Рабочая программа
дополнительного образования «В гостях у сказки»
Воспитатель младшей группы
(от 3 до 4 лет)
Логинова Оксана Александровна
Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год
Оглавление
1. Целевой раздел |
стр.3 |
1.1. Пояснительная записка |
стр. 3 |
1.2. Цели задачи программы |
стр. 4 |
1.3. Основные принципы построения программы |
стр.5 |
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет: |
стр. 6 |
1.5. Планируемые результаты освоения программы: |
стр. 7 |
2.Содержательный раздел |
стр. 8 |
2.1. Особенности образовательной деятельности |
стр. 8 |
2.2. Формы и методы реализации программы |
стр. 13 |
2.3. Календарно-тематическое планирование ООД |
стр. 17 |
3. Организационный раздел |
стр. 18 |
3.1. Организация кружковой деятельности |
стр. 18 |
3.2. Оформление предметно – пространственной среды |
стр. 18 |
3.3. Материально – техническое обеспечение занятий |
стр. 19 |
3.4. Диагностический инструментарий
|
стр.20 |
4. Приложение |
стр.22 |
5. Список использованной литературы |
стр. 25 |
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребенке талант читателя».
С.Я.Маршак.
«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В.Г.Белинский
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.
Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) . Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться самостоятельной деятельностью детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и д. р.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, и умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Задачи:
1. Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской
народной литературы: потешки, песенки, сказки.
2. Разыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешки, песенки сказки с
использованием игрушек, плоскостных фигур, шапочек-масок.
3. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить
последовательность событий в сказках, потешках; развивать умение вести диалог;
обогащать речь детей образными выражениями, яркими средствами художественной выразительности,
особенностями русской речи.
4. Формировать эмоциональную отзывчивость, желание обыгрывать сказки потешки.
5. Знакомить детей с приемами кукловождения театра картинок (фланелеграфа),
театра кружек, пальчикового театра.
6. Поддерживать стремление детей использовать игрушки и театральные куклы в
самостоятельной деятельности.
1.3. Основными принципами построения программы являются:
● Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрасту.
● Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определенного круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
● Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;
Подходы и методы их реализации:
- Систематические занятия.
- Игры, игровые приемы.
- Цель: ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
1.4 .Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет:
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.
В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами
В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.
Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.
Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить.
Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.
В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь.
Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.
В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.).
1.5.Планируемые результаты освоения программы:
● Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;
● Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
● Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;
● Дети пользуются настольным и пальчиковым театром;
● Сформировано умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.
Мониторинг проводится два раза в год посредством бесед и наблюдений согласно инструментария.
2. Содержательный раздел:
1. Особенности образовательной деятельности
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 15 минут в первую и вторую половину дня.
Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Кружок рассчитан на 1 год обучения, с детьми второй младшей группы (3-4 года).
В соответствии с требованием СанПин(а) Кружок проводится 2 раза в месяц во второй половине дня: 3-4 года продолжительность 15 мин. Общее количество часов за год – 4,5 часов.
2.1. Учебно – тематический план
Месяц |
Тема |
Программное обеспечение |
Сентябрь |
1.«Пошёл котик на торжок» |
Обыгрывание
потешки «Пошёл котик на торжок» |
|
2.«Этот пальчик – бабушка…» |
2.
