Условия успешной учебы школьника
Оценка 4.8

Условия успешной учебы школьника

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
родителям
1 кл
12.01.2019
Условия успешной учебы школьника
В этой статье говорится об эмоциональной и интеллектуальной готовности детей к школе. О тех проблемах и трудностях , с которыми сталкиваются школьники с первых дней учебы. Даны причины и способы устранения, а так же критерии определения готовности ребенка к школе.
условия успешной учебы.doc
Готовность к школе и условия успешной учебы Обученность   и   интеллектуальное   развитие   ­   это   не   одно   и   тоже   Закон   об   образовании   предусматривает   поступление   детей   в   школу   с лет. шести В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два­три месяца очень существенны для развития   детей.   Шестилетки   в   целом   принадлежат   еще   дошкольному   миру.   Эксперименты двадцатилетней   давности   по   их   обучению   показали,   что   ребенок   шести   лет   действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть.   Это   ребенок   играющий.   Поэтому   обучение   шестилеток   изначально   задумывалось   как обучение игровое.  половиной с       Девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально­адаптивны   и   усидчивы.   Мальчики   созревают   для   дисциплинарной   школьной  среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики ­ это горе для   учителя   и   сплошные   учебные   проблемы   для   самого   ребенка.   Очень   часто   мы   встречаем неровные  классы: там сидят  готовые  к обучению  прилежные  девочки  и маленькие  мальчики, возящие под партой машинки. Если   говорить   формально,   то   детские   психологи   выделяют   несколько   критериев   готовности школе. детей обучению в к         1. Интеллектуальная   готовность (способность   к   концентрации   внимания,   умение   строить логические моторика); развитие памяти, мелкая связи,           2. Эмоциональная   готовность (мотивация   к   обучению,   умение   сосредоточиться,   управление эмоциями); 3. Социальная   готовность (потребность   в   общении,   коррекция   поведения   в   коллективе, способность обучаться). В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так   и   в   детском   садике,   те   сведения   о   жизни   вообще,   которые   он   черпает   из   окружающей обстановки, для подготовки  к началу обучения в обычной школе в общем  достаточны. Любой ребенок   к   окончанию   детского   садика,   как   правило,   умеет   считать   до   десяти,   знает   буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой­то мере пользоваться логическим мышлением. Кстати,   если   не   отмахиваться   от   вопросов,   которые   начинает   вам   задавать   ребенок,   и   не отгораживать   его   от   вашей   окружающей   взрослой   жизни   ­   подготовка   к   школе   будет   идти естественно напряжения.  без и       Скажем,   если   вы   периодически   берете   ребенка   хотя   бы   в   магазин,   он   может   попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть­семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить ­ вот, написаны названия, буковки?…  назовет первые пусть хотя три бы               Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе ­ чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать. Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном   возрасте,   любивший   учить   стихи,   постоянно   что­то   сочинявший,   выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении. Первый класс ­  это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько  сил, что  у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках ­ это смежные с письмом виды деятельности. Кроме   того,   надо   помнить,   что   детей,   поступивших   в   школу   раньше   положенного   возраста, подкарауливают   сложности   в   курсе   математики.   Математика   обычно   меньше   всего   пугает родителей   ­   что   там   такого,   в   первом   классе:   два   плюс   два!   Это   серьезная   ошибка.  Действительно, в первом классе, скорее всего, все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут классе. Там   он  столкнется  с   составными   задачами,  к   которым   не  будет   готов   исключительно   в   силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными. ребенка третьем втором во и в               Если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки ­ единственное, что беспокоит   посоветуйте   им   не   торопиться   с   поступлением   в   школу. родителей, Умный,   тонкий   родитель   всегда   найдет   возможности   для   развития   творческих   способностей своего   малыша:   для   этого   существуют   всевозможные   кружки,   студии,   спортивные   секции. сада. Возможно, детского даже базе на           Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок ­ это не одно и то же. Обученность ­   это   те   умения   и   навыки,   которым   ребенка   обучили:   умение   писать,   читать,   считать. Интеллектуальное   развитие   ­   это   некий   умственный   потенциал,   способность   ребенка   к самодвижению,   к   решению   проблемных   задач.   