«Успешный ученик-успешный учитель»
Оценка 5

«Успешный ученик-успешный учитель»

Оценка 5
Педсоветы
doc
классное руководство
Взрослым
29.03.2018
«Успешный ученик-успешный учитель»
Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен.Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся.
Успешный ученик-успешный учитель.doc
«Успешность ученика­ объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности»         Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в  отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же:  об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой  жизни только хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если  ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?       Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она  состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в  интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем  природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся.        Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие «успешный ученик»: ­ способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые  педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту  же; ­ способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же); ­ высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной  успешности; ­ способность использовать полученные знания в жизни – это очень важно: знания, которые остаются  лишь в стенах школы, никому не нужны; ­ положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика; ­ положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение  познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать  успешным; ­ социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей; ­ позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика; ­ позитивные отношения с одноклассниками; ­ хорошее физическое и психическое здоровье; ­ адекватно­позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным; ­ чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не  может быть назван успешным учеником.       Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов  познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.        Говоря об успешности, мы всегда имеем в виду и ее противоположность – школьную  неуспешность. Каковы же риски школьной неуспешности?  ­ Отклонения в здоровье. Больному ребенку невозможно быть полностью успешным. ­ Низкий «паспортный» или биологический возраст. Ребенок просто мал и не способен в силу своего  возраста справиться со школьными нагрузками. ­ Методики, технологии обучения не соответствуют типу познавательной деятельности ребенка.  Способ обучения один, а дети разные. ­ «Правополушарный» тип функциональной организации мозга, т.е. преимущественно образное,  целостное мышление при существующем в школе «левополушарном третировании», т.е. опоре на  логическое, алгоритмическое, вербализованное мышление, разъятие целого на части. ­ Методики обучения не учитывают половые особенности развития познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. В школе господствует «бесполая» педагогика, хотя мальчики и  девочки – это две разные нейрогенетические группы. ­ Нарушение позитивных взаимоотношений между учеником и учителем. ­ Несоответствие содержания, форм и технологий обучения закономерностям развития психических  функций. ­ Обедненная развивающая среда, не учитывающая психические особенности ребенка данного  возраста. ­ Недостаточная профессиональная грамотность учителя, его знаний о биологических и  психологических закономерностях развития ребенка. ­ Дискомфортное состояние учителя. Если учителю плохо, то и его ученики будут чувствовать  дискомфорт. ­ Проблемная семья. ­ Высокая «цена» успешной познавательной деятельности. Мы говорим: «Вот ведь можешь же!», ­  когда ребенок ценой неимоверных усилий справился с заданием. Но ведь невозможно все время жить в состоянии «повышенной боевой готовности», мобилизуя все свои резервы, даже те, которые не  предназначены для выполнения данной деятельности. ­ Подмена истинных целей обучения ориентацией на формальный результат. Вместо развития  ребенка ­ подготовка его к проверке знаний, с первого класса к сдаче ЕГЭ. ­ Замена оценки успешности развития данного ребенка отметкой, метящей неуспешную (или  успешную) личность.           Так какой же он, успешный ученик? Пятиклассникам был задан вопрос: «Каким должен быть  идеальный ученик?» У мальчиков на первом месте стоит хорошее поведение, потом ум и  общечеловеческие качества (честный, добрый…) Для девочек важны хорошее поведение, хорошая  учеба и послушание, а потом уже ум и общечеловеческие качества.          А что думают о понятии «идеальный ученик» учителя? На первое место они ставят желание  учиться и интерес к учебе, потом внимательность, трудолюбие, ум. Часто называют 1­2 каких­то  общечеловеческих качества, среди них доброта, честность и порядочность. Но как при этом  соотносятся понятия «идеальный ученик» и «идеальный взрослый», т.е. тот, кто закончил школу?          Тем же учителям мы задали почти тот же вопрос, немного изменив его: «Какими должны быть  юноша или девушка, заканчивающие школу?» Ответы оказались кардинально иными. На первом  месте для юноши оказалось умение принимать самостоятельные решения, затем уверенность в  собственных силах, целеустремленность, ответственность, способность иметь собственное мнение,  надежность, мужественность. Девушек­выпускниц учителя хотят видеть коммуникабельными,  умеющими ладить с людьми, мягкими, добрыми, скромными, нежными, женственными, гордыми, с  чувством собственного достоинства, а также уверенными в собственных силах и умеющими  принимать самостоятельные решения.         А приветствуются ли в учениках способность иметь собственное мнение, самостоятельность  решений и т.д.? Кто их учит быть мужественными, надежными и уверенными? Значит, идеальный  ученик должен иметь одни качества, а на выходе из школы мы хотим получить другие? Портрет  успешного ученика в глазах ребенка и учителя во многом совпадает с тем идеалом, который они себе представляют. А какие они на самом деле, наши дети? Какими они видят себя? Вот ответы  пятиклассников на вопрос: «Какой я?»         Почти каждый третий мальчик называет себя сильным, умным и хорошим другом и почти  каждый четвертый переживает, что он «не самый умный». Девочки часто считают себя добрыми,  вежливыми, аккуратными и ответственными. А переживают тоже из­за того, что «не очень умные». А еще дети страдают из­за того, что они неаккуратные, неудачники, невнимательные и некрасивые. Так и слышатся за их словами оценки взрослых. Почти половина детей называет свои отрицательные  качества. Вряд ли тех, кто страдает от своих недостатков, можно считать успешными.         Но ведь и мы с вами не во всем успешны. И у нас не все и не всегда получается. А для ребенка  делать ошибки, не сразу улавливать мысль учителя, т.е. взрослого, который и мыслит, и говорит по­ взрослому, не так, как ребенок – это нормально.         И наша с вами задача сделать все для того, чтобы любой ученик, независимо от его  способностей, от его возможности понять нас и объяснить нам то, что он понял, чувствовал себя в  школе и дома счастливым. Даже двоечник имеет право на улыбку, на радость, на счастье. Может  быть, то, что он двоечник, не его вина, а наша – мы не умеем учить таких, как он. Не таких плохих, а  таких других. Есть очень страшное определение для этих детей: «приговоренные к необучаемости».         И один не самый успешный третьеклассник на вопрос: «Каким должен быть идеальный  ученик?», ­ написал: «Идеальный ученик должен быть счастливым». И он глубоко прав. И разве это так уж важно, что слово «счастливый» он написал через букву «щ».

«Успешный ученик-успешный учитель»

«Успешный ученик-успешный учитель»

«Успешный ученик-успешный учитель»

«Успешный ученик-успешный учитель»

«Успешный ученик-успешный учитель»

«Успешный ученик-успешный учитель»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018