Этюд «Наши уточки с утра…» (картинки на фланелеграфе) |
Октябрь |
3.«У солнышка в гостях» |
Разучивание потешек про солнышко. Знакомство с закличкой «Солнце, солнце, ты играй» |
|
4.«Дружная семья» |
«Дружная семья» Пальчиковая игра «Это я, большой пальчик». Знакомство с потешкой «Пальчик – мальчик» |
Ноябрь |
5«У дождика в гостях» |
Знакомство с потешкой «Дождик, дождик, пуще». Заучивание стихотворения «Дождик, дождик – кап, кап, кап». Загадывание загадок о дожде. |
|
6. Сказка «Репка» |
«Сказка
Репка» (картинки на фланелеграфе) |
Декабрь |
7.«Заюшкина избушка» |
Показ
сказки «Заюшкина избушка» . |
|
8.«Этот пальчик - мама» |
Игры
с пальчиками. |
Январь |
9. «Колобок» |
Спектакль
«Колобок» |
|
10.«Аленушка и лиса» |
|
Февраль |
11. «Уж, ты зимушка – зима» |
Ух, ты «Зимушка – зима». |
|
12.«Сундучок Деда Мороза» |
Упражнение для пальчиков «Ёлка быстро получается». Загадывание загадок о зиме. Разучивание заклички «Морозушка – мороз!» |
Март |
13.«Дикие животные наших лесов» |
Дикие животные наших лесов. |
|
14.«Лиса,заяц и петух» |
Показ
сказки «Лиса, заяц и петух» (театр игрушек). |
Апрель |
15.«Гуси – лебеди летели» |
|
|
16.«Репка» |
Сказка
«Репка» (театр кружек). |
Май |
17. «Ехал Ваня на коне» |
Разучивание потешки «Ехал Ваня на коне». Игра на ладошке «Лошадки». Дидактическая игра «Кто чем питается». |
|
18.«В гостях у бабушки» |
Разучивание потешки «Жил – был у бабушки». Повторение потешки «Ладушки, ладушки». Проговаривание чистоговорок со звуком (г). |
2.2 Формы и методы реализации программы
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание |
1. |
«Пошёл котик на торжок» |
Обыгрывание
потешки «Пошёл котик на торжок» |
2. |
«Этот пальчик – бабушка…» |
Игры
с пальчиками «Этот пальчик – бабушка…», «Мой мизинчик» |
3. |
«У солнышка в гостях» |
Разучивание потешек про солнышко. Знакомство с закличкой «Солнце, солнце, ты играй» |
4. |
«Дружная семья» |
Пальчиковая игра «Это я, большой пальчик». Знакомство с потешкой «Пальчик – мальчик» |
5. |
«У дождика в гостях» |
Знакомство с потешкой «Дождик, дождик, пуще». Заучивание стихотворения «Дождик, дождик – кап, кап, кап». Загадывание загадок о дожде. |
6. |
Сказка «Репка» |
Привлечь
детей к сказке «Репка»; вспомнить сказку. |
7. |
«Заюшкина избушка» |
Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка». |
8. |
«Этот пальчик - мама» |
Игры
с пальчиками. |
9. |
«Колобок» |
«Колобок» |
10. |
«Аленушка и лиса» |
Показ
пальчикового театра «Алёнушка и лиса». |
11. |
«Уж, ты зимушка – зима» |
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Загадывание загадок о предметах зимней одежды. Проговаривание чистоговорки со звуком (г). |
12. |
«Сундучок Деда Мороза» |
Упражнение для пальчиков «Ёлка быстро получается». Загадывание загадок о зиме. Разучивание заклички «Морозушка – мороз!» |
13. |
«Дикие животные наших лесов» |
«Знакомство с потешкой «Во сыром бору». Повторение потешки «Сидит белка на тележке». Упражнение на координацию речи с движениями «Я как белка в колесе». |
14. |
«Лиса,заяц и петух» |
Показ
сказки «Лиса, заяц и петух» (театр игрушек). |
15. |
«Гуси – лебеди летели» |
Разучивание потешки «Гуси – лебеди летели». Игра на ладошке «Ути – ути». Повторение потешки «Наши уточки с утра». |
16. |
«Репка» |
Сказка
«Репка» (театр кружек). |
17. |
«Ехал Ваня на коне» |
Разучивание потешки «Ехал Ваня на коне». Игра на ладошке «Лошадки». Дидактическая игра «Кто чем питается». |
18. |
«В гостях у бабушки» |
Разучивание потешки «Жил – был у бабушки». Повторение потешки «Ладушки, ладушки». Проговаривание чистоговорок со звуком (г). |
блок |
раздел |
месяц |
ТЕМА ЗАНЯТИЙ |
ЧАСЫ |
Дополнительное образование «В мире сказок». |
интеллектуальность |
сентябрь |
1.«Пошёл котик на торжок» 2.«Этот пальчик – бабушка…» |
30 мин |
октябрь |
1.«У солнышка в гостях» 2.«Дружная семья» |
30 мин |
||
ноябрь |
1«У дождика в гостях» 2. Сказка «Репка» |
30 мин |
||
декабрь |
1.«Заюшкина избушка» 2.«Этот пальчик - мама» |
30 мин |
||
январь |
1. «Колобок» 2.«Аленушка и лиса» |
30 мин |
||
февраль |
1. «Уж, ты зимушка – зима» 2.«Сундучок Деда Мороза» |
30 мин |
||
март |
1.«Дикие животные наших лесов» 2.«Лиса,заяц и петух» |
30 мин |
||
апрель |
1.«Гуси – лебеди летели» 2.«Репка» |
30 мин |
||
Май |
1. «Ехал Ваня на коне» 2.«В гостях у бабушки» |
30 мин |
2.3. Учебно-календарный план:
В соответствии с требованием СанПин(а) Кружок проводится 2 раза в месяц
во второй половине дня: 3-4 года продолжительность 15 мин. Общее количество часов за год – 4,5 часов.