к   самостоятельному   обучению, То   есть   обученность   и   умственное   развитие   ­   это   отнюдь   не   синонимы! Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает   хуже   одноклассников.   Но   при   этом   обладает   такой   высокой   обучаемостью   (не   догоняет.  обученностью!),   месяцев несколько через легко   их что         Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится ­ на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми  ребенок  должен,  по  идее, овладеть в  школе, а  на   развитии  психических  функций, обеспечивающих обучаемость.   А   здесь,   кроме   внимания,   памяти,   мышления,   воображения,   моторики   руки,   важно   развитие социальных навыков. умений и       Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.   И построена она на принуждении. Урок ­ это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать себя. Кроме   того,   к   моменту   поступления   в   школу   ребенок   должен   обладать   известной   долей самостоятельности. Если  он умеет  бегло  читать, но  не  способен  завязать шнурки  и сложить портфель,   пребывание   в   школе   будет   осложняться   множеством   неприятностей. сам     Существует  и еще  одна  проблема, о которой  почему­то  не  принято  говорить, ­  это  проблема школьного   туалета. Чем   заниматься   с   ребенком,   чтобы   он   оказался   готовым   к   школе? В   первую   очередь   надо   позаботиться   о   его   здоровье.   Плавание,   прогулки,   велосипед   ­   это занятия,   способствующие   будущему   успешному   вступлению   в   школьную   жизнь.   О   навыках выше. самообслуживания сказано было       Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое конца. доделывать дело им до           Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к   воображению,   и   еще   ко   многому   другому)   ­   читать   ребенку   книги.   Нужно   читать   (или рассказывать) день.  получаса сказки менее детям не в               Полезны   занятия,   которые   заставляют   работать   фантазию,   воображение,   самостоятельную смекалку: конструирование. рисование, лепка,       Бывает,   что   ребенок   по   одним   показателям   преуспевает   (развитие,   коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него очень слабое или имеются хронические болезни, которые могут   сильно   сказаться   на   его   возможности   посещать   школу.   Здесь   тоже   возможны   разные варианты.   В   Москве   в   некоторых   округах   существуют   центры   надомного   обучения.   Дети   с ослабленным здоровьем по справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны серьезные основания) могут быть зачислены в школу, но первые полгода или год заниматься на дому: к ним ходит   учитель   из   Центра.   Когда  срок  действия  справки   истекает,   ребенок   выходит   в   школу. Кроме того, родители вправе обучать ребенка сами на дому через систему экстерната (это форма платного   обучения).   В   подобных   случаях   ученик   получает   свидетельство   государственного образца о прохождении учебного курса и при переходе в обычную школу должен быть зачислен в класс документом.  соответствии выданным ему в с             Если у ребенка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением   моторики,   требуется   консультация   специалиста,   которая   поможет   родителям определиться   со   сроками   поступления   в   школу   и   с   выбором   учебного   заведения. Помочь   родителям   самостоятельно   определить   уровень   готовности   ребенка   к   школе   могут следующие   критерии   из   адаптированного   для   России   теста,   разработанного   американскими психологами: Оценка   развития   познания. ­   Владеет   ли   ребенок   основными   понятиями:   правый­левый,   большой­малый,   и   т.п.? ­ Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут могут? ­   Может   ли   малыш   удержать   в   памяти   и   выполнить   как   минимум   три   указания? ­ Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита? катиться, которые не и           Оценка   базового   опыта   ребенка. ­   Приходилось   ли   ребенку   сопровождать   вас   в   магазин,   на   почту,   в   сберкассу? ­ библиотеке? ­   Была   ли   у   вас   возможность   регулярно   читать   малышу   или   рассказывать   истории? ­ Проявляет ли ребенок интерес к чему­либо, есть ли у него хобби? Был ли он в           Оценка   языкового   развития. ­   Может   ли   ребенок   назвать   и   обозначить   основные   окружающие   его   предметы? ­ взрослых? отвечать вопросы ребенку Легко ли на ­ Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.? ­ Может ли ребенок объяснить, где расположены какие­то предметы: на столе, на стуле, на полу, у т.