Устаревшие слова - сердце Древней Руси" (конспект урока)
Оценка 4.7

Устаревшие слова - сердце Древней Руси" (конспект урока)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—8 кл
03.06.2021
Устаревшие слова - сердце Древней Руси" (конспект урока)
УРОК Устаревшие слова - сердце Древней Руси.docx

Описание урока

1.      Фамилия, имя, отчество автора  Долгих Олеся Михайловна____________________

2.     

укажите полное название образовательной организации и муниципалитет

 
Место работы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»_____

____________________________________________________________________________

3.      Должность учитель русского языка и литературы_______________________________

4.      Класс   6 _________________________________________________________________

5.      Предмет русский язык______________________________________________________

6.      Тема урока «Устаревшие слова – сердце Древней Руси»_________________________

7.      Место урока в теме и в программе по предмету[1]  первый урок по теме «Устаревшие слова» в разделе «Лексика» УМК «Русский язык» для основной школы под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта, подготовленная к изданию профессором С. И. Львовой_____________

8.      Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса[2] отражают ли устаревшие слова прошлое нашего народа, его культуру и быт? __________________________________________

9.      Цель[3] (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

­   Понятие «Устаревшие слова»

­   Причины появления устаревших слов

­   Виды устаревших слов, их тематические группы

уметь (сможет продемонстрировать):

­   Находить устаревшие слова в тексте

­   Соотносить иллюстративный образ и слово

­   Извлекать информацию из текстов «новой природы», содержащих теоретические сведения.

­   Работать со словарными статьями из  «Толкового словаря» В.И. Даля

10.  Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов[4]: создание иллюстративного тематического словарика «Устаревшие слова – сердце Древней Руси» (групповая работа), демонстрация его страниц (публичное выступление от группы), работа с фрагментами из произведения А.С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке» в формате комикса.

11.  Организационно-педагогические условия проведения урока[5]

Тип урока: Урок открытия нового. Форма работы на уроке: групповая. Учащиеся садятся по группам, названия их учитель не сообщает, всё будет известно в ходе урока.

Организационный момент и  эмоциональный настрой урока начинается с приветствия: «Доброго дня вам, молодцы и красны девицы! А не пора ли нам, други мои, отправиться в прошлое и со всем раченьем приступить к изучению новой темы, только сначала скажите, всё ли понятно в моём приветствии?» Учитель обращает внимание учащихся на слова, которые использованы в его речи, спрашивает о том, употребляем ли мы их сейчас. Подводит к мысли о том, что так разговаривали люди в далёком прошлом. Учитель предлагает учащимся  отправиться в Древнюю Русь, предупреждая, что на пути они встретят много препятствий, с которыми справятся, если рядом будет великий труд этого человека.

На этапе создания проблемной ситуации используется приём кроссенс, который способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения. Учитель предлагает учащимся посмотреть иллюстрации (см. файл Устаревшие слова, слайд 1. pptx) и догадаться, как они связаны с этим человеком (портрет в центре). Учащимся необходимо проанализировать иллюстрации и установить связь.

На этапе постановки темы и целей урока учитель называет те предметы, которые ребята не смогли назвать: кадка, прялка, посудник, кушак, колчан, бармица, булава, раскрывает их лексическое значение. Далее подводит учащихся к выводу о том, что слова, которые они не смогли назвать, в повседневной речи не используются, потому что ушли в прошлое предметы, которые они обозначали. Учитель помогает учащимся сформулировать тему урока,  они дают название этим словам – устаревшие. Учитель задаёт наводящий вопрос, где же можно найти значения этих слов, и кто этот человек, изображённый в центре среди иллюстраций. Ребята отвечают, что это создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даль – русский учёный и писатель, определяют тему урока «Устаревшие слова», но учитель дополняет тему следующими словами: «Устаревшие слова – сердце Древней Руси», а почему сердце, ребята сделают вывод в конце урока. Записывают название темы в тетрадь (см. файл Устаревшие слова, слайд 2. pptx). Учитель обращает внимание учащихся на следующий слайд и задаёт вопрос: «Что связывало этих двух людей?  (В.И. Даль и А.С. Пушкин). Необходимо сказать, что они были писателями, жили в одно время. Именно А.С. Пушкин подтолкнул В.И. Даля к созданию словаря. Как друг и врач, В.И. Даль был с А.С. Пушкиным до последней минуты.  Видя такую преданность, Александр Сергеевич подарил Владимиру Ивановичу свой талисман - перстень с изумрудом» (см. файл Устаревшие слова, слайд 3, слайд 4. pptx). Учитель подводит учащихся к мысли о том, что в произведениях А.С. Пушкина встречается много устаревших слов, и с фрагментами из его произведения они будут работать на уроке. Совместно с учащимися учитель определяет цели урока: уметь находить устаревшие слова в тексте, определять значения, работать со словарными статьями из «Толкового словаря» В.И. Даля.

