Совершенно невозможно во всём объёме и полноте изучить родной язык в школе: любопытные истории из жизни слов, загадочные факты родного языка, словесные игры и шутки остаются за пределами школьного изучения русского языка. Страницы нашего журнала составлены таким образом, чтобы сведения, включённые в него, были полезны и интересны всем ученикам независимо от того, по какой программе и по каким учебникам они обучаются в школе. И если есть некоторые разногласия и несоответствия в школьных учебниках, то они не помеха в нашем путешествии.
ЖУРНАЛ.pptx
Устный лингвистический журнал
УСТНЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Студенты 3 «В» группы
Устный лингвистический журнал
Редактор: Совершенно невозможно
во всём объёме и полноте изучить
родной язык в школе: любопытные
истории из жизни слов, загадочные
факты родного языка, словесные
игры
за
изучения
пределами школьного
русского языка.
Именно
приглашает вас наш «Устный
который
журнал»,
называется «Грамотей»
путешествие
и
в такое
и шутки
остаются
так
Устный лингвистический журнал
Первая страница
«Как учили грамоте на
Руси»
Устный лингвистический журнал
Появление первых школ на Руси связано с именем князя Владимира
Красное Солнышко. Именно князь Владимир отдает приказ собирать
детей и их обучать школьной грамоте.
«Начало школьного дела напрямую связано с распространением
христианства на Руси, так как процесс образования и воспитания в
духе православия мыслилось начинать с детских лет, чтобы с раннего
возраста русичи постигали мудрость из Святого Писания. «...Грамоте
учитися, книгам учитися, азбукам и всякому написанному
святых книг слову» (фрагмент древнерусского источника).»
Устный лингвистический журнал
По давно заведенному обычаю детей отдавали учиться
грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная
церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум
грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря,
а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от
двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Великого
праздника Пасхи.
Устный лингвистический журнал
Школа для детей обычно находилась при церкви. А грамоте
детей обучали церковнослужители – священники или дьяконы.
Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того,
как они поклонятся три раза перед иконой и один раз в ноги
учителю.
Учебный день продолжался долго. Занятия начинались с семи
утра и продолжались до самого вечера.
Устный лингвистический журнал
«Азбука» Ивана Федорова, изданная в 1574году,
представляет собой первую российскую печатную
учебную книгу. Она была составлена из 40 листов,
или 80 страниц, на каждой странице по 15 строк. Две
страницы пустые. В книге отсутствует нумерация
страниц.
Устный лингвистический журнал
Вторая страница
«Тайны русского языка»
С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в жизни и в нашем
сознании, чего нельзя было бы предать
русским словом.
К.Г.
Паустовский
Устный лингвистический журнал
Мы не часто задумываемся о том, откуда возникли
слова, которые мы используем в повседневной речи.
Между тем у некоторых из них довольно интересное
происхождение.
Например, слова бык, пчела и букашка произошли,
оказывается, от одного и того же слова бучать. Сейчас
это слово уже забылось и ушло из языка, а когдато оно
было знакомо каждому человеку и употреблялось в
значении «жужжать», «гудеть». И сегодня никому не
придёт в голову назвать быка, пчелу и букашку словами
родственниками, хотя с точки зрения происхождения
это так и есть.
Устный лингвистический журнал
Вокзал происходит от названия
места «Vauxhall» — небольшого парка
и центра развлечений недалеко от
Лондона. Русский царь, посетивший
это место, полюбил его — в
особенности, железную дорогу.
Впоследствии, он поручил британским
инженерам построить небольшую
железную дорогу от Санкт
Петербурга к своей загородной
резиденции. Одну из станций на этом
участке железной дороги назвали
«Вокзал», и это название
впоследствии стало русским словом
для обозначения любой
железнодорожной станции.
