Условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
Детсад
16.11.2018
Условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста
В работе раскрываются условия и методы воспитания культуры поведения и общения детей дошкольного возраста: Современный детский сад – это место, где дошкольник получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Задачи педагога.
условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста.doc
Условия и методы воспитания культуры поведения  и общения у детей дошкольного возраста. Современный детский сад – это место, где дошкольник получает   опыт   широкого   эмоционально­практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Задача педагога – создание культурной среды развития для   каждого   ребенка   и   оказание   ему   помощи   и поддержки в активном освоении культурного опыта. Педагогическими   условиями   воспитания   культуры поведения и общения у дошкольников являются: окружающих дошкольников (педагогов, родителей);  Речевая   и   поведенческая   культура   взрослых,  Продуманная, рациональная организация образа жизни детей в детском саду;  Разнообразная   предметно­развивающая   среда,   удовлетворяющая   актуальные потребности   дошкольников   в   общении   и   деятельности,   интересы   мальчиков   и девочек;  Взаимодействие педагогов и родителей дошкольников в воспитании поведенческой культуры привычек, выработке единых позиций и согласованных действий с учетом индивидуальных особенностей детей в освоении культурного опыта;  Проектирование   содержательной   жизни   детей,   «событийного   сценария», обеспечивающего   накопление   опыта   переживаний,   участия   в   эмоционально­ насыщенных ситуациях нравственного поведения, дружеских контактов, уважения к другим людям, а также развитие собственного достоинства. Необходимым   условием   воспитания   культуры   поведения   является   обеспечение эмоционально­комфортного состояния детей в детском саду. Воспитатель оценивает:  Эмоциональные   проявления   ребенка:   с   каким   настроением   он   чаще   всего приходит в группу, насколько комфортно чувствует себя в детском саду;  Общение   и   взаимодействие   ребенка   со   сверстниками   и   взрослыми:   умение вступать в контакт, учитывать эмоциональное состояние партнера по общению, соблюдать правила культуры общения, освоение игровых и коммуникативных умений;  Личностные черты поведения: доброжелательность, дружелюбие, активность. Умение   воспитателя   правильно   оценить   индивидуальные   особенности   каждого ребенка   позволяет   выбрать   адекватную   тактику   в   воспитании   культуры   поведения   и общения. В   воспитании   у   детей   навыков   и   привычек   культурного   поведения   соблюдается принцип   единства   и   целостности   воспитательного   процесса.   Это   взаимосвязь   задач, методов   и   средств   воспитания:   последовательности,   систематичности   в   воспитании, повторности   упражнений   в   формировании   культурных   навыков   и   привычек,   создание активных побуждений детей к выполнению правил культуры поведения в разных видах деятельности и режимных процессах. Необходимо сформировать действенность моральных чувств,   стремление   к   поступкам,   в   основе   которых   лежат   социально­ценностные побуждения. В воспитании культуры общения детей педагогу необходимо влиять на все стороны коммуникативного процесса: его содержание (то есть информационный обмен), способы речевого и практического взаимодействия (коммуникативные и поведенческие умения) и соответствующие   нравственные   представления   дошкольников   о   нормах   и   правилах поведения и общения, нравственных качеств и поступках людей. Культура   поведения   ребенка   основана   на   доброжелательности,   уважении, вежливости,   стремлении   к   достижению   взаимопонимания   с   окружающими   людьми. Эмоционально   привлекательно   для   дошкольников   раскрываются   соответствующие культурные   нормы   общения   и   сотрудничества   людей.   Формируются   коммуникативные умения, связанные с осуществлением взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Все требования к поведению должны быть сформулированы взрослым в простой и понятной дошкольнику форме. Они помогают ребенку понять, как он должен вести себя в обществе. Для дошкольников правила формулируются не в общей форме («Надо быть вежливым»), а конкретно, с указанием на действие, которое ребенку нужно выполнить в тех или иных обстоятельствах («Если тебе вручили подарок, скажи «спасибо».) Младший   дошкольник   хорошо   усваивает   правило   культуры   поведения,   если   оно обращено лично к нему. Становясь старше, дети начинают воспринимать нормы и правила как обязательные для всех. На протяжении дошкольного возраста правила культуры поведения усложняются. Увеличивается  объем правил.  