3.Организационный раздел:
3.1. Организация кружковой деятельности
Формы и методы обучения:
Словесные – объяснение;
Наглядные – показ;
Креативные – творческий подход.
Используются:
Игровые упражнения;
Этюды;
Игры - драматизации;
Сюжетно-ролевые игры.
Группа: средняя
Периодичность занятий: один раз в неделю.
Место кружка в сетке занятий: среда/четверг, вторая половина дня.
3.2.Оформление предметно-пространственной среды
Предметно-развивающая среда рассматривается как комплекс эргономических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Развивающее пространство для малышей 3-4 лет безопасно.
Основными характеристиками развивающей предметной среды являются:
● разнообразие (наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами);
● доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка), а также доступность по показателям возрастного развития;
● эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия) - среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребенку проявить свои эмоции;
● удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст – возраст
● повышенной двигательной активности, исследовательского характера).
Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы:
● художественная литература (русские народные сказки;
● альбом «Сказки», «Герои сказок», «Домашние животные», «Дикие животные»;
● атрибуты для организации театрализованной деятельности: ширма, ширма настольная, различные виды тетра (плоскостной, магнитный, пальчиковый, куклы «би-ба-бо», настольный (конусный, резиновый, деревянный, театр из бросового материала) и пр.)
● д/и Лото «Сказки», «Собери сказку», «Герои сказок» и др.
Специально организованная образовательная деятельность осуществляется в виде игры и игровых упражнений по пятницам во вторую половину дня, продолжительностью 15 минут.
3.3 Материально-техническое обеспечение занятий:
Печатные пособия :
• наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой;
• репродукции картин в соответствии с тематикой;
• детские книги разного типа из круга детского чтения;
• портреты художников, их иллюстрации;
• словари русского языка.
ИКТ-средства;
• видеомагнитофон;
• телевизор;
• ноутбук;
Оборудование группы:
• столы со стульями для занятий;
• ученическая и магнитная доска;
• демонстрационная полка для детских работ и книг;
• наборы для детского творчества;
• театральные костюмы и куклы.
1. .
3.4. Диагностический инструментарий
Мониторинг проводится два раза в год посредством бесед и наблюдений.
Критерии оценка:
Диалоговая речь (Ребенок участвует в диалоге, может рассказать историю из личного опыта из 2-3 предложений) |
Словарь (Словарный запас ребенка разнообразен, использует в речи распространенные предложения) |
Знание 3-4 программных произведений (Название, главных героев) |
Интерес к инсценировкам (Активно участвует в театрализованных играх, драматизациях) |
Что нас радует:
У ребенка развита диалогическая речь, свободно и легко общается со взрослыми и сверстниками; в играх пытается договориться с партнером: говорит фразами, использует в речи глаголы, предлоги, существительные и глаголы в множественном числе, умеет передавать свои мысли и чувства, вести беседу. Словарный запас ребенка разнообразен, использует в речи распространенные предложения.
Знает наизусть 3-4 программных произведения, называет название и главных героев, с помощью взрослого определяет основные черты (злой, добрый, большой, маленький и пр.). Активно участвует в театрализованных играх, драматизациях, обыгрывании.
Что нас огорчает:
У ребенка плохо развита диалоговая речь, в общении со сверстниками и взрослыми сдержан: в речи использует отдельные слова или словосочетания, не поддерживает беседу
Имеет представление о программных произведениях, но не называет название и не определяет главных героев. Неохотно принимает участие в театрализованных играх, драматизации, обыгрывании.
