Устный журнал «День космонавтики».
Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №23
Великанова Лиля Леонидовна
Цель: 1. Познакомить детей с основоположниками русской космонавтики
(Э. К. Циолковский, С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин и др.)
2. Воспитывать чувство гордости за своё Отечество, за свой народ.
3. Развивать творческую деятельность, любознательность.
Оборудование: слайды с портретами Э.К. Циолковского, С.П. Королёва, Ю.А. Гагарина, В.В.Терешковой, Ю.В. Малышева, других советских космонавтов, слайды с изображением собак Белки и Стрелки, фотографии Земли из космоса; фонограммы песен «Он сказал: «Поехали!» (И Кобзон), «Трава у дома» (гр. «Земляне»), Композиция «Волшебный полёт» (гр. «Спейс»).
Ход мероприятия:
Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о великом событии прошлого века. Это событие, которое потрясло весь мир, произошло 50 лет назад.
- О чем мы поведём разговор? (О космосе, о Дне космонавтики)
- Скажите, какой день в апреле принято считать Днём космонавтики? (12 апреля).
-А почему? (В этот день первый человек в мире полетел в космос)
- Мы живём в удивительное время. Преодолев земное притяжение, человек впервые поднялся в космос, ступил на другие планеты, взглянул на родную землю со стороны. По грандиозности события ему нет равных за всю историю существования человечества.
Звучит мелодия, выходят дети. Дети читают стихи, в это время на экране слайды о космосе. (Слайды 1- 6)
Ученик 1:
Когда мы вырастим, мы в космос полетим.
Ну, а пока мы рассказать хотим,
О людях тех, умелых и отважных,
Что покорили космос.
Ученик 2:
Очень важно не забывать имён их –
Всех космонавтов и учёных,
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили.
Ученик 3:
В Калуге, под Москвой,
Учитель жил один простой,
Всю жизнь о космосе мечтал,
Сам нужные науки изучал,
Провёл огромную работу
И начал создавать теорию космических полётов.
Он гений был, и в наши дни
О Циолковском помнить мы должны!
(Слайды 7-8 портрет Э. К. Циолковского )
Ведущий: Константин Эдуардович Циолковский является основоположником теории развития космической системы. Работая учителем провинциальной школы, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса. Работами Циолковского интересовались учёные всего мира. Ученики Циолковского и его последователи создали первые в мире космические корабли.
Ученик 4:
Но кто построил первую ракету?
Вы знаете об этом?
Конструктор, академик Королёв.
К полёту первый спутник был готов.
В минувшем веке, в 57-м году,
Он полетел благодаря труду
Конструкторов, ракетчиков, рабочих,
И он был первым в мире, между прочим!
(Слайд 9 портрет С. П. Королёва)
Ведущий: Чтобы расчёты и формулы воплотились в космические аппараты, чтобы человек смог действительно оторваться от Земли и выйти в космическое пространство, за пределы земной атмосферы, куда путь самолётам закрыт, должен был прийти генеральный конструктор космических кораблей, человек необычайной энергии, творческого и организационного таланта. Таким конструктором был Сергей Павлович Королёв.
С именем Королёва связаны все наши достижения в завоевании космоса: первый искусственный спутник, ракета, доставившая вымпел на луну, автоматическая станция, сфотографировавшая обратную сторону луны, пилотируемые космические корабли.
4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. (Слайд 10,11) Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.
Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.
И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек. (Слайд 12)
. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.
Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно! За весь периода экспериментов - вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными.
Но бывали и курьезные случаи. Как-то вечером, накануне полета, лаборант вывел дворняг, которые должны были лететь, на прогулку. Один из псов, Смелый, уже побывал в космосе. Только лаборант отстегнул поводок, Смелый убежал - видимо, почувствовал, что опять предстоит полет. Как его не подманивали, назад не шел. И тогда вместо Смелого в полет отправили подходящую по размерам дворнягу, вымыли, выстригли шерсть в местах, где нужно наложить датчики, одели в комбинезончик. Запуск прошел нормально, животные вернулись живыми и здоровыми. Но Королев сразу обнаружил подмену. Пришлось рассказать, что произошло накануне. Тут лаборант сообщил, что хитрюга Смелый вернулся и преспокойно спит на своем месте.
С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах. (Слайд 13) Скафандр изготовили из прорезиненной ткани в виде мешка с двумя глухими рукавами для передних лап. К нему крепился съемный шлем из прозрачного плексигласа. Кроме того, разработали катапультную тележку, на которой и размещался лоток с собакой, а также аппаратура. Эта конструкция на большой высоте отстреливалась из падающей кабины и спускалась на парашюте.
В начале 1956 года была поставлена новая задача: готовить 30-суточный полет двух собак. Проблем было много: создать новую герметичную кабину, разработать систему регенерации воздуха, придумать питательную смесь и автоматическое устройство для регулярного кормления четвероногих космонавтов, разработать "космический туалет" для собак. Для кормления был создан особый автомат-конвейер. Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась на ленте новая коробка, наполненная тестообразной смесью, - это были и еда, и питье.(Слайд 14)
20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. (Слайд 15)Но не только, слетали 21 серая и 19 белых мышей.
Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты?
Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.
По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.(Слайд 16)
Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.
Ученый продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Белка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. Но все щенки были на учете, и за каждого персонально отвечали. (Слайд 17)
Белка и Стрелка свою задачу выполнили. Настала очередь других собак. Ещё в космосе побывали Пчелка и Мушка, Жемчужина и Жулька, ЧернушкаВетерок, Уголек и др.
Ученик 5:
Через четыре года новый был успех –
Поднялся в космос первый человек –
Гагарин Юрий выполнил полёт.
