Узник Пушкин
Оценка 4.8

Узник Пушкин

Оценка 4.8
doc
31.05.2021
Узник Пушкин
Пушкин Узник.doc

Тема: «А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта»

Место урока в системе уроков: первый в разделе «А. С. Пушкин», двадцатый в общем планировании уроков

Цели:

1.     Обучающая: познакомить учащихся с лицейским периодом в жизни Пушкина, первой ссылкой в Кишинёв.

2.     Развивающая: углубить представления учащихся о личности Пушкина, формировать навыки анализа его произведения.

3.     Воспитывающая: воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость читателей.

Тип урока: изучение историко-литературного материала.

Форма урока: беседа

Литература: 1. Учебник- хрестоматия для 6 класса

                      2. В. П. Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. - М., 1998

                       3.  Б. И. Турьянская, Л. А. Холодкова и др. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М, 1999

                        4. Ресурсы Интернета

ЦОР:  гравюры Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» /1822/ и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» /1935/, репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене», виды Царского села, Кишинёва на слайдах

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон

Схема записи на доске:

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

                                                                         И долго буду тем любезен я

                                                                                                                  народу,

                                                                         Что чувства добрые я лирой

                                                                                                            пробуждал.

                                                                                                         Пушкин 

                                                                  План

I.                   Пушкин в Лицее

1.     «Новая пора – Лицей»

2.    

Выставка книг А. С. Пушкина

 
«Лицейская республика». Близкий друг.

3.     ….

4.    

Д. з.:    1) пересказ статьи о лицейских годах Пушкина (с. 62 – 66) по плану;

2) выучить наизусть стихотворение «Узник»;

 

 

 
….

                                                  

                                                                         

 

 

 

 

 

 

План урока:

Этапы урока:                                                     Методы и приёмы работы:

I. Оргмомент                                                         Приветствие

II. Этап актуализации  опорных                          Фронтальная беседа

     знаний

III. Этап изучения нового материала                   Комментированное чтение

                                                                                 Слово учителя

                                                                                 Работа с репродукциями,                                                                                      книгой

                                                                                 Индивидуальная работа

IV. Этап работы с текстом                                    Выразительное чтение

                                                                                 Выявление восприятия

                                                                                 Эвристическая беседа

V. Подведение итогов                                            Рефлексия

VI. Этап информации учащихся о домашнем

      задании, инструктаж по его выполнению     Слово учителя  

Опережающее индивидуальное задание:

1.     Историческая справка об истории создания Лицея

2.     Индивидуальное сообщение учащегося «Пушкин на публичном экзамене в Лицее».

3.     Справка о Кишинёве.

4.     Принести на урок свою любимую книгу А. С. Пушкина

Ход урока

I.                  Оргмомент

         Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

       - Здравствуйте, ребята. Обратили ли вы внимание, что наш кабинет сегодня преобразился? Что вам показалось необычным? (Столы в нашем кабинете стоят необычно).

     - Да, действительно столы стоят так, как когда-то в Лицее, в котором учился гениальный поэт России А. С. Пушкин. И это не случайно. Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. У каждого из нас есть свой Пушкин: Пушкин-поэт, Пушкин-сказочник, Пушкин-прозаик. Пушкин помогает нам постигать мир. Литературный курс 6-го класса предлагает вам познакомиться со стихотворениями, повестями и даже романом А. С. Пушкина. Итак, навстречу Пушкину.

II.               Этап актуализации опорных знаний

          Задача: восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности Пушкина и его жизни

         Фронтальная беседа:

*    Что вы знаете о детстве Пушкина, о семье поэта?

*   Какие произведения А. С. Пушкина вам известны? (Обращение к выставке книг произведений Пушкина, которая составлена из любимых книг учеников).

*    Чем вам нравятся стихи и сказки А. С. Пушкина?

III.           Этап изучения нового материала

        Задачи: 1) углубить знания учащихся о личности и творчестве Пушкина;

                       2) продолжать обучение составлению сложного плана;

                       3) развивать навыки описания портретов и репродукции         картины

1.     Слово учителя

- Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?

2.     Работа с книгой

      Дети читают статью учебника-хрестоматии под руководством учителя. После первого абзаца звучит историческая справка об истории создания Лицея /Приложение 1/. В это время демонстрируется слайд № 1, 2 с видами Царского Села.

          Читая статью, составляем  сложный план, который поможет подготовить её пересказ. Начало плана записано на доске. Дети вспоминают особенности сложного плана и продолжают его составление. (В хорошо подготовленном классе можно ввести понятие цитатного плана).