На этапе введение в тему с формулировкой целей урока учитель просит учащихся  ответить на вопрос: «Какие слова остаются непонятны, несмотря на то, что к ним есть изображение предмета?» (см. файл Устаревшие слова, слайд 5. pptx). Учитель объясняет учащимся, что многие слова мы не употребляем, так как исчезли называемые ими предметы и явления (бармица, булава, колчан, прялка). Такие слова называются историзмами. Обращает внимание на слова кушак, кадка, посудник, сундук, объясняя, что эти слова больше не используются в речи, потому что появились другие, новые слова. Такие устаревшие слова называются архаизмами. Учитель просит учащихся открыть учебник на странице 48-49 (см. файл Страницы из учебника М.М. Разумовской, 6 класс), найти теоретический материал и составить краткую схему «Виды устаревших слов», потом проверить правильность (см. файл Устаревшие слова, слайд 6. pptx). Учитель спрашивает учащихся, к каким тематическим направлениям могут относиться устаревшие слова, в соответствии с ответами детей организует групповую работу, распределяя темы: 1 группа – одежда, 2 группа  – предметы военного  быта, 3 группа – предметы домашнего обихода, 4 группа – изба, 5 группа  – денежные единицы. Цель каждой группы – создание страницы для иллюстрированного тематического словаря «Устаревшие слова – сердце Древней Руси». Учитель прикрепляет на доску обложку словаря и содержание (см. файл Словарь Устаревшие слова – сердце Древней Руси. pdf), а остальные страницы учащиеся создают в ходе урока. Для организации групповой работы учитель выдаёт памятки распределения ролей. Хранитель времени – следит за временем выполнения заданий; писарь – записывает всё, что обсуждается в группе; глашатай – выступает от группы; староста – следит за тем, чтобы каждый проявил себя в полной мере, напрямую может задавать вопросы учителю; печатник – работает с QR-кодами. (см. файл Распределение ролей в группе. pdf). Учащиеся самостоятельно распределяют роли. Перед началом работы в группе учитель проводит физминутку. На интерактивной доске –  иллюстрация с названием  частей тела человека, (см. файл Устаревшие слова, слайд 7. pptx) учащиеся смотрят на неё и выполняют движения, которые произносит учитель: «Встаньте прямо. Расправьте рамёна. Поднимите десницу и шуйцу. Пощёлкайте перстами. Улыбнитесь устами. Наклоните выю вперёд, назад. Погладьте свои ланиты. Ударьте дланью о ладонь. Посмотрите очами вверх, вниз, влево, вправо. Присаживайтесь!». Учитель объясняет выполнения заданий в группе. Каждой команде выдаётся тематический лист для составления страницы словаря (см. файл Словарь Устаревшие слова – сердце Древней Руси. pdf) и карточка-подсказка в соответствии с тематическим направлением, с которым будет работать группа (см. файл Карточки для групп при составлении словаря. pdf). На карточках даны слова с QR-кодами, на которых закодированы статьи из словаря В.И. Даля. Учащимся нужно подписать на тематическом листе предметы, выделенные красным овалом, а также заполнить таблицу (слово, его значение).

На этапе открытия новых знаний учащиеся самостоятельно изучают словарные статьи и заполняют тематические листы. После выполненного задания представляют свою работу от группы: выступающий выходит к доске, прикрепляет на доску тематический лист и называет слова и их значения, сразу происходит проверка работы группы, на интерактивной доске показана иллюстрация с подписанными правильно предметами (см. файл Устаревшие слова, слайды 8-12. pptx). Каждый учащийся в группе себя оценивает с помощью балльной системы. За каждое правильное значение  устаревшего слова учащийся ставит себе  1 балл в листе самооценки.   И так в течение всего урока при работе с устаревшими словами, в конце урока баллы подсчитывают и оценивают свою работу (см. Приложение 1).

На этапе закрепления нового знания учитель предлагает учащимся найти устаревшие слова в известном произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,  созданном под влиянием сказок В.И. Даля, А.С. Пушкин подарил ему эту сказку в рукописи с дарственной надписью. Учитель говорит о том, что эта сказка им хорошо знакома, но представлена в необычном формате – в виде комикса (см. файл Устаревшие слова, слайд 13. pptx). Несмотря на современность оформления,  издатели сохранили лексику сказки без изменений. Учащиеся продолжают работу в группах,  учитель выдаёт листы-комиксы (см. файл Сказка о рыбаке и рыбке комикс. pdf)  из сказки с выделенными устаревшими словами. Учащиеся заменяют устаревшие слова  современными, которые употребляют в повседневной жизни, а если затрудняются, то используют «Толковый словарь  живого великорусского языка» В.И. Даля. После выполненной работы учитель спрашивает, какие устаревшие слова они заменили, учащиеся ставят баллы, за каждое  устаревшее слово и его замену    1 балл (см. Приложение 1), подсчитывают все баллы, выставляют итоговую отметку за урок.

