Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен.Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся.
Успешный ученик-успешный учитель.doc
«Успешность ученика объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности»
Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в
отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же:
об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой
жизни только хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если
ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она
состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в
интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем
природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся.
Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие «успешный ученик»:
способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые
педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту
же;
способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить
то, что ты понимаешь – это не одно и то же);
высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной
успешности;
способность использовать полученные знания в жизни – это очень важно: знания, которые остаются
лишь в стенах школы, никому не нужны;
положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;
положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение
познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать
успешным;
социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;
позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи,
если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;
позитивные отношения с одноклассниками;
хорошее физическое и психическое здоровье;
адекватнопозитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не
может быть назван успешным учеником.
Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов
познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка
и самоощущение самого ребенка.
Говоря об успешности, мы всегда имеем в виду и ее противоположность – школьную
неуспешность. Каковы же риски школьной неуспешности?
Отклонения в здоровье. Больному ребенку невозможно быть полностью успешным.
Низкий «паспортный» или биологический возраст. Ребенок просто мал и не способен в силу своего
возраста справиться со школьными нагрузками.
Методики, технологии обучения не соответствуют типу познавательной деятельности ребенка.
Способ обучения один, а дети разные.
«Правополушарный» тип функциональной организации мозга, т.е. преимущественно образное,
целостное мышление при существующем в школе «левополушарном третировании», т.е. опоре на
логическое, алгоритмическое, вербализованное мышление, разъятие целого на части.
Методики обучения не учитывают половые особенности развития познавательной, эмоциональной и
коммуникативной сферы ребенка. В школе господствует «бесполая» педагогика, хотя мальчики и
девочки – это две разные нейрогенетические группы.
Нарушение позитивных взаимоотношений между учеником и учителем.
Несоответствие содержания, форм и технологий обучения закономерностям развития психических
функций. Обедненная развивающая среда, не учитывающая психические особенности ребенка данного
возраста.
Недостаточная профессиональная грамотность учителя, его знаний о биологических и
психологических закономерностях развития ребенка.
Дискомфортное состояние учителя. Если учителю плохо, то и его ученики будут чувствовать
дискомфорт.
Проблемная семья.
Высокая «цена» успешной познавательной деятельности. Мы говорим: «Вот ведь можешь же!»,
когда ребенок ценой неимоверных усилий справился с заданием. Но ведь невозможно все время жить
в состоянии «повышенной боевой готовности», мобилизуя все свои резервы, даже те, которые не
предназначены для выполнения данной деятельности.
Подмена истинных целей обучения ориентацией на формальный результат. Вместо развития
ребенка подготовка его к проверке знаний, с первого класса к сдаче ЕГЭ.
Замена оценки успешности развития данного ребенка отметкой, метящей неуспешную (или
успешную) личность.
Так какой же он, успешный ученик? Пятиклассникам был задан вопрос: «Каким должен быть
идеальный ученик?» У мальчиков на первом месте стоит хорошее поведение, потом ум и
общечеловеческие качества (честный, добрый…) Для девочек важны хорошее поведение, хорошая
учеба и послушание, а потом уже ум и общечеловеческие качества.
А что думают о понятии «идеальный ученик» учителя? На первое место они ставят желание
учиться и интерес к учебе, потом внимательность, трудолюбие, ум. Часто называют 12 какихто
общечеловеческих качества, среди них доброта, честность и порядочность. Но как при этом
соотносятся понятия «идеальный ученик» и «идеальный взрослый», т.е. тот, кто закончил школу?
Тем же учителям мы задали почти тот же вопрос, немного изменив его: «Какими должны быть
юноша или девушка, заканчивающие школу?» Ответы оказались кардинально иными. На первом
месте для юноши оказалось умение принимать самостоятельные решения, затем уверенность в
собственных силах, целеустремленность, ответственность, способность иметь собственное мнение,
надежность, мужественность. Девушеквыпускниц учителя хотят видеть коммуникабельными,
умеющими ладить с людьми, мягкими, добрыми, скромными, нежными, женственными, гордыми, с
чувством собственного достоинства, а также уверенными в собственных силах и умеющими
принимать самостоятельные решения.
А приветствуются ли в учениках способность иметь собственное мнение, самостоятельность
решений и т.д.? Кто их учит быть мужественными, надежными и уверенными? Значит, идеальный
ученик должен иметь одни качества, а на выходе из школы мы хотим получить другие? Портрет
успешного ученика в глазах ребенка и учителя во многом совпадает с тем идеалом, который они себе
представляют. А какие они на самом деле, наши дети? Какими они видят себя? Вот ответы
пятиклассников на вопрос: «Какой я?»
Почти каждый третий мальчик называет себя сильным, умным и хорошим другом и почти
каждый четвертый переживает, что он «не самый умный». Девочки часто считают себя добрыми,
вежливыми, аккуратными и ответственными. А переживают тоже изза того, что «не очень умные». А
еще дети страдают изза того, что они неаккуратные, неудачники, невнимательные и некрасивые. Так
и слышатся за их словами оценки взрослых. Почти половина детей называет свои отрицательные
качества. Вряд ли тех, кто страдает от своих недостатков, можно считать успешными.
Но ведь и мы с вами не во всем успешны. И у нас не все и не всегда получается. А для ребенка
делать ошибки, не сразу улавливать мысль учителя, т.е. взрослого, который и мыслит, и говорит по
взрослому, не так, как ребенок – это нормально.
И наша с вами задача сделать все для того, чтобы любой ученик, независимо от его
способностей, от его возможности понять нас и объяснить нам то, что он понял, чувствовал себя в
школе и дома счастливым. Даже двоечник имеет право на улыбку, на радость, на счастье. Может
быть, то, что он двоечник, не его вина, а наша – мы не умеем учить таких, как он. Не таких плохих, а
таких других. Есть очень страшное определение для этих детей: «приговоренные к необучаемости».
И один не самый успешный третьеклассник на вопрос: «Каким должен быть идеальный
ученик?», написал: «Идеальный ученик должен быть счастливым». И он глубоко прав. И разве это так уж важно, что слово «счастливый» он написал через букву «щ».
«Успешный ученик-успешный учитель»
«Успешный ученик-успешный учитель»
«Успешный ученик-успешный учитель»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.