Устный лингвистический журнал
До XVI века европейцы вообще
никакого понятия об апельсинах не
имели. Русские — тем более. У нас
ведь апельсины не растут! А потом
португальские мореплаватели
завезли из Китая эти оранжевые
вкусные шары. И стали торговать
ими с соседями. Поголландски
«яблоко» — appel, а «китайский» —
sien. Заимствованное из
голландского языка слово appelsien,
является переводом французского
словосочетания Pomme de Chine —
«яблоко из Китая».
Устный лингвистический журнал
• В старину лечили различными
заговорами и заклинаниями.
Древний знахарь бормотал над
заболевшим разные слова и
иногда поил отварами трав.
Слово "врач" — исконно
славянское. Образовано оно от
слова «вьрати», что значит
«говорить», «заговаривать».
Кстати, от этого же слова
происходит «врать», которое
для наших предков означало
также «говорить».
Устный лингвистический журнал
Третья страница
«Ударение в слове»
Устный лингвистический журнал
Слушать речь, в которой многие слова
произносятся с неправильным ударением,
чрезвычайно трудно. Искаженное ударение
напоминает неправильный пульс.
Устный лингвистический журнал
Знак ударения имеет огромное значение и особую роль
в русской фразеологии и является неотъемлемой
частью при грамотном и смысловом описании того или
иного предмета, а также фраз и предложений прямой
речи, указывая не только на изменение интонаций
собеседников или акцентируя главное и
второстепенное в описываемом, но, иногда, и в корне
меняя смысл произнесённого и записанного
(напечатанного) — как в отдельном слове, так и в
целом предложении.
Устный лингвистический журнал
: I.Рифмованные строки:
Например:
1.Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.
2.Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.
Устный лингвистический журнал
Для деток постарше стишкисчиталочки можно выбрать сложнее:
1.Атыбаты, мост горбатый,
под мостом поёт цыгáн,
а танцóвщицы сбежали,
напугал их таракан.
2.Раз лохматая горилла крокодилу позвонúла.
Он с гориллой не дружил, с
разу трубку положúл.
Ему лучше не звонúть,
кто звонúт, тому водить.
Устный лингвистический журнал
Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихи. Послушайте их:
Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток –
Отметь его ударом.
II.Расставьте ударение в словах.
Алфавит, водопровод, подключена, банты, безудержный, вручить, давнишний,
дремота, жалюзи, задала, клешня, красивее, налила, обнял, ожил, ровня.
2 ученик: III.Поставь в словах ударение:
Библиотека, земляника, помидор, огурец, картофель, апельсины, абрикосы, горький,
майка, загадка, волшебник, дорожка, портфель, светофор, крокодил, дождинка,
велосипед, качели.
Устный лингвистический журнал
Четвертая страница
«Язык наш сладок, чист, и
пышен, и богат»
Устный лингвистический журнал
Литературный язык
и язык литературы
обработанная часть общенародного языка, обладающая в
большей или меньшей степени письменно закреплёнными
нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в
словесной форме.
Диалект (гр. dialektos «наречие») — говор, местная
разновидность языка. Диалект
разновидность языка,
которая употребляется как средство общения между людьми,
связанными между собой одной территорией.
Устный лингвистический журнал
Профессиональная (специальная) лексика, свойственная
данной профессиональной группе, используемая в речи людей,
объединенных общей профессией. Например: Балда (тяжелый
молот для раздробления камней и горных пород) в речи
горняков.
Жаргонотличается от общеразговорного языка
специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью
оборотов и особым использованием словообразовательных
средств, но не обладающий собственной фонетической и
грамматической системой. Например: Днюха — день рождения.
Сленг – это один из видов
жаргона набор особых слов или
новых значений уже
существующих слов,
употребляемых в различных
группах
людей(профессиональных,
общественных, возрастных и т. д.).
Например: мыло – электронная
почта.
Устный лингвистический журнал
Пятая страница
«Крылатые выражения»
Устный лингвистический журнал
" Привет, сто лет тебя не видел!
О, на ловца и зверь бежит! Здорово?
