяжет чулок, привычно ходят в руках спицы, разматывается клубок.
Изредка старушка поднимает глаза на ее бывшего воспитанника как он изменился с тех
пор,как она его не видела, возмужал, только вот не вырос совсем. Старушка улыбается, может, вспоминается ей, каким смешным, толстым, неуклюжим был
он когдато.
2Ведущий. А он, он прислушивается к завыванию вьюги за окном, вглядывается в
искрящуюся под луной снежную равнину.
Что он хочет услышать в песне ветра, увидеть в таинственной тьме зимней ночи?
1Ведущий. Он видит и слышит то, что до него никто никогда не видел и не слышал.
Учся читает стих:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит. («Зимний вечер»)
1Ведущий. Да, он видит и слышит несравненно больше, чем другие люди
Он может рассказать обо всем этом своей старой няне, своим современникам, нам, людям,
живущим через много десятилетий после него.
2Ведущий. Потому что он поэт.
Учся читает стих «Зимняя дорога»
1Ведущий. Потому что он Александр Пушкин
2Ведущий. Александр Пушкин. Сегодня нам с вами трудно представить, что было такое
время, когда на земле не была «Сказки о золотом петушке» и «Руслана и Людмилы»,
«Зимний вечер» и «Сказки о мертвой царевне», поэм, прозы, стихотворений, всего того, что
создано лирой Пушкина.
1Ведущий. Лира Пушкина. Она пережила короткий век поэта: «Нет, весь я не умрудуша
в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит»
2Ведущий. Лира древних греков. Лира, под звуки которой пелись в старину песни, стала
символом поэзии. Поэт всегда представлялся с лирой в руках: «Поэт по лире вдохновенной рукой рассеянной
бряцал».
1Ведущий. Пушкин часто говорит о лире, которую ему вручила Муза, древнегреческая
покровительница поэзии.
2Ведущий. Поэт Пушкин поэт с лирой в руках.
«Мой жребий пал, я лиру избираю».
1ведущий. Старая няня, или как ласково называл ее Пушкин «мамушка», совсем не
похожа на древнегреческую покровительницу поэзии Музу, вручила Пушкину свирель.
Учся :…В вечерней вышине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
в больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила. («Наперсница волшебной старины»)
Учся читает стих «Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
2Ведущий.
Уходит еще один вечер в Михайловском. Сколько их было, этих вечеров: А сколько их еще
впереди? Тишина, таинственная, сказочная. И в этой тишине звучит голос няни.
«Некоторый царь задумал жениться. Но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он
однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном
накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья — что с первого года родит 33
сына. Царь женился на третьей».
2ведущий: Так вошли в поэзию Пушкина мотивы «Сказки о золотом петушке», «Сказки о
мертвой царевне…», и забавной веселой «Сказки о попе и работнике Балде»
Ребята,откуда эти строки?
Учащиеся зачитывают начало и конец сказок ,а гости должны угадать название сказок.
А теперь парад героев сказок А.С.Пушкина .Ученица читает «Лукоморье»,дети
показывают иллюстрации к сказке.
Ну а теперь небольшая викторина
1. Сколько лет вместе прожили старик со старухой в произведении «Сказка о рыбаке и
рыбке»? (33 года.)
2. Из какой сказки эта фраза:
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу»? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
3. Какие три дива было у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря и
Царевна Лебедь.)
4. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
5. Какую песню пела белочка князя Гвидона? («Во саду ли, в огороде Девица гуляла...»)
6. Каковы были ядрышки золотых орехов? («Ядра чистый изумруд».)
7. Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер.)
8. Как звали пса семи богатырей? (Соколко.) 9..В каком городе родился А.С.Пушкин? (в Москве)
10 Сколько сказок написал Пушкин?
1Ведущий. Сказкаложь, да в ней намек добрым молодцам урок!
Обобщение:
Учитель: Почему сказка ложь? (вымысел). Что за намек, за урок следует извлечь из сказки?
(сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и
клеветы).
Учитель: давайте подведём итог нашего урока:
Что объединяет эти сказки? Докажите. (волшебные чудеса, превращения).
Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не
отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло,
жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).
Богатое, удивительное наследство – свои сказки, оставил нам А. С. Пушкин. Сегодня мы
заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро,
прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших
сердцах, а злу никогда там не найдется места.
Вы хорошо работали на уроке, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда
останутся в вашем сердце. Посчитайте количество жетонов и подведём итоги. Кто же
лучше знает сказки А.С. Пушкина. Оказывается, что их хорошо знают все!
Урок,посвященный творчеству А.С.Пушкина "Свирель и лира" 5 класс
Урок,посвященный творчеству А.С.Пушкина "Свирель и лира" 5 класс
Урок,посвященный творчеству А.С.Пушкина "Свирель и лира" 5 класс
Урок,посвященный творчеству А.С.Пушкина "Свирель и лира" 5 класс
Урок,посвященный творчеству А.С.Пушкина "Свирель и лира" 5 класс
Урок,посвященный творчеству А.С.Пушкина "Свирель и лира" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.