Устный счёт как средство развития вычислительных навыков у обучающихся
Оценка 4.6

Устный счёт как средство развития вычислительных навыков у обучающихся

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
математика
5 кл—11 кл
21.09.2020
Устный счёт как средство развития вычислительных навыков у обучающихся
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета, и привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.
устный счёт.doc

УСТНЫЙ СЧЁТ

как средство развития вычислительных навыков у обучающихся.

Ермилова Н.А.

 

Математика  является одной из важнейших наук на  земле и именно  с ней  человек  встречается  каждый  день  в  своей  жизни.  Именно  поэтому учителю необходимо  развивать  у  детей интерес  к  этой науке, предмету. На мой  взгляд,  развивать  познавательный  интерес  к  математике  возможно  с помощью  использования   различных  видов  устного  счета,  и  привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.

         В связи с внедрением обязательного ОГЭ по математике, возникает необходимость научить учеников  решать быстро и качественно задачи

базового уровня. При этом возрастает роль устных вычислений, так

как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы,  необходимо

умение быстро и правильно оценить результат вычислений, затратив на это минимум времени и сил, чтобы выполнению более трудных заданий уделить больше

внимания, делать их спокойно, а не в суматохе. 

Уже в 6–7-х классах необходимо начать подготовку школьников к возможности выполнения некоторых заданий устно.

Именно в эти годы обучения закладываются основные приемы устных вычислений,

которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у  них  память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.

 Устный  счет  на  уроках  математики  может  быть  представлен

разнообразными  формами  работы  с  классом:

- математический, арифметический  и  графический   диктанты, 

- математическое  лото, 

- ребусы, кроссворды, 

- тесты,

- опрос,

- разминка и многое другое.

 В  него  входит  алгебраический  и  геометрический   материал, решение  простых  задач  и  задач  на  смекалку,  рассматриваются  свойства и действий над числами и величинами.

Устный  счет  это  находится  в  методической связи с основной темой и носит  проблемный характер.

На  каждом уроке  математики  отводится 5-10  минут  для  проведения  устных упражнений. Если хорошо проведен устный счет, то с известной долей уверенности можно ожидать, что занятие и дальше пойдет успешно, ученики будут активны. Задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль – подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных задач и упражнений.

Важнейшими вычислительными умениями и навыками  в программе по математике являются :

-  умение выполнять все арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями, с целыми числами; 

- выполнять основные действия с десятичными числами; 

- применять законы сложения и умножения к упрощению выражений; 

-использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9; 

-  округлять числа до любого разряда; 

-  определять порядок действий при вычислении значения выражения.

Далее будут приведены некоторые примеры.

1. Последовательность отсчитывания нескольких единиц или присчитывания. Этот вид счета развивает память, внимание, быстроту счета и вычислений.

Например: Первое число 75. Сколько единиц надо отсчитать, чтобы получить 69, присчитать, чтобы получить 87?

2.Счет цепочкой  развивает память, быстроту вычислений и помогает точному усвоению таблиц сложения, умножения.

  Например:             38 + 4                 24 . 4

                                     - 8                        - 8

                                     - 6                       + 7

3.Беглый счет. Можно выполнять устно или письменно.  Учащиеся считают молча, поднимают руки в знак того, что задания выполнены. Этот прием оживляет класс, возбуждает активность класса.

4. Решение уравнений. Этот способ помогает выработать  умение  решать  уравнения, усваивать  связи  между  компонентами  и  результатами арифметических действий. Уравнения можно предлагать в разных формах.

Например:            

- из какого числа надо вычесть 4, чтобы получить 19?

- решение уравнения х · 8 = 24;

-  найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25

- Лена задумала число, умножила его на 8 и получила 96. Какое число

задумала Лена?

        5. Решение задач. Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Они включаются с целью выработки умений решать задачи, и помогают  усвоению  теоретических  знаний  и  выработке  вычислительных  навыков.

Разнообразие  упражнений  и  возбуждает  интерес  у  детей,  активизирует  их

мыслительную деятельность.

         Например:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнить клетки в квадрате так, чтобы сумма чисел была одинаковая.

Чтобы ученики относились к устному счету серьезно необходимо выставлять оценки. В  случаях ошибочных  ответов  надо  учитывать,  что  устные  упражнения  выполняются  всеми учащимися  и  прерывать  их  длительным  объяснением  одному  ученику  вряд  ли целесообразно,  в  то  же  время  оставить  ошибку  без  внимания  нельзя.  Ученик, сделавший  ошибку  должен  исправить  ее  или  выполнить  аналогичное  задание.  При  выполнении  устных упражнений учителю не следует часто спрашивать ответ  у сильных учащихся, это ослабляет  инициативу  средних  и  слабых  школьников. Сильные ученики могут, например, написать ответ и показать его учителю. Не стоит

сразу  же  подтверждать  правильность  полученного  ответа,  надо  стремиться

выяснить, нет ли других ответов, даже неправильных.

Итак, цель всех приемов устных вычислений – пробудить интерес и привить любовь к математике. С помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно работать с учебным материалом, пробуждать у них стремление находить более совершенные способы вычислений и решения задач. Это важнейшее условие сознательного усвоения материала. Полученные навыки, несомненно, помогут ученикам в старших классах, при подготовке и сдаче ОГЭ. 

 

Список литературы: 

1.  Беримец  В.И. “Использование  различных  видов  устных  упражнений,

как  средство  повышения  познавательного  интереса  к  уроку

математики”. 

2.  В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

3. С. С. Минаев “ Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике.”

4.  Н.К. Винокурова: «Подумаем вместе»


УСТНЫЙ СЧЁТ как средство развития вычислительных навыков у обучающихся

УСТНЫЙ СЧЁТ как средство развития вычислительных навыков у обучающихся

Важнейшими вычислительными умениями и навыками в программе по математике являются : - умение выполнять все арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями, с целыми…

Важнейшими вычислительными умениями и навыками в программе по математике являются : - умение выполнять все арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями, с целыми…

Заполнить клетки в квадрате так, чтобы сумма чисел была одинаковая

Заполнить клетки в квадрате так, чтобы сумма чисел была одинаковая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020