п.? ­   Может   ли   малыш   рассказать   историю,   описать   произошедший   с   ним   случай? ­ слова?   ­ грамматики? ­ Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую­либо ситуацию? выговаривает зрения ребенок     Правильна ли речь ребенка стены Четко точки   ли и с                         Оценка   уровня   эмоционального   развития.     ли ребенок   Выглядит ­ товарищей)? ­   Сформировался   ли   у   ребенка   образ   себя   как   человека,   который   многое   может? ­ Легко  ли  малышу "переключиться"  при  изменениях  в привычном  распорядке  дня, перейти  к решению задачи? ­ Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми? веселым   среди новой (дома и             Оценка   умения   общаться.   Включается   ли   малыш   в   игру   других   детей,   Соблюдает ­   ­ ­ Способен ли ребенок слушать других не перебивая?   ли   он   очередность, когда     делится   ли   с   ними? ситуация? требует этого     Оценка   физического   развития.       ли Хорошо Хорошо слышит? ­ видит? ­ ­   Способен   ли   он   посидеть   спокойно   в   течение   некоторого   времени? ­   Развита   ли   у   него   координация   моторных   навыков,   например,   может   ли   он   играть   в   мяч, прыгать, лестнице? ­ увлеченным? ­ Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим? подниматься   бодрым спускаться ли и ребенок ребенок он Выглядит по и ли                               Зрительное   различение. ­ Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую остальные? ­ Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б­п, кот­год? на     Зрительная   память. ­ Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, убрать? ­   Знает   ли   ребенок   собственное   имя   и   хотя   бы   шесть­восемь   названий   предметов,   которые встречаются ему в повседневной жизни? потом одну а         Зрительное   восприятие. ­ Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? ­ Понимает ли ребенок, что читают слева направо? Уровень   слуховых   способностей. ­ В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес­вес? ­   Может   ли   ребенок   повторить   за   взрослым   несколько   слов   или   цифр? ­ Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий? Оценка   отношения   к   книгам.   Возникает   ли   у   ребенка   желание   посмотреть   книги   самостоятельно? ­ ­   Внимательно   ли   и   с   удовольствием   он   слушает,   когда   вы   читаете   ему   вслух? ­ Задает ли ребенок вопросы о словах ­ что они значат и т.п.? Общая Может     и   психологическая ли   ваш     готовность. ребенок:                       о     свой   чем связно, смысл   карандашом адрес или "покажи   ему Понимать   например,   Запомнить Писать   Пользоваться   красками,   а   не   показывая   пальцем,   того, выговорить Изъясняться   Четко   чего   он   хочет? ­   Объяснить   с   помощью   слов, мне…" ­ читают? ­ имя? ­ телефона? ­ бумаге? ­ ­   фломастерами? ­   Вырезать   ножницами   с   тупыми   концами,   причем   ровно   и   не   поранившись? ­ указаниям? ­ разговаривает? ­   Сосредоточиться   хоть   на   десять   минут,   чтобы   выполнить   полученное   задание?   когда   ему   читают   вслух   или   рассказывают   истории? ­ ­   который   многое   может? разговора? ­ ­ предметам? ­ Ладить с другими детьми?   Радоваться,   Положительно   оценивать:     цветными   карандашами, полученным ним с взрослые к "Подстраиваться", и мелками   интерес   пластилином, внимательным,   кто­то окружающим свое номер   человек, тему его Проявлять следовать Слушать меняют   я   когда когда Быть на     и ­                                                       Ваши   взаимоотношения   с   ребенком,   ваша   роль   в   подготовке   его   к   учебе. (тут собой) отвечать честно важно перед хотя бы                     Слушаете Нравится     Смотрите   ли   вы   на   малыша, малыш? ­ говорит? ­ ­   вами? ­   Стараетесь   ли   вы   создать   у   ребенка   ощущение   значимости   того,   о   чем   он   говорит? ­ малыша? ошибки? ­   когда   он   Поправляете   ваш ребенок говорит речь совершать Позволяете ребенку ли вы вам что то, вы вы ли ли ли     с                                           вы ли   Хвалите   Смеетесь его? ­ ним? ­ ­   Отводите   ли   вы   каждый   день   время   для   чтения   ребенку   и   для   бесед   с   ним? игры? ­ ребенка? ­ ­ книги?   