Устный журнал
«О речи правильной и хорошей»
Цель: дать представление о понятии литературной (языковой) норме.
Задачи:
1.Повысить интерес к изучению русского языка, к внутреннему содержанию слова;
2.Познакомить с правилами хорошей речи.
Знаете ли вы , ребята, что такое паспорт? Это документ, удостоверяющий личность. Выдается он в 16 лет, когда человек способен сознательно принимать решения, отвечать за свои поступки, то есть достигает гражданской зрелости.Однако и вы в свои 14-15 лет тоже смогли бы предъявить своеобразный паспорт. Для этого вовсе не нужно доставать его из кармана или портфеля- достаточно побеседовать с кем-нибудь или что-нибудь написать. Почему? Потому что мы говорим сейчас о ПАСПОРТЕ ГРАМОТНОСТИ.
Так называют ученые владение правильной литературной речью или нормами литературного языка. Что же такое норма, нормативность языка? Попробуем разобраться.
Влад , расскажи нам , пожалуйста, что-нибудь веселое. Например, из жизни своего класса или школы.
Веселое? Ну, вот. Пришла к нам недавно новенькая. Такая вся из себя расфуфыренная .Волосы там, юбка, ну и вообще. А Солома, есть у нас один такой хиляк, Саламатин, вечно к девчонкам цепляется. Ну, вот. Подходит он к новенькой и смык её за прическу. А она как повернется да ка-ак врежет ему. Он брык с копыт! Оказывается она в секции каратэ занимается. Смехотища, правда?!
Да, история пожалуй скорее грустная, чем веселая. Видно не очень-то дружные, воспитанные у вас ребята. А уже Саламатина и подавно к рыцарям не отнесешь. Кстати, почему вы зовёте его Соломой? Если от фамилии, то она происходит от слова «саламата» - название старинного народного кушания вроде киселя или жидкой каши из муки с салом.
Впрочем, речь сейчас не об этом. Как ты считаешь (имя), можно ли выдать паспорт грамотности?
Во первых, в его рассказе много лишних слов: ну, вот, там, такой.
Во вторых, повторяются местоимения он, она. А главное (имя), забыл, о чем мы говорим на уроках. Ведь хиляк, расфуфыренная, смык, брык с копыт лучше заменить синонимами. Например слабый, хилый, модница, дернул, ударил, упал, свалился.
Действительно, русский язык так богат, что есть возможность подобрать не менее выразительные, но не столь грубые или совсем уж исковерканные слова, как, скажем пирческа. Не каждый, пожалуй, и поймет их.
Между тем самое важное – чтобы все говорящие и пишущие на одном языке понимали друг друга. Любые отклонения - в подборе слов, грамматике, произношении – не только затрудняют общение, но подчас делают его невозможным.
Мне кажется, нельзя. Хоть он и много уже знает о языке, но почему-то не пользуется своими знаниями.
Как-то мой знакомый шестиклассник, не желая садиться за уроки, сказал, что у него чердак горит. Когда встревоженная мать хотела вызвать пожарников, он пояснил, что чердаком у них в классе называют голову. Неправильное, неуместное употребление слова чердак едва не привело к серьезному недоразумению. Избежать подобных курьезов может лишь тот, кто хорошо усвоил языковую, или литературную норму.
-Норма – не просто общепринятое, но и лучшие, образцовое, достойное подражания. Уверен(а), что такие словечки, как хиляк, клевый, вам не приходилось слышат от людей грамотных, образованных. Ведь культура, воспитанность прежде всего проявляются в языке. Поговорите хотя бы недолго с человеком, и вы много узнаете о нем. Речь говорящего как бы открывает перед нами его внутреннее лицо.
Сценка «Поговорим» см. Шкатову, с.50
-Иногда многие ребята испытывают затруднения, рассказывая даже самую увлекательную историю – слов не хватает. Взамен нужных будто сами собой выскакивают это, ну, вот, в общем. Произносят слова нечетко, торопливо, отчего они сливаются и получаются «ослышки».
Точь-в-точь, как у героев сценки «Несуразные вещи» см. Шкатову, стр. 11
Чтобы тебя правильно услышали, старайся произносить слова отчетливо, правильно использовать ударения, паузы, скорость речи.
Чтобы получить «паспорт грамотности», овладеть правильной литературной речью, нужно воспитать в себе привычку чутко вслушиваться в язык дикторов, актеров, учиться у них произношению, ясности и яркости выражения мыслей.
- Правила, вырабатываемые в течение веков всем народом, закрепляются, передаются из поколения в поколение благодаря в значительной степени писателям, деятелям науки и культуры. Поэтому важно вчитываться в каждую строку, написанную рукой мастера слова.
- И еще одно пожелание вам, друзья: почаще заглядывайте в словари – толковые, русского литературного словоупотребления, словари трудностей, ударения. Они помогут вам в любом трудном случае. А для этого надо самому следовать правилам, уметь сомневаться, критически оценивать речь окружающих и свою собственную.
Стр.3 «Содержательность речи»
А теперь давайте послушаем рассказ Игоря Ветрякова «Собрание»
см. Рил в украинской школе 89г., №2, стр.71.
-Как, по вашему мнению, ребята, была ли удачной эта встреча, о которой поведал герой этого рассказа? Хотелось бы вам послушать ее?
-Вот уж нисколечко! Сначала заладила одно: важно, важные, самые важные. Неизвестно, что важно. А потом и вовсе понесла чепуху.
-Другими словами сообщение было бессодержательным, то есть оно не отвечало первейшему требованию, которое мы предъявляем к связной речи – как устной, так и письменной, - содержательности.
-Итак, ребята, чтобы получить «паспорт грамотности», нужно прежде всего соблюдать лексические нормы, воспитывать в себе внимание к словам, к их правильному употреблению. Это очень важно. А пока – задание для всех: прислушайтесь, как мы говорим в классе, на улице, дома. Обратите внимание не только на то, какие слова употребляем, но и как их произносим. Кому из ваших друзей, знакомых можно выдать «паспорт грамотности».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.