      В процессе чтения обращаемся к гравюрам Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» /1822/ и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» /1935/. Внимание детей обращено на экран, демонстрируется слайд №  3.  

           Беседа:

  - Что, по-вашему, особо выделяет каждый из художников?

  -  Какой из этих портретов кажется вам особенно похож на поэта той поры?

 -  Какая из этих гравюр ближе к автопортрету А. С. Пушкина, помещённому в хрестоматии (с. 64)?

         3. Индивидуальное сообщение учащегося «Пушкин на публичном экзамене в Лицее» /приложение 2/. Ученикам предлагается рассмотреть репродукцию картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене» слайд № 4  и ответить на вопросы.

Беседа:

*   Как душевное состояние юного поэта и реакция Державина переданы на картине Репина?

*   Охарактеризуйте жест и позу А. С. Пушкина. Насколько они соответствуют ситуации, запечатлённой художником?

5.                      Историческая справка учащегося о Кишинёве /приложение 3/. Слайд № 5, 6

6.     Беседа по статье:

*    Что такое лицей? (Учебные заведения в некоторых странах Европы, в том числе и в России)

*    С какой целью был создан Царскосельский лицей? (Император Александр I открыл это учебное заведение для своих младших братьев, здесь же получили образование дворянские мальчики из лучших семей России).

*    Почему лицей стал рассадником вольнодумства и свободолюбия? (Война 1812 года способствовала подъёму патриотических настроений, стремлениям служить Отечеству).

IV. Работа с текстом.

         Задача: через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию вольнолюбивых устремлений поэта.

1.     Выразительное чтение стихотворения «Узник» учителем.

2.     Выявление первичного восприятия стихотворения.

Беседа:

*    Понравилось ли вам стихотворение?

*    Что особенно поразило вас в нём?

*    Какие слова и выражения показались вам необычными?

*    Какая картина возникает в вашем воображении?

*    Соответствует ли ваша картина предложенной репродукции? Обоснуйте. Слайд № 7

*    Какие строки стихотворения можно подписать под иллюстрацией? («Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»).

3.     Аналитическое прочтение произведения:

*    Рассмотрим первую строку стихотворения. Какие слова являются главными, несут логическое ударение? Какое чувство в ней выражено? (Ключевое слово – решётка. Выражены переживания человека, оказавшегося в неволе, за решёткой).

*    Какие поэтические средства изображают страдания лирического героя в первой строфе? (Эпитеты – «сырая» темница, «грустный» товарищ, «кровавая» пища; метафора – «вскормлённый в неволе орёл молодой»). 

*    Какое пространство изображено в первом стихе? (Ограниченная решёткой тюрьма, сырая темница).

*    Какой образ противопоставляется образу неволи? (Образ воли, свободы).

*   Задание для самостоятельной работы (с. 67).

*   Стихотворение построено на антитезе – противопоставлении. (Вводится понятие антитезы (с. 70)).

*    Какими поэтическими средствами создаётся образ свободы? (Глаголу «сижу» противопоставлен глагол «улетим», решётке и темнице – тучи, гора, морские края).

*    Как «удваивается» образ лирического героя? (Образ узника сопоставляется с образом орла, вольной птицы, плохо приживающейся в неволе).  В последней строфе тоже два товарища – орёл и ветер. Вспомните постоянный эпитет ветра, встречающийся в произведениях УНТ. («Вольный» ветер сопоставим с вольными птицами).

*    Перечитайте слова, которые «вымолвить хочет» орёл. К чему он призывает узника? («Давай улетим!». Орёл призывает узника к свободе).

*    Сравните картины, изображённые в первой и третьей строфах. Какие противопоставления вы здесь наблюдаете?  Как изменилось настроение к концу стихотворения? («Вскормлённый в неволе орёл молодой» противопоставлен вольным птицам. В начале стихотворения настроение грустное, к концу стихотворения, где слышен призыв к свободе, выражается надежда на возможную свободу).

*    Почему тема свободы важна для Пушкина? (Свобода необходима человеку для гармоничного существования в мире. Пушкин же сам находился в ссылке, значит в неволе).   

V. Этап подведения итогов

Задача: дать оценку собственной деятельности, провести рефлексивный момент для каждого ученика

              Вопросы:

1)    Что нового вы сегодня узнали на уроке?

2)    Что особенно произвело впечатление?