Что за шум, а драки нет? Ищешь меня зачемто?
Ищу. Дурная голова ногам покоя не даёт забыл учебник дома. Не одолжишь
Запросто! А чего не выучилто дома? Ученье, ведь, свет, а неученье тьма!
Да лень вперёд меня родилась, вот и побираюсь чужим умом да учебником.
свой на два урока?
Одна голова хорошо, а две лучше!
Точно. Бери, да не отсохнет рука просящая! "
Устный лингвистический журнал
Мозолить глаза –(надоедать)
Точить лясы –(болтать попусту)
Клевать носом –(дремать)
Бить баклуши –(бездельничать)
Делать из мухи слона (преувеличивать)
Задирать нос – (возгордиться)
Остаться в недоумении (удивиться)
Прийтись по сердцу (понравиться)
Работать спустя рукава (коекак)
Скрепя сердце (неохотно)
Читать по глазам (понимать)
Водить за нос (обманывать)
Устный лингвистический журнал
Вода
Нос
Ухо
Устный лингвистический журнал
Шестая страница
«Логическая игротека»
Устный лингвистический журнал
Игра «Слова и загадки»
Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать
букву, а в правом столбике добавить одну букву,
чтобы получилось новое слово.
порт
рука
стол
клад
шар
усы
утки
спорт
(рубка)
(ствол)
(склад)
(шарф)
(бусы)
(сутки)
краска
горсть
склон
полк
экран
беда
тепло
каска
(гость)
(слон)
(пол)
(кран)
(еда)
(тело)
Устный лингвистический журнал
Игра "Кто? и Что?"
Учитель
называет одушевленные имена существительные, а
ученики образовывают однокоренные неодушевленные
и наоборот.
лес
сад
печь
лыжи
лесник
корова
коровник
(садовник)
мясник
(мясо)
(печник)
мудрец
(мудрость)
(лыжник)
курица
(курятник)
Устный лингвистический журнал
Загадки по теме «Правописание
безударных гласных в корне слова».
1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все впередназад плывет. (коса)
2.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
3.Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)
Устный лингвистический журнал
ЗАДАНИЕ: ПРОПАВШИЕ БУКВЫ В ВЕСЁЛЫХ
СТИХАХ.
В выделенных словах пропала буквашалунья. Добавьте к
слову нужную по смыслу стихотворения букву.
1.Серый вол, голодный, злой,
Бродит по лесу зимой.
(Вол волк)
2.Стол высокий, метра три,
Крепко держит фонари.
(Стол столб)
3.Землю роет старый кот,
Под землёю он живёт.
(Кот крот)
4.Кран зажёгся голубой
Фильм посмотрим мы с тобой.
(Кран экран)
Устный лингвистический журнал
ЗАДАНИЕ: КОВАРНАЯ ВИКТОРИНА ПРО
В состав какого молочного продукта входит коровий рог?
СЛОВА
(Творог)
Внутри какого насекомого помещается бочка, а внутри
какого домашнего животного помещается бак?
(Бабочка и собака)
Какое животное ходит во фраке?
(Рак фрак)
В состав какого мясного продукта входит
химическая колба?
(Колбаса)
Устный лингвистический журнал
Заключительные слова
редактора:
–
ПОЛКОВОДЕЦ
СЛОВО
ЧЕЛОВЕЧЬЕЙ СИЛЫ. ЦЕНИТЕ
СЛОВО! ОБЕРЕГАЙТЕ СЛОВО!
РАБОТАЙТЕ НАД СЛОВОМ!
ТОГДА
ЯЗЫК
БУДЕТ И ОСТАНЕТСЯ ДЛЯ
ВАС НАСТОЯЩИМ И ВЕРНЫМ
ДРУГОМ. И ПОМНИТЕ: «БУЗ
ГРАММАТИКИ НЕ ВЫУЧИШЬ
И МАТЕМАТИКИ»
РУССКИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.