которое   отведено   только   ему? ­       Есть   ли     Есть   ли   у   ребенка   дома   место,   хотя   бы   одна­две   с ли вы   малыша   какие­нибудь увлечения Играете Поощряете обнимаете   малыша, вы собственные   интересы малышом вместе ли ли ли и в с у                                   ­ Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями? ­   Обсуждаете   ли   вы   с   малышом   и   со   всей   семьей   что­то   интересное   из   прочитанного   или услышанного вами? ­ Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или врача? ­ ребенком?   Задаете   ли   вы   малышу   вопросы   о   смысле   увиденного   по   телевизору? ­ ­   Ограничиваете   ли   телевизор? возможность   ребенка     Смотрите смотреть   телевизор зубного вместе вы   вы ли у с Стараетесь ­ ­ Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей? ходить вы ли с           малышом   на   прогулки? ...Хотим обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии ­ тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без   исключения   и   в   полной   мере:   кстати,   ориентируясь   по   этому   тесту,   не   обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".   У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными   словами   ­   к   обучению.   И   пресловутое   детское   любопытство   ­   тоже   основано   на   этом стремлении   познавать   новое.   Вообще   любознательность   ребенка   ­   один   из   лучших   и эффективных обучения.  "инструментов" его       Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов ­ значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не   отвечали   родители,   начинают   потихоньку   отставать   в   учебе.   Особенно   если   их любознательность   (особенно   ту,   которая   вроде   бы   к   школьным   знаниям   не   относится)   так   и подавлять. продолжают   Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких­то дидактических, обучающих элементов,   причем   повторяемых   в   нескольких   вариантах,   во   всевозможные   игры   ­   тоже существенный   шаг   к   пробуждению   и   закреплению   интереса   к   школьной   учебе.   И   даже   в начальной   школе   обучение   в   принципе   должно   иметь   характер   определенной   игры.  Собственно,   основной   принцип   успешной   учебы   был   сформулирован   еще   в   старой   песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе это делают не всегда ­ вполне можно превратить   в   веселую   игру   выполнение   тех   же   постылых   домашний   заданий. То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку ­ тем более привлекателен   для   ребенка   весь   процесс,   связанный   с   использованием   этой   вещи.   Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) ластик.  портфель, пенал хотя или бы             Кстати,   в   таком   процессе   игры   удовольствие   от   обучения   развивается   и   закрепляется,   если хотите,  на   уровне   безусловных   рефлексов  ­   причем,  что   важно,  удовольствие   не   столько   от получения   каких­то   знаний,   сколько   от   умения   ими   активно   пользоваться   и   их   применять   в реальной жизни.    И   потому   еще   одно   из   условий   успешной   учебы   ­   явная   применяемость   знаний   в   реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, ­ это   вновь   и   вновь   мотивирует   его   эти   полезные   знания   получать. Еще одно условие успешного обучения ­ так называемое "обучение с конечной стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребенка   готовить (и  чтобы  этот   процесс ему был   приятен), вначале научите   накрывать   на   стол,   подавая   готовое   блюдо.   Потом   научите   раскладывать   блюдо   по тарелкам   и   накрывать   на   стол,   потом   ­   помешивать   в   процессе   готовки,   раскладывать   по тарелкам   и   накрывать   на   стол,   потом   ­   наполнять   посуду   ингредиентами,   помешивать, раскладывать, накрывать…    Во   всех   случаях   суть   в   том,   что   ребенок   выполняет   завершающую   стадию   процесса,   как   бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что   подыскивать   подходящий   корень   или   ветку,   а   с   полирования   готовой   фигурки…   И   те элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу ­ дать возможность сразу почувствовать какие­то успехи, ведя ученика от конца к началу ­ дают, как показывает практика, результаты. успешные наиболее И главное условие успешной учебы ­ сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей ­ эту пытливость поддерживать, а не подавлять.

Условия успешной учебы школьника

Условия успешной учебы школьника

Условия успешной учебы школьника

Условия успешной учебы школьника

Условия успешной учебы школьника

Условия успешной учебы школьника

Условия успешной учебы школьника

Условия успешной учебы школьника

Условия успешной учебы школьника

Условия успешной учебы школьника

Условия успешной учебы школьника

Условия успешной учебы школьника

Условия успешной учебы школьника

Условия успешной учебы школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2019