Уровни использования информационных технологий учителем в учебно-воспитательном процессе
Оценка 5

Уровни использования информационных технологий учителем в учебно-воспитательном процессе

Оценка 5
Документация
doc
окружающий мир
4 кл
25.06.2019
Уровни использования информационных технологий учителем  в учебно-воспитательном процессе
Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс идет не так интенсивно, как они того заслуживают. Тормозом с одной стороны является нехватка компьютерной техники и ее быстрое моральное старение, а с другой – то, что не всегда учитель оказывается готов использовать в своей работе новейшие информационные технологии. Обсуждение первого не входит в нашу задачу. Наша задача – рассмотреть, как может учитель начальных классов использовать имеющиеся информационные ресурсы школы для включения их в учебно-воспитательный процесс.
Уровни использования информационных технологий .doc
  Уровни использования информационных технологий учителем  в учебно­воспитательном процессе          Внедрение информационных технологий в учебно­воспитательный процесс идет не так интенсивно,   как   они   того   заслуживают.   Тормозом   с   одной   стороны   является   нехватка компьютерной техники и ее быстрое моральное старение, а   с другой – то, что не всегда учитель   оказывается   готов   использовать   в   своей   работе   новейшие   информационные технологии.  Обсуждение первого не  входит в нашу задачу. Наша задача – рассмотреть, как может  учитель начальных классов использовать имеющиеся  информационные ресурсы школы для включения их в учебно­воспитательный процесс.                   Можно выделить пять уровней пользователя, которые сложились среди учителей, использующих компьютер в своей работе [1]. Уровень первый  ­ высокий старт. Использование компьютера в качестве удобной «пишущей машинки с памятью»: ­    подготовка с его помощью дидактических материалов, планирования;  ­    создание списков и картотек, шаблонных форм; ­    спокойное отношение к сдаваемым в компьютерном виде работам учащихся; ­    элементарная систематизация документов в домашнем компьютере;  ­    подготовка отчетов для администрации с  иллюстрациями, графиками, диаграммами и т.д.  Для этого, конечно, сначала  необходимо освоить текстовый и графический редакторы Word Point,  электронные таблицы   Excel, простейший редактор компьютерной верстки    Publisher. Хорошо, если в школе есть сканер. Тогда необходимо понять основы компьютерной обработки изображения и освоить программу сканирования. Уровень   второй   –   открытие   возможностей.   Достижение   данного   уровня связано с выходом в Интернет. Хотя возможно выделение и некоего промежуточного этапа ­ знакомство   с   тематическими  CD­ROMами.     Для   того   чтобы   информационные   технологии реально стали фактором обеспечения доступности, качества и эффективности образования, они должны быть органически включены в традиционные для школы процессы: уроки и УМК.           Традиционный урок при  нехватке лабораторного оборудования, наглядных     пособий становится «бедным». На помощь  приходят   электронные ресурсы: учебники,  приложения, энциклопедии.   Мы   сталкиваемся   с   новой   проблемой:   выбор   электронного   продукта   для учащихся начальных классов очень незначителен.  К сожалению, в России мало специалистов по   педагогическому   дизайну,   поэтому   основная   часть   электронных   учебных   продуктов создается  коллективами, где решающее слово остается  не за педагогами, а за  «технарями». Они,   конечно,  обеспечивают   техническое   качество  продукта,  но  этот  продукт  имеет,     во­ первых, недостаточную образовательную ценность, а во­вторых, для его включения в учебный процесс учителю приходится затрачивать немало усилий. Стремясь увеличить возможности электронного продукта, разработчики плохо знают потребности учителя. Несмотря на низкий пока   учебно­методический   уровень   электронных   ресурсов,   они   способны   поразить соскучившегося   по   качественным   наглядным   пособиям   учителя,   в   первую   очередь богатейшими   анимационными   возможностями   современных   технологий.   Что   касается непосредственного применения информационных технологий в конкретном предмете, то здесь мы ориентируемся на существование   разработанных программных продуктов. Допустим, на уроке литературы это могут быть записи уроков по литературе, виртуальные экскурсии по музеям, включение в урок  классической музыки, наборы иллюстраций к произведениям, сцены из   спектаклей.   