Установление контакта с аудиторией
Оценка 5

Установление контакта с аудиторией

Оценка 5
docx
27.02.2024
Установление контакта с аудиторией
урок.docx

Установление контакта с аудиторией

Высочайшее проявление мастерства публичного выступления – это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Это возникает на основе совместной мыслительной деятельности, подобных эмоциональных переживаний. Отношение оратора к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как говорит пословица, слово принадлежит наполовину говорящему и наполовину слушающему. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт – величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и шатким в разные фрагменты произнесения речи.

 

Чтобы завоевать аудиторию, нужно установить с ней и постоянно поддерживать зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

 

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу – 5 – 7 секунд.

 

Какая бы ни интересна была тема, внимание аудитории впоследствии притупляется. Ее необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

 

- прием вопроса – ответы. Оратор задает вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

 

Переход от монолога к диалогу (полемики) позволяет вовлечь в процесс обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

 

Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», стимулирующая их познавательную активность.

 

Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

 

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

 

Показание практической значимости информации.

 

Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

 

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

 

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

 

Действующим средством контакта являются специальные слова и изречения, обеспечивающие обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 человека (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть барьер, служат объединению оратора со слушателями.

 

3 Поза, жесты, мимика оратора.

Поза, жесты, мимика – принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мнений. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путём.

 

Оратор должен добиться ощущения стойкости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне перед аудиторией. Вид человека, долго стоящего неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий сменяет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить внимание на нем. Отступая назад, оратор будто дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит в другое положение речи. Не стоит ходить, передвигаться в разные стороны во время выступления.

 

Мастерство оратора проявляется в усилении влияния жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, враждебность. От значимых жестов, способствующих успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправка волос, одежды, вращение ручки и др.). Утверждают, что лучший жест тот, с которым не учитываются слушатели, то есть который органически сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:

 

Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит".

 

Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» рука фразу).

 

Указатель рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядные принадлежности, на которые можно указать.

 

Изобразительные наглядно представляют предмет, показывающий его (например, винтовая лестница).

 

Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельное отмахивание пальцами правой руки), жест противопоставления (руки выполняют в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно) , жест объединения (пальцы ладоней рук соединяются).

 

О важности жестикуляции говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

 

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимул


 

Установление контакта с аудиторией

Установление контакта с аудиторией

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»)

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»)

Символические несут определенную информацию

Символические несут определенную информацию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2024