Усиление королевской власти в Англии и во Франции
Оценка 5

Усиление королевской власти в Англии и во Франции

Оценка 5
docx
13.12.2022
Усиление королевской власти в Англии и во Франции
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии..docx

У р о к ….

ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Цел и:

1.          Показать завершающую стадию процесса образования централизованных государств во Франции и Англии.

2.    Сравнить пути завершения процесса объединения.-

3.     Систематизировать и обобщить знания учащихся об обра­зовании централизованных государств.

Оборудование: карта в атласе (с. 9) «Англия и Франция во II половине XV века».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

(Проводится дифференцированно.)

1.      Назвать причины, цели восстания крестьян во Франции.

2.    Назвать причины, цели восстания крестьян в Англии.

*3. Назвать причины, цели восстания крестьян в Англии и Франции.

*4. Сравнить цели и действия крестьян в Англии и Франции.

*5. Охарактеризовать требования бедноты в Лондоне. Срав­нить эти требования с требованиями «жаков».

*6. Сравнить последствия крестьянских выступлений в Анг­лии и Франции.

7.    Показать районы, охваченные восстанием Уота Тайлера в Англии, и районы Жакерии во Франции.

8.     Как закончилась жизнь Гильома Каля и Уота Тайлера?

П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.       Завершение объединения Франции. Укрепление королев­ской власти.

2.     Война Алой и Белой Розы. Установление сильной центра­лизованной власти в Англии.

3.     Значение и последствия образования централизованных государств.

 

1. Завершение объединения Франции. Укрепление коро­левской власти.

Учитель уточняет, что Столетняя война прервала начавшееся объединение Франции, и после окончания Столетней войны объединение страны завершилось.

Проблемный вопрос:

=> Почему стало возможным объединение Франции в начале XV века, а следовательно, и усиление королевской власти?

Учитель обязательно дает характеристику народному хозяйству Франции.

Война нанесла тяжелый урон хозяйству Франции:

-   сожжены деревни;

-   разорены многие города;

-   сократилась торговля. К концу XV века:

                   - были восстановлены ремесло и сельское хозяйство;

                   -  началось производство тканей, стекла;

                     -    появились ярмарки;

                    - борьба городов с сеньорами закончилась, города оказались на королевских землях.

Феодалы захватили много земли из королевских владений и желали вернуть Францию к феодальной раздробленности.

Те феодалы, которые сами, лишились своей власти над кре­стьянами, хотели заменить эту власть государственным принужде­нием. Значит, большинство феодалов было заинтересовано в уси­лении королевской власти, чтобы с ее помощью принуждать кре­стьян к несению повинностей за пользование наделами.

Короля поддерживали горожане и рыцари.

В период правления короля Людовика XI крупные феодалы организовали тайный союз.

Учитель характеризует двух противников - Людовика XI и герцога Бургундского Карла Смелого (см. репродукции портретов в учебнике на с. 151-152, § 30).

Эти исторические деятели олицетворяли новое и старое в развитии страны. Людовик XI стремился объединить страну, а Карл Смелый был главой заговора крупных феодалов, которые хотели вернуть Францию к феодальной раздробленности.

Учитель рассказывает о борьбе между Людовиком XI и Карлом Смелым, о методах действия короля (дальновидность, ди­пломатия, хитрость, вероломство).

Учащиеся могут осудить моральные качества короля, но они также должны заметить, что Людовик XI обладал качествами хорошего государ­ственного деятеля и политика.

 Работа с картой.

Учитель показывает на карте владения, которые были при­соединены к Франции:

-    на юге - Прованс и город Марсель;

-    владения герцога Бургундского;

-    Бретань оставалась независимой.

=> Показать владения французского короля.

=> Показать земли, которые присоединил Людовик XI. Учащиеся видят, что владения королей Франции к концу XV века занимали практически всю территорию страны.

Вывод: в конце XV века завершилось объединение Фран­ции.

Продолжение объяснения учителя.

Процесс объединения страны шел параллельно с процессом усиления королевской власти.

1.       Король заменил отряды вассалов постоянным войском из рыцарей и наемников, то есть ввел постоянное войско.

2.     Для содержания постоянного войска был введен ежегод­ный налог со всего населения страны.

3.     Управление страной осуществлялось через чиновников, которые находились у короля на службе.

Вся власть перешла к королю:

-    право объявлять войну,

-    право заключать мир,

-    вести переговоры с другими государствами,

-    издавать законы,

-    судить всех своих подданных.

Учитель подводит учащихся к рассуждению: король, имея деньги, постоянное войско, не нуждался в Генеральных шта­тах. Людовик XI созывал Генеральные штаты всего один раз.

Крупные феодалы лишились прежних прав, стали подданны­ми короля. На местах управляли назначенные королем чиновники.

Учащиеся знакомятся со схемой (§ 30, с. 152) «Централизован­ное государство во Франции в конце XV века».

Рекомендуется организовать беседу.

=> Чем отличалась власть короля в централизованном госу­дарстве от его власти во времена феодальной раздробленности?

Вывод: К концу XV века Франция была подчинена единой центральной власти - власти короля. Значит, постепенно оформи­лось централизованное государство.

Последствия объединения

1.      Вся Франция подчинилась единой центральной власти -королевской.

2.    Было покончено с феодальной раздробленностью.

3.     Королевские подати и суд были распространены на всю Францию.

4.      Король покровительствовал росту городов, расширению торговли и развитию хозяйства.

5.       Началось развитие культуры, складывался единый язык -французский.