Вокруг Земли наш облетел пилот.
Благополучно совершил виток
Космический корабль «Восток».
Ведущий: Запуск первого в мире искусственного спутника Земли ознаменовал начало космической эры, а 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту.( Слайд 19-20)
Юрий Алексеевич Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе.
Когда миллионы людей увидели Гагарина на телеэкранах, он окончательно стал народным героем.
Простое, славное русское лицо, ясные , светлые глаза. А держался так обычно и скромно, словно не в космос слетал, а прокатился по Москве на автомобиле. Он и при космическом старте совсем по-земному, как пассажир в такси, сказал: «Поехали!».
Об этом важном событии нашей страны говорили во всём мире, писали стихи и сочиняли песни. Отрывок одной из таких песен мы предлагаем вам сейчас послушать.
Увидев Землю из космоса Юрий Гагарин написал такое письмо потомкам.
(Слайд 21, 22)
(Звучит песня «Он сказал, поехали»)
- Для вас, сегодняшние девочки и мальчики, полёты в космос - в порядке вещей. Поэтому вам трудно понять ту безмерную радость, которая переполняла людей, тот праздник, который был на душе у каждого и у всех вместе.
Об этом важном событии нашей страны говорили во всём мире, писали стихи и сочиняли песни. Отрывок одной из таких песен мы предлагаем вам сейчас послушать. (Слайд 23,24)
- И всё-таки вернёмся к разговору то том, как люди покоряли космос. Со времён полёта Гагарина каждый полёт человека в космос приносил новый рекорд. (Слайд 25)
Первым космонавтом, сделавший многовитковой полет вокруг Земли, стал Герман Титов.
Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова в июне 1963 г. совершила трехдневный полет в космос.
Первым вышел в открытый космос Алексей Леонов в 1965 году.
- Много славных имён вошло в историю покорения космоса. Некоторые из них вы видите сейчас на экране. Рассказ о покорении Луны. (Слайды 26-28)
Рассказ о международном сотрудничестве (Слайды 29-33)
Ученик 6:
Чтобы космонавтом стать,
Надо здоровьем крепким обладать.
И образ жизни правильный вести,
И подготовку долгую пройти.
И только после многих испытаний
Ты космонавтом станешь.
Ученик 7:
Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть.
Но хватит ли терпения и сил?
Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправится в космический полёт!
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!
Ведущий: А сейчас, вас, ребята, ждут космические испытания. А оценивать их будет наше космическое жюри.
1испытание. Приглашаются 2 человека от класса.
В конвертах лежат карточки с написанными на них буквами. По сигналу игроки достают карточки и выкладывают из них слово (космонавт). Задание даётся на время.
2 испытание. Приглашаются 2 человека от класса. На выполнение этого задания даётся одна минута. Из слова КОСМОНАВТИКА собрать как можно больше других слов. (ток, сок, сом, коса, вата, каток и т. д.)
3 испытание. Вызываются 3 человека от класса.
Для каждого класса на листочках написаны 8 вопросов о том, что вы сегодня услышали. Вопросы одинаковы для всех команд. Ваша задача, ребята, дать как можно больше правильных ответов.
Вопросы:
1. Как назывался космический корабль, который поднял первого в мире человека? («Восток»)
2. Кто был основоположником теории развития космической системы? (К.Э. Циолковский)
3. Кто был главным конструктором ракетно-космических систем? (С.П. Королёв)
4. Первая в мире женщина – космонавт. (В.В.Терешкова)
5. Назовите клички собак, которые совершили полёт в космос и благополучно возвратились на Землю. (Белка и Стрелка)
6. Как называется стартовая площадка, откуда ведут запуск космических кораблей и спутников? (космодром)
7. Как называется герметический костюм космонавта? (скафандр)
8. Назовите имя космонавта, который первым вышел в открытый космос (Леонов)
Игра для детей, которые находятся в зале.
Ведущий: Пока ребята отвечают на вопросы, мы с вами поиграем.
Вы любите отгадывать загадки?
(Да). Тогда слушайте.
1.Чудо – птица, алый хвост,
Прилетала в стаю звезд. (Ракета)
2.Заворчу, зажурчу,
В небеса улечу. (Вертолет)
3.Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился …
(Парашют)
4.У бабушки над избушкой
Висит небо краюшка
Собаки лают, достать не могут
(Месяц)
5.Синенькая шуба
Покрыла весь мир
(Небо)
6.Ясными ночками
Гуляет мама с дочками
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь поздно!
Потому, что мать – Луна
А дочурки …
(Звезды)
- Пока наше жюри подводит итоги, мы с вами послушаем ещё одну песню о космонавтах в исполнении легендарной группы «Земляне» которая называется «Трава у дома». Также вашему вниманию предлагаются снимки Земли, сделанные из космоса.
(Звучит фонограмма песни «Трава у дома» в исполнении группы «Земляне», сопровождается показом слайдов со снимками Земли из космоса)
Ученик 8:
Вы спешите, ребята, в свой класс,
Без учёбы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас,
Но без знаний на Марс не возьмут!
Ребята! Готовьтесь к полёту!
Скоро, скоро настанет тот час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс!
(Жюри оглашает итоги космических испытаний.)
Ведущий: Много ещё неизвестного и неоткрытого для нас. Но человечество движется вперед. И кто знает, что нас ждёт там, впереди? Мы желаем вам, вырасти и в будущем продолжить освоение этого загадочного и неизвестного космоса.
- На этом наше мероприятие подошло к концу.
Спасибо за внимание.
Литература:
Мозаика детского отдыха «Внекласные мероприятия» 4 кл. – Москва «ВАКО» 2008
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №2 - 2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.