Они становятся разнообразнее и начинают определять не только   отдельные   действия   и   поступки   ребенка   (сказать   «спасибо»,   «пожалуйста», поздороваться,   попрощаться   и   т.п.),   но   весь   образ   его   жизни   с   позиции   культурных требований. К концу старшего дошкольного возраста дети приобретают культурные привычки вежливого,   доброжелательного   общения,   соблюдения   культурно­гигиенических   правил, норм этикета, культуры поведения в общественных местах. Дети не только знают много правил, но и способны понять, почему их нужно выполнять. Дошкольники переживают чувство   удовлетворения,   если   взрослые   одобряют   его   поведение   и   связывают   умение следовать правилам культуры с растущей самостоятельностью и взрослением. Задача   воспитателя   –   понятно   для   детей   сформулировать   правило   культуры поведения,   показать,   как   его   выполнять,   и   своим   примером,   положительной   оценкой вызывать   желание   следовать   правилу.   Воспитатель   на   конкретных   примерах   объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно это становится для них нормой поведения. Как воспитывать культуру общения и поведения детей? В младшей группе дети нуждаются в многократном показе воспитателем способов поведения,   напоминании   правил,   постоянной   помощи   воспитателя.   Педагог   широко использует   игровые   формы:   инсценировки   с   игрушками,   сюжетно­дидактические   игры, игровые ситуации в которых дети упражняются в выполнении правил: например, «учат», зайчика и медвежонка здороваться, говорить «спасибо», бережно обращаться с игрушками и   т.п.   Игровой   персонаж,   сопровождая   младших   дошкольников   в   повседневной   жизни, помогает воспитателю активизировать интерес к выполнению правил культуры поведения, а также контролировать и оценивать действия детей. В средней группе воспитатель добивается самостоятельности детей в выполнении известных ранее правил и помогает освоить новые. При этом он также активно обращается к методу показа способов выполнения правил, создает игровые и реальные ситуации, в которых   дети   накапливают   практический   опыт   культурного   поведения   и   общения (ситуации «К нам в гости пришла бабушка Арина», «Как порадовать друзей», «Поможем медвежонку помириться с ёжиком» и т.п.) Учитывая, что выработка культурных привычек требует постоянных упражнений, педагог использует все возможности для обогащения нравственных представлений, чувств и   поведения   каждого   ребенка.   Правильно,   если   в   образовательной   деятельности,   на прогулках,   в   повседневном   общении   педагог   создает   активные   побуждения   у   детей   к выполнению правил культуры поведения, всегда поощряет и поддерживает желание детей выполнять правила самостоятельно. Воспитатель отдает предпочтение развернутой педагогической оценке, в которой не только   выражается   одобрение,   но   и   подчеркивается,   какие   именно   действия   ребенка, выполнение   какого   именно   правила   заслужили   высокую   оценку.   Такая   педагогическая оценка помогает остальным детям дополнительно утвердиться в правильном поведении. Педагог   часто   прибегает   к   так   называемой   авансированной,   предвосхищающей положительной   оценке   ребенка   за   будущие   действия,   которая   служит   для   него поведенческим ориентиром. В   старшем   дошкольном   возрасте   культура   поведения   ребенка   становится   более разнообразной.   Дети   осваивают   не   отдельные   правила,   а   целые   их   группы, регламентирующие   поведение.   Повышается   общая   осознанность   культурных   норм. Поведение   детей   становится   более   гибким,   расширяется   сфера   применения   правил (поведение в различных общественных местах), возрастает вариативность использования той или иной формы культурного поведения (по отношению к людям разного возраста, с учетом тех или иных жизненных обстоятельств). Дошкольники знакомятся с правилами этикета, появляются требования к манерам поведения:   держаться   естественно,   разговаривая,   смотреть   в   глаза   собеседнику, приветливо отвечать на вопросы, не уходить, если разговор не закончен, не перебивать говорящего, дать ему высказаться и т.п. Педагог­психолог МКДОУ №2  Чернигова Е.Н.

Условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста

Условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста

Условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста

Условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста

Условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста

Условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста
Скачать файл