Учитель подводит итог урока, задаёт вопросы:

– Что нового узнали на уроке? Чему научились?

– Какие трудности встретились? Как их избежать?

– Почему устаревшие слова можно назвать сердцем Древней Руси?

Учитель подводит учащихся к мысли о том, что устаревшие слова нужны, они отражают прошлое нашего народа, его культуру и быт.

Рефлексию учебной деятельности на уроке учитель проводит следующим образом: держит в руках шкатулку, говорит о том, что люди в далёком прошлом хранили в ней самое ценное, а для учителя ценны мысли учеников, поэтому просит ответить письменно на вопросы и положить в шкатулку (см. Приложение 2). Такую работу учитель организует для того, чтобы проанализировать ответы учащихся, посмотреть, в чём возникают затруднения, на основе анализа построить следующий урок, чтобы помочь учащимся их избежать.

Домашнее задание даётся творческое. Учитель сообщает, что в классе проводится конкурс. Нужно написать сочинение на тему «Один день из жизни человека Древней Руси», используя устаревшие слова. Такая работа будет способствовать закреплению знаний, полученных в ходе урока.

                                                                                                                   Приложение 1.

Лист самооценки

Количество баллов, набранных в ходе урока при работе с устаревшими словами

 (слово + значение)

Отметка

 

 

Как выставить отметку?

9-10 баллов

«5»

7-8 баллов

«4»

5-6 баллов

«3»

 

Приложение 2.

 

Критерий оценки (рефлексия)

Да

Нет

Могу дать определение к понятию «устаревшие слова»

 

 

Могу отличить историзмы от архаизмов.

 

 

Могу находить необходимое слово в словаре.

 

 

Могу использовать устаревшие слова при решении учебной задачи.

 

 

Могу честно оценить свою деятельность.

 

 

Умею договариваться с товарищами по группе.

 

 

 

 

 Перечень дидактических материалов[6]

Презентация «Устаревшие слова» (см. файл Устаревшие слова. pptx).

– Распределение ролей в группе при работе с устаревшими словами (см. файл Распределение ролей в группе. pdf).

– Иллюстрированный тематический словарик  «Устаревшие слова – сердце Древней Руси»  (см. файл Словарь Устаревшие слова – сердце Древней Руси. pdf).

Карточки для групп с QR-кодами (см. файл Карточки для групп при составлении словаря. pdf).

– Листы-комиксы с фрагментами «Сказки о рыбаке и рыбке» (см. файл Сказка о рыбаке и рыбке комикс. pdf)  

Страницы учебника «Русский язык» за 6 класс М.М. Разумовской (см. файл Страницы из учебника М.М. Разумовской, 6 класс).

 

12.  Оснащение урока[7]_________________________________________________________

Планшет (5шт., по одному для каждой группы с встроенной программой для считывания QR-кода или 1 телефон на группу, выход в Интерне не нужен), проектор, интерактивная доска для просмотра презентации, учебник  «Русский язык 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. Рабочие места учащихся предназначены для работы в группах.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Данный пункт — это своеобразная пояснительная записка, которая определяет место представляемого урока в теме и в программе по предмету, позволяет проследить связь его содержания с предыдущими и последующими темами и уроками, а также определить динамику формирования знаний, умений и навыков обучающихся.

[2]Ключевая идея урока позволяет сориентировать обучающихся в содержании урока, темы и предмета в целом; ключевая идея помогает сформулировать конкретные учебные цели к уроку и подобрать задания к ним. Ключевая идея формулируется в формате проблемного вопроса. Проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Проблемными являются те вопросы, которые вызывают затруднения у обучающихся, поскольку у них нет заранее готового ответа на эти вопросы. Ответ на проблемные вопросы обучающиеся получают (ищут) самостоятельно в ходе урока.

Признаки проблемного вопроса:

­ открытый — не имеет простого, краткого, быстрого и заранее известного ответа,

­ требует обоснования,

­ дискуссионный,

­ требует мышления на высоких когнитивных уровнях(анализ, дедукция, обобщение, прогнозирование и др.),

­ опирается на ключевые идеи предмета или даже выходит за его рамки.

