Тема: «А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта»
Место урока в системе уроков: первый в разделе «А. С. Пушкин», двадцатый в общем планировании уроков
Цели:
1. Обучающая: познакомить учащихся с лицейским периодом в жизни Пушкина, первой ссылкой в Кишинёв.
2. Развивающая: углубить представления учащихся о личности Пушкина, формировать навыки анализа его произведения.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость читателей.
Тип урока: изучение историко-литературного материала.
Форма урока: беседа
Литература: 1. Учебник- хрестоматия для 6 класса
2. В. П. Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. - М., 1998
3. Б. И. Турьянская, Л. А. Холодкова и др. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М, 1999
4. Ресурсы Интернета
ЦОР: гравюры Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» /1822/ и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» /1935/, репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене», виды Царского села, Кишинёва на слайдах
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон
Схема записи на доске:
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал. Пушкин План I. Пушкин в Лицее 1. «Новая пора – Лицей» 2.
3. …. 4.
|
План урока:
Этапы урока: Методы и приёмы работы:
I. Оргмомент Приветствие
II. Этап актуализации опорных Фронтальная беседа
знаний
III. Этап изучения нового материала Комментированное чтение
Слово учителя
Работа с репродукциями, книгой
Индивидуальная работа
IV. Этап работы с текстом Выразительное чтение
Выявление восприятия
Эвристическая беседа
V. Подведение итогов Рефлексия
VI. Этап информации учащихся о домашнем
задании, инструктаж по его выполнению Слово учителя
Опережающее индивидуальное задание:
1. Историческая справка об истории создания Лицея
2. Индивидуальное сообщение учащегося «Пушкин на публичном экзамене в Лицее».
3. Справка о Кишинёве.
4. Принести на урок свою любимую книгу А. С. Пушкина
Ход урока
I. Оргмомент
Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию
- Здравствуйте, ребята. Обратили ли вы внимание, что наш кабинет сегодня преобразился? Что вам показалось необычным? (Столы в нашем кабинете стоят необычно).
- Да, действительно столы стоят так, как когда-то в Лицее, в котором учился гениальный поэт России А. С. Пушкин. И это не случайно. Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. У каждого из нас есть свой Пушкин: Пушкин-поэт, Пушкин-сказочник, Пушкин-прозаик. Пушкин помогает нам постигать мир. Литературный курс 6-го класса предлагает вам познакомиться со стихотворениями, повестями и даже романом А. С. Пушкина. Итак, навстречу Пушкину.
II. Этап актуализации опорных знаний
Задача: восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности Пушкина и его жизни
Фронтальная беседа:
Что вы знаете о детстве Пушкина, о семье поэта?
Какие произведения А. С. Пушкина вам известны? (Обращение к выставке книг произведений Пушкина, которая составлена из любимых книг учеников).
Чем вам нравятся стихи и сказки А. С. Пушкина?
III. Этап изучения нового материала
Задачи: 1) углубить знания учащихся о личности и творчестве Пушкина;
2) продолжать обучение составлению сложного плана;
3) развивать навыки описания портретов и репродукции картины
1. Слово учителя
- Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?
2. Работа с книгой
Дети читают статью учебника-хрестоматии под руководством учителя. После первого абзаца звучит историческая справка об истории создания Лицея /Приложение 1/. В это время демонстрируется слайд № 1, 2 с видами Царского Села.
Читая статью, составляем сложный план, который поможет подготовить её пересказ. Начало плана записано на доске. Дети вспоминают особенности сложного плана и продолжают его составление. (В хорошо подготовленном классе можно ввести понятие цитатного плана).
В процессе чтения обращаемся к гравюрам Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» /1822/ и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» /1935/. Внимание детей обращено на экран, демонстрируется слайд № 3.
Беседа:
- Что, по-вашему, особо выделяет каждый из художников?
- Какой из этих портретов кажется вам особенно похож на поэта той поры?
- Какая из этих гравюр ближе к автопортрету А. С. Пушкина, помещённому в хрестоматии (с. 64)?
3. Индивидуальное сообщение учащегося «Пушкин на публичном экзамене в Лицее» /приложение 2/. Ученикам предлагается рассмотреть репродукцию картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене» слайд № 4 и ответить на вопросы.
Беседа:
Как душевное состояние юного поэта и реакция Державина переданы на картине Репина?
Охарактеризуйте жест и позу А. С. Пушкина. Насколько они соответствуют ситуации, запечатлённой художником?
5. Историческая справка учащегося о Кишинёве /приложение 3/. Слайд № 5, 6
6. Беседа по статье:
Что такое лицей? (Учебные заведения в некоторых странах Европы, в том числе и в России)
С какой целью был создан Царскосельский лицей? (Император Александр I открыл это учебное заведение для своих младших братьев, здесь же получили образование дворянские мальчики из лучших семей России).
Почему лицей стал рассадником вольнодумства и свободолюбия? (Война 1812 года способствовала подъёму патриотических настроений, стремлениям служить Отечеству).
IV. Работа с текстом.
Задача: через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию вольнолюбивых устремлений поэта.
1. Выразительное чтение стихотворения «Узник» учителем.
2. Выявление первичного восприятия стихотворения.
Беседа:
Понравилось ли вам стихотворение?
Что особенно поразило вас в нём?
Какие слова и выражения показались вам необычными?
Какая картина возникает в вашем воображении?
Соответствует ли ваша картина предложенной репродукции? Обоснуйте. Слайд № 7
Какие строки стихотворения можно подписать под иллюстрацией? («Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»).