Данная программа рассчитана на 7 детей из которых 4 девочки и 3 мальчика:
Список детей :
Симонов Марк
Воробьева Софья
Пчельников Семен
Киселева Мария
Яковлева Амина
Султанов Карим
Кузнецова Виктория
4. Приложение
Сентябрь
1. Обыгрывание потешки «Пошёл котик на торжок»
Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу; беседа по
потешке, учить интонацией передавать вопросы и ответы.
Потешка «Танечка, баю-баю-бай»
Повторить известный текст; учить с помощью жестов, мимики передавать своё
отношение к героям потешки с помощью куклы обыгрывать потешку.
2. Этюд «Наши уточки с утра…» (картинки на фланелеграфе)
Предложить детям изобразить разговор птиц; с помощью игры «Мамы и их дети»,
учить детей с помощью голоса (высокий, низкий) изобразить, как поёт мама и как
поёт её птенец.
Игры с ручками и пальчиками «Где же наши ручки», «пальчик, пальчик, где ты
был?»
текста.
выразительно говорить текст.
Октябрь
3. Разучивание потешек про солнышко. Знакомство с
закличкой «Солнце, солнце, ты играй»
4. 7 «Дружная семья» Пальчиковая игра «Это я, большой пальчик».
Знакомство с потешкой «Пальчик – мальчик»
Ноябрь
5. Знакомство с потешкой «Дождик, дождик, пуще».
Заучивание стихотворения «Дождик, дождик – кап, кап, кап». Загадывание загадок
о дожде.
6. «Сказка Репка» (картинки
на фланелеграфе)
Привлекать детей к самостоятельному показу сказки; учить распределять роли,
передавать голосом характеры персонажей.
Декабрь.
7. Показ сказки «Заюшкина
избушка» .
поощрять узнавание персонажей; развивать творческое воображение.
Показ сказки «Заюшкина избушка»
Учить детей управлять фигурками; вызывать желание к самостоятельному показу
сказки; продолжать учить детей правильному произнесению диалога (вопрос-ответ).
8. Игры с пальчиками.
Вспомнить с детьми знакомые игры: «Этот пальчик – бабушка…», «Мой мизинчик»;
продолжать развивать мелкую моторику рук; учить соотносить действия пальчиками
со словами.
Январь.
9. Спектакль «Колобок»
Вызвать у детей интерес к знакомой сказке; вспомнить песенку колобка.
Сказка «Колобок»
Учить детей передавать образы героев сказок, их характерные особенности;
продолжать учить детей диалогической речи; показ сказки с использованием
шапочек-масок.
10. Показ пальчикового театра «Алёнушка и лиса».
Показать знакомую сказку с помощью кукол пальчикового театра; вызвать у детей
интерес, желание самостоятельно обыграть сказку.
Февраль
11. Ух, ты «Зимушка – зима».
12. Упражнение для пальчиков «Ёлка быстро получается». Загадывание
загадок о зиме. Разучивание заклички «Морозушка – мороз!»
13. Дикие животные наших лесов.
14. Показ сказки «Лиса, заяц и петух» (театр игрушек).
Вспомнить знакомую сказку; отметить основные характерные особенности
персонажей; учить передавать голосом; продолжать учить детей управлять
игрушками во время рассказывания сказки.
Слушание сказки «Лиса, заяц и петух в записи».
Учить, слушая сказку, подмечать, какие голосовые интонации использовал
рассказчик; учить характеризовать героев сказки.
15. Разучивание потешки «Гуси – лебеди летели». Игра на ладошке «Ути –
ути». Повторение потешки «Наши уточки с утра».
Апрель.
16. Сказка «Репка» (театр кружек).
Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию знакомой сказки, сопровождая
показом кружек с картинками; учить соблюдать последовательность повествования.
Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять».
Вспомнить знакомую игру; учить синхронно выполнять все движения руками,
согласовывать движения со словами.
Май.
17. Разучивание потешки «Ехал Ваня на коне».
Игра на ладошке «Лошадки». Дидактическая игра «Кто чем питается».
18. Разучивание потешки «Жил – был у бабушки». Повторение потешки «Ладушки, ладушки». Проговаривание чистоговорок со звуком (г).
5. Список литературы
1. Е.А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.
2. М.Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.
3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.
4.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. – 224 с.
5.Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 2003 г.
6.Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 2005. - 399с.
7. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997 г.
8. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987 г.
9. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000 г.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. – 79 с.
10.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.
11. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78 с.
12. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. (Составитель Науменко Г.М.). Москва, 1988 г.
13. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.