На уроке дается определение архаизмам, историзмам, неологизмам. Учащиеся учатся определять лексическое значение слова, обогащают словарный запас. Урок направлен на воспитание интереса к русскому языку.Тема Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы).
Цель Дать определение архаизмам, историзмам, неологизмам, заимствованным словам
Задачи определять лексическое значение слова,
обогатить словарный запас учащихся,
воспитывать интерес к русскому языку
Тип урока урок сообщения новых знаний.
Методы словесный, практический
Метод. приемы работа с учебником, выполнение упражнений
Предмет
Класс
Урок №
Тема
Цель
Задачи
Тип урока
Методы
Метод. приемы
Межпредметная
связь
Ход урока
Стадия вызова
Стадия
осмысления.
Русский язык
6 «Б»
22
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы).
Дать определение архаизмам, историзмам, неологизмам, заимствованным словам
определять лексическое значение слова,
обогатить словарный запас учащихся,
воспитывать интерес к русскому языку
урок сообщения новых знаний.
словесный, практический
работа с учебником, выполнение упражнений
литература, история
Действия учащихся
Желают друг другу
успехов
Проверяют
правильность
Работают с текстом
Самостоятельно
изучают
теоретический
материал
Действия учителя
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 82
Повторение
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
– Откуда эти строки?
– С какой целью, повашему, А.С. Пушкин использует в
своём стихотворении устаревшие слова?
– Объясните значение слова брань. Подберите к нему
однокоренные слова из современного русского языка
(оборона, оборонять, оборонительный и др.).
Объяснение постановки знаков препинания и изученных
орфограмм.
Работа по теме урока
Устаревшие слова в зависимости от причин, вызывающих их
выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы.
Историзмы – это слова, вышедшие или выходящие из употребления
в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые
выражаются этими словами. В современном языке они не имеют
синонимов: князь, купец, кольчуга, ликбез.
Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия,
но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей – актёр,
позорище – театр, виктория победа, ведать – знать и т.д.
Неологизмы – новые слова, не освоенные полностью языком.
Новое слово является неологизмом только до тех пор, пока оно не
выходит за пределы пассивного состава словаря.
Запишите слова, распределяя по группам:
Выполняют задания
инфляция,
банкрот,
а) общеупотребительные; б) устаревшие;
в) неологизмы.
Дискотека, целинник, макияж, флорист, ранец, видеомагнитофон,
плейер,
спонсор,
предприниматель, купец, колледж, лицей, коммуна, райком,
брифинг, джинсы, информатика, круиз, менеджер, телевидение,
соцсоревнование, перестройка, милосердие, парламент, президент,
мэр, сериал, трансляция, космос, прилунение, атомщик, компьютер,
фестиваль, калейдоскоп.
аккредитация,
1 Тренинговая задача на выявление лексического значения
устаревших слов
Лицедей – комедиант, актер; ладанка – талисман, амулет;
агнец – ангел; зодчество – архитектура;, звездочет – астроном;
монгольфьер – аэростат, воздушный шар; лилейный – белый;
брег – берег; баталия – битва; сладкопевный – благозвучный,
мелодичный; фиал бокал, кубок; глашатай – вестник;
совокупно – вместе; водомет – фонтан; ратный – военный;
витязь – боец, солдат; врачевать – лечить; очи – глаза; вежды –
глаза; глава – голова; жаловать – дарить; лихой – злой; вепрь –
кабан; навет клевета.
Выпишите из текста историзмы, общеупотребительные
Работают с текстом
слова. Объясните постановку знаков препинания в
последнем предложении.
Я вошел в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она
освещена двумя сальными свечами, а стены оклеены были
золотистою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на
веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток,
уставленный горшками, все было как в обыкновенной избе.
Пугачев сидел пол образами, а красном кафтане, в высокой шапке и
важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его
товарищей, с видом притворного подобострастия. Видно было, что
весть о прибытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках
сильное любопытство и что они приготовились встретить меня с
торжеством. Поддельная важность его вдруг исчезла. «А, ваше
благородие! – сказал он мне с живостью. Как поживаешь? Зачем
тебя Бог принес?» Я отвечал, что ехал по своему делу и что люди
его меня остановили. (А. Пушкин.)
Стадия
рефлексии
Ι
V . Подведение итогов.
Закончите предложения:
1) Слова из других языков называются …
2) Неполногласное сочетание ра/ла, ре/ле, которым
соответствует полногласное оро/оло, ере, – это признак …
(старославянизмов).
3) Устаревшие слова – это слова, которые … (вышли из
употребления).
4) Если устарело слово и к нему можно подобрать
современный синоним, это… (архаизм).
5) Если не существует явление (предмет), то называющее его
слово является … (историзмом).
ΙΙ
V . Домашнее задание
Упр. 184
Оценивают сами
себя
2