Условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
Детсад
16.11.2018
В работе раскрываются условия и методы воспитания культуры поведения и общения детей дошкольного возраста: Современный детский сад – это место, где дошкольник получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Задачи педагога.
условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста.doc
Условия и методы воспитания культуры поведения
и общения у детей дошкольного возраста.
Современный детский сад – это место, где дошкольник
получает опыт широкого эмоциональнопрактического
взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее
значимых для его развития сферах жизни.
Задача педагога – создание культурной среды развития
для каждого ребенка и оказание ему помощи и
поддержки в активном освоении культурного опыта.
Педагогическими условиями воспитания культуры
поведения и общения у дошкольников являются:
окружающих дошкольников (педагогов, родителей);
Речевая и поведенческая культура взрослых,
Продуманная, рациональная организация образа жизни детей в детском саду;
Разнообразная предметноразвивающая среда, удовлетворяющая актуальные
потребности дошкольников в общении и деятельности, интересы мальчиков и
девочек;
Взаимодействие педагогов и родителей дошкольников в воспитании поведенческой
культуры привычек, выработке единых позиций и согласованных действий с учетом
индивидуальных особенностей детей в освоении культурного опыта;
Проектирование содержательной жизни детей,
«событийного сценария»,
обеспечивающего накопление опыта переживаний, участия в эмоционально
насыщенных ситуациях нравственного поведения, дружеских контактов, уважения к
другим людям, а также развитие собственного достоинства.
Необходимым условием воспитания культуры поведения является обеспечение
эмоциональнокомфортного состояния детей в детском саду. Воспитатель оценивает:
Эмоциональные проявления ребенка: с каким настроением он чаще всего
приходит в группу, насколько комфортно чувствует себя в детском саду;
Общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми: умение
вступать в контакт, учитывать эмоциональное состояние партнера по общению,
соблюдать правила культуры общения, освоение игровых и коммуникативных
умений;
Личностные черты поведения: доброжелательность, дружелюбие, активность.
Умение воспитателя правильно оценить индивидуальные особенности каждого
ребенка позволяет выбрать адекватную тактику в воспитании культуры поведения и
общения.
В воспитании у детей навыков и привычек культурного поведения соблюдается
принцип единства и целостности воспитательного процесса. Это взаимосвязь задач,
методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании,
повторности упражнений в формировании культурных навыков и привычек, создание
активных побуждений детей к выполнению правил культуры поведения в разных видах
деятельности и режимных процессах. Необходимо сформировать действенность моральных
чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат социальноценностные
побуждения.
В воспитании культуры общения детей педагогу необходимо влиять на все стороны
коммуникативного процесса: его содержание (то есть информационный обмен), способы речевого и практического взаимодействия (коммуникативные и поведенческие умения) и
соответствующие нравственные представления дошкольников о нормах и правилах
поведения и общения, нравственных качеств и поступках людей.
Культура поведения ребенка основана на доброжелательности, уважении,
вежливости, стремлении к достижению взаимопонимания с окружающими людьми.
Эмоционально привлекательно для дошкольников раскрываются соответствующие
культурные нормы общения и сотрудничества людей. Формируются коммуникативные
умения, связанные с осуществлением взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Все
требования к поведению должны быть сформулированы взрослым в простой и понятной
дошкольнику форме. Они помогают ребенку понять, как он должен вести себя в обществе.
Для дошкольников правила формулируются не в общей форме («Надо быть вежливым»), а
конкретно, с указанием на действие, которое ребенку нужно выполнить в тех или иных
обстоятельствах («Если тебе вручили подарок, скажи «спасибо».)
Младший дошкольник хорошо усваивает правило культуры поведения, если оно
обращено лично к нему. Становясь старше, дети начинают воспринимать нормы и правила
как обязательные для всех.
На протяжении дошкольного возраста правила культуры поведения усложняются.
Увеличивается объем правил. Они становятся разнообразнее и начинают определять не
только отдельные действия и поступки ребенка (сказать «спасибо», «пожалуйста»,
поздороваться, попрощаться и т.п.), но весь образ его жизни с позиции культурных
требований.
К концу старшего дошкольного возраста дети приобретают культурные привычки
вежливого, доброжелательного общения, соблюдения культурногигиенических правил,
норм этикета, культуры поведения в общественных местах. Дети не только знают много
правил, но и способны понять, почему их нужно выполнять. Дошкольники переживают
чувство удовлетворения, если взрослые одобряют его поведение и связывают умение
следовать правилам культуры с растущей самостоятельностью и взрослением.
Задача воспитателя – понятно для детей сформулировать правило культуры
поведения, показать, как его выполнять, и своим примером, положительной оценкой
вызывать желание следовать правилу. Воспитатель на конкретных примерах объясняет
детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность
правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно это становится для них
нормой поведения.
Как воспитывать культуру общения и поведения детей?
В младшей группе дети нуждаются в многократном показе воспитателем способов
поведения, напоминании правил, постоянной помощи воспитателя. Педагог широко
использует игровые формы: инсценировки с игрушками, сюжетнодидактические игры,
игровые ситуации в которых дети упражняются в выполнении правил: например, «учат»,
зайчика и медвежонка здороваться, говорить «спасибо», бережно обращаться с игрушками
и т.п. Игровой персонаж, сопровождая младших дошкольников в повседневной жизни,
помогает воспитателю активизировать интерес к выполнению правил культуры поведения,
а также контролировать и оценивать действия детей.
В средней группе воспитатель добивается самостоятельности детей в выполнении
известных ранее правил и помогает освоить новые. При этом он также активно обращается
к методу показа способов выполнения правил, создает игровые и реальные ситуации, в
которых дети накапливают практический опыт культурного поведения и общения
(ситуации «К нам в гости пришла бабушка Арина», «Как порадовать друзей», «Поможем
медвежонку помириться с ёжиком» и т.п.)
Учитывая, что выработка культурных привычек требует постоянных упражнений,
педагог использует все возможности для обогащения нравственных представлений, чувств и поведения каждого ребенка. Правильно, если в образовательной деятельности, на
прогулках, в повседневном общении педагог создает активные побуждения у детей к
выполнению правил культуры поведения, всегда поощряет и поддерживает желание детей
выполнять правила самостоятельно.
Воспитатель отдает предпочтение развернутой педагогической оценке, в которой не
только выражается одобрение, но и подчеркивается, какие именно действия ребенка,
выполнение какого именно правила заслужили высокую оценку. Такая педагогическая
оценка помогает остальным детям дополнительно утвердиться в правильном поведении.
Педагог часто прибегает к так называемой авансированной, предвосхищающей
положительной оценке ребенка за будущие действия, которая служит для него
поведенческим ориентиром.
В старшем дошкольном возрасте культура поведения ребенка становится более
разнообразной. Дети осваивают не отдельные правила, а целые их группы,
регламентирующие поведение. Повышается общая осознанность культурных норм.
Поведение детей становится более гибким, расширяется сфера применения правил
(поведение в различных общественных местах), возрастает вариативность использования
той или иной формы культурного поведения (по отношению к людям разного возраста, с
учетом тех или иных жизненных обстоятельств).
Дошкольники знакомятся с правилами этикета, появляются требования к манерам
поведения: держаться естественно, разговаривая, смотреть в глаза собеседнику,
приветливо отвечать на вопросы, не уходить, если разговор не закончен, не перебивать
говорящего, дать ему высказаться и т.п.
Педагогпсихолог МКДОУ №2
Чернигова Е.Н.
Условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста
Условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста
Условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.