Устный журнал "День Космонавтики" (2 класс)
Оценка 4.9

Устный журнал "День Космонавтики" (2 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
2 кл
30.07.2018
Устный журнал "День Космонавтики" (2 класс)
Публикация является частью публикации:
Устный журнал.docx

Устный журнал «День космонавтики».

Разработала учитель начальных классов МБОУ  СОШ №23

Великанова Лиля Леонидовна

       

 Цель:  1. Познакомить детей с основоположниками русской космонавтики

                            (Э. К. Циолковский, С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин и др.)

             2. Воспитывать чувство гордости за своё Отечество, за свой народ.

             3. Развивать творческую деятельность, любознательность.      

 

         Оборудование: слайды с портретами Э.К. Циолковского, С.П. Королёва, Ю.А. Гагарина, В.В.Терешковой, Ю.В. Малышева, других советских космонавтов, слайды с изображением собак Белки и Стрелки, фотографии Земли из космоса; фонограммы песен «Он сказал: «Поехали!»   (И Кобзон), «Трава у дома» (гр. «Земляне»), Композиция «Волшебный полёт» (гр. «Спейс»).

      

                                       Ход мероприятия:

 

Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о великом событии прошлого века. Это событие, которое потрясло весь мир, произошло 50  лет назад.

- О чем мы поведём разговор? (О космосе, о Дне космонавтики)

- Скажите, какой день в апреле принято считать Днём космонавтики? (12 апреля).

-А почему? (В этот день первый человек в мире полетел в космос)

- Мы живём в удивительное время. Преодолев земное притяжение, человек впервые поднялся в космос, ступил на другие планеты, взглянул на родную землю со стороны. По грандиозности события ему нет равных за всю историю существования человечества.

       

         Звучит мелодия, выходят дети. Дети читают стихи, в это время на экране слайды о космосе. (Слайды 1- 6)

 

Ученик 1:

               Когда мы вырастим, мы в космос полетим.

               Ну, а пока мы рассказать хотим,

               О людях тех, умелых и отважных,

               Что покорили космос.

 

Ученик 2:

              Очень важно не забывать имён их –

              Всех космонавтов и учёных,

              Которые законы нужные открыли

              И нам дорогу в космос проложили.

 

Ученик 3:

              В Калуге, под Москвой,

              Учитель жил один простой,

              Всю жизнь о космосе мечтал,

              Сам нужные науки изучал,

              Провёл огромную работу

              И начал создавать теорию космических полётов.

              Он гений был, и в наши дни

              О Циолковском помнить мы должны!

    

             (Слайды 7-8 портрет Э. К. Циолковского )

 

Ведущий: Константин Эдуардович Циолковский является основоположником теории развития космической системы. Работая учителем провинциальной школы, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса. Работами Циолковского интересовались учёные всего мира. Ученики Циолковского и его последователи создали первые в мире космические корабли.

 

Ученик 4:

              Но кто построил первую ракету?

              Вы знаете об этом?

              Конструктор, академик Королёв.

              К полёту первый спутник был готов.

              В минувшем веке, в 57-м году,

              Он полетел благодаря труду

              Конструкторов, ракетчиков, рабочих,

              И он был первым в мире, между прочим!

    

           (Слайд 9 портрет С. П. Королёва)

 

Ведущий: Чтобы расчёты и формулы воплотились в космические аппараты, чтобы человек смог действительно оторваться от Земли и выйти в космическое пространство, за пределы земной атмосферы, куда путь самолётам закрыт, должен был прийти генеральный конструктор космических кораблей, человек необычайной энергии, творческого и  организационного таланта. Таким конструктором был Сергей Павлович Королёв.

        С именем Королёва связаны все наши достижения в завоевании космоса: первый искусственный спутник, ракета, доставившая вымпел на луну, автоматическая станция, сфотографировавшая обратную сторону луны, пилотируемые космические корабли.

        4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. (Слайд 10,11) Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

             Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

            И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в   подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек. (Слайд 12)

.            Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.

            Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно!  За весь периода экспериментов - вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными.

              Но бывали и курьезные случаи. Как-то вечером, накануне полета, лаборант вывел дворняг, которые должны были лететь, на прогулку. Один из псов, Смелый, уже побывал в космосе. Только лаборант отстегнул поводок, Смелый убежал - видимо, почувствовал, что опять предстоит полет. Как его не подманивали, назад не шел. И тогда вместо Смелого в полет отправили подходящую по размерам дворнягу, вымыли, выстригли шерсть в местах, где нужно наложить датчики, одели в комбинезончик. Запуск прошел нормально, животные вернулись живыми и здоровыми. Но Королев сразу обнаружил подмену. Пришлось рассказать, что произошло накануне. Тут лаборант сообщил, что хитрюга Смелый вернулся и преспокойно спит на своем месте.