3)    Что показалось наиболее важным?

4)    Что помог вам понять эпиграф?

Метод  незаконченного предложения:

Я понял, что …

Особенно мне запомнилось (-лся) …

Хочется сказать о …

 

  VI.  Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:    

1)                     Пересказ статьи о лицейских годах Пушкина (с. 62 – 66) по плану

2)                     Выучить наизусть стихотворение «Узник».

                  3)         Повторить определения эпитета, метафоры, олицетворения, аллитерации, ритма, рифмы, подготовить фрагмент литературоведческого словаря (можно на слайдах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Индивидуальное сообщение «История создания Царскосельского лицея»

     В Царском Селе под Петербургом был создан Лицей. Он явился продолжением лучших традиций прошлого. Когда-то Лицей – это было место близ Афин. Рядом с храмом Аполлона располагалось одно из греческих учебных заведений того времени – гимнасий, он-то и получил название "Лицей". Здесь обучал своих последователей Аристотель, воспитатель Александра Македонского.

         Императрица Мария Федоровна, мать Александра Первого, хотела было отослать сыновей своих в Лейпцигский университет. Но этому решительно воспротивился император Александр I, ее старший сын. Он решил образовать в Царском Селе лицей, где бы младшие его братья могли слушать публичные лекции. Так Россия вспомнила о традициях Аристотеля…

Министр народного просвещения граф Алексей Разумовский направил царю проект образования лицея, который предлагалось учредить "в Царском Селе, с целью образования юношества, особенно предназначенного к важным части службы государственной, и составляемого из отличнейших воспитанников знатных фамилий".

19 октября 1811 года, в четверг, в присутствии императора был торжественно открыт Лицей. Первыми зачислено в него было тридцать человек, и среди них Пушкин. Нижний этаж здания был отдан инспекторам и гувернерам. На втором – канцелярия, столовая, буфетная, больница и тот знаменитый конференц-зал, где перед Державиным будет выступать на выпускном экзамене юный Пушкин. Выше располагались классы, кабинет физики, газетная комната, библиотека – в галерее – и большой зал для торжеств, парадных актов, фехтования и отдыха после занятий. На четвертом этаже – спальни. Профессура жила в соседнем доме. Выдающиеся профессора – Александр Куницын, Яков Карцов– пестовали будущих выдающихся деятелей страны. Лицей был моделью идеального государства в миниатюре.

Горчаков, Пущин, Илличевский, Вольховский, Дельвиг, Кюхельбекер, Матюшкин, Корф, Данзас – кто не знает этих выдающихся соучеников Пушкина!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Индивидуальное сообщение «Пушкин на публичном экзамене в Лицее»

     Пушкин вспоминал: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется читаны были его стихи, разбирались его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошёл до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, сердце забилось с упоительным восторгом…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Историческая справка о Кишинёве

         КИШИНЕВ столица Республики Молдова, на реке Бык (приток Днестра). Известен с 1466 года. С 16 века под турецким владычеством, в 1812 присоединен к Российской империи. В 1918 г. в составе Румынии, с 1940 столица Молдавии. Церковь Рождества Богородицы (18 век), кафедральный собор (19 век) и Триумфальная арка (ныне арка Победы, 19 в.). В 60-80-е годы созданы новые промышленные и жилые районы. В городе 7 вузов (в том числе Молдавский университет), 5 театров, 9 музеев (в том числе краеведческий, исторический, художественный, А. С. Пушкина).


Скачано с www.znanio.ru

Тема: «А. С. Пушкин. Слово о поэте

Тема: «А. С. Пушкин. Слово о поэте

План урока: Этапы урока:

План урока: Этапы урока:

Какие произведения А. С. Пушкина вам известны? (Обращение к выставке книг произведений

Какие произведения А. С. Пушкина вам известны? (Обращение к выставке книг произведений

С какой целью был создан Царскосельский лицей? (Император

С какой целью был создан Царскосельский лицей? (Император

Перечитайте слова, которые «вымолвить хочет» орёл

Перечитайте слова, которые «вымолвить хочет» орёл

Приложение 1 Индивидуальное сообщение «История создания

Приложение 1 Индивидуальное сообщение «История создания

Приложение 2 Индивидуальное сообщение «Пушкин на публичном экзамене в

Приложение 2 Индивидуальное сообщение «Пушкин на публичном экзамене в

Приложение 3 Историческая справка о

Приложение 3 Историческая справка о
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021