[3]Цель должна соответствовать технологии SMART:

S (Specific) Конкретные– цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменение конкретной ситуации.

M (Measurable) Измеримые– если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат (ожидаемый результат, заложенный в цели, должен быть измерен качественно или количественно через систему индикаторов реализации цели).

A (Attainable) – Достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели (предполагающие усилия), но при этом они должны быть достижимыми.

R (Result-oriented) – Ориентированные на результат (релевантные): цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы.

T (Time-bounded) – Соотносимые с конкретным сроком: цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.

Цель должна определяться и формулироваться через результат деятельности обучающегося.

[4]К инструментам, с помощью которых можно проверить достижение запланированных результатов, относятся:устный/письменный опрос, публичное выступление (презентация чего-либо), создание продукта, тест, самостоятельная/контрольная работа и т.п.

Критерии/показатели/индикаторы напрямую связаны с теми заданиями, которые даются обучающимся для проверки достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа. Другой пример – результатом обучения у вас будет выполнение задания при устном или письменном опросе. Следовательно, вам необходимо привести формулировку самого задания, формат представления ответа на задание (например, таблица, перечень вопросов на которые надо ответить, требования к оформлению текста и т. п.), критерии оценки этого задания (сколько баллов и за что ставится или какая оценка и за что конкретно ставится) + шкалу перевода баллов в отметку (если в критериях обозначены баллы).

[5]Организационно-педагогические условия включают в себя: описание логики проведения урока и организационные моменты, связанные с его проведением и представляются в формате рекомендаций по проведению урока другим педагогом. При описании хода урока (логики его проведения) необходимо последовательно представить деятельность педагога и обучающихся: с чего начинается урок, как разворачивается; какие задания, с какой целью и каким обучающимися даются; какие учебные материалыиспользуются (отбор учебного содержания необходимо проводить в соответствии с целями урока, возрастным особенностями обучающихся, его личностной значимости и практической направленности); какие оргформы, где и с какой целью используются в ходе урока (фронтальная, индивидуальная, групповая работа). Если используется групповая форма работы, необходимо указать основания деления на группы. В ходе описания необходимо отразить где и в каком виде, согласно каким критериям будет проводиться оценивание знаний и умений обучающихся (текущий и промежуточный контроль (при наличии) и итоговый контроль, направленный на проверку достижения запланированных вами результатов).

ВАЖНО:

­ обосновать необходимость всех видов работ и заданий в соответствии с их направленностью н достижение запланированных результатов;

­ в ходе описания логики проведения урока делать сноски на конкретные дидактические материалы, которые можно представить в приложении или в виде отдельных файлов; в случае обращения к учебнику необходимо указать выходные данные учебника и привести текст, с которым будут работать обучающиеся;

­ организационно-педагогические условия и логика проведения урока должны быть представлены в виде связного текста (использование технологических карт и сценариев урока запрещено);

­ писать простым понятным языком, избегать клише и общих слов;

­ все используемые сокращения расшифровываются.

[6] К дидактическим материалам урока относятся все раздаточные и наглядные материалы (включая аудио и видео файлы). В данном пункте необходимо перечислить все дидактические материалы и сделать сноски на них, сами материалы размещаются в Приложениях к описанию урока или прикладываются к нему в виде отдельных файлов. Пример оформления перечня дидактических материалов:

­ Текст для работы группы 1 «Откуда взялись бабочки» (см. Приложение 1)

­ Презентация об эволюции бабочек (см. файл Эволюция бабочек.pptx)

­ Таблица сравнительных характеристик бабочек разных полушарий (см. файл Сравни бабочек.docx)

­ Микроистория. Превращение бабочки – видео, ссылка https://youtu.be/fLIPq8xZi4k

[7]В данном пункте необходимо указать необходимое оборудование, включая оснащение рабочего места педагога, обучающихся, кабинета в целом.

Описание урока 1.

Описание урока 1.

Понятие «Устаревшие слова» ­

Понятие «Устаревшие слова» ­

Т ип урока : Урок открытия нового

Т ип урока : Урок открытия нового

Цель каждой группы – создание страницы для иллюстрированного тематического словаря «Устаревшие слова – сердце

Цель каждой группы – создание страницы для иллюстрированного тематического словаря «Устаревшие слова – сердце

Учитель подводит учащихся к мысли о том, что устаревшие слова нужны, они отражают прошлое нашего народа, его культуру и быт

Учитель подводит учащихся к мысли о том, что устаревшие слова нужны, они отражают прошлое нашего народа, его культуру и быт

Распределение ролей в группе при работе с устаревшими словами ( см

Распределение ролей в группе при работе с устаревшими словами ( см
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2021