                С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах. (Слайд 13) Скафандр изготовили из прорезиненной ткани в виде мешка с двумя глухими рукавами для передних лап. К нему крепился съемный шлем из прозрачного плексигласа. Кроме того, разработали катапультную тележку, на которой и размещался лоток с собакой, а также аппаратура.  Эта конструкция на большой высоте отстреливалась из падающей кабины и спускалась на парашюте.

               В начале 1956 года была поставлена новая задача: готовить 30-суточный полет двух собак. Проблем было много: создать новую герметичную кабину, разработать систему регенерации воздуха, придумать питательную смесь и автоматическое устройство для регулярного кормления четвероногих космонавтов, разработать "космический туалет" для собак. Для кормления был создан особый автомат-конвейер. Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась на ленте новая коробка, наполненная тестообразной смесью, - это были и еда, и питье.(Слайд 14)

                20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. (Слайд 15)Но не только, слетали 21 серая и 19 белых мышей.

                Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты?

                Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

               По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.(Слайд 16)

              Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.

Ученый продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле.  Белка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. Но все щенки были на учете, и за каждого персонально отвечали. (Слайд 17)

Белка и Стрелка свою задачу выполнили. Настала очередь других  собак.  Ещё в космосе побывали Пчелка и Мушка, Жемчужина и Жулька, ЧернушкаВетерок, Уголек и др.

  • 25 марта 1961 года стартовала Звездочка. (Слайд 18) И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Больше им в космос подняться было не суждено.

Ученик 5:

              Через четыре года новый был успех –

              Поднялся в космос первый человек –

              Гагарин Юрий выполнил полёт.

              Вокруг Земли наш облетел пилот.

              Благополучно совершил виток

              Космический корабль «Восток».

     

        

Ведущий: Запуск первого в мире искусственного спутника Земли ознаменовал начало космической эры, а 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту.( Слайд 19-20)

Юрий Алексеевич Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе.

         Когда миллионы людей увидели Гагарина на телеэкранах, он окончательно стал народным героем.

         Простое, славное русское лицо, ясные , светлые глаза. А держался так обычно и скромно, словно не в космос слетал, а прокатился по Москве на автомобиле. Он и при космическом старте совсем по-земному, как пассажир в такси, сказал: «Поехали!».

          Об этом важном событии нашей страны говорили во всём мире, писали стихи и сочиняли песни. Отрывок одной из таких песен мы предлагаем вам сейчас послушать.

           Увидев Землю из космоса Юрий Гагарин написал такое письмо потомкам.

(Слайд 21, 22)

           (Звучит песня «Он сказал, поехали»)

          

     -  Для вас, сегодняшние девочки и мальчики, полёты в космос - в порядке вещей. Поэтому вам трудно понять ту безмерную радость, которая переполняла людей, тот праздник, который был на душе у каждого и у всех вместе.

      Об этом важном событии нашей страны говорили во всём мире, писали стихи и сочиняли песни. Отрывок одной из таких песен мы предлагаем вам сейчас послушать. (Слайд 23,24)

     -    И всё-таки вернёмся к разговору то том, как люди покоряли космос. Со времён полёта Гагарина каждый полёт человека в космос приносил новый рекорд. (Слайд 25)

Первым  космонавтом, сделавший многовитковой полет вокруг Земли, стал Герман Титов.

Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова в июне 1963 г. совершила трехдневный полет в космос.

Первым вышел в открытый космос Алексей Леонов в 1965 году.

        

    -  Много славных имён вошло в историю покорения космоса. Некоторые из них вы видите сейчас на экране. Рассказ о покорении Луны. (Слайды 26-28)

Рассказ о международном сотрудничестве (Слайды 29-33)

Ученик 6:

              Чтобы космонавтом стать,

              Надо здоровьем крепким обладать.

              И образ жизни правильный вести,

              И подготовку долгую пройти.

              И только после многих испытаний

              Ты космонавтом станешь.

Ученик 7:

             Конечно, каждый может захотеть

             Из космоса на Землю посмотреть.

             Но хватит ли терпения и сил?