3. Аналитическое прочтение произведения:
Рассмотрим первую строку стихотворения. Какие слова являются главными, несут логическое ударение? Какое чувство в ней выражено? (Ключевое слово – решётка. Выражены переживания человека, оказавшегося в неволе, за решёткой).
Какие поэтические средства изображают страдания лирического героя в первой строфе? (Эпитеты – «сырая» темница, «грустный» товарищ, «кровавая» пища; метафора – «вскормлённый в неволе орёл молодой»).
Какое пространство изображено в первом стихе? (Ограниченная решёткой тюрьма, сырая темница).
Какой образ противопоставляется образу неволи? (Образ воли, свободы).
Задание для самостоятельной работы (с. 67).
Стихотворение построено на антитезе – противопоставлении. (Вводится понятие антитезы (с. 70)).
Какими поэтическими средствами создаётся образ свободы? (Глаголу «сижу» противопоставлен глагол «улетим», решётке и темнице – тучи, гора, морские края).
Как «удваивается» образ лирического героя? (Образ узника сопоставляется с образом орла, вольной птицы, плохо приживающейся в неволе). В последней строфе тоже два товарища – орёл и ветер. Вспомните постоянный эпитет ветра, встречающийся в произведениях УНТ. («Вольный» ветер сопоставим с вольными птицами).
Перечитайте слова, которые «вымолвить хочет» орёл. К чему он призывает узника? («Давай улетим!». Орёл призывает узника к свободе).
Сравните картины, изображённые в первой и третьей строфах. Какие противопоставления вы здесь наблюдаете? Как изменилось настроение к концу стихотворения? («Вскормлённый в неволе орёл молодой» противопоставлен вольным птицам. В начале стихотворения настроение грустное, к концу стихотворения, где слышен призыв к свободе, выражается надежда на возможную свободу).
Почему тема свободы важна для Пушкина? (Свобода необходима человеку для гармоничного существования в мире. Пушкин же сам находился в ссылке, значит в неволе).
V. Этап подведения итогов
Задача: дать оценку собственной деятельности, провести рефлексивный момент для каждого ученика
Вопросы:
1) Что нового вы сегодня узнали на уроке?
2) Что особенно произвело впечатление?
3) Что показалось наиболее важным?
4) Что помог вам понять эпиграф?
Метод незаконченного предложения:
Я понял, что …
Особенно мне запомнилось (-лся) …
Хочется сказать о …
VI. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
1) Пересказ статьи о лицейских годах Пушкина (с. 62 – 66) по плану
2) Выучить наизусть стихотворение «Узник».
3) Повторить определения эпитета, метафоры, олицетворения, аллитерации, ритма, рифмы, подготовить фрагмент литературоведческого словаря (можно на слайдах)
Приложение 1
Индивидуальное сообщение «История создания Царскосельского лицея»
В Царском Селе под Петербургом был создан Лицей. Он явился продолжением лучших традиций прошлого. Когда-то Лицей – это было место близ Афин. Рядом с храмом Аполлона располагалось одно из греческих учебных заведений того времени – гимнасий, он-то и получил название "Лицей". Здесь обучал своих последователей Аристотель, воспитатель Александра Македонского.
Императрица Мария Федоровна, мать Александра Первого, хотела было отослать сыновей своих в Лейпцигский университет. Но этому решительно воспротивился император Александр I, ее старший сын. Он решил образовать в Царском Селе лицей, где бы младшие его братья могли слушать публичные лекции. Так Россия вспомнила о традициях Аристотеля…
Министр народного просвещения граф Алексей Разумовский направил царю проект образования лицея, который предлагалось учредить "в Царском Селе, с целью образования юношества, особенно предназначенного к важным части службы государственной, и составляемого из отличнейших воспитанников знатных фамилий".
19 октября 1811 года, в четверг, в присутствии императора был торжественно открыт Лицей. Первыми зачислено в него было тридцать человек, и среди них Пушкин. Нижний этаж здания был отдан инспекторам и гувернерам. На втором – канцелярия, столовая, буфетная, больница и тот знаменитый конференц-зал, где перед Державиным будет выступать на выпускном экзамене юный Пушкин. Выше располагались классы, кабинет физики, газетная комната, библиотека – в галерее – и большой зал для торжеств, парадных актов, фехтования и отдыха после занятий. На четвертом этаже – спальни. Профессура жила в соседнем доме. Выдающиеся профессора – Александр Куницын, Яков Карцов– пестовали будущих выдающихся деятелей страны. Лицей был моделью идеального государства в миниатюре.
Горчаков, Пущин, Илличевский, Вольховский, Дельвиг, Кюхельбекер, Матюшкин, Корф, Данзас – кто не знает этих выдающихся соучеников Пушкина!
Приложение 2
Индивидуальное сообщение «Пушкин на публичном экзамене в Лицее»
Пушкин вспоминал: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется читаны были его стихи, разбирались его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошёл до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, сердце забилось с упоительным восторгом…»
Приложение 3
Историческая справка о Кишинёве
КИШИНЕВ столица Республики Молдова, на реке Бык (приток Днестра). Известен с 1466 года. С 16 века под турецким владычеством, в 1812 присоединен к Российской империи. В 1918 г. в составе Румынии, с 1940 столица Молдавии. Церковь Рождества Богородицы (18 век), кафедральный собор (19 век) и Триумфальная арка (ныне арка Победы, 19 в.). В 60-80-е годы созданы новые промышленные и жилые районы. В городе 7 вузов (в том числе Молдавский университет), 5 театров, 9 музеев (в том числе краеведческий, исторический, художественный, А. С. Пушкина).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.