Учитель знакомит учащихся с выводом (§ 30, с. 152) о значении и последствиях объединения Франции.

2. Война Алой и Белой Розы. Установление сильной цен­трализованной власти в Англии.

Продолжение рассказа учителя.

Через два года после окончания Столетней войны в Англии на­чалась междоусобная война, которая длилась 30 лет (1455-1485 гг.).

Феодальная война вошла в историю как война Алой и Белой Розы. Феодалы разделились на две группировки, эти группировки поддерживали одну из двух ветвей династии Плантагенетов - Лан­кастеров или Иорков.

Старая аристократия поддерживала династию Ланкастеров (в центре герба Ланкастеров - алая роза); новая знать поддерживала династию Иорков (в центре герба Иорков - белая роза).

Каждая из феодальных группировок стремилась посадить на престол свою династию.

Главной целью этой борьбы было уничтожение всех своих противников.

Работа с картой.

=> Найти и показать территории, которые принадлежали:

1)     Алой Розе;

2)  Белой Розе.

 

Война закончилась, когда почти все знатные феодалы унич­тожили друг друга. В эту борьбу вступил и самый дальний родст­венник Ланкастеров Генрих VII Тюдор.

Победив в последнем сражении, он женился на девушке из династии Иорков. На своем гербе Генрих Тюдор соединил алую и белую розы.

Вывод: начинается правление династии Тюдоров.

Как же началось правление Генриха VII Тюдора?

-    Король запретил феодалам содержать военные отряды.

-    Вел борьбу с непокорными феодалами.

-    Разрушал их замки, казнил.

-    Земли забирал в королевскую казну.

-   Король с помощью разнообразных средств пополнял казну.

-   Брал штрафы со знатных феодалов.

-   Собирал с населения средства на военные нужды даже в мирное время.

-   Парламент собирался всего два раза (за 13 лет правления Генриха Тюдора).

-   Земли и титулы старой знати король передавал своим сто­ронникам, установив таким образом зависимость новых лордов от короля.

 

3. Значение и последствия образования централизован­ных государств.

Последний вопрос темы является обобщающим.

В XV-XVI вв. в странах Западной Европы (Франции и Анг­лии) складывается абсолютная монархия.

Абсолютизм - форма правления в условиях феодального го­сударства, когда монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Основные черты абсолютной монархии

1.     Создание бюрократического аппарата.

2.   Создание профессиональной армии - опоры абсолютизма.

3.    Деятельность сословно-представительных органов сводит­ся к формальной, или они распускаются.

4.   Проводится политика развития промышленного производ­ства внутри страны, внутреннего и внешнего рынков промышлен­ных товаров.

Затем учитель представляет учащимся таблицу: «Основные со­бытия в истории Франции и Англии в XI-XV вв.».

Работа с  таблицей.

Комментарии в сочетании с беседой.

=> Каким было положение Франции в XI веке?

=> Какие факты свидетельствуют о слабости королевской власти во Франции в XI веке?

=> Охарактеризуйте положение Англии до нормандского за­воевания.

=> Почему усилилась королевская власть в Англии после 1066 года? Каким образом это проявилось?

Продолжение работы  с  таблицей.

=> Перечислите изменения в хозяйстве, которые способство­вали образованию централизованного государства.

=> Какие слои населения и почему поддерживали королев­скую власть в борьбе за объединение страны?

=> Как образовались парламент в Англии и Генеральные штаты во Франции? Что общего и в чем различия этих сословно-представительных учреждений? Как они способствовали усилению королевской власти?

=> Причины Столетней войны. Почему она была первона­чально неудачной для Франции? Почему английские феодалы про­играли Столетнюю войну?

=> Охарактеризуйте причины крестьянских восстаний, цели восставших. Определите общие причины поражения восстаний в Англии и во Франции, последствия восстаний XIV века.

=> Почему феодальная знать боролась против объединения страны в Англии и во Франции? Почему феодалы проиграли эту борьбу?

=> Приведите примеры усиления королевской власти во Франции и Англии в конце XV века. Определите значение образо­вания централизованных государств.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 21, ответить на вопросы;  контурная карта 5, задание 8.

 * Для успевающих учащихся рекомендуется составление сравни­тельной таблицы:

 

Завершение объединения Англии и Франции

 

Вопросы

Англия

Франция

 

1. Путь объединения страны:

-           мирный,

-           вооруженный

 

 

 

2. Было ли сопротивление процессу объединения страны?

 

 

 

3. Какие права приобрел король?

 

 

 

4. В чьих руках была местная власть?

 

 

 

 


 

У р о к …. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ

У р о к …. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ

К концу XV века: - были восстановлены ремесло и сельское хозяйство; - началось производство тканей, стекла; - появились ярмарки; - борьба городов с сеньорами закончилась,…

К концу XV века: - были восстановлены ремесло и сельское хозяйство; - началось производство тканей, стекла; - появились ярмарки; - борьба городов с сеньорами закончилась,…

Учитель подводит учащихся к рассуждению: король, имея деньги, постоянное войско, не нуждался в

Учитель подводит учащихся к рассуждению: король, имея деньги, постоянное войско, не нуждался в

Война закончилась, когда почти все знатные феодалы унич­ тожили друг друга

Война закончилась, когда почти все знатные феодалы унич­ тожили друг друга

Перечислите изменения в хозяйстве, которые способство­вали образованию централизованного государства

Перечислите изменения в хозяйстве, которые способство­вали образованию централизованного государства

Усиление королевской власти в Англии и во Франции

Усиление королевской власти в Англии и во Франции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.