Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы).

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке дается определение архаизмам, историзмам, неологизмам. Учащиеся учатся определять лексическое значение слова, обогащают словарный запас. Урок направлен на воспитание интереса к русскому языку.Тема Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы). Цель Дать определение архаизмам, историзмам, неологизмам, заимствованным словам Задачи определять лексическое значение слова, обогатить словарный запас учащихся, воспитывать интерес к русскому языку Тип урока урок сообщения новых знаний. Методы словесный, практический Метод. приемы работа с учебником, выполнение упражнений
Иконка файла материала конспект.docx
Предмет Класс Урок № Тема Цель  Задачи Тип урока Методы Метод. приемы Межпредметная  связь Ход урока Стадия вызова Стадия  осмысления. Русский язык 6 «Б» 22 Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы).  Дать определение архаизмам, историзмам, неологизмам, заимствованным словам определять лексическое значение слова, обогатить словарный запас учащихся,  воспитывать интерес к русскому языку урок сообщения новых знаний. словесный, практический работа с учебником, выполнение упражнений литература, история Действия учащихся Желают друг другу  успехов Проверяют  правильность  Работают с текстом Самостоятельно  изучают  теоретический  материал Действия учителя Организационный момент  Проверка домашнего задания  Упр. 82 Повторение Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. – Откуда эти строки? – С какой целью, по­вашему, А.С. Пушкин использует в  своём стихотворении устаревшие слова? – Объясните значение слова брань. Подберите к нему  однокоренные слова из современного русского языка  (оборона, оборонять, оборонительный и др.). Объяснение постановки знаков препинания и изученных  орфограмм. Работа по теме урока Устаревшие   слова   в   зависимости   от   причин,   вызывающих   их выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы. Историзмы – это слова, вышедшие или выходящие из употребления в   результате   исчезновения   из   жизни   самих   понятий,   которые выражаются этими словами. В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга, ликбез. Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория ­  победа, ведать – знать и т.д. Неологизмы – новые слова, не освоенные полностью языком. Новое слово является неологизмом только до тех пор, пока оно не выходит за пределы пассивного состава словаря.  Запишите слова, распределяя по группам:  Выполняют  задания   инфляция,   банкрот, а) общеупотребительные; б) устаревшие;  в) неологизмы.  Дискотека, целинник, макияж, флорист, ранец, видеомагнитофон, плейер,   спонсор, предприниматель,   купец,   колледж,   лицей,   коммуна,   райком, брифинг,   джинсы,   информатика,   круиз,   менеджер,   телевидение, соцсоревнование, перестройка, милосердие, парламент, президент, мэр, сериал, трансляция, космос, прилунение, атомщик, компьютер, фестиваль, калейдоскоп.    аккредитация, 1 Тренинговая   задача   на   выявление   лексического   значения устаревших слов Лицедей   –   комедиант,   актер;   ладанка   –   талисман,   амулет; агнец – ангел; зодчество – архитектура;, звездочет – астроном; монгольфьер   –   аэростат,   воздушный   шар;   лилейный   –  белый; брег   –  берег;   баталия  –   битва;   сладкопевный   –  благозвучный, мелодичный;   фиал   ­   бокал,   кубок;   глашатай   –   вестник; совокупно   –   вместе;   водомет   –   фонтан;   ратный   –   военный; витязь – боец, солдат; врачевать – лечить; очи – глаза; вежды – глаза; глава – голова; жаловать – дарить;  лихой – злой; вепрь – кабан; навет ­ клевета.  Выпишите из текста историзмы, общеупотребительные  Работают с текстом слова. Объясните постановку знаков препинания в  последнем предложении.      Я вошел в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она освещена   двумя   сальными   свечами,   а   стены   оклеены   были золотистою   бумагою;   впрочем,   лавки,   стол,   рукомойник   на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный   горшками,   ­   все   было   как   в   обыкновенной   избе. Пугачев сидел пол образами, а красном кафтане, в высокой шапке и важно   подбочась.   Около   него   стояло   несколько   из   главных   его товарищей, с видом притворного подобострастия. Видно было, что весть о прибытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они приготовились встретить меня с торжеством.   Поддельная   важность   его   вдруг   исчезла.   «А,   ваше благородие! – сказал он мне с живостью. Как поживаешь? Зачем тебя Бог принес?» Я отвечал, что ехал по своему делу и что люди его меня остановили. (А. Пушкин.) Стадия  рефлексии  Ι V .  Подведение итогов.   Закончите предложения: 1) Слова из других языков называются … 2) Неполногласное сочетание ра/ла, ре/ле, которым  соответствует полногласное оро/оло, ере, – это признак …  (старославянизмов). 3) Устаревшие слова – это слова, которые … (вышли из  употребления). 4) Если устарело слово и к нему можно подобрать  современный синоним, это… (архаизм). 5) Если не существует явление (предмет), то называющее его  слово является … (историзмом). ΙΙ V . Домашнее задание  Упр. 184 Оценивают сами  себя  2