Каждый ребёнок может быть успешен. Это утверждение доказывается в данном материале. Автор делится опытом работы с младшими школьниками, в ходе которой создаются условия каждому ребёнку для реализации его способностей и возможностей, Подробно рассказывается о технологии системно-деятельностного подхода.Автор знакомит с технологическими операциями создания ситуации успеха.
успешный ребёнок.doc
Успешный ребёнок
Каждый родитель, отправляя ребёнка в школу, мечтает, чтобы его ребёнок был успешен:
в образовательном плане, в межличностных отношениях и как итогв дальнейшей будущей
жизни. Одним из условий успешной адаптации в обществе является именно успех в учебной
деятельности. Но как сделать каждого ребёнка с разными способностями успешным, ?
В.А.Сухомлинский сказал : «Все наши усилия превращаются в прах, если нет детского
желания учиться».Задача учителясоздать такую образовательную среду, в которой это
желание не угасло, в которой развивалась бы познавательная активность детей, была
предоставлена каждому ученику возможность пережить радость достижения, радость
личностного роста.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но
достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди
которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические
особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано
создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от
процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
В основе работы лежит системнодеятельностный подход. Системнодеятельностный
подход это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и
разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности
школьника. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков,
необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную
деятельность.Реализация технологии системно деятельностного метода в практическом
преподавании обеспечивается системой дидактических принципов.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом
виде, а добывает их сам. Позиция учителя в данной ситуации: «К классу не с ответом, а с
вопросом», с проблемой.
Принцип минимакса позволяет учителю эффективно организовать работу с детьми,
различающимися своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего,
чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся
проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить
уверенность в свои силы. Такое обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе,
дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной
деятельности, формирует положительные мотивы учения. Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к
систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Для выбора детям надо предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной
формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов
умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности
упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему
нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.
Безусловно, к такому выбору ученика надо готовить. Вопервых, у него уже должны быть
сформированы некоторые умения самостоятельной деятельности (только то, что ты сделаешь
самостоятельно, будет иметь значение). Вовторых, нужна постоянная воспитательная работа
по формированию правильной самооценки
Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на
реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, так же как открытая поза
и доброжелательная мимика учителя, создают в сочетании благоприятный психологический
фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
В работе с учащимися используются технологические операции создания ситуаций успеха
Щурковой Н.Е:
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, боязнь
самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может чтото
получиться”,“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами
проходили”.
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую
убежденность в том, что его ученик справиться с поставленной задачей. Это, в свою
очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно
получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности –
помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта
деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим
товарищам не справиться…” Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей
или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу
доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению
конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…” и др.
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в
целом, а какойто его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось…” и др.
А также:
Элементы самовнушения: « Я буду стараться, и у меня должно все получиться», « Мне
будет трудно, но я справлюсь с этой работой», «Мне нравится, что меня хвалят, и я
постараюсь всё выполнить быстро и правильно»
Письменная похвала в тетради стимулирует желание стараться выполнять задания
правильно и красиво: «Молодец!», «Золото!», «Чудо!», «Как красиво написано!» и т.д.
В классе существует стенд «Щит Славы». По результатам учебной деятельности ребенка, а
также его участия в общественной жизни класса и школы еженедельно определяется группа
учащихся в номинациях «Знания И Прилежание», «Совесть и Благородство», «Активная
жизненная позиция». А в дневники победителей недели прикрепляется сообщение для
родителей – повод гордиться своим ребенком.
. Принцип творчества наиболее эффективно реализуется с помощью проектного метода.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических
знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа
обучающихся под руководством учителя. Проектная деятельность позволяет развивать
творческое начало учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой
деятельности.Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами,
коллективно.Следует отметить, что проектная деятельность позволяет раскрыться учащимся,
испытывающим трудности в учебе. Они с удовольствием готовят проекты и постепенно
учатся представлять их публично, испытывая чувство успешности, самостоятельности.
Дети с удовольствием участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, в т.ч. дистанционных.Это
тоже способствует развитию познавательной активности, уверенности, укрепляет их желание
совершенствоваться и достигать лучших результатов. Награды за достижения, сертификаты за
участие являются мощным стимулом для развития желания и возможности быть успешным. Хочется, чтобы и в среднем звене школы это желание поддерживали, укрепляли и создавали
условия для развития детей и стремления к совершенству.
Успешный ребёнок
Успешный ребёнок
Успешный ребёнок
Успешный ребёнок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.