             Лишь тот, кто храбро всё переносил,

             Отправится в космический полёт!

             Вперёд, ребята, космос нас зовёт!

 

Ведущий: А сейчас, вас, ребята, ждут космические испытания. А оценивать их будет наше космическое жюри.

 

1испытание. Приглашаются 2 человека от класса.

В конвертах лежат карточки с написанными на них буквами. По сигналу игроки достают карточки и выкладывают из них слово (космонавт). Задание даётся на время.

 

2 испытание. Приглашаются 2 человека от класса. На выполнение этого задания даётся одна минута. Из слова КОСМОНАВТИКА собрать как можно больше других слов. (ток, сок, сом, коса, вата, каток и т. д.)

 

3 испытание. Вызываются 3 человека от класса.

 Для каждого класса на листочках написаны 8 вопросов о том, что вы сегодня услышали. Вопросы одинаковы для всех команд. Ваша задача, ребята, дать как можно больше правильных ответов.

 

Вопросы:

1. Как назывался космический корабль, который поднял первого в мире человека? («Восток»)

2. Кто был основоположником теории развития космической системы? (К.Э. Циолковский)

3. Кто был главным конструктором ракетно-космических систем? (С.П. Королёв)

4. Первая в мире женщина – космонавт. (В.В.Терешкова)

5. Назовите клички собак, которые совершили полёт в космос и благополучно возвратились на Землю. (Белка и Стрелка)

6. Как называется стартовая площадка, откуда ведут запуск космических кораблей и спутников? (космодром)

7. Как называется герметический костюм космонавта? (скафандр)

8. Назовите имя космонавта, который первым вышел в открытый космос (Леонов)

 

Игра для детей, которые находятся в зале.

Ведущий: Пока ребята отвечают на вопросы, мы с вами поиграем.      

Вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте.
1.Чудо – птица, алый хвост,
Прилетала в стаю звезд.  (Ракета)
2.Заворчу, зажурчу,
В небеса улечу. (Вертолет)

3.Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился …
(Парашют)

4.У бабушки над избушкой
Висит небо краюшка
Собаки лают, достать не могут
(Месяц)

5.Синенькая шуба
Покрыла весь мир
(Небо)

6.Ясными ночками
Гуляет мама с дочками
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь поздно!
Потому, что мать – Луна
А дочурки …
(Звезды)

 

    -   Пока наше жюри подводит итоги, мы с вами послушаем ещё одну песню о космонавтах в исполнении легендарной группы «Земляне» которая называется «Трава у дома». Также вашему вниманию предлагаются снимки Земли, сделанные из космоса.

 

           (Звучит фонограмма песни «Трава у дома» в исполнении группы «Земляне», сопровождается показом слайдов со снимками Земли из космоса) 

 

Ученик 8:

             Вы спешите, ребята, в свой класс,

             Без учёбы дела не пойдут.

             Космонавты растут среди нас,

             Но без знаний на Марс не возьмут!

             Ребята! Готовьтесь к полёту!

             Скоро, скоро настанет тот час,

             Когда будут дороги открыты

             На Луну, на Венеру, на Марс!

 

           (Жюри оглашает итоги космических испытаний.)

 

 Ведущий:  Много ещё неизвестного и неоткрытого для нас. Но человечество движется вперед. И кто знает, что нас ждёт там, впереди? Мы желаем вам, вырасти и в будущем продолжить освоение этого загадочного и неизвестного космоса.

  -  На этом наше мероприятие подошло к концу.

     Спасибо за внимание.

 

Литература:

 

Мозаика детского отдыха «Внекласные мероприятия» 4 кл. – Москва «ВАКО» 2008

Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №2 - 2008


 

Устный журнал «День космонавтики»

Устный журнал «День космонавтики»

В Калуге, под Москвой,

В Калуге, под Москвой,

Скорость спутника составляла 28800 км/ч

Скорость спутника составляла 28800 км/ч

Слайд 14) 20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки

Слайд 14) 20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки

Ведущий: Запуск первого в мире искусственного спутника

Ведущий: Запуск первого в мире искусственного спутника

Ученик 7: Конечно, каждый может захотеть

Ученик 7: Конечно, каждый может захотеть

Заворчу, зажурчу, В небеса улечу

Заворчу, зажурчу, В небеса улечу

Ведущий: Много ещё неизвестного и неоткрытого для нас

Ведущий: Много ещё неизвестного и неоткрытого для нас
Скачать файл