Условия, необходимые для формирования у учителя
рефлексивных умений в проектной деятельности
Ситник Наталья Владимировна
Научная специальность:
5.8.1. Общая педагогика,
история педагогики и образования
В современных условиях образовательного процесса особое внимание уделяется рефлексивным умениям педагогов, которые становятся критически важными для повышения качества обучения и воспитания учащихся. Рефлексия позволяет учителям не только осмысливать свой опыт, но и адаптировать свои методы и подходы в зависимости от изменения образовательной среды и потребностей учащихся. Осознание собственных действий и анализ их последствий способствует развитию профессиональной компетенции, улучшает взаимодействие с учащимися и коллегами. Педагоги, обладающие рефлексивными навыками, способны оперативно реагировать на ситуации, возникающие в классе, и находить оптимальные решения для достижения образовательных целей. Кроме того, рефлексия помогает педагогам учиться на своих ошибках и успехах, что является неотъемлемой частью их профессионального роста. В условиях быстрой смены технологий и образовательных тенденций умение критически оценивать собственную практику становится необходимым для формирования адаптивных, инновативных и эффективных педагогических подходов, что в конечном итоге способствует улучшению образовательных результатов учащихся.
Рефлексивные умения также способствуют созданию эмоционально комфортной среды в классе, где ученики чувствуют поддержку и понимание со стороны учителя. Педагоги, способные к саморефлексии, чаще учитывают индивидуальные потребности учащихся, что позволяет им более эффективно настраивать уроки и задавать задания, соответствующие уровню знаний и интересам детей. В итоге, такое внимание к учащимся способствует более высокому уровню вовлеченности и мотивации к обучению.
Одной из ключевых задач современной педагогики является развитие критического мышления у учащихся, и для этого необходима модель, основанная на рефлексии. Учителя, которые осознают значимость этой практики, могут применять методы, стимулирующие обсуждение и анализ, что помогает развивать у студентов навыки самостоятельного и критического осмысления информации. Рефлексия становится не просто инструментом личностного и профессионального роста педагога, но и мощным фактором, влияющим на общий климат образовательного процесса, что позволяет формировать более продуктивные отношения между всеми участниками.
В развитии профессиональной рефлексии педагога участвует следующий комплекс педагогических условий
● Специально организованная рефлексивная деятельность.
В общей теории деятельности выделены различные подходы, имеющие особое значение для педагогического процесса. Прежде всего, это выделение сущностных свойств деятельности – целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность; общность в построении способов, процесса деятельности и ее конечных результатов. Преобразующий характер деятельности позволяет человеку увидеть результаты своего участия в ней, поскольку эта деятельность направлена на оперирование знаниями и на обогащение новыми способами для получения результатов. Эта характеристика деятельности обладает не только внешними, но и внутренними стимулами.
● Наличие рефлексивной среды и рефлексивного сообщества.
Педагогическая среда представляет собой совокупность окружающих материальных и духовных, неструктурированных в особый порядок факторов, а также людей, связанных этими обстоятельствами, значимость которых для личности различна.
«Рефлексивная личность» – это не объективная, социально определяемая цель, а субъективная необходимость противопоставления личностного начала человека стрессовой, изменчивой, зачастую жесткой среды – среде, в которой протекает педагогическая деятельность. Рефлексивная среда, в нашем понимании, это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов. Функция подобного рода среды – способствовать возникновению у личности потребности в рефлексии. Рефлексивная среда участвует, на наш взгляд, в обеспечении жизнедеятельности, одной из проблем которой является соразмерность развивающейся среды и существования самой личности.
Возможности, условия, способы деятельности, отношения, которые развивает человек, являются параметрами этой среды, которые складываются в результате усвоения культуры через личный опыт. Цель создания рефлексивной среды: снятие отчуждения педагога от учебного процесса и развитие умений профессиональной рефлексии педагога как способа жизнедеятельности (осуществления профессиональной деятельности).
Можно выделить следующие основные направления работы (деятельности) в рефлексивной среде: работа с экзистенциальными феноменами, смыслами, ценностями педагога по индивидуальной, профессиональной деятельности; создание целостного, многогранного образа исследуемой реальности; осуществление психологически безопасной (безоценочной) диагностики своих профессиональных качеств и использование этих результатов для своего профессионального совершенствования; развитие творческой уникальности педагога.
● Активизация отношений между участниками рефлексивной деятельности.
Особенность отношений в педагогическом процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и преподаватель, и обучающийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно, и каждый дополняет и обогащает деятельность друг друга, сохраняя своеобразие своих действий. Именно в таких взаимопереходах субъектно-объектных отношений в субъектно-субъектные отношения и заключены механизмы развития профессиональной рефлексии педагога.
Межсубъектные отношения педагога и обучающегося представляют значительную ценность. Они обеспечивают сложение сил, единство действий и взаимосвязь деятельности ее участников-исполнителей. В этих условиях раскрываются как силы и возможности обучающихся, их опыт, их внутренние ресурсы, так и педагогическое мастерство преподавателя, достижение более высоких результатов. Результатом межсубъектных отношений в рефлексивной деятельности становятся взаимопонимание, сотрудничество, сотворчество. Рефлексия составляет сущностную характеристику межсубъектных отношений, ибо рефлексия способна быть механизмом познания не только своего, но и чужого сознания.
В рефлексивной деятельности показателями усвоения эффективности межсубъектных отношений могут выступать: адекватность рефлексии за другого, согласованность позиций, заинтересованность друг в друге, отношения взаимной ответственности, поддержка, чувство взаимного удовлетворения и т.д.
● Актуализация рефлективности педагога.
Преобразующий характер рефлексивной деятельности, будучи ее сущностным свойством, зависит напрямую от активной роли субъекта. В актуализации рефлексивности педагога участвует: направленность его личности, наполненность его образа «я» (личностного и профессионального) и его собственно профессиональная позиция. При этом решающее значение в оценке профессиональной позиции педагога имеет пpедставленность в ней нравственной доминанты, которая соответствует социальному смыслу педагогической профессии и при этом максимально совпадает с представлением личности о целях профессиональной деятельности, осуществляемой ею. Актуализированная рефлексивность педагога позволяет ему стать «инструментом» собственного развития.
● Использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии.
Способность педагога к осуществлению деятельности на рефлексивной основе становится одним из критериев его успешности и эффективности в новых условиях. Сегодня педагог сталкивается с проблемами, которые не однозначны по своей сути и способам их разрешения. В связи с этим наиболее продуктивным выходом из сложившейся ситуации оказывается рефлексивное переосмысление учителем своего профессионального опыта. Развитие рефлексивных способностей позволяет современному учителю достигнуть соответствующего уровня профессиональной самооценки, адекватно анализировать и прогнозировать результаты собственной педагогической деятельности, найти свой индивидуальный стиль, продемонстрировать примеры высокой самоорганизации. В условиях постоянного выбора технологий обучения учителю важно уметь самостоятельно создавать их модификации. При этом, добиваясь эффективного воздействия на обучающихся, он должен определять степень соответствия планируемого и достигнутого результата. Это возможно в том случае, если педагог овладел соответствующими способами и средствами рефлексии по отношению к своей деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.