У   детей   при   этом   задействован   слух,     работает   визуальная   память   и эмоциональный отклик на происходящее сильнее. Если говорить об окружающем мире, то ребята   вместе   с   учителем     совершают   путешествия   по   всему   миру,   ярче   и   образней представляют картины прошлого, доступней и ярче мы можем дать ребенку представление о сложных   процессах,   происходящих   в   природе.     Школу   оснастили   мультимедийным проектором, и учитель имеет  возможность проецировать изображение  на экран. Конечно,  без программы создания презентаций     Power  Point  не обойтись. Учитель  идет дальше и учится обрабатывать     изображения   с   помощью   программы          Photoshop,       осваивает   работу   с периферийным   оборудованием   (звуковыми   колонками,   цифровыми видеокамерами   и   фотоаппаратами)   и   соответствующими   программами,   например,      Media Player.     микрофоном,     Уровень   третий   –   на   пути   к   творчеству.    Учитель     начинает   овладевать технологиями «созидания»: ему становятся доступны основные элементы программ. А значит, в руки педагога попадают инструменты, используя анимационные возможности которых он существенно может усилить эффективность своего занятия.  На этом уровне уже начинается создание собственных презентаций, которые получат  применение на уроке. Для этого уровня характерны   также   попытки   создания   электронной   библиотеки   учителя   и   проекты   по написанию несколькими учителями общего учебного пособия. Уровень четвертый  – первые  уроки.   Постепенно   информационные   технологии начинают проникать и на урок. И в данном случае не столь важно, каким путем произошло это проникновение. Важно, что  учитель стремится оптимизировать урок, сделать его более ярким, запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, вовлечь   каждого   ученика   в   процесс   познания,   осуществляется   индивидуальный   подход   к обучению.  Как используются на уроке имеющиеся ресурсы? А) Использование  электронных энциклопедий,  приложений  освобождает  от необходимости собирать и хранить необъятное море бумажных иллюстраций, репродукций и т.п. Одно дело, когда смотришь с «галерки» на прикрепленную к доске маленькую, вырезанную из журнала репродукцию   неопределенного   цвета   и   содержания,   другое   –   когда   она   проецируется   на большой экран, увеличенная до размеров настоящей картины. Мало того, ее можно заставить двигаться, ожить.  (Например: При изучении темы «  Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке  Э.Гофмана «Щелкунчик»   дети имели  возможность познакомиться с фрагментами из балета,  прослушать музыкальные   фрагменты,   узнали   об   авторе   произведения.     С   этой   целью     на   уроке   были задействованы   «Энциклопедия   классической   музыки»,   «Большая   энциклопедия   Кирилла   и Мефодия»). Б).   Электронные   пособия   для   учащихся   начальных   классов,   которые   предоставила   нам лаборатория     лабораторией   А.В.Молокова)   помогают разнообразить   уроки русского языка, математики,  осуществить индивидуальный  подход в обучении  детей.  В). Имеющиеся  электронные учебники для учащихся более старшего возраста включают тот минимум   содержания,   который     возможно   преподнести     учащимся   начальных   классов. (Например: на уроках окружающего мира используются   «Энциклопедия истории России», «Начальный курс географии 6 класс», «География 7 класс»,  «1С: Репетитор Биология» и др.   Г).   Учитель   может   использовать   возможность     продемонстрировать   с   помощью мультимедиапроектора   собственную   презентацию,   разработанную   с   учетом   особенностей своего класса. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно­воспитательный   процесс   на   основе   психологически   корректных   режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения   темы   и   на   любом   этапе   урока.   (Представить   презентации     уроков   математики, окружающего мира).          Важно, что учителю, который пошел по пути освоения информационных технологий,  уже вряд ли захочется идти в обратную сторону. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого   материала   уже   на   качественно   новом   уровне.   Применение   ИТ   повышает   ИЭПМСО   РАО     (заведующая  познавательный интерес учащихся к предмету, дает возможность углубить знания и выйти за рамки   учебника.   Все   это   должно   способствовать   решению   задачи   обеспечения   целостного развития ребенка и его социализации. Уровень пятый – поиски системы.  Для учителя становится профессионально необходимым   научиться   совмещать   собственный   преподавательский   почерк   с   теми техническими   возможностями,   которые   предоставляют   ему   новые   информационные технологии.  Представляется интересным  возможность создания собственных вариантов интегрированных курсов  для начальной школы на базе информационных технологий.           Уже в начальных классах возможно привлечение детей к выполнению доступных работ на компьютере. В этой связи можно выделить несколько     ситуаций, в которых  ученики могут самостоятельно или с помощью взрослых участвовать в освоении информационных ресурсов.    ­   Во­первых – это различные виды домашних заданий, направленные на поиск определяемой учителем   информации   по   конкретной   теме.   При   этом   поиск   может   проводиться   как   в свободном режиме, так и по ресурсам, определяемым педагогом. Предъявляемым результатом подобной   работы   может   быть     как   сообщение   по   теме,     так   и   подготовка   собственных презентаций. Важно напомнить учащимся, что презентация – это не нагромождение текста, а в первую очередь иллюстративный материал, карты, таблицы и схемы. Важным  представляется также соответствие анимаций и иллюстраций заявленной теме, а также лаконичность. Выше оценивается   работа,   где   автор   использовал   поисковые   системы   или   другие   способы   для нахождения в сети дополнительной информации по теме, кроме заданных ранее ресурсов.  Дети  обучаются навыкам реферирования. ­       Во­вторых, это использование интерактивных форм: переписка по электронной почте со сверстниками   или   специалистами,   общение   в   специализированных   чатах   или   форумах, анкетирование и иные формы опросов. Результатом здесь также может стать сообщение или доклад,   а   также   систематизированные   материалы   для   проектной   работы.   Параллельно   с перепиской отрабатываются и навыки письменной речи. ­   В­третьих, это классическая проектная работа: сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, статистики,  рефератов для выявления тенденций или принятия решений, разработки предложений. Результатом может стать  презентация или веб­ страничка. ­   В­четвертых, это различные виды  консультирования  и редактирования,  осуществляемые учителем   по   электронной   почте,   переписка   с  родителями   учащихся,   ответы   на  вопросы   в рамках форума на учительской странице и, наконец, сетевые факультативные занятия. ­    В­пятых, это участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах. ­     В­шестых,   это   разнообразные   игры   и   турниры,   основанные   на   элементах   угадывания   и поиска.                 Хочется сказать еще об одном. Важно дать понять ребенку, что компьютер – это инструмент для интересной, увлекательной работы, и  если  научиться что­то делать самому на компьютере,   то   удовольствие   и   польза   от   такого   занятия   гораздо   больше,   чем   от разрушающего здоровье и психику многочасового истребления виртуальных противников. ____________________________________________________ 1.  Александр Драхлер, редактор Интернет­проекта «СОМ – в помощь учителю», сетевой методист   Московского   центра   Федерации   Интернет   Образования   по   общественным дисциплинам. – «Высокий стандарт» ­  статья из газеты ИКТ в образовании – спецвыпуск «УГ» № 16, 2004.

Уровни использования информационных технологий учителем в учебно-воспитательном процессе

Уровни использования информационных технологий учителем  в учебно-воспитательном процессе

Уровни использования информационных технологий учителем в учебно-воспитательном процессе

Уровни использования информационных технологий учителем  в учебно-воспитательном процессе

Уровни использования информационных технологий учителем в учебно-воспитательном процессе

Уровни использования информационных технологий учителем